RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

Валькова Вера Борисовна

Профессор кафедры истории музыки

Валькова Вера Борисовна
Образовательная деятельность
Преподаваемые дисциплины:
История зарубежной музыки, История музыки (зарубежной, отечественной), История русской музыки, Научно-исследовательская работа, Специальный класс; научное руководство дипломными работами музыковедов, диссертациями магистрантов, аспирантов
Реализация дисциплин в рамках образовательных программ:
53.03.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство, 53.05.05 Музыковедение, 53.04.01 Музыкально-инструментальное искусство, 50.06.01 Искусствоведение
Образование
Уровень образования
Высшее образование
Наименование направления подготовки/специальности, в том числе научной
Музыковедение, Музыкальное искусство
Квалификация
Музыковед, теоретик и педагог музыкального училища
Ученая степень
доктор искусствоведения
Ученое звание
профессор
Стаж работы
Общий стаж работы
48 лет
Опыт работы в профессиональной сфере, соответствующей образовательной деятельности по реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
48 лет

Биография

Музыковед, профессор, член Союза композиторов России.

В 1971 с отличием окончила Горьковскую государственную консерваторию имени М. И. Глинки по специальности музыковедение (дипломная работа на тему: «Музыкальная драматургия Второй симфонии В. Лютославского», научный руководитель Б. С. Гецелев). В том же году начала преподавательскую работу в Горьковской консерватории.

В 1977 году окончила аспирантуру ГМПИ имени Гнесиных в Москве (научный руководитель — В. П. Бобровский). В 1981 году защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Новые виды тематизма в советской симфонической музыке 1960-1970-х годов».

С 1985 года — доцент, с 1991 года профессор кафедры истории музыки в Нижегородской консерватории имени М. И. Глинки. В 1993 году защитила докторскую диссертацию на тему «Музыкальный тематизм — мышление — культура».

С 2000 года живет и работает в Москве, совмещала до 2009 года должность профессора кафедры истории музыки в Российской академии музыки имени Гнесиных с преподаванием в Нижегородской консерватории, а с 2008 года — с работой в должности ведущего научного сотрудника в Государственном институте искусствознания.

Студенты В. Б. Вальковой неоднократно становились лауреатами конкурсов научных работ (среди них — А. Бибикова, Е. Ключникова). Под научным руководством В. Б. Вальковой подготовлены и защищены 13 кандидатских диссертаций.

В разные годы была председателем Государственной комиссии на выпускных экзаменах в Музыкальном училище имени Гнесиных в Москве, в Красноярской академии музыки и театра, Казанской государственной консерватории, Нижегородской государственной консерватории.

В течение нескольких лет В. Б. Валькова была заместителем председателя Диссертационного совета при Казанской консерватории, членом Диссертационных советов при Нижегородской консерватории и РАМ имени Гнесиных.

В 1996 году В. Б. Валькова была руководителем проекта «Искусство ХХ века: уходящая эпоха?» в Нижнем Новгороде (Международная научная конференция, выставки, концерты).

В. Б. Валькова является организатором ряда научных конференций, проводившихся в РАМ имени Гнесиных:

  • в 2007 году — «Социология музыки: новые стратегии в гуманитарных науках»;
  • в 2010 году — «Музыковедческий форум 2010», ставший циклом международных научных конференций (проводится раз в два года).

В 2013-2016 гг. В. Б. Валькова — руководитель научно-исследовательского центра «Музыкальное искусство в системе межкультурных взаимодействий» при РАМ имени Гнесиных.

В. Б. Валькова — участник многих международных научных конференций в России и за рубежом: в Москве, в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Волгограде, Красноярске, Тампере (Финляндия), в Вильнюсе (Литва), в Берлине, Лёвене (Бельгия), Лондоне.

В. Б. Валькова выступает с лекциями и мастер-классами в разных вузах страны: Красноярске (2006), Волгограде (2005, 2008), в Государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) города Москвы. «Дирекция образовательных программ в сфере культуры и искусства» (ГБУ ДПО г. Москвы «ДОП СКИ» (декабрь 2020).

