RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

Стогний Ирина Самойловна

Профессор кафедры аналитического музыкознания, Главный редактор журнала «Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных»

Стогний Ирина Самойловна
Образовательная деятельность
Преподаваемые дисциплины:
Музыкальная форма, Преддипломная практика
Реализация дисциплин в рамках образовательных программ:
53.05.05 Музыковедение, 53.03.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство, 53.04.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство
Образование
Уровень образования
Высшее образование
Наименование направления подготовки/специальности, в том числе научной
Музыковедение, Музыкальное искусство
Квалификация
Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин, ритмики
Ученая степень
доктор искусствоведения
Ученое звание
профессор
Стаж работы
Общий стаж работы
44 года
Опыт работы в профессиональной сфере, соответствующей образовательной деятельности по реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
33 года

Биография

Окончила ГМПИ им. Гнесиных (ныне – РАМ) в 1975 году по классу доцента Л.В.Попеляш. Тема дипломной работы «К вопросу об эволюции традиции cantus firmus во второй половине ХV века». Аспирантуру окончила по классу профессора Ф.Г. Арзаманова.
Огромную роль в становлении профессиональных интересов сыграли учителя: Ф.Г.  Арзаманов, В.П. Бобровский, Р.Н. Берберов, Р.К. Ширинян, Н.И. Пейко, О.Б. Степанов, Б.С. Ионин.
Преподавательскую деятельность И.С. Стогний начала в 1975 году. В 1986 году защитила кандидатскую диссертацию «Понятие инварианта в концепции музыкального языка» ? в Ленинградской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. С 1987 года по настоящее время работает в РАМ им. Гнесиных.
С 1993 года И.С. Стогний – доцент кафедры полифонии и анализа (ныне – кафедра аналитического музыкознания).

С 1994 по 2011 г. являлась деканом факультета повышения квалификации (в 2008 году переименован в Центр повышения квалификации). В 1995 г. была назначена ответственным секретарем приемной комиссии РАМ им. Гнесиных, в этой должности проработала 9 лет. В 2006 году ей присуждено ученое звание профессора.

И.С. Стогний – создатель нового факультативного курса «Музыкальная семиология» для музыковедов и композиторов.
И.С. Стогний – автор целого ряда музыкально-просветительских и научных проектов. В 1994 г. ею впервые был организован цикл музыкальных собраний, целью которого была консолидация музыковедов и исполнителей разных специализаций.
И.С. Стогний была организатором цикла научно-практических конференций «Семантика музыкального языка» в 2001, 2003, 2005 гг. По материалам конференции опубликованы сборники статей, в которых И.С. Стогний является одним из авторов статей и редактором-составителем сборников.
В 2005 г. И.С. Стогний организовала цикл научных конференций «Христианские образы в искусстве». Это 4 конференции (2005, 2007, 2009, 2011 гг). Материалы опубликованы в соответствующих сборниках. В 2006 и 2008 гг. И.С. Стогний выступила как автор проекта «Проблемы художественной интерпретации». Проект состоял из научной части (конференции), ряда мастер-классов и концертов.
В 2012 г. И.С. Стогний организовала Всероссийскую конференцию «Духовная культура: данность и перспективы» в г. Хабаровске.
И.С. Стогний принимает активное участие в конференциях, организуемых другими вузами: ГМПИ им. Ипполитова-Иванова, Ростовской консерваторией им. С.Рахманинова, Астраханской консерваторией, ГКА им. Маймонида, Рязанским музыкальным колледжем. Проводились мастер-классы в Ростовской консерватории и Краснодарском краевом учебно-методическом центре.
Неоднократно выезжала для оказания методической помощи в гг. Краснодар, Йошкар-Ола, Рязань, Тверь, Ульяновск. С 2002 по 2007 г. в г. Сызрани вела постоянно действующий семинар для преподавателей музыкально-теоретических дисциплин. Член жюри Всероссийского конкурса студенческих научных работ, конкурса молодых композиторов (Пушкино). В разные годы И.С. Стогний была председателем Государственных экзаменационных комиссий музыкальных училищ городов: Тверь, Пушкино, Рязань, Ульяновск. Выезжала как член аттестационной комиссии (Электросталь, Краснодар, Пушкино).

