Окончила ГМПИ имени Гнесиных (ныне — РАМ) в 1975 году по классу доцента Л. В. Попеляш. Тема дипломной работы «К вопросу об эволюции традиции cantus firmus во второй половине ХV века». Аспирантуру окончила по классу профессора Ф. Г. Арзаманова.
Огромную роль в становлении профессиональных интересов сыграли учителя: Ф. Г. Арзаманов, В. П. Бобровский, Р. Н. Берберов, Р. К. Ширинян, Н. И. Пейко, О. Б. Степанов, Б. С. Ионин.
Преподавательскую деятельность И. С. Стогний начала в 1975 году. В 1986 году защитила кандидатскую диссертацию «Понятие инварианта в концепции музыкального языка»? в Ленинградской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. С 1987 года по настоящее время работает в РАМ имени Гнесиных.
С 1993 года И. С. Стогний — доцент кафедры полифонии и анализа (ныне — кафедра аналитического музыкознания).
С 1994 по 2011 г. являлась деканом факультета повышения квалификации (в 2008 году переименован в Центр повышения квалификации). В 1995 г. была назначена ответственным секретарем приемной комиссии РАМ имени Гнесиных, в этой должности проработала 9 лет. В 2006 году ей присуждено ученое звание профессора.
И. С. Стогний — создатель нового факультативного курса «Музыкальная семиология» для музыковедов и композиторов.
И. С. Стогний — автор целого ряда музыкально-просветительских и научных проектов. В 1994 г. ею впервые был организован цикл музыкальных собраний, целью которого была консолидация музыковедов и исполнителей разных специализаций.
И. С. Стогний была организатором цикла научно-практических конференций «Семантика музыкального языка» в 2001, 2003, 2005 гг. По материалам конференции опубликованы сборники статей, в которых И. С. Стогний является одним из авторов статей и редактором-составителем сборников.
В 2005 г. И. С. Стогний организовала цикл научных конференций «Христианские образы в искусстве». Это 4 конференции (2005, 2007, 2009, 2011 гг). Материалы опубликованы в соответствующих сборниках. В 2006 и 2008 гг. И. С. Стогний выступила как автор проекта «Проблемы художественной интерпретации». Проект состоял из научной части (конференции), ряда мастер-классов и концертов.
В 2012 г. И. С. Стогний организовала Всероссийскую конференцию «Духовная культура: данность и перспективы» в г. Хабаровске.
И. С. Стогний принимает активное участие в конференциях, организуемых другими вузами: ГМПИ имени Ипполитова-Иванова, Ростовской консерваторией имени С. Рахманинова, Астраханской консерваторией, ГКА имени Маймонида, Рязанским музыкальным колледжем. Проводились мастер-классы в Ростовской консерватории и Краснодарском краевом учебно-методическом центре.
Неоднократно выезжала для оказания методической помощи в гг. Краснодар, Йошкар-Ола, Рязань, Тверь, Ульяновск. С 2002 по 2007 г. в г. Сызрани вела постоянно действующий семинар для преподавателей музыкально-теоретических дисциплин. Член жюри Всероссийского конкурса студенческих научных работ, конкурса молодых композиторов (Пушкино). В разные годы И. С. Стогний была председателем Государственных экзаменационных комиссий музыкальных училищ городов: Тверь, Пушкино, Рязань, Ульяновск. Выезжала как член аттестационной комиссии (Электросталь, Краснодар, Пушкино).
И. С. Стогний часто выступает в качестве официального оппонента в диссертационных советах (3-4 раза в год), рецензирует научные работы, читает лекции на ФПК для педагогов музыкальных учебных заведений. Является автором 53 работ, посвященных актуальным музыкально-теоретическим проблемам. Особое внимание в них уделено вопросам музыкального языка, музыкальной семантики. Среди работ — монография «Коннотативные свойства музыкального текста» (М., 2013).
В 2013 году защитила докторскую диссертацию «Процессы смыслообразования в музыке (семиологический аспект)» — в Российской академии музыки имени Гнесиных.