Участие в международных научных конференциях:

  • Международная конференция «Романтизм: истоки и горизонты». РАМ имени Гнесиных, МГК имени П. И. Чайковского, 24-26 февраля 2011. Доклад на тему «Романтизм как основа рецепции творчества С. В. Рахманинова»;
  • Международная конференция «С. С. Прокофьев в современном мире». 27-30 апреля 2011. Доклад на тему «Модель большой русской симфонии в творчестве Прокофьева»;
  • Международная конференция «Музыковедение в XXI веке». РАМ имени Гнесиных, 3-5 апреля 2012. Доклад на тему «Символика сна в поэме „Колокола“ Э. По — К. Бальмонта — С. Рахманинова»;
  • Международная конференция «Символизм как художественное направление: взгляд из XXI века». ГИИ, 16-19 апреля 2012. Доклад на тему «Сокровенные смыслы поэмы „Колокола“ Э. По — К. Бальмонта — С. Рахманинова»;
  • Международная конференция «Актуальность истории: о высшем музыкальном образовании в Нижнем Новгороде», 11-12 декабря 2011. Доклад на тему «Третья симфония Р. М. Глиэра: опыт обновления русской эпической традиции»;
  • Международная конференция «С. В. Рахманинов и мировая культура». 15-16 мая 2013. Доклад на тему: «Символика сна в поэме „Колокола“ С. Рахманинова»;
  • «Наследие Рахманинова в культурном универсуме». РГПУ имени А. И. Герцена, Санкт-Петербург, 21-23 марта 2013. Доклад на тему: «Интертекстуальные диалоги в поэме С. В. Рахманинова „Колокола“»;
  • Международная конференция «Рахманинов и XXI век. Прошлое и настоящее». МГК имени П. И. Чайковского, ВМОМК имени М. И. Глинки. Русское музыкальное издательство. 18-20 апреля 2013. Доклад на тему: «Интертекстуальные диалоги в поэме С. В. Рахманинова „Колокола“»;
  • The International Conference Sociocultural Crossings and Borders. Musical Microhystories. Vilnius, 4-7 September 2013. Доклад на тему: «Inter-Textual Dialogues in Sergey Rakhmaninov’s Poem The Bells»;
  • EuroMAC-2014. Leuven. Eight European Music Analysis Conference 17-19 September 2014. Доклад на тему: «The Category of „spread-out Theme“ in Contemporary Russian Music Theory» [Понятие «рассредоточенная тема» в современной российской теории музыки];
  • II научное собрание памяти С. В. Рахманинова. Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка», Тамбовская область, 14-15 мая 2015. Доклад на тему: «Рахманинов и музыкальные идиомы Серебряного века»;
  • II конгресс Общества теории музыки. «Школы и направления в музыкальной науке, исполнительском и композиторском творчестве». МГК имени П. И. Чайковского, 26-29 сентября 2015. Доклад на тему: «Понятие „музыкальная идиома“ в отечественной научной традиции: опыт осмысления и применения»;
  • Международная конференция «С. В. Рахманинов и проблема исторической памяти России». Санкт-Петербург, Арт-холдинг «Рахманинов», 3-4 декабря 2015. Доклад на тему: «Лондонский дебют С. В. Рахманинова: материалы к биографическому сюжету»;
  • Международная научная конференция «Музыковедческий форум 2016». РАМ имени Гнесиных, ГИИ, 3-5 октября 2016. Доклад на тему: «Биография музыканта в свете принципов микроистории»;
  • Международная научная конференция «Музыка в диалоге культур и цивилизаций. К 70-летию Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки». Нижний Новгород, 14-18 ноября 2016. Доклад на тему: «Лондонский дебют С. В. Рахманинова: материалы к биографическому сюжету»;
  • Международная научная конференция «Научные идеи В. П. Бобровского в контексте современного музыкознания. К 110-летию со дня рождения В. П. Бобровского (1906-2016)». Уфа, 22-24 ноября 2016. Доклад на тему: «Вокруг Десятой симфонии Д. Шостаковича: к истории рецепции произведения»;