И.С. Стогний часто выступает в качестве официального оппонента в диссертационных советах (3-4 раза в год), рецензирует научные работы, читает лекции на ФПК для педагогов музыкальных учебных заведений. Является автором 53 работ, посвященных актуальным музыкально-теоретическим проблемам. Особое внимание в них уделено вопросам музыкального языка, музыкальной семантики. Среди работ – монография «Коннотативные свойства музыкального текста» (М., 2013).

В 2013 году защитила докторскую диссертацию «Процессы смыслообразования в музыке (семиологический аспект)» – в Российской академии музыки имени Гнесиных.
В 2013 г. И.C. Стогний награждена Почетной грамотой Министерства культуры Российской Федерации «За высокий уровень педагогической, организационной и творческой работы, большой вклад в профессиональное воспитание музыкантов».

Данные о публикациях, участии в конкурсах, конференциях, фестивалях и т.д. преподавателя Публикации:

  1. Язык как проблема музыкознания //Вопросы интонационного анализа и формообразования в свете идей Б. В.Асафьева. Сб. научн. трудов Ленингр. консерватории. Л.: Изд-во Ленингр. Консерватории. – 1985 г. С.63-77.
  2. Понятие инварианта в концепции музыкального языка Дисс. канд искусствоведения. – М, 1986. – 186 с.
  3. Инвариантность в музыке как семиотическая проблема //Музыкальный язык в контексте культуры. Сборник трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 106. М.: ГМПИ им. Гнесиных. – 1989 г. С.23-41.
  4. О конструктивной функции смысловых оппозиций в музыкальном произведении //Вопросы поэтики и семантики музыкального произведения. Сборник трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 144. М.: РАМ им. Гнесиных. 1998 г. С.26-37.
  5. О специфике структуры хорового сочинения (к проблеме хорового исполнительства) //Теория и история хорового исполнительства. Сборник трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 142. М.: РАМ им. Гнесиных. 1998 г. С.22-42.
  6. О семантической многомерности музыкального произведения //Музыкальная конструкция и смысл. Сборник трудов РАМ им. Гнесиных. Вып.151. М.: РАМ им. Гнесиных. – 1999 г. С.40-52.
  7. О смыслообразующей роли детали в музыкальном тексте //Музыкальное образование в контексте культуры: Вопросы теории, истории и методологии музыкального образования. Материалы научной конференции 27-29 октября 1998г. М.: РАМ им. Гнесиных. – 2000 г. С.177-188.
  8. «Скрытый мотив» в музыкальном произведении //Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее. Материалы научной международной конференции 24-26 сентября 2002г. М.: РАМ им. Гнесиных.‑ 2002 г. С.209-225.
  9. Некоторые аспекты семантического анализа музыкального произведения // Семантика музыкального языка. Материалы научной международной конференции 27-28 февраля 2002 г.М.: РАМ им. Гнесиных. ‑ 2004 г. С.54-60.
  10. Интернет и межличностные отношения в творческом вузе. М.,ГМПИ им. Ипполитова-Иванова// Этика и культура межличностных отношений в образовательном пространстве ВУЗа. Материалы научно-практической конференции. 2-3 апреля 2003г. М.: ГМПИ им. Ипполитова-Иванова. ‑ 2003 г. С.59-64
  11. Анализ в различных дисциплинах музыкально-теоретического цикла //Музыкальное образование в контексте культуры: Вопросы теории, истории и методологии музыкального образования. Материалы научной международной конференции 20-22 ноября 2002г М.: РАМ им. Гнесиных. ‑ 2004г. С.81-92.
  12. Форма 2-го плана как семантическая составляющая музыкального произведения //Музыкальное образование в контексте культуры: Вопросы теории, истории и методологии музыкального образования. Материалы научной международной конференции 26-29 октября 2004г. М.: РАМ им. Гнесиных. – 2004 г. С.150-157.
  13. Семантика “игры” в 18-й ф-ной сонате Л.Бетховена. //Семантика музыкального языка-2. Материалы научной международной конференции 15-16 марта 2004. М.,РАМ им. Гнесиных. ‑ 2005 г. С.50-57.