В 2013 г. И. C. Стогний награждена Почетной грамотой Министерства культуры Российской Федерации «За высокий уровень педагогической, организационной и творческой работы, большой вклад в профессиональное воспитание музыкантов».
Данные о публикациях, участии в конкурсах, конференциях, фестивалях и т. д. преподавателя Публикации:
- Язык как проблема музыкознания // Вопросы интонационного анализа и формообразования в свете идей Б. В. Асафьева. Сб. научн. трудов Ленингр. консерватории. Л.: Изд-во Ленингр. Консерватории. — 1985 г. С. 63-77;
-
Понятие инварианта в концепции музыкального языка Дисс. канд искусствоведения. — М, 1986. — 186 с.;
-
Инвариантность в музыке как семиотическая проблема // Музыкальный язык в контексте культуры. Сборник трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 106. М.: ГМПИ им. Гнесиных. — 1989 г. С. 23-41;
-
О конструктивной функции смысловых оппозиций в музыкальном произведении // Вопросы поэтики и семантики музыкального произведения. Сборник трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 144. М.: РАМ им. Гнесиных. 1998 г. С. 26-37;
-
О специфике структуры хорового сочинения (к проблеме хорового исполнительства) // Теория и история хорового исполнительства. Сборник трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 142. М.: РАМ им. Гнесиных. 1998 г. С. 22-42;
-
О семантической многомерности музыкального произведения // Музыкальная конструкция и смысл. Сборник трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 151. М.: РАМ им. Гнесиных. — 1999 г. С. 40-52;
-
О смыслообразующей роли детали в музыкальном тексте // Музыкальное образование в контексте культуры: Вопросы теории, истории и методологии музыкального образования. Материалы научной конференции 27-29 октября 1998 г. М.: РАМ им. Гнесиных. — 2000 г. С. 177-188;
-
«Скрытый мотив» в музыкальном произведении // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее. Материалы научной международной конференции 24-26 сентября 2002 г. М.: РАМ им. Гнесиных. — 2002 г. С. 209-225;
-
Некоторые аспекты семантического анализа музыкального произведения // Семантика музыкального языка. Материалы научной международной конференции 27-28 февраля 2002 г. М.: РАМ им. Гнесиных. — 2004 г. С. 54-60;
-
Интернет и межличностные отношения в творческом вузе. М., ГМПИ им. Ипполитова-Иванова // Этика и культура межличностных отношений в образовательном пространстве ВУЗа. Материалы научно-практической конференции. 2-3 апреля 2003 г. М.: ГМПИ им. Ипполитова-Иванова. — 2003 г. С. 59-64;
-
Анализ в различных дисциплинах музыкально-теоретического цикла // Музыкальное образование в контексте культуры: Вопросы теории, истории и методологии музыкального образования. Материалы научной международной конференции 20-22 ноября 2002г М.: РАМ им. Гнесиных. — 2004 г. С. 81-92;
-
Форма 2-го плана как семантическая составляющая музыкального произведения // Музыкальное образование в контексте культуры: Вопросы теории, истории и методологии музыкального образования. Материалы научной международной конференции 26-29 октября 2004 г. М.: РАМ им. Гнесиных. — 2004 г. С. 150-157;
-
Семантика «игры» в 18-й ф-ной сонате Л. Бетховена. // Семантика музыкального языка-2. Материалы научной международной конференции 15-16 марта 2004. М., РАМ им. Гнесиных. — 2005 г. С. 50-57.