  • Международная научная конференция «Russia and the Musical World: Nineteenth-Century Networks of Exchange». The Goldsmith University, London, December 16. Доклад на тему: «S. V. Rachmaninov’s Debut in London: Materials for a Biographic Episode»;
  • Международная конференция «Музыкальный мир С. В. Рахманинова на рубеже XX–XXI веков: проблемы диалога культур». Ростовская гос. консерватория имени С. В. Рахманинова, 17-20 октября 2017. Доклад на тему: «Биографический документ как источник незнания: из опыта работы над Летописью жизни и творчества С. В. Рахманинова»;
  • III конгресс Общества теории музыки. «Революция в истории музыкальной культуры (к столетию революции 1917 года)». МГК имени П. И. Чайковского. 25-29 сентября 2017. Доклад на тему: «С. В. Рахманинов и русская революция»;
  • Конференция «Рахманиновские дни. К 145-летию со дня рождения С. В. Рахманинова». Российский национальный музей музыки. 3 апреля 2018 г. Доклад «Загадки биографии С. В. Рахманинова»;
  • Конференция «Рахманиновские дни. К 145-летию со дня рождения С. В. Рахманинова. ДМШ имени С. В. Рахманинова. 5 апреля 2018 г. Доклад «„Слава“ или „Славься“: об одном хоровом произведении С. В. Рахманинова»;
  • Международная научная конференция «С. В. Рахманинов и мировая культура. К 145-летию со дня рождения композитора». Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка». 17-18 мая 2018 г. Доклад «Микротематизм Рахманинова и его аналоги в музыке начала ХХ века»;
  • Международная научная конференция «С. В. Рахманинов и мировая культура. К 145-летию со дня рождения композитора». Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка». 17-18 мая 2018 г. Доклад «С. В. Рахманинов и политические события в России начала ХХ века»;
  • II Международная научно-практическая конференция «Гнесинские педагогические школы: история и современность». Российская академия музыки имени Гнесиных. 27-29 февраля 2019. Доклад «Учительство как свойство личности: В. П. Бобровский»;
  • Международная научная конференция «Римский-Корсаков — 175. Год за годом». Санкт-Петербург, 2019. 18-21 марта 2019. Доклад «Н. А. Римский-Корсаков в творческой судьбе С. В. Рахманинова»;
  • Международная научная конференция «Музыкальная композиция: от интенции к опусу». Российская академия музыки имени Гнесиных. 9-11 апреля 2019. Доклад: «Интонационные модели Н. А. Римского-Корсакова в музыке С. В. Рахманинова»;
  • IV Международный конгресс Общества теории музыки. «Термины, понятия и категории в музыковедении». Казань, 2-5 октября 2019. Доклад: «„Микротематизм“: перспективы применения и уточнения музыковедческого понятия»;
  • «Музыковедческий форум 2020» Москва, РАМ имени Гнесиных совместно с ГИИ. Доклад: «Третья симфония С. В. Рахманинова: повороты судьбы и капризы моды»;
  • XXI Международная научная конференция «Русские музыкальные архивы за рубежом — зарубежные музыкальные архивы В России». МГК. 24 марта 2021. Доклад «Новое о лондонском дебюте С. В. Рахманинова (по архивным фондам Британской библиотеки)»;
  • IV Международная научная конференция «Музыкальная композиция: исторические метаморфозы». РАМ имени Гнесиных 14 апреля. Доклад: «Микропроцессы в музыкальной форме: пути научного осмысления»;
  • Международная конференция «С. В. Рахманинов в современном мире». Межрегиональная общественная организация «Рахманиновское общество». 25 мая 2021. Доклад: «Третья симфония С. В. Рахманинова: повороты судьбы и капризы моды».

