RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

Шеховцова Ирина Павловна

Доцент кафедры истории музыки

Шеховцова Ирина Павловна
Образовательная деятельность
Преподаваемые дисциплины:
История музыки (зарубежной, отечественной), История русской музыки, Музыкальная палеография, Научно-исследовательская работа, Преддипломная практика
Реализация дисциплин в рамках образовательных программ:
53.05.01 Искусство концертного исполнительства, 53.05.02 Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором, 53.05.03 Музыкальная звукорежиссура, 53.03.01 Музыкальное искусство эстрады, 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство, 53.03.03 Вокальное искусство, 53.03.04 Искусство народного пения, 53.03.05 Дирижирование, 53.03.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство, 53.05.05 Музыковедение, 53.05.06 Композиция, 53.04.01 Музыкально-инструментальное искусство, 53.04.02 Вокальное искусство, 50.06.01 Искусствоведение
Образование
Уровень образования
Высшее образование
Наименование направления подготовки/специальности, в том числе научной
Музыковедение, Музыкальное искусство
Квалификация
Музыковед, преподаватель
Ученая степень
кандидат искусствоведения
Ученое звание
нет
Стаж работы
Общий стаж работы
25 лет
Опыт работы в профессиональной сфере, соответствующей образовательной деятельности по реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
19 лет

Биография

Исследователь, педагог, музыкальный просветитель.

Окончила ГМПИ (ныне — РАМ) имени Гнесиных в 1993 году, аспирантуру там же в 1997 году (научные руководители — кандидаты искусствоведения С. П. Кравченко и Н. В. Заболотная). Защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Традиции греческой риторики в византийском гимнографическом искусстве (на материале певческих рукописей XI-XV вв.)» (1997). С 1994 г. работает в РАМ имени Гнесиных.

Возглавляла аспирантуру РАМ имени Гнесиных (2007-2014), много лет была сотрудником Мемориального музея-квартиры Ел. Ф. Гнесиной. Является руководителем