RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

Сусидко Ирина Петровна

Заведующая кафедрой аналитического музыкознания, Главный редактор журнала «Современные проблемы музыкознания»

Сусидко Ирина Петровна
Образовательная деятельность
Преподаваемые дисциплины:
Музыкальная форма, Научно-исследовательская работа, Полифония, Преддипломная практика
Реализация дисциплин в рамках образовательных программ:
53.05.05 Музыковедение, 53.03.06 Музыкознание и музыкально – прикладное искусство, 53.05.06 Композиция, 53.04.02 Вокальное искусство, 53.04.04 Дирижирование, 50.06.01 Искусствоведение, 44.06.01 Образование и педагогические науки
Образование
Уровень образования
Высшее образование
Наименование направления подготовки/специальности, в том числе научной
Музыковедение, Музыкальное искусство
Квалификация
Музыковед, преподаватель
Ученая степень
доктор искусствоведения
Ученое звание
профессор
Стаж работы
Общий стаж работы
42 года
Опыт работы в профессиональной сфере, соответствующей образовательной деятельности по реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
39 лет

Биография

Родилась в 1958 году в г. Днепропетровске (Украина).

В 1983 году окончила ГМПИ имени Гнесиных, где ее педагогами были Р. Н. Берберов, И. А. Гивенталь, Б. Б. Ефименкова, Н. С. Гуляницкая. После обучения в аспирантуре (класс Ф. Г. Архаманова) защитила кандидатскую диссертацию на тему «Музыкальные драмы К. В. Глюка в контексте культуры эпохи Просвещения» (1988, Ленинградская консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова).

В 2000 году ею была защищена докторская диссертация «Опера seria: генезис и поэтика жанра» (Государственный институт искусствознания, Москва).

С 1984 года преподает в ГМПИ-РАМ имени Гнесиных, с 2003 года — профессор, с 2009 года заведует кафедрой аналитического музыкознания. И. П. Сусидко ведет курсы музыкальной формы, методики преподавания профессиональных дисциплин, руководит дипломными и диссертационными работами. Ею разработаны программы новых курсов истории театра оперы и балета, современного музыкального театра, оперной либреттистики, музыкальной рекламы.

В классе И. П. Сусидко защищено 37 дипломных работ и 17 кандидатских диссертаций.

Среди ее учеников — кандидаты искусствоведения:

  • Н. Пилипенко, доцент кафедры аналитического музыкознания, ученый секретарь диссертационного совета;
  • Т. Оганова, председатель предметной комиссии «Музыкальная литература», зав. отделом информационно-методического обеспечения РАМ имени Гнесиных (училище);
  • Л. Аристархова, ведущая и автор программ телеканала «Культура», доцент кафедры аналитического музыкознания РАМ имени Гнесиных и кафедры музыкально-прикладного искусства;
  • О. Емцова, выпускающий редактор радиостанций «Культура», «Звезда»;
  • Та Куанг Донг, проректор Ханойской консерватории;
  • Е. Пермякова, доцент Волгоградской консерватории имени П. Серебрякова, руководитель детского музыкального театра «Сады Си — ми — ре — ми — до» (Волгоград);
  • Т. Щукина, доцент Волгоградской консерватории имени П. Серебрякова;
  • В. Есаков, зав. кафедрой камерного ансамбля МГИМ имени Шнитке;
  • М. Хвостиков, солист Мюнхенского филармонического оркестра (Германия), лауреат международных конкурсов;
  • О. Емцова, выпускающий редактор радио «Звезда»;
  • Р. Нагин, руководитель PR-службы театра «Геликон-опера»;
  • Т. Коваленко, преподаватель музыкального училища (Пятигорск);
  • Д. Нагина, преподаватель кафедры аналитического музыкознания РАМ имени Гнесиных;
  • М. Фихтенгольц, известный журналист, критик, оперный продюсер.

