RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

Васильев Юрий Вячеславович

Доцент кафедры истории музыки

Васильев Юрий Вячеславович
Образовательная деятельность
Преподаваемые дисциплины:
Архивно-библиографическая практика, История музыки, История музыки (зарубежной, отечественной), История русской музыки, Источниковедение и текстология, Методика преподавания профессиональных дисциплин, Научно-исследовательская работа, Педагогическая практика, Музыкальная текстология и источниковедение, Педагогическая практика
Реализация дисциплин в рамках образовательных программ:
53.03.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство, 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство, 53.03.03 Вокальное искусство, 53.04.02 Вокальное искусство, 53.04.04 Дирижирование, 53.04.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство, 53.04.01 Музыкально-инструментальное искусство, 53.05.05 Музыковедение, 53.05.06 Композиция
Образование
Уровень образования
Высшее образование
Наименование направления подготовки/специальности, в том числе научной
Музыковедение, Музыкальное искусство
Квалификация
Музыковед, преподаватель
Ученая степень
кандидат искусствоведения 
Ученое звание
доцент
Стаж работы
Общий стаж работы
46 лет
Опыт работы в профессиональной сфере, соответствующей образовательной деятельности по реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
37 лет

Биография

Педагог, музыковед.

В 1973 г. закончил Псковское музыкальное училище, в 1978 г. — Ленинградскую консерваторию, в 1985 г. — аспирантуру (научный руководитель в консерватории и аспирантуре — Е. А. Ручьевская).

Педагогическую деятельность начал в 1977 году в Ленинградском музыкальном училище имени Мусоргского. Затем работал в Казанской консерватории и Тверском государственном университете.

В 1987 г. в Ленинградской консерватории защитил кандидатскую диссертацию «Становление художественного текста в творчестве П. И. Чайковского (на материале рукописей произведений 1890-х годов)».

С 1994 г. работает в РАМ имени Гнесиных на кафедре истории музыки (с 1999 г. — доцент). Ведет курсы «История отечественной музыки» (XIX-начало XX столетий) у музыковедов и исполнителей, спецкурс «Музыкальное источниковедение и текстология» у музыковедов (специалитет и бакалавриат), методику преподавания музыкальной литературы (ИТК, все профили), архивную и педагогическую практику (у них же), спецкласс, руководит написанием магистерских диссертаций.

За время работы класс по специальности закончили 11 человек, написаны и защищены 4 аттестационных работы у аспирантов-исполнителей (Морковина, Котнова, Сайкович, Палазник) и 8 магистерских диссертаций.

Круг основных научных интересов — русская музыка XIX-начала XX столетий и проблемы источниковедения и текстологии.

Являлся участником создания учебно-методических пособий для преподавателей и учащихся ДМШ, ДШИ и музыкальных училищ (колледжей) по музыкальной литературе: автор учебно-методических комментариев к аудиовизуальным клавирам опер «Снегурочка», «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила». М.: МИД Ландграф, 2007. 3, 88 п. л.

Основные научные публикации:

  • Этапы творческой работы П. И. Чайковского над произведениями 1890-х годов: (на основе текстологического анализа рукописей) // П. И. Чайковский. Наследие: [Сб. науч. статей]. СПБ, 2000. Вып. 2;
  • Интонационный отбор в творческом процессе М. И. Глинки: На примере материала оркестровых произведений // Процессы музыкального творчества [Текст] / РАМ имени Гнесиных; ред.-сост. Е. В. Вязкова. М.: РАМ имени Гнесиных. Вып. 6: Сборник трудов № 162 / РАМ имени Гнесиных. 2003;
  • Рахманинов и символизм: статья // Музыкальная академия. 2008. № 4;
  • К реконструкции «Характерных танцев» П. И. Чайковского: статья // Процессы музыкального творчества: сб. трудов. Вып. 11. М.: РАМ имени Гнесиных, 2010;
  • «Музыка эпохи» в юношеских сочинениях П. И. Чайковского (на примере «Анастасия-вальса») // Екатерина Александровна Ручьевская. К 90-летию со дня рождения: сб. статей / СПбГК имени Н. А. Римского-Корсакова. СПб, 2012;
  • Парадоксы Второй симфонии Чайковского // Екатерина Александровна Ручьевская. К 90-летию со дня рождения: сб. статей / СПбГК имени Н. А. Римского-Корсакова. СПб, 2012;
  • Феномен «Могучей кучки» в контексте русской музыкальной культуры середины 1850-х — 1860-х годов // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2013. № 2;
  • Элементы статистического метода при исследовании художественного стиля Чайковского (на примере романсовой музыки композитора) // Чайковский и XXI век: диалоги во времени и пространстве: материалы международной научной конференции / ВМОМК имени М. И. Глинки / ред.-сост. А. В. Комаров. СПб, 2017.

Сведения о повышении квалификации

  • информация дополняется