Фестиваль современной музыки Gnesin Week по традиции прошел осенью в формате четырехдневного интенсива с лекциями, практикумами и концертами на различных площадках Москвы. В этом году в фокусе внимания оказалась проблема восприятия музыки. Главным мотивом фестиваля стал тезис кураторов Татьяны Яковлевой и Ирины Севастьяновой: «Главная задача “Gnesin Week. Слышание” — не слушать новое, а услышать по-новому, поэтому здесь особенно важно взаимодействие участников и обмен мнениями. Это площадка, где, как мы надеемся, сформируется сообщество людей, не боящихся погружаться в неизвестное и активно обсуждать интересующие их вопросы».
Спикерами на образовательной программе выступили музыканты Юлия Мигунова, Петр Главатских, композитор Егор Савельянов, исследователь звука Глеб Глонти и музыкальный критик Илья Овчинников. Каждый из них предложил свой подход к восприятию музыки, опираясь на опыт собственных проектов и на примеры различных экспериментальных произведений. К обсуждению присоединились и слушатели лаборатории, отобранные по опен-коллу — не только музыканты и композиторы, но и философы, искусствоведы, культурологи, физики и математики. Отдельным сюжетом программы стала фигура драматурга и писателя Сэмюэля Беккета. Его творчеству, концепции тишины и пустоты был посвящен день в Мемориальном музее А.Н. Скрябина. Исследователь Элина Андрианова рассказала о его радиопьесах, режиссер Дмитрий Волкострелов поделился своим опытом постановок его пьес, а на концерте «Истории о Ничто» прозвучали сочинения, близкие к его эстетике — Мортона Фелдмана, Джона Кейджа, Владимира Раннева, Дарьи Звездиной, Сальваторе Шаррино и Туркара Гасымзаде, а также российская премьера пьесы Агаты Зубель Cascando, написанная на текст Беккета.
Совместно с главным партнером фестиваля — Центром электроакустической музыки, на Седьмом фестивале Gnesin Week были реализованы мультимедийные пьесы — на первом концерте «Апофения» в арт-пространстве «Артемьев» с участием CEAM Artist, и заключительном концерте «Искатели звука» с CEAM Percussions в Большом зале Музыкального училища имени Гнесиных. На открытии прозвучали российские премьеры электроакустических пьес Скотта Рубина для виолончели и танцовщицы и Хакки Дженгиза Эрена для электрогитары, а также две пьесы Владимира Горлинского и трио Чарльза Чампи — участника XIV Академии композиторов в Чайковском. Финальный концерт состоял из перкуссионных пьес и электроники. Впервые в России прозвучала пьеса Guetteurs de sons Жоржа Апергиса, классическое сочинение XX века «Пение птиц» Эдисона Денисова и новейшие пьесы, в числе которых написанные специально для музыкантов CEAM Percussion.
Название «Вращение сфер» объединило два концерта, выстроенных вокруг двух крупных инструментов — рояля и органа. Традиция сольных фортепианных концертов сложилась на фестивале давно; в них всегда сочетаются идеи кураторов и самих музыкантов. В этом году в программу вошли сочинения Джорджа Крама, Рачьи Есаяна, Александра Вустина и российская премьера Ольги Нойвирт. Органный концерт, прошедший в Храме святого Людовика, оказался самым богатым на премьеры и включал несколько пьес для органа и аккордеона. Специально для этого состава Алина Мухаметрахимова написала сочинение в формате сайт-специфик, музыканты впервые исполнили пьесу Николая Корндорфа «Вечное движение», написанную еще в 1985 году, а также российскую премьеру пьесы Алиссы Аски. Активное участие в концерте приняла органистка Анна Орлова, исполнив три сольных произведения; кроме того, она провела дневной мастера-клас «Как писать музыку для органа», прокомментировав новейшие приемы игра на инструменте.
Фото: Анна Бобрик, Александр Панов, Иван Старостин, Георгий Ганищев