В 1999-2000 гг. и 2001 г. И. П. Сусидко преподавала на музыковедческом факультете Университета г. Мюнстера (курсы истории итальянской оперы, русской музыки).
Трижды выигрывала научно-исследовательские гранты (Австрия, Германия, Италия), четырежды — гранты Российского гуманитарного научного фонда.

С 2000 г. И. П. Сусидко — ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, член редколлегии нескольких научных журналов, член научного совета Российского Общества теории музыки.

В 2009-2014 гг. — профессор Московского городского педагогического университета.

Сфера ее научных интересов: история и теория зарубежной музыки XVII-XX вв., музыкальная форма и анализ музыкальных произведений, история оперного театра, русская музыка в контексте европейской культуры, музыкальная педагогика.

Она является автором более 90 научных статей, четырех монографий, трех учебных пособий. В том числе:

  • «Итальянская опера XVIII века». Тт. 1 и 2. — М., 1998, 2004;
  • «Моцарт и его время». — М., 2008;
  • «Музыкальный театр XVIII века». — М., 2013.

За книгу «Итальянская опера XVIII века» отмечена грамотой Министерства культуры РФ.

Многократно выступала с докладами на международных конференциях в России и за рубежом. Была куратором ряда всероссийских и международных конференций, в том числе
И. П. Сусидко долгое время была руководителем СНТО академии, со дня основания диссертационного совета при РАМ имени Гнесиных являлась его ученым секретарем, в настоящее время — председатель совета, а также член диссертационного совета при Государственного институте искусствознания. Входит в научный комитет Общества теории музыки РФ.

С 2017 года — главный редактор сетевого периодического издания РАМ имени Гнесиных «Современные проблемы музыкознания», член редколлегии журналов «Старинная музыка» и «Ученые записки РАМ имени Гнесиных».

В 2020 году И. П. Сусидко были вручены Благодарность Министра культуры РФ и Почетная грамота Министерства науки и высшего образования РФ.

Данные о публикациях, участии в конкурсах, конференциях, фестивалях и т. д. преподавателя:

Монографии:

  • Луцкер П. В., Сусидко И. П. Итальянская опера XVIII века Ч. 1. Под знаком Аркадии М.: ГИИ, 1998;
  • Луцкер П. В., Сусидко И. П. Итальянская опера XVIII века. Ч. 2. Эпоха Метастазио. М.: Классика-XXI, 2004;
  • Луцкер П. В., Сусидко И. П. Моцарт и его время (в соавторстве с П. В. Луцкером) М.: Классика XXI, 2008. 2 изд. 2015. — С. 624.

Научные статьи:

  • Сусидко И. П. К проблеме изучения оперной реформы Глюка в училище и вузе // Вопросы преподавания музыкально-исторических дисциплин. Сб. тр.: ГМПИ имени Гнесиных. М., 1985. С. 158-174. 1 п. л;
  • Сусидко И. П. Глюк и классицизм // Музыка барокко и классицизма. Сб. статей: ГМПИ имени Гнесиных. Вып. 84. М., 1986. С. 113-127;
  • Сусидко И. П. О некоторых особенностях жанра оперы seria // Из истории западноевропейской оперы. Сб. тр. ГМПИ имени Гнесиных. Вып. 101. М., 1988. С. 56-74;
  • Сусидко И. П. Парадоксы затвердженных истин. К 250-летию со дня рождения К. В. Глюка // Музыкальная жизнь, 1989, № 19 (765). С. 19-21;
  • Сусидко И. П. Моцарт и Глюк // Советская музыка. 1991. № 12. С. 74-77;
  • Сусидко И. П. К проблеме межвидовых сопоставлений в искусстве: Глюк, Лессинг и Давид // Музыка в контексте духовной культуры. Сб. тр.: ГМПИ имени Гнесиных (межвузовский). М., 1992. С. 83-100;
  • Сусидко И. П. Оперная форма у Россини // Дж. Россини: современные аспекты исследования творческого наследия. Сб. статей. Киев, 1993. С. 41-46;
  • Сусидко И. П. С. Dahlhaus. Vom Musikdrama zur Literatur-oper // Музыкальная. Академия, 1993, № 3. С. 215-217;
  • Сусидко И. П. Проблема метода в музыкальной педагогике XVIII века // Музыкальное образование в контексте культуры. Сб. тр. по материалам всероссийской научно-практической конференции. М.: РАМ имени Гнесиных, 1994. С. 82-88. 0,4 п. л.;
  • Сусидко И. П. Клавирные вариации Моцарта: игра по правилам или игра правилами? // В. А. Моцарт. Вопросы стиля. Сб. статей: РАМ имени Гнесиных Вып. 135. М., 1996. С. 49-63;
  • Сусидко И. П. Симметрии и пропорции в музыке К. Дебюсси (24 Прелюдии для фортепиано) // Музыкальная конструкция и смысл. Сб. статей: РАМ имени Гнесиных. Вып. 151. М., 1999. С. 107-121;
  • Сусидко И. П. Ю Луцкер П. В. «Милосердие Тита» в Москве // Старинная музыка. 1999. № 3. С. 8-11;
  • Сусидко И. П. Истоки музыкальной классики XVIII века: синтез «северной» и «южной» традиций // Наука и искусство на рубеже тысячелетий. Материалы Международного научного конгресса 6-8 апреля 2000 г. Волгоград, 2000. С. 64-67;
  • Сусидко И. П. О принципе chiaroscuro (светотени) в итальянской опере seria // Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки. Сб. тр. ВГП. Воронеж, 2000. С. 12-26;
  • Сусидко И. П. Кастраты в опере // Э. Хериот. Кастраты в опере. М.: Классика XXI, 2001. Предисловие, научный комментарий. С. 5-10; 263-295;
  • Сусидко И. П. Россия и Запад: проблемы диалога // Русская музыка в контексте мировой художественной культуры. Материалы Всероссийской научной конференции 12-13 апреля 2002 г., г. Волгоград, 2002. С. 10-14;
  • Сусидко И. П. Метротектоника и Золотое сечение у Дебюсси (на немецком языке) // Musik und Aesthetik, 2002. H. 3. S. 5-15;
  • Сусидко И. П. Синтез искусств в опере: иллюзия или реальность? // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее. Сб. тр. по материалам международной научной конференции 24-26 сентября 2002 г. М. РАМ имени Гнесиных, 2002. С. 169-176;
  • Сусидко И. П., Луцкер П. В. Гендель и Порпора: две оперы на сюжет об Ариадне в Лондоне 1730-х годов // Мир искусств. Альманах. Вып. 5. СПб.: Алетейя, 2004. С. 537-562;
  • Сусидко И. П. О виртуозности, или Двойные стандарты в музыковедении // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии. Материалы международной научной конференции. М.: РАМ имени Гнесиных, 2004. C. 37-42;
  • Сусидко И. П. Моцарт и Вена // Ключ. Музыкальное приложение к журналу «Справочник руководителя образовательного учреждения». 2005 № 6. С. 1-30;
  • Сусидко И. П., Луцкер П. В. Новые тенденции в моцартоведении последних десятилетий // Старинная музыка. 2006. № 1. С. 2-5;
  • Soussidko I., Loutsker P. Johann Adolf Hasse in der russischen Musikkultur // Johann Adolf Hasse in seiner Zeit. Symposium vom bis 26 Maerz 1999, Hamburg. Mainz: Carus-Verlag, 2006. S. 193-207;
  • Сусидко И. П., Луцкер П. В. Новое знакомство с кавалером Глюком // Музыкальная академия. 2007. № 3. С. 192-194;
  • Сусидко И. П. Моцарт — «несентиментальный путешественник» // Классическое искусство от древности до ХХ века. Сб. научный статей Отдела классического искусства Запада. М.: ГИИ искусствознания, 2007. С. 189-206;
  • Сусидко И. П., Луцкер П. В. Новые тенденции в моцартоведении последних десятилетий // Моцарт и моцартианство. Сб. ст. М.: Композитор, 2007. С. 14-23;
  • Сусидко И. П. Моцарт-вундеркинд: первые шаги в композиции // Моцарт и моцартианство. Сб. ст. / Ростовская государственная консерватория имени С. Рахманинова. М.: Композитор, 2007. С. 57-66;
  • Сусидко И. П. «...Сочинил я уже все, но еще не записал». О творческом процессе у Моцарта // Материалы Международной конференции «Моцартоведение к началу века: Прошлое и настоящее». М.: РАМ имени Гнесиных, 2007. С. 200-211;
  • Сусидко И. П. «Плагиаты» Моцарта // Процессы музыкального творчества. Сб. трудов Вып. 10. М.: РАМ имени Гнесиных, 2008. С. 133-159;
  • Сусидко И. П. Аутентичное исполнение: мифы и реальность? // Материалы Международной конференции «Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии». М., 2009. С. 241-246;
  • Сусидко И. П., Луцкер П. В. Новые тенденции в моцартоведении последних десятилетий // Моцарт в движении времени. М.: Композитор, 2009. С. 218-224;
  • Сусидко И. П., Луцкер П. В. Бетховен без ретуши (в соавторстве с П. В. Луцкером) // Старинная музыка 2010 № 1-2. С. 46-47;
  • Сусидко И. П. Моцарт в диалоге с Гайдном // Венская классика: взгляд из России. Сб. статей по материалам конференции в РАМ имени Гнесиных «Музыкознание к началу века». М.: РАМ имени Гнесиных, 2010. С. 125-133;
  • Сусидко И. П. Musicus ludens. Музыкальные игры Моцарта // Культура, эпоха и стиль. Сборник статей в честь 70-летия доктора искусствоведения, профессора М. И. Свидерской. М: Галарт, 2010. С. 192-207;
  • Сусидко И. П. О принципе chiaroscuro (светотени) в итальянской опере seria // От Моцарта до Шнитке. К 70-летию Евгении Ивановны Чигаревой. М.: Издатель Доленко, 2010. С. 71-80;
  • Сусидко И. П. «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка глазами И. К. Баха: о малоизвестных постановках в Лондоне (1770) и Неаполе (1774) // Старинная музыка № 2. 2011. С. 35-38;
  • Сусидко И. П. Г. Ф. Гендель и А. Скарлатти: венецианский диалог // И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, А. Скарлатти: проблемы изучения творческого наследия. Сб. статей по материалам научной конференции 20-21 октября 2010 г. М.: РАМ имени Гнесиных, 2011. С. 39-46;
  • Сусидко И. П., Луцкер П. В. Моцарт и масонство // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии. Материалы Х Международной научной конференции 1-3 ноября 2010 г. М.: РАМ. имени Гнесиных, 2012. С. 82-89;
  • Сусидко И. П., Луцкер П. В. Два облика итальянских интермеццо // Музыка и время. 2012. № 2. С. 17-20;
  • Сусидко И. П. Старинная опера как аналитический объект // Ученые записки РАМ имени Гнесиных. 2012. № 1. С. 22-29;
  • Сусидко И. П. Первые итальянские оперы в России // Старинная музыка № 1. 2012. С. 2-5;
  • Сусидко И. П. Пропорции и симметрии в музыке Клода Дебюсси (на примере 24 Прелюдий для фортепиано) // Ученые записки РАМ имени Гнесиных № 3. 2012. С. 68-83;
  • Сусидко И. П. Россини и романтическая музыкальная форма // Романтизм: истоки и горизонты. Материалы Международной научной конференции памяти А. Караманова. 24-26 февраля 2011 г. М.: РАМ имени Гнесиных, 2012. С. 107-113;
  • Сусидко И. П. О виртуозности: двойные стандарты в музыковедении // Сборник статей по искусствознанию, филологии, истории. М.: Издательство Московского университета, 2012. С. 353-358;
  • Сусидко И. П. Проблема синтеза искусств в старинной опере: история и современность // Старинная музыка, 2013. № 2. С. 2-6;
  • Сусидко И. П., Луцкер П. В. Аутентичность или систематика: о жанровых обозначениях старинной итальянской оперы // Музыка и время. 2013. № 9. С. 8-11;
  • Сусидко И. П. Elementi teorico—pratici di musica Франческо Галеацци в контексте европейской теории музыки // Старинная музыка. 2013. № 3. С. 15-18;
  • Сусидко И. П. Старинная опера как аналитический объект // Журнал Общества теории музыки. Вып. 2. 2013. 11 декабря 2013 года. Электронный ресурс. Режим доступа http://journal-otmroo. ru/;
  • Сусидко И. П. Томазо Траэтта: между Мангеймом и Санкт-Петербургом // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2014. № 2. С. 57-62;
  • Сусидко И. П. «Триумф Клелии» К. В. Глюка: опера seria в ряду реформаторских драм // Старинная музыка. 2014. № 2. С. 13-16;
  • Сусидко И. П. Венеция и опера // Сб. ст. по материалам Международной 0,7 п. л. научной конференции «Музыкальная наука в XXI веке: пути и поиски». М.: Пробел-2000, 2015. С. 192-202;
  • Сусидко И. П. Musiktheoretische Studie der Arienform in italienischer Opern des 18. Jahrhunderts und die Umgestaltung des Formenlehrekursus (Музыкально-теоретическое изучение формы арии в итальянской опере XVIII века и преобразование курса музыкальной формы) [Текст] И. П. Сусидко // Искусство музыки: теория и история. 2014. № 10 С. 120-125;
  • Сусидко И. П., Луцкер П. В. «Li Zite n’galera» Л. Винчи — Б. Саддумене: неизвестный шедевр забытого жанра // Музыка и время. № 5;
  • Сусидко И. П. Аналитическое образование в вузе: новые проблемы — новые решения // Теория музыки: актуальные вопросы методики преподавания. Сб. ст. Ред-сост. Е. С. Дерунец. М.: РАМ имени Гнесиных, 2015. С. 44-57;
  • Сусидко И. П. Итальянская церковная музыка XVIII века: о жанрах, стилях и региональных традициях // Ученые записки РАМ имени Гнесиных. 2015. № 2. С. 12-25;
  • Сусидко И. П., Луцкер П. В. Сценический облик итальянской оперы XVIII века // Старинная музыка. 2015. № 2. С. 21-25;
  • Сусидко И. П. Кто и где начал оперную реформу Глюка? Опера в Парме 1750-60-е гг. // Опера в музыкальном театре. История и современность. Сб. статей по материалам научной конференции 12-14 октября 2015 г. М.: РАМ имени Гнесиных, 2016. С. 30-39;
  • Сусидко И. П. (ред.-составитель). Опера в музыкальном театре. История и современность. М.: РАМ имени Гнесиных, 2016, ISBN 978-5-8269-0218-9;
  • Сусидко И. П. «Узнанная Семирамида» (1748) — венский дебют К. В. Глюка // Тридцать три этюда о музыке. Liber amicorum. Сб. ст. / Ред.-сост. А. Коробова. Екатеринбург, 2015. С. 210-219;
  • Сусидко И, П. «Милосердие Тита» (1752): К. В. Глюк в преддверии венских триумфов // Старинная музыка. 2016. № 3. С. 20-25;
  • Сусидко И. П. О конструктивно-процессуальных соотношениях в музыкальной форме: аналитическая концепция Р. Н. Берберова // Журнал общества теории музыки. 2016. № 3. http://www. journal-otmroo. ru/;
  • Сусидко И. П. Моцартовское определение Mitteldinge и его «Парижская» симфония // Техника музыкального сочинения в разъяснениях автора. Материалы международной научной конференции 16-17 апреля 2015 г. М.: РАМ имени Гнесиных, 2016. С. 95-101;
  • Сусидко И. П. Музыкальная культура XVIII века: новые оценки vs привычные представления // Музыка в диалоге культур и цивилизаций. Сб. материалов Международной научной конференции. Нижний Новгород: Издательство Нижегородской государственной консерватории, 2016. С. 21-25;
  • Сусидко И. П. Кристина Шведская — первая королева оперы // Старинная музыка, 2017. № 3. С. 1-8. Издание ВАК;
  • Сусидко И. П. Глюк и Италия // Вопросы теории, истории, методологии и методики. Сб. ст. по материалам XII Межвузовской научно-практической конференции 1-3 ноября 2016 года. М.: РАМ имени Гнесиных, 2017. С. 95-102;
  • Сусидко И. П., Нагина Д. А. Всероссийская научная конференция «Техника музыкальной композиции: „свое“ и „чужое“» в Российской академии музыки имени Гнесиных // Ученые записки РАМ имени Гнесиных. 2017. № 3. С. 89-92;
  • Сусидко И. П. Оперы К. В. Глюка: о пародиях и заимствованиях в музыкальном театре XVIII века // Современные проблемы музыкознания. № 1. С. 43-67;
  • Susidko I. Georgi Tschitscherin: Mozart und sein postrevolutionärer Fürsprecher // Mozart! (Crescendo-Sonderedition für die Deutsche Mozart-Gesellschaft. No. 5, 2017. S. 4-6. (в соавторстве с П. В. Луцкером). Перевод на нем. — Керстин Хольм);
  • Susidko I. L’opera italiana nella Mosca del Settecento (A chapter in collective publication) // Italia — Russia: Quattro secoli di musica. Mosca: Ambascia di Italia Mosca — Conservatorio di musica Mosca, 2017. P. 88-112. (в соавторстве с П. Луцкером).

Научно-методические работы:

  • Сусидко И. П. Проблема метода в музыкальной педагогике 18 века // Музыкальное образование в контексте культуры. Сб. тр. по материалам всероссийской научно-практической конференции. М.: РАМ имени Гнесиных, 1994. С. 82-88;
  • Алпарова Н. Н., Николаев В. А., Сусидко И. П. На лугу. Музыкально-игровой материал. Допущено Министерством образования РФ в качестве учебно-методического пособия. М.: Владос, 1999;
  • Алпарова Н. Н., Николаев В. А., Сусидко И. П. Осень золотая. Музыкально-игровой материал. Допущено Министерством образования РФ в качестве учебно-методического пособия. Ч. 1. М.: Владос, 2000;
  • Алпарова Н. Н., Николаев В. А., Сусидко И. П. Осень золотая. Музыкально-игровой материал. Допущено Министерством образования РФ в качестве учебно-методического пособия. Ч. 2. М.: Владос, 2000;
  • Алпарова Н. Н., Николаев В. А., Сусидко И. П. В гостях у жаркого лета. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009;
  • Алпарова Н. Н., Николаев В. А., Сусидко И. П. Осень — добрая хозяйка. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009;
  • Сусiдко I. Iсторико-теоретична освiта у вищих навчальних закладах Нiмеччини. Часопис. Болонський процесс. Музична освiта. Вип. 2. Киiв, 2009. 0,7 п. л.;
  • Сусидко И. П. Аналитическое образование в вузе: новые проблемы — новые решения // Теория музыки: актуальные вопросы методики преподавания. Сб. ст.. М.: РАМ имени Гнесиных, 2015. С. 44-57.

Научные конференции за 2013-2017 гг.:

  • О творческом процессе В. А. Моцарта. Доклад на Международной конференции в Днепропетровской государственной консерватории (Украина) «Музыкальное искусство — взгляд в будущее» (28 февраля-2 марта) 2013 г;
  • В. А. Моцарт-теоретик. Доклад на конференции «Ломоносовские чтения» МГУ имени Ломоносова, 4 апреля;
  • «Elementi teorico-pratici di musica» Франческо Галеацци в контексте европейской теории музыки. Доклад на 1 конгрессе общества теории музыки в Санкт-Петербурге. 20 сентября-1 октября 2013 г.;
  • Старинная опера на сцене: три века тому назад и сегодня. Доклад на конференции «Оперное искусство: история и современность». МГК имени Чайковского, 27-29 ноября 2013;
  • Венеция и опера в XVIII веке. Международная научная конференция «Музыкальная наука в XXI веке: пути и поиски». 14-17 октября, РАМ имени Гнесиных;
  • Musiktheoretische Studie der Arienform in italienischer Opern des 18. Jahrhunderts und die Umgestaltung des Formenlehrekursus (Музыкально-теоретическое изучение формы арии в итальянской опере XVIII века и преобразование курса музыкальной формы). Musicians and Musicologists as Teachers: How to Construct Musical Comprehension for Students. Болонья, 29-31 мая 2014;
  • Итальянская опера на сцене. Интернет-конференция «Музыкальная наука в едином культурном пространстве», май-декабрь 2014;
  • Глюк и Италия. К 300-летию К. Ф. Э. Баха и К. В. Глюка (19-21 марта 2014 г.) 2014 года МГК имени П. И. Чайковского;
  • Моцартовское определение «Mitteldinge» и его Парижская симфония. Техника музыкального сочинения в разъяснениях автора. РАМ имени Гнесиных. Апрель 2015 г.;
  • О конструктивно-процессуальных соотношениях в музыкальной форме: аналитическая концепция Р. Н. Берберова. II Международный конгресс Общества теории музыки 26-29 сентября, МГК имени П. И. Чайковского. 2015 г.;
  • Кто и где начал реформу Глюка? Опера в Парме 1750-1760 гг. Опера в музыкальном театре: история и современность, РАМ имени Гнесиных, ГИИ искусствознания. 1-3 октября 2015 г.;
  • Фигаро, Наполеон и подмастерье мельника: о героях и персонажах на грани эпох. Проблемы современного музыковедения. Днепропетровск, 9-11 февраля 2015 г.;
  • Как сочинял Моцарт. Ломоносовские чтения, МГУ имени Ломоносова, 19 апреля 2016 г.;
  • Итальянские оперы Глюка. Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории, методологии и методики. 1-3 ноября 2016 г. РАМ имени Гнесиных;
  • Музыкальная культура XVIII века: новые оценки vs привычные представления Музыка в диалоге культур и цивилизаций. К 70-летию консерватории. Нижегородская гос. консерватория имени М. И. Глинки. 14-18 ноября 2016 г.;
  • Игры Моцарта социальные и музыкальные. Моцарт и его время. МГК имени П. И. Чайковского, 10-11 ноября 2016 г.;
  • Р. Н. Берберов — педагог и ученый. Международная научно-практическая конференция «Гнесинские педагогические школы: история и современность» 1-2 марта 2017 г. РАМ имени Гнесиных;
  • Оперы К. В. Глюка: о технике пародий в музыкальном театре XVIII века. Техника музыкальной композиции. «Свое» и «чужое». 20-21 апреля 2017 г. РАМ имени Гнесиных;
  • Венецианская опера XVIII века: поэтика жанра. Научная конференция в МГУ имени М. Ломоносова, 19 апреля 2017;
  • О революциях и переворотах в музыкальном театре XVIII века. III Международный конгресс Российского общества теории музыки. Сентябрь 2017 г.;
  • Кристина Шведская — первая королева оперы. III Международная конференция «Опера в музыкальном театре, История и современность». ГИИ, 23-25 октября 2017 г. (план ГИИ).

Сведения о повышении квалификации

  • информация дополняется