-
Некоторые приемы воплощения иронии в музыке // Семантика музыкального языка. Материалы научн. конференции 29-31 марта 2005 г. Вып. 3. М.: РАМ им. Гнесиных. 2005 г. С. 158-164;
-
Семантика вариационного процесса в ф-ных сонатах И. Брамса // Семантика музыкального языка. Мат-лы научн. конференции 29-31 марта 2005 г. Вып. 3. М.: РАМ им. Гнесиных. 2006 г. С. 118-127;
-
Музыкальная семантика и проблемы анализа музыкального содержания // Музыкальное содержание: современная научная интерпретация. Сб. научных статей. Ростов-на-Дону, консерватория им. С. Рахманинова, Ростов-на-Дону. Тр. госконсерватории. 2006 г. С. 136-161;
-
Объекты анализа музыкального произведения и границы его интерпретации // Интерпретация художественного текста и анализ музыки. Тр. ГМПИ им. Ипполитова-Иванова М.: ГМПИ им. Ипполитова-Иванова. 2007 г. С. 3-17;
-
Аспекты анализа музыкального произведения и границы его интерпретации // Процессы музыкального творчества. Сборник трудов РАМ им. Гнесиных, № 169. Вып. 9. М.: РАМ им. Гнесиных. — 2007 г. С. 225-242.;
-
«Геометрия» композиционного пространства как носитель христианской образности в «Немецком реквиеме» И. Брамса // Христианские образы в искусстве. Тр. РАМ им. Гнесиных. № 170. Вып. 1. Отв. редактор-сотавитель И. С. Стогний. М.: РАМ им. Гнесиных. — 2007 г. С. 211-221;
-
Жанровый аспект музыкального произведения в аналитической иерархии // Музыкальное образование в контексте культуры: Вопросы теории, истории и методологии. Мат-лы международной научн. конференции 31 октября-2 ноября 2006 г. М.: РАМ им. Гнесиных. — 2008. С. 180-188;
-
Тональная драматургия в «Страстях по Иоанну» И. С. Баха // Христианские образы в искусстве. Тр. РАМ им. Гнесиных № 171. Вып. 2. Отв. редактор-составитель И. С. Стогний. М.: РАМ им. Гнесиных. — 2008 г. С. 33-48;
-
Клавирные токкаты И. С. Баха: от смысловой полифонии к полифонии форм. // Pax sonoris: история и современность (Памяти М. А. Этингера). Научн. журнал. Вып. 3. ПечатнаяАстрахань, Тр. госконсерватории. 2008 г. С. 157-162;
-
Музыкальная семиотика: история и практическая значимость // Музыкальная семиотика: Пути и перспективы развития. Сб. статей по материалам II Международной научной конференции 13-14 ноября 2008 г., г. Астрахань, Тр. Госконсерватории, 2008 г. С. 17-22;
-
Тональный аспект семантики музыкального произведения // Музыкальное образование в контексте культуры: Вопросы теории, истории и методологии. Мат-лы Международной научн. конференции 21-23 октября 2008 г. М.: РАМ им. Гнесиных. — 2009 г. С. 181-200;
-
Интерпретация текста Псалма в кантате И. С. Баха № 150 // Проблемы художественной интерпретации. Материалы Всероссийской научной конференции «Проблемы художественной интерпретации» 27-28 ноября 2007 г. М.: РАМ им. Гнесиных. — 2010 г. С. 102-115;
-
Интерпретация. Идея? Необходимость? Неизбежность? // Исполнительское искусство и музыковедение. Параллели и взаимодействия" Сб. ст. по мат. Межд. науч. конф. 6-9 апреля 2009 года. ГКА им. Маймонида. Печатная М.: Изд-во «Человек». 2010 г. С. 328-340;
-
Идея «двоемирия» в стилевой интерпретации. Всероссийская научная конференция «Проблемы художественной интерпретации». РАМ им. Гнесиных, 9-10 апреля 2009г. М.: РАМ им. Гнесиных. 2010 г. С. 39-51;
-
Метафора в музыке: постановка проблемы // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее. Всероссийская научная конференция РАМ им. Гнсиных 11-12 ноября 2009 г. М.: РАМ им. Гнесиных. 2010 г. С. 64-75;
-