  14. Некоторые приемы воплощения иронии в музыке //Семантика музыкального языка. Материалы научн. конференции 29-31 марта 2005г. Вып.3. М.: РАМ им. Гнесиных. 2005 г. С.158-164.
  15. Семантика вариационного процесса в ф-ных сонатах И.Брамса// Семантика музыкального языка. Мат-лы научн. конференции 29-31 марта 2005г. Вып.3. М.: РАМ им. Гнесиных. 2006 г. С.118-127.
  16. Музыкальная семантика и проблемы анализа музыкального содержания //Музыкальное содержание: современная научная интерпретация. Сб. научных статей. Ростов-на-Дону, консерватория им. С. Рахманинова, Ростов-на-Дону. Тр. госконсерватории. 2006 г. С.136-161.
  17. Объекты анализа музыкального произведения и границы его интерпретации //Интерпретация художественного текста и анализ музыки. Тр. ГМПИ им. Ипполитова-Иванова М.: ГМПИ им. Ипполитова-Иванова. 2007 г. С.3-17.
  18. Аспекты анализа музыкального произведения и границы его интерпретации //Процессы музыкального творчества. Сборник трудов РАМ им.Гнесиных, №169. Вып.9. М.: РАМ им. Гнесиных. ‑ 2007 г. С.225-242.
  19. «Геометрия» композиционного пространства как носитель христианской образности в «Немецком реквиеме» И.Брамса // Христианские образы в искусстве. Тр. РАМ им. Гнесиных. №170. Вып. 1. Отв. редактор-сотавитель И.С. Стогний. М.: РАМ им. Гнесиных. ‑ 2007 г. С.211-221.
  20. Жанровый аспект музыкального произведения в аналитической иерархии //Музыкальное образование в контексте культуры: Вопросы теории, истории и методологии. Мат-лы международной научн. конференции 31 октября-2 ноября 2006г. М.: РАМ им. Гнесиных. – 2008. С.180-188.
  21. Тональная драматургия в «Страстях по Иоанну» И.С.Баха//Христианские образы в искусстве. Тр. РАМ им. Гнесиных №171. Вып. 2. Отв. редактор-составитель И.С. Стогний. М.: РАМ им. Гнесиных. ‑ 2008 г. С.33-48.
  22. Клавирные токкаты И.С. Баха: от смысловой полифонии к полифонии форм. // Pax sonoris: история и современность (Памяти М.А. Этингера). Научн.журнал. Вып. 3. ПечатнаяАстрахань, Тр. госконсерватории. 2008 г. С.157-162.
  23. Музыкальная семиотика: история и практическая значимость // Музыкальная семиотика: Пути и перспективы развития. Сб. статей по материалам 2-й Международной научной конференции 13-14 ноября 2008 г. Астрахань, Тр. Госконсерватории, 2008 г. С.17-22.
  24. Тональный аспект семантики музыкального произведения // Музыкальное образование в контексте культуры: Вопросы теории, истории и методологии. Мат-лы международной научн. конференции 21-23 октября 2008г. М.: РАМ им. Гнесиных. ‑ 2009 г. С.181-200.
  25. Интерпретация текста Псалма в кантате И.С.Баха №150 // Проблемы художественной интерпретации. Материалы Всероссийской научной конференции «Проблемы художественной интерпретации» 27-28 ноября 2007 г. М.:РАМ им. Гнесиных. ‑ 2010 г. С.102-115.
  26. Интерпретация. Идея? Необходимость? Неизбежность? //Исполнительское искусство и музыковедение. Параллели и взаимодействия» Сб. ст. по мат. Межд. науч. конф. 6-9 апреля 2009 года. ГКА им. Маймонида. Печатная М.: Изд-во “Человек”. 2010 г. С.328-340.
  27. Идея «двоемирия» в стилевой интерпретации. Всероссийская научная конференция «Проблемы художественной интерпретации». РАМ им. Гнесиных, 9-10 апреля 2009г. М.:РАМ им. Гнесиных. 2010 г. С.39-51.
  28. Метафора в музыке: постановка проблемы // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее. Всероссийская научная конференция РАМ им. Гнсиных 11-12 ноября 2009г. М.: РАМ им. Гнесиных. 2010 г. С.64-75.
  29. Метафора в музыкальном тексте // Музыкальное искусство и наука в ХХ1 веке: История, теория, исполнительство, педагогика. Сб. статей по материалам Международной научной конференции, посвященной 40-летию Астраханской государственной консерватории. Астрахань. Труды госконсерватории. 2010 г. С.96-101.
  30. Взаимодействие явного и скрытого семантических планов в музыкальном произведении. Журнал Musicus. С-П., Журн. Musicus №3-4. 2010 г. С.17-22.