В. Б. Валькова — автор монографий:

  • «Музыкальный тематизм — мышление — культура» (Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского гос. университета имени Н. И. Лобачевского, 1992);
  • «С. В. Рахманинов и русская музыкальная культура его времени» Тамбов: Изд-во Першина Р. В., 2016;
  • «Летопись жизни и творчества С. В. Рахманинова. Часть 1: 1873-1899), Тамбов: Изд-во Першина Р. В., 2017.

Ею опубликовано более 100 научных работ, посвященных проблемам музыкального тематизма, истории отечественной музыкальной критики, музыкальной культуры рубежа XIX-XX веков, творчеству В. Лютославского, Д. Шостаковича, А. Шнитке, М. Мусоргского, С. Рахманинова, Р. Леденева и др.

Автор ряда статей для «Музыкальной энциклопедии» (1981). Редактор-составитель нескольких научных сборников.

Основные публикации:

  • Большая русская симфония как феномен музыкальной культуры рубежа XIX-XX веков // Музыкальная академия. 2011. № 2. С. 10-13;
  • Русские музыканты среди художественных группировок Серебряного века // Музыка и время. 2012. № 2. С. 18-21;
  • Третья симфония Р. М. Глиэра: опыт обновления русской эпической традиции // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Нижний Новгород. 2012. № 2. С. 61-67;
  • Вне лозунгов и корпораций: русские музыканты среди художественных группировок Серебряного века // Музыка в содружестве искусств и философско-эстетическая мысль. Аспекты исторического музыкознания — V. Харьков, 2012. С. 29-40;
  • Fenomen Pierwszej symfonii Rachmaninowa. Przeklad Piotra Nikolskiego // http://www. demusica. pl/?Pismo_Muzykalia: Muzykalia_XIV%2FZeszyt_rosyjski_2;
  • Сокровенные смыслы поэмы «Колокола» Э. По — К. Бальмонта — С. Рахманинова // Символизм как художественное направление: Взгляд из XXI века. Сб. статей. / Отв. ред: Н. А. Хренов, И. Е. Светлов. М.: Государственный институт искусствознания, 2013. С. 110-118;
  • Музыкально-поэтические диалоги в поэме С. В. Рахманинова «Колокола» // Музыкальная академия. 2013. № 2. С. 11-20;
  • Феномен Первой симфонии С. В. Рахманинова // Наследие: русская музыка — мировая культура. XVIII-XIX век. М.: МГК имени П. И. Чайковского, 2013;
  • Valkova Vera. The Category of «spread-out Theme» in Contemporary Russian Music Theory (Понятие «рассредоточена тема» в современной российской теории музыки) // EuroMAC — 2014. Leuven. Eight European Music Analysis Conference. 17-19 September 2014. Abstracts. P. 379;
  • «Рассредоточенная тема»: пути отечественного музыкознания в зеркале истории одного понятия // Проблемы музыкальной науки. Российский научный журнал. 2015. № 2 (19). С. 16-21;
  • Val’kova Vera. Intertextual Dialogs in Rachmaninov’s The Bell // Sociocultural Crossings and Borders: Musical Microhistories. / Editing and Compiling Rūta Stanevičiūtė, Rima Povilionienė. Vinius: Lithuanian Academy of Music and Theatre, 2015. P. 470-480;
  • С. В. Рахманинов и музыкальная Москва: 1880-1890-е годы // Вестник славянских культур: науч.-информ. журн. / учредитель ФГБОУ ВПО «ГАСК». 2015. № 4 (38), декабрь. М.: «ГАСК», 2015. С 182-205;
  • Интертекстуальные диалоги в поэме Рахманинова «Колокола» // Рахманинов и XXI век. Прошлое и настоящее: сборник статей / ред.-сост. И. А. Скворцова. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2016. С. 64-73;
  • Лондонский дебют С. В. Рахманинова: материалы к биографическому сюжету // С. В. Рахманинов и проблема исторической памяти России: материалы Международной научно-практической конференции, 3-4 декабря 2015 года, Санкт-Петербург / Арт-Холдинг «Рахманинов», Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка»; ред. сост. И. Н. Вановская. Тамбов: Изд-во Першина Р. В., 2016. С. 188;
  • С. В. Рахманинов и русская музыкальная культура его времени. Сборник статей: сборник статей / В. Б. Валькова; отв. ред. И. Н. Вановская; Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка», Гос. ин-т искусствознания. Тамбов: Издательство Першина Р. В., 2016. С. 200;
  • С. В. Рахманинов: Летопись жизни и творчества. Часть 1: 1873-1899. Тамбов: Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка», 2017. С. 276;
  • Понятие «музыкальная идиома» в отечественной научной традиции: опыт применения и осмысления // Журнал ОТМ. 2017. № 1. Код доступа: http://journal-otmroo. ru/node/6;