Метафора в музыкальном тексте // Музыкальное искусство и наука в ХХ1 веке: История, теория, исполнительство, педагогика. Сб. статей по материалам Международной научной конференции, посвященной 40-летию Астраханской государственной консерватории. Астрахань. Труды госконсерватории. 2010 г. С. 96-101;
-
Взаимодействие явного и скрытого семантических планов в музыкальном произведении. Журнал Musicus. С-П., Журн. Musicus № 3-4. 2010 г. С. 17-22;
-
Христианские образы в светской хоровой миниатюре русских композиторов // Музыка и время № 7. 2010 г. С. 24-29;
-
Смысловые реалии клавирных токкат И. С. Баха // Музыковедение № 6. — 2010 г. С. 2-10;
-
Метафорический язык музыки // Музыковедение, 2010. № 10. С. 11-16;
-
Христианские идеи в хоровой музыке русских композиторов // Христианские образы в искусстве. Вып. 3. Сб. трудов РАМ им. Гнесиных 181. М.: РАМ им. Гнесиных. — 2011 г. С. 62-75;
-
Феномен «второго плана в музыке // Музыковедение» 2011, № 11. С. 2-10;
-
Аспекты семиотического исследования в области музыки // Вопросы музыкознания: Теория. История. Методика. Вып. IY. Труды Ин-та музыки им. Шнитке М.: 2011 г. С. 11-19;
-
Фортепианный цикл В. Рябова «Четыре Евангельских сюжета». Музыкальное толкование // Христианские образы в искусстве. Вып. 4. Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. М.: РАМ им. Гнесиных. — 2011 г. С. 87-97;
-
О тональной семантике Пассионов И. С. Баха // И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, А. Скарлатти: Проблемы изучения творческого наследия. Сб. ст. по мат-лам научн. конференции 20-21 октября 2010 г. М.: РАМ им. Гнесиных. — 2011 г. С. 80-89;
-
Проблемы интертекстуальности в музыке // Поэтика музыкального произведения: новые научные направления. Сб. статей. Астрахань.: Труды госконсерватории. — 2011 г. С. 36-44;
-
Модусы интертекстуальности в музыке // Журнал Musicus. С-П. // Musicus № 3-4. 2011. С. 28-33;
-
Романтическая ирония как аспект трагического // Романтизм: истоки и горизонты. Материалы Международной научной конференции памяти А. Караманова. 24-26 февраля 2011 г. М.: РАМ им. Гнесиных. — 2012 г. С. 43-50;
-
Взаимодействие медитативного и экспрессивного в музыке: к проблеме интонационных архетипов // Музыкальное произведение в контексте художественной культуры. Сб. научн. статей / Гл. ред. Л. В. Саввина, ред.-сост. В. О. Петров. Астрахань: Астраханская государственная консерватория. — 2012 г. С. 12-24;
-
Некоторые аспекты интертекстуальности в музыке // Музыкального образование в контексте культуры: Вопросы теории, истории и методологии. Мат-лы международной научн. конференции 1-3 ноября 2010 г. М.: РАМ им. Гнесиных. — 2012. С. 226-238;
-
Музыковедение как семиотическая наука // Искусствознание и гуманитарные науки современной России: Параллели и взаимодействия. Сб. статей по материалам Международной научной конференции 9-12 апреля 2012 г. М.: Гос. академия им. Маймонида. 2012 г. С. 340-346;
-
Мифопоэтическое пространство музыкального произведения (на примере ф-ного цикла В. Рябова «Четыре евангельских сюжета»). // Театр, живопись, кино, музыка. № 4. — 2012 г. С. 121-135;
-
Смысловая многомерность музыкального произведения // Музыковедение № 10. — 2012 г. С. 2-9;
-
Семантика музыкальных форм // Музыкальное искусство и наука в современном мире: параллели и взаимодействия. Сб. статей. Астраханская консерватория, 2012. Астрахань.: Тр. госконсерватории. — 2012 г. С. 23-30;
-
Симфоническая поэма: от Ф. Листа к Р. Штраусу // Ф. Лист. По прочтении гения: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (16-18 февраля 2012) / РГПУ им. А. И. Герцена, Институт музыки, театра и хореографии; науч. ред. и сост. Г. П. Овсянкина, М. Р. Черная.— СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. — С. 61-69;