  31. Христианские образы в светской хоровой миниатюре русских композиторов // Музыка и время №7. 2010 г. С.24-29.
  32. Смысловые реалии клавирных токкат И.С.Баха // Музыковедение №6. – 2010 г. С.2-10
  33. Метафорический язык музыки // Музыковедение , 2010 . №10. С.11-16
  34. Христианские идеи в хоровой музыке русских композиторов //Христианские образы в искусстве. Вып.3. Сб. трудов РАМ им. Гнесиных 181. М.: РАМ им. Гнесиных. ‑ 2011 г. С.62-75
  35. Феномен «второго плана в музыке //Музыковедение» 2011, №11. С.2-10.
  36. Аспекты семиотического исследования в области музыки //Вопросы музыкознания: Теория. История. Методика. Вып. IY.Труды Ин-та музыки им. Шнитке М.: 2011 г. С.11-19.
  37. Фортепианный цикл В.Рябова «Четыре Евангельских сюжета». Музыкальное толкование //Христианские образы в искусстве. Вып.4. Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. М.: РАМ им. Гнесиных. ‑ 2011 г. С.87-97.
  38. О тональной семантике Пассионов И.С.Баха // И.С.Бах, Г.Ф.Гендель, А.Скарлатти: Проблемы изучения творческого наследия. Сб. ст. по мат-лам научн. конференции 20-21 октября 2010г. М.: РАМ им. Гнесиных. ‑ 2011 г. С.80-89.
  39. Проблемы интертекстуальности в музыке // Поэтика музыкального произведения: новые научные направления. Сб. статей. Астрахань.: Труды госконсерватории. – 2011 г. С.36-44.
  40. Модусы интертекстуальности в музыке // Журнал Musicus. С-П.// Musicus №3-4. 2011. С.28-33
  41. Романтическая ирония как аспект трагического //Романтизм: истоки и горизонты. Материалы Международной научной конференции памяти А. Караманова. 24-26 февраля 2011 г. М.: РАМ им. Гнесиных. ‑ 2012 г. С.43-50
  42. Взаимодействие медитативного и экспрессивного в музыке: к проблеме интонационных архетипов //Музыкальное произведение в контексте художественной культуры. Сб.научн.статей / Гл. ред. Л.В. Саввина, ред.-сост. В.О. Петров. Астрахань: Астраханская государственная консерватория. ‑ 2012 г. С.12-24.
  43. Некоторые аспекты интертекстуальности в музыке // Музыкального образование в контексте культуры: Вопросы теории, истории и методологии. Мат-лы международной научн. конференции 1-3 ноября 2010г. М.: РАМ им. Гнесиных. ‑ 2012. С.226-238.
  44. Музыковедение как семиотическая наука // Искусствознание и гуманитарные науки современной России: Параллели и взаимодействия. Сб. статей по материалам Международной научной конференции 9-12 апреля 2012 г. М.: Гос. академия им. Маймонида. 2012 г. С.340-346.
  45. Мифопоэтическое пространство музыкального произведения (на примере ф-ного цикла В.Рябова «Четыре евангельских сюжета»). //Театр, живопись, кино, музыка. №4.- 2012 г. С.121-135
  46. Смысловая многомерность музыкального произведения // Музыковедение №10. – 2012 г. С.2-9
  47. Семантика музыкальных форм //Музыкальное искусство и наука в современном мире: параллели и взаимодействия. Сб. статей. Астраханская консерватория, 2012. Астрахань.: Тр. госконсерватории. – 2012 г. С.23-30.
  48. Симфоническая поэма: от Ф. Листа к Р. Штраусу // Ф. Лист. По прочтении гения: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (16-18 февраля 2012) / РГПУ им. А.И. Герцена, Институт музыки, театра и хореографии; науч. ред. и сост. Г. П. Овсянкина, М. Р. Чёрная.- СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. – С. 61-69.
  49. Интертекст как «посвящение» на примере фортепианной Фантазии c-moll памяти Марии Юдиной В.Рябова // Муз. образование в контексте культуры: Вопросы теории, истории и методологии. Материалы международной научной конференции 29-31 октября 2012г. М.: РАМ им. Гнесиных.   2013г. С.206-214.
  50. Музыкальный интертекст: к проблеме коннотаций // Музыковедение №1. 2013 г. С.3-13
  51. Коннотации музыкального текста // Музыка и время , №4. 2013 г. С.24-32
  52. Монография. Коннотативные свойства музыкального текста. М.: РАМ им. Гнесиных.   2013. ‑224 с.
