RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

Захарбекова Ирина Сергеевна

Доцент кафедры теории музыки

Захарбекова Ирина Сергеевна
Образовательная деятельность
Преподаваемые дисциплины:
Сольфеджио, Гармония, Методика преподавания сольфеджио, Педагогическая практика, Методика научно-исследовательской работы, Лекторская практика, Научно-исследовательская работа, Основы лекторского мастерства, Мастерство публичных выступлений, Музыкальная педагогика в ДШИ
Реализация дисциплин в рамках образовательных программ:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство, 53.03.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство, 53.04.01 Музыкально-инструментальное искусство, 53.04.04 Дирижирование, 53.04.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство
Образование
Уровень образования
Высшее образование
Наименование направления подготовки/специальности, в том числе научной
Музыковедение, Музыкальное искусство
Квалификация
Музыковед, преподаватель
Ученая степень
кандидат искусствоведения
Ученое звание
доцент
Стаж работы
Общий стаж работы
25 лет
Опыт работы в профессиональной сфере, соответствующей образовательной деятельности по реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
12 лет

Биография

Музыковед, педагог, музыкально-общественный деятель, исполнитель.

В 2010 году окончила РАМ имени Гнесиных (класс проф. — Т. В. Цареградской). В 2013 году — аспирантуру РАМ имени Гнесиных (научный руководитель — Т. В. Цареградская).

Тема кандидатской диссертации: «Художественный мир музыкально-театральных произведений Мориса Равеля».

Профессиональным становлением обязана преподавателям Л. А. Загвоздиной, Н. С. Дубовой, В. Д. Нырковой. В 2011 году прошла курсы французского языка в Университете Лаваля (Канада, Квебек) и там же стажировку в 2012 году. Владеет английским и французским языками.

В 2020 году прошла онлайн курсы «Copyright Law in the Music Business» (Berklee college of music) и «Speak English Professionally: In Person, Online & On the Phone» (Georgia Institute of Technology).

Педагогическую деятельность начала с преподавания в детской музыкальной и общеобразовательной школах. В 2003-2005 годах работала преподавателем музыкальной литературы и сольфеджио в ДМШ г. Электроугли; в 2009-2010 годах — педагог дополнительного образования в СОШ № 1243 (г. Москва); в 2010-2015 годах — преподаватель сольфеджио в ДМШ им. Шостаковича (г. Москва).

С 2013 года преподает на кафедре теории музыки РАМ имени Гнесиных. Разработала ряд рабочих программ по дисциплинам «Сольфеджио» и «Гармония» (для бакалавриата — этномузыкология, компьютерная композиция, музыкальная журналистика), «Аранжировка и гармонизация» (для бакалавриата — фортепиано), «Музыкальная педагогика в ДШИ» (для бакалавриата — музыкальная педагогика), «Методика НИР» (для магистратуры — разные специальности), «Основы лекторского мастерства» (для бакалавриата — музыкальная журналистика, музыковедение), «Лекторская и педагогическая практики» (для бакалавриата и специалитета — музыковедение).

20-25 января 2020 года выступала с мастер-классами на международном форуме сольфеджистов «Sentiamoci 2020: ear-training workshop» (Парма, Италия).

В 2010-2012 годах работала обозревателем в журнале «Седьмой континент: столичное ревю» (г. Москва).

Занимается музыкально-просветительской деятельностью: автор и ведущая литературно-музыкальных композиций и концертов классической музыки в г. Москве (в том числе «Пречистенские пятницы» в Центральном Доме Ученых, «Январские вечера 2012, 2013», XVI Московский международный фестиваль юных солистов, Московский международный фестиваль «Рандеву», «МАБА-фест» и др.). Дипломант VI-ого Всероссийского фестиваля-конкурса музыкально-просветительских программ (программа «Взрослая жизнь детской души Мориса Равеля», Москва, 2011) и обладательница Гран При на IV-ом Всероссийском фестивале-конкурсе музыкально-просветительских программ (программа «Точу о кожи всей Кордовы лобзаний нож», Москва, 2009).

Выступает в качестве пианиста-концертмейстера в вокальных и инструментальных ансамблях академического и неакадемического направления.

Является редактором ряда сборников научных статей РАМ имени Гнесиных. С 2017 года — редактор сетевого электронного периодического научного издания «Современные проблемы музыкознания». Регулярно выступает в качестве докладчика на международных научных конференциях в Москве, таких как «Музыкальная наука в контексте культуры», «Опера в музыкальном театре: история и современность», «Научные школы в музыковедении XXI века» и другие. Принимает участие в организации и проведении различных научных, просветительских и учебно-методических мероприятий в РАМ им. Гнесиных.

В 2021 г. награждена Нагрудным знаком «Молодой ученый» Министерства науки и высшего образования.

Автор статей в сборниках «Исследования молодых музыковедов», «Гнесинская научная школа XXI века», «Музыкальная наука в контексте культуры», «Опера в музыкальном театре: история и современность», Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии и др.; в журналах «Музыковедение», «Театр. Живопись. Кино. Музыка», «Музыкальная академия», «Ученые записки РАМ имени Гнесиных», «Современные проблемы музыкознания» и др.