-
Интертекст как «посвящение» на примере фортепианной Фантазии c-moll памяти Марии Юдиной В. Рябова // Муз. образование в контексте культуры: Вопросы теории, истории и методологии. Материалы международной научной конференции 29-31 октября 2012 г. М.: РАМ им. Гнесиных. 2013 г. С. 206-214;
-
Музыкальный интертекст: к проблеме коннотаций // Музыковедение № 1. 2013 г. С. 3-13;
-
Коннотации музыкального текста // Музыка и время, № 4. 2013 г. С. 24-32;
-
Монография. Коннотативные свойства музыкального текста. М.: РАМ им. Гнесиных. 2013. — С. 224;
-
Процессы смыслообразования в музыке (семиологический аспект). Дисс. доктора искусствоведения. М.: РАМ им. Гнесиных, С. 414;
-
Модест Петрович Мусоргский. Творчество как исповедь // Наш современник, № 3. 2014 г. С. 257-265;
-
Поиск глубинных смыслов на основе интертекстуального анализа музыкальных произведений // Ученые записки РАМ им. Гнесиных, 2014, № 4. С. 55-70;
-
Музыкальная форма как смысловой концепт Электронная интернет-конференция «Музыкальная наука в едином культурном пространстве». — РАМ им. Гнесиных, 2014;
-
О специфике семантического анализа музыки // Теория музыки: Актуальные вопросы методики преподавания. Сб. статей под ред. Е. С. Дерунец. М.: РАМ им. Гнесиных. — 2015 С. 58-69;
-
Категории «денотат-коннотат» в исследовании смысловой структуры музыкального произведении // Музыкальная наука в ХХI веке: Пути и поиски. Материалы Международной научной конференции 14-17 октября 2014 года. М.: РАМ им. Гнесиных. — 2015 г. С. 504-515;
-
Теория коннотаций в исследовании музыкального текста // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия. Сб. материалов Международной научной конференции 13-18 апреля 2015 года. М.: РССУ. 2015 г. С. 472-481;
-
Музыкальное произведение в аспекте теории коннотаций // Искусство как феномен культуры: традиции и перспективы. Сб. статей по мат-ам Международной научной конференции ГКА им. Маймонида 13-19 апреля 2015 г. М.: ГКА им. Маймонида. — 2015 г. С. 252-263;
-
О двух семиологических концепциях музыки // Электронный журнал Израиль ХХI. 2015 г. № 52;
-
Арзаманов Фёдор Георгиевич. // История учебных заведений. М.: РАМ им. Гнесиных 2015. С. 165-168;
-
Музыкальные коннотации и их роль в смысловом развертывании произведения. Музыковедение, 2016, № 1, С. 3-12;
-
Художественные концепты Г. Свиридова // Традиции и перспективы искусства как феномена культуры. Сб статей по материалам Международной научной конференции ГКА им. Маймонида 12-16 апреля 2016 г. М: ГКА им. Маймонида. — 2016 г. С. 334-344;
-
Вставной сюжет и его роль в драматургии музыкального произведения // Музыкальное искусство и наука в современном мире: теория, исполнительство, педагогика: Сб. статей по материалам Междунар. научной конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Д. Шостаковича (26-27 октября 2016 г.) / Гл. ред. — Л. В. Саввина, ред. В. Петров. Астрахань: Изд-во «Триада», 2016. С. 18-25;
-
Анализ в различных дисциплинах музыкально-теоретического цикла Электронная IV Международная интернет-конференция «Музыкальная наука в едином культурном пространстве». Октябрь 2016. Опубликована на сайте РАМ им. Гнесиных;
-
Композиция «текст в тексте» и ее роль в музыке. Традиции и перспективы искусства как феномена культуры. Сб. статей по материалам конференции «Искусство как феномен культуры. Традиции и перспективы». Академия им. Маймонида, 11-15 апреля 2017 г. М.: Академия им. Маймонида. С. 341-351;
-