  53. Процессы смыслообразования в музыке (семиологический аспект). Дисс. доктора искусствоведения. М.: РАМ им. Гнесиных, 414 с.
  54. Модест Петрович Мусоргский. Творчество как исповедь // Наш современник, №3. 2014 г. С.257-265.
  55. Поиск глубинных смыслов на основе интертекстуального анализа музыкальных произведений // Ученые записки РАМ им. Гнесиных, 2014, №4. С.55-70.
  56. Музыкальная форма как смысловой концепт Электронная интернет-конференция «Музыкальная наука в едином культурном пространстве». ‑ РАМ им. Гнесиных, 2014.
  57. О специфике семантического анализа музыки // Теория музыки: Актуальные вопросы методики преподавания. Сб. статей под ред. Е.С.Дерунец. М.: РАМ им. Гнесиных. ‑ 2015 С.58-69.
  58. Категории «денотат-коннотат» в исследовании смысловой структуры музыкального произведении // Музыкальная наука в ХХI веке: Пути и поиски. Материалы Международной научной конференции 14-17 октября 2014 года. М.: РАМ им. Гнесиных. ‑ 2015 г. С.504-515.
  59. Теория коннотаций в исследовании музыкального текста // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия. Сб. материалов Международной научной конференции 13-18 апреля 2015 года. М.: РССУ. 2015 г. С.472-481.
  60. Музыкальное произведение в аспекте теории коннотаций // Искусство как феномен культуры: традиции и перспективы. Сб.статей по мат-ам Международной научной конференции ГКА им. Маймонида 13-19 апреля 2015 г.М.: ГКА им. Маймонида. ‑ 2015 г. С.252-263.
  61. О двух семиологических концепциях музыки //Электронный журнал Израиль ХХI.   2015 г. №52
  62. Арзаманов Фёдор Георгиевич.// История учебных заведений. М.: РАМ им. Гнесиных 2015.   С. 165-168.
  63. Музыкальные коннотации и их роль в смысловом развертывании произведения. Музыковедение, 2016, №1, с.3-12.
  64. Художественные концепты Г.Свиридова //Традиции и перспективы искусства как феномена культуры. Сб статей по материалам Международной научной конференции ГКА им. Маймонида 12-16 апреля 2016 г. М: ГКА им. Маймонида. – 2016 г. С.334-344.
  65. Вставной сюжет и его роль в драматургии музыкального произведения //Музыкальное искусство и наука в современном мире: теория, исполнительство, педагогика: Сб.статей по материалам Междунар. научной конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Д.Шостаковича (26-27 октября 2016 г.) /Гл. ред.- Л.В.Саввина, ред. В.Петров. Астрахань: Изд-во «Триада», 2016. С.18-25.
  66. Анализ в различных дисциплинах музыкально-теоретического цикла Электронная IV Международная интернет-конференция «Музыкальная наука в едином культурном пространстве». Октябрь 2016. Опубликована на сайте РАМ им. Гнесиных
  67. Композиция «текст в тексте» и ее роль в музыке. Традиции и перспективы искусства как феномена культуры. Сб. статей по материалам конференции «Искусство как феномен культуры. Традиции и перспективы». Академия им. Маймонида, 11-15 апреля 2017 г. М.: Академия им. Маймонида. С.341-351.
  68. Взаимодействие медитативного и экспрессивного начал в музыке. Сб. статей по материалам конференции ««Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия». Ин-т им. Шнитке, 23-28 апреля 2017. С.273-284.
  69. Интертекстуальность в музыке. Вариации на тему. Проблемы музыкальной теории и практики. Сб. статей по материалам конференции «Техника музыкальной композиции. Свое и чужое» //Электронный журнал «Современные проблемы музыкознания». М.: РАМ им. Гнесиных, 2017, №3.
  70. Метод коннотативного анализа // Актуальные проблемы музыкального анализа. Сб. статей. М., ГМПИ им. Ипполитова-Иванова. Изд-во Литера-Скрипта, 2017. С.33-46.
  71. Концепт двоемирия: диалоги с И.С. Бахом // Музыковедение, 2017, №10. С.32-41.
  72. Тональный сюжет музыкального произведения // Музыкальное образование в контексте культуры: Вопросы теории, истории, методологии и методики. Сб. статей по материалам ХII межвузовской научно-практической конференции 1-3 ноября 2016. М.: РАМ им. Гнесиных, 2017. С. 18-33.