  • Valkova V. B. The Category of the «Spread-out Theme» in Contemporary Russian Music Theory // Topical areas of fundamental and applied research [Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований] XII Vol. 1 spc Academic Create Space 4900 La Cross Road, North Charleston, SC, USA 29406 2017. [Материалы XII Международной научно-практической конференции «Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований» 5-6 июня 2017 г.]. North Charleston, USA Том 1 P. 14-23;
  • Современное музыкознание и принципы микроистории // Музыкальная академия. 2017. № 1. С. 67-70;
  • Валькова В. Б., Медведева И. А. Обзор публикаций о С. В. Рахманинове. Интервью в связи с выходом в свет «Летописи жизни и творчества С. В. Рахманинова» // Музыкальное обозрение. 2017. № 11 (419-420);
  • Валькова В. Б. Виктор Петрович Бобровский // Записки Мемориального музея-квартиры Ел. Ф. Гнесиной. Вып. 3. По страницам Гнесинских чтений. М., 2018. С. 152-157;
  • Валькова В. Б. Биографический документ как источник незнания (из опыта работы над «Летописью жизни и творчества С. В. Рахманинова) // Музыкальный мир С. В. Рахманинова на рубеже XX-XXI веков: проблемы диалога культур. Ростов-на-Дону, 2017. С. 23-36;
  • Валькова В. Б. С. В. Рахманинов и русская революция // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2018, № 2. С. 27-41;
  • Валькова В. Б. Рецензия на книгу: А. Т. Гречанинов. Воспоминания. Публикации. Переписка. В 2-х т. / Сост, вступ. статья, комм. Е. Б. Сигейкиной. М.: Музыка, 2017 // Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. № 2, апрель-июнь 2018. С. 187-190;
  • Валькова В. Б. Вокруг Десятой симфонии Шостаковича: к истории рецепции произведения // Жизнь музыки. Вып. 2. К 110-летию со дня рождения Виктора Петровича Бобровского. М.: Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 2018. С. 202-212;
  • Валькова В. Б. Провинциальные конфликты: к проблеме «центр — периферия» в деятельности ИРМО // Музыка в системе культуры: научный вестник Уральской консерватории. Вып. 17. Императорское Русское музыкальное общество: на переломах истории: Материалы Международной научно-практической конференции / [отв. ред. Е. Е. Полоцкая]; Урал. гос. консерватория имени М. П. Мусоргского. — Екатеринбург: УГК, 2019. — С. 250: ил. С. 112-125. РИНЦ;
  • Валькова В. Б. Микротематизм: метаморфозы и научные ресурсы музыковедческого понятия // Музыкальная академия. 2019. № 3. С. 198-217;
  • Н. А. Римский-Корсаков в творческой судьбе С. В. Рахманинова // Римский-Корсаков — 175. Год за годом. Сборник тезисов Международной конференции 18-21 марта 2019. Санкт-Петербург, 2019. С. 26;
  • Intonation Models of N. A. Rimsky-Korsakov in the Music of S. V. Rakhmaninov. (Интонационные модели Н. А. Римского-Корсакова в музыке С. В. Рахманинова) // Техника музыкальной композиции. Музыкальная композиция: от интенции к опусу. Материалы III Международной научной конференции, 9-11 апреля 2019 г. / Под ред. И. П. Сусидко, Т. В. Цареградской, П. В. Луцкера, Н. В. Пилипенко, Ю. И. Агишевой. Тезисы докладов на англ. яз. М.: РАМ, 2019. С. 12;
  • Интонационные модели Н. А. Римского-Корсакова в музыке С. В. Рахманинова // Сетевой электронный научный журнал «Современные проблемы музыкознания» (РАМ имени Гнесиных). 2019. № 3;
  • Учительство как свойство личности: В. П. Бобровский // Гнесинские педагогические школы: история и современность. Сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции 27-28 февраля 2019 г. М.: РАМ имени Гнесиных, 2020. С. 176-183;
  • Письма в Лондон: новое о первом зарубежном выступлении С. В. Рахманинова // Проблемы музыкальной науки. 2020. Вып. 3. С. 204-218. Scopus. ISSN 1997-0854 (Print), 2587-6341 (Online) DOI: 10.33779/2587-6341.2020.3 / 204-218 ORCID: 0000-0002-5858-0613;
  • Биография музыканта в свете принципов микроистории // Диалектика классического и современного в музыке: новые векторы исследования. Тамаре Николаевне Левой посвящается. Ред.-сост. Т. Б. Сиднева; Нижегородская гос. консерватория имени М. И. Глинки. — Нижний Новгород: Изд-во Нижегородской консерватории, 2021. — С. 440, ил. С. 140-149;
  • Третья симфония С. В. Рахманинова: повороты судьбы и капризы моды // Проблемы музыкальной науки. 2021. Вып. 1. С. 28-37. ISSN 1997-0854 (Print), 2587-6341 (Online) DOI: 10.17674/1997-0854.2021.1.028-037 ORCID: 0000-0002-5858-0613.

Сведения о повышении квалификации

  • информация дополняется