Взаимодействие медитативного и экспрессивного начал в музыке. Сб. статей по материалам конференции «Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия». Ин-т им. Шнитке, 23-28 апреля 2017. С. 273-284;
-
Интертекстуальность в музыке. Вариации на тему. Проблемы музыкальной теории и практики. Сб. статей по материалам конференции «Техника музыкальной композиции. Свое и чужое» // Электронный журнал «Современные проблемы музыкознания». М.: РАМ им. Гнесиных, 2017, № 3;
-
Метод коннотативного анализа // Актуальные проблемы музыкального анализа. Сб. статей. М., ГМПИ им. Ипполитова-Иванова. Изд-во Литера-Скрипта, 2017. С. 33-46;
-
Концепт двоемирия: диалоги с И. С. Бахом // Музыковедение, 2017, № 10. С. 32-41;
-
Тональный сюжет музыкального произведения // Музыкальное образование в контексте культуры: Вопросы теории, истории, методологии и методики. Сб. статей по материалам ХII Межвузовской научно-практической конференции 1-3 ноября 2016. М.: РАМ им. Гнесиных, 2017. С. 18-33.
Научные конференции за 2014-2017 гг.:
- Категории «денотат-коннотат» в исследовании смысловой структуры музыкального произведения. Доклад на конференции „Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории, методологии и методики“. М, РАМ им. Гнесиных. 14-17 октября 2014;
-
Поиск глубинных смыслов на основе интертекстуального анализа музыкальных произведений». Доклад на Международной научной конференции «Музыковедческий форум 2014». 17-19 ноября 2014 г. Москва, РАМ им. Гнесиных;
-
Христианские мотивы в светской хоровой музыке русских композиторов. Доклад на Рождественских чтениях в МГК им. Чайковского. 26 января 2014 г.;
-
Теория коннотаций в исследовании музыкального текста«. Доклад на Международной научной конференции «Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия». 13-18 апреля 2015 г. Москва, РГСУ;
-
Музыкальное произведение в аспекте теории коннотаций. Доклад на Международной научной конференции «Искусство как феномен культуры: традиции и перспективы» 13-19 апреля 2015 г. Москва, ГКА им. Маймонида;
-
Метод коннотативного анализа музыки. Доклад на Международной научной конференции ГМПИ им. Ипполитова-Иванова. Октябрь 2015;
-
Тональный сюжет музыкального произведения. Доклад на Международной научной конференции «Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории, методологии и методики». РАМ 1-3 ноября 2016 г.;
-
Духовные концепты Г. Свиридова. Доклад на Рождественских чтениях: «Духовная музыка в XX и в XXI веках: традиции и новаторство». МГК им. Чайковского 28 января 2016 г.;
-
«Отчалившая Русь» Г. Свиридова. Художественные идеи сочинения. Доклад на Международной научной конференции «Искусство как феномен культуры: традиции и перспективы» 12-16 апреля 2016 г. ГКА им. Маймонида;
-
Композиция «текст в тексте» и ее роль в драматургии музыкального произведения. Доклад на Международной конференции «Искусство как феномен культуры: традиции и перспективы» 11-15 апреля 2017 г. ГКА им. Маймонида;
-
Интертекстуальность в музыке. Вариации на тему. Доклад на Международной научной конференции «Техника музыкальной композиции. „Свое“ и „чужое“». 20-21 апреля 2017 г., РАМ им. Гнесиных;
-
Взаимодействие медитативного и экспрессивного начал в музыке. Территория смыслов. Доклад на Международной научной конференции «Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом. Параллели и взаимодействия» 23-28 апреля 2017. Ин-т им. Шнитке;
-
О специфике воплощения евангельских образов в русской музыке первой трети ХХ века. Доклад на Международной научной конференции «Новозаветные образы и сюжеты в русской культуре первой трети XX века». 21-23 ноября 2017 года Институт мировой литературы им. А. М. Горького.