Список публикаций:

  • Захарбекова И. С. Художественный мир музыкальных произведений Мориса Равеля: образные константы и поэтика: учебно-методическое пособие. М.: ООО «Сам Полиграфист», 2020. 110 с. ISBN: 978-5-00166-058-3;

  • Захарбекова И. С. Музыкально-театральные сочинения М. Равеля в контексте французской культуры начала ХХ в.: учебно-методическое пособие. М.: РАМ имени Гнесиных, 2018. 150 с. ISBN: 978-5-00077-704-6. Захарбекова И. С. «Учись, старайся, копи чемодан знаний»: уроки Веры Дмитриевyы Нырковой // Ученые записки РАМ имени Гнесиных. 2020, №1. С. 102-108. ISSN 2227-9997;

  • Захарбекова И. С. Эстрадная аранжировка как материал для урока сольфеджио // Эстрадно-джазовое искусство: история, теория, практика. Сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. М.: «Академический проект», 2020. C. 266-273. ISBN 978-5-8291-348-6;

  • Захарбекова И. С. Тема детства во французской музыке XIX века: к постановке проблемы // Современные проблемы музыкознания. 2019, № 4, С. 3-32. URL: http://gnesinsjournal.ru/wp-content/uploads/2020/01/1.-Zacharbekova-article-2019-4.pdf. ISSN: 2587-9731;

  • Захарбекова И. С., Нагина Д. А. Международный научный форум «Опера в музыкальном театре: история и современность» // Современные проблемы музыкознания. 2019, Специальный выпуск. С. 3-80. URL: http://gnesinsjournal.ru/wp-content/uploads/2019/12/1.-Zacharbekova-Nagina-article-2019-спец-ред.pdf;

  • ISSN: 2587-9731;

  • Захарбекова И. С. Равель-аранжировщик: к вопросу о работе композитора над фортепианными и оркестровыми транскрипциями» // Современные проблемы музыкознания. 2019, № 3, С. 44-72. URL: http://gnesinsjournal.ru/wp-content/uploads/2019/11/3.-Zakharbekova-2019-3.pdf. ISSN: 2587-9731;

  • ISSN: 2587-9731;

  • Захарбекова И. С. Парижская Opéra Comique в начале XX века: менеджмент, руководство, репертуар // Опера в музыкальном театре: история и современность. Сборник статей по материалам Международной научной конференции 11-15 ноября 2019 г. Том 2. / ред.-сост. И. П. Сусидко. М.: РАМ имени Гнесиных, 2019. С. 331-338. ISBN 978-5-8269-0253-0 (Т. 2);

  • Захарбекова И. С., Букури Н. С. «Час» и «часы» в либретто «Испанского часа» М. Равеля – Франк-Ноэна: игра слов и звуков // Музыкальная академия. 2019 (766), № 2. С. 134-146. ISSN 0869-4516;

  • Захарбекова И. С., Нагина Д. А.  Музыкальная наука сегодня: взгляд молодого исследователя // Ученые записки РАМ имени Гнесиных. 2019, № 2. С. 79-81. ISSN 2227-9997;

  • Захарбекова И. С. Тенор-триал и баритон-мартен в музыкальном театре М. Равеля [Электронный ресурс] // Современные проблемы музыкознания. 2018 № 1. С. 72-100. URL: http://gnesinsjournal.ru/wp-content/uploads/2018/04/3.-Zacharbekova-article.pdf. ISSN: 2587-9731;

  • Захарбекова И. С. «A la manière de…»: о некоторых особенностях стилизации у Мориса Равеля // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2017 № 3 (22). С. 3-14. ISSN: 2227-9997;

  • Захарбекова И. С. Сюжеты балетов Мориса Равеля: источники и принципы формирования [Электронный ресурс] // Современные проблемы музыкознания. 2017 №м2. С. 62-75. URL: http://gnesinsjournal.ru/wp-content/uploads/2017/11/4.-Zakharbekova-article.pdf. ISSN: 2587-9731;

  • Захарбекова И. С. О курсе «Аранжировка и гармонизация» для пианистов-бакалавров РАМ имени Гнесиных // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии: Сб. статей / сост. и отв. ред. Е. С. Дерунец. М.: ПРОБЕЛ-2000, 2017. С. 239-246. ISBN 978-5-98604-631-0;

  • Захарбекова И. С. Из опыта создания литературно-музыкальной композиции // Просветительская деятельность в контексте музыкального образования / Сб. статей. М.: Издательство “Перо”, 2015. С. 34-51. ISBN 978-5-00086-773-0;

  • Захарбекова И. С. О деятельности музыковеда-просветителя // Методологические вопросы курса фортепиано в аспекте просветительства. Сборник статей / Составители: В. Д. Ныркова, О. А. Якупова. М.: РАМ имени Гнесиных, 2014. С. 57-66;

  • Захарбекова И. С. «Моя матушка-гусыня» М. Равеля: между детским и взрослым // Гнесинская научная школа-ХХI век.  Сборник трудов 186 (4). М.: РАМ имени Гнесиных, 2014. С. 88-109 (0,9 п. л.) ISSN 2073-9095;

  • Захарбекова И. С. Художественный мир музыкально-театральных сочинений Мориса Равеля: основные константы // Музыковедение. 2013. № 10. С. 36-42. ISSN: 2072-9979;

  • Захарбекова И. С. Музыкальный театр Мориса Равеля: особенности жанра в «Испанском часе» // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2013. № 2. С. 142-160. ISSN: 2071-6818;

  • Захарбекова И. С. Музыкальный театр Мориса Равеля: механический танец в «Вальсе» и «Болеро» // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2013. № 3. С. 152-169. ISSN 1998-8745;

  • Захарбекова И. С. «Дитя и волшебство» М. Равеля – спектакль для детей? (к вопросу о жанрово-стилистических особенностях произведения) // Исследования молодых музыковедов: межвузовский сборник научных трудов аспирантов. М.: РАМ имени Гнесиных, 2011. С. 179-187.

Сведения о повышении квалификации

  • информация дополняется