Научные конференции за 2014-2017 гг.

  1. Категории «денотат-коннотат» в исследовании смысловой структуры музыкального произведения. Доклад на конференции «Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории, методологии и методики». М, РАМ им. Гнесиных. 14-17 октября 2014.
  2. Поиск глубинных смыслов на основе интертекстуального анализа музыкальных произведений». Доклад на Международной научной конференции «Музыковедческий форум 2014». 17-19 ноября 2014 г. Москва, РАМ им. Гнесиных.
  3. Христианские мотивы в светской хоровой музыке русских композиторов. Доклад на Рождественских чтениях в МГК им. Чайковского. 26 января 2014 г.
  4. Теория коннотаций в исследовании музыкального текста». Доклад на Международной научной конференции «Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия». 13-18 апреля 2015 г. Москва, РГСУ.
  5. Музыкальное произведение в аспекте теории коннотаций. Доклад на Международной научной конференции «Искусство как феномен культуры: традиции и перспективы» 13-19 апреля 2015 г. Москва, ГКА им. Маймонида.
  6. Метод коннотативного анализа музыки. Доклад на Международной научной конференции ГМПИ им. Ипполитова-Иванова. Октябрь 2015.
  7. Тональный сюжет музыкального произведения. Доклад на Международной научной конференции «Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории, методологии и методики». РАМ 1-3 ноября 2016 г.
  8. Духовные концепты Г. Свиридова. Доклад на Рождественских чтениях: «Духовная музыка в XX и в XXI веках: традиции и новаторство». МГК им. Чайковского 28 января 2016 г.
  9. «Отчалившая Русь» Г. Свиридова. Художественные идеи сочинения. Доклад на Международной научной конференции «Искусство как феномен культуры: традиции и перспективы» 12-16 апреля 2016 г. ГКА им. Маймонида.
  10. Композиция «текст в тексте» и ее роль в драматургии музыкального произведения. Доклад на Международной конференции «Искусство как феномен культуры: традиции и перспективы» 11-15 апреля 2017 г. ГКА им. Маймонида.
  11. Интертекстуальность в музыке. Вариации на тему. Доклад на Международной научной конференции «Техника музыкальной композиции. “Свое” и “чужое”». 20-21 апреля 2017г, РАМ им. Гнесиных.
  12. Взаимодействие медитативного и экспрессивного начал в музыке. Территория смыслов. Доклад на Международной научной конференции «Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом. Параллели и взаимодействия» 23–28 апреля 2017. Ин-т им. Шнитке.
  13. О специфике воплощения евангельских образов в русской музыке первой трети ХХ века. Доклад на Международной научной конференции «Новозаветные образы и сюжеты в русской культуре первой трети XX века». 21–23 ноября 2017 года Институт мировой литературы им. А.М. Горького.

Сведения о повышении квалификации

2019
  • курсы по теме: «Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе»
  • курсы по теме: «Охрана труда»