RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

«Быть на стороне композитора во всем», — на пресс-конференции в ТАСС обсудили Конкурс «E-F-G»

27 сентября 2024

Конкурс на создание музыкального сочинения на тему «E-F-G» стартовал в сентябре прошлого года в рамках празднования 150-летия со дня рождения Елены Фабиановны Гнесиной. Впереди II тур – 30 сентября и 2 октября – два незабываемых дня, которые стоит посетить.

«Мы услышим живую актуальную музыку на профессионально-личную тему для нас. Профессиональную, потому что нам очень интересно, что сегодня происходит в области современной композиции. А личную, потому что «E-F-G» – это «ми-фа-соль» – это наша Елена Фабиановна Гнесина», – поделился ректор РАМ имени Гнесиных Александр Рыжинский.

На пресс-конференции генеральный директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов рассказал об истории появления монограммы, в частности, о теплых взаимоотношениях Елены Гнесиной и Сергея Рахманинова. Его выступление сопровождалось демонстрацией архивных материалов с изображением нотного автографа.

Председатель жюри конкурса, народный артист РФ Александр Чайковский отметил, что написание музыки на основе анаграммы требует от композиторов особого мастерства и выразил надежду на то, что конкурс станет традиционным.

«На этих трех нотах мы ясно увидим кто есть кто, – заметил композитор. – Мне кажется, конкурс даст очень интересные результаты, и он будет очень полезен для композиторов, особенно для студентов».

Заведующий кафедрой композиции РАМ имени Гнесиных, член жюри конкурса Кузьма Бодров обратил внимание на то, что у всех конкурсантов очень разные по стилю и языку сочинения: «Есть довольно трудные, они будут предъявлять большие требования к публике. Но публику нужно приучать слушать новую музыку, и она не всегда бывает на слух благозвучна, иногда в нее надо вслушиваться. Но есть также сочинения, связанные с более традиционным взглядом на гармонию, на понятие языка. Поэтому у меня большие ожидания от конкурса. Но самый главный азарт в том, что это живое исполнение. Наверное, прозвучать для композиторов – это и есть победа».

На пресс-конференции проректор по учебной и воспитательной работе РАМ имени Гнесиных Святослав Голубенко сообщил, что всего на конкурс было прислано 48 работ: «Двадцать из них в номинации для фортепиано или фортепиано в четыре руки, девять для камерного хора и остальные девятнадцать – это те сочинения, которые предполагались к исполнению камерным струнным оркестром. Авторов мы раскрывать пока не можем».

В преддверии концертов II тура пройдут встречи композиторов и исполнителей, на которых финалисты могут внести правки в интерпретацию своего сочинения.

«Мы, исполнители, должны быть максимально заинтересованы в том, чтобы воплотить в жизнь то, что задумал композитор. Моя личная позиция – быть на стороне композитора во всем», – отметил Александр Рыжинский.

В своем напутствии финалистам Александр Чайковский сказал: «Никакого значения, кто какую премию получит, не имеет. Существенной роли в жизни композитора она не сыграет. Самое главное – это понравится слушателям композитор или нет. Причем не ограниченной группе жюри, а публике».

Смотрите запись трансляции пресс-конференции в VK

Фото: Анна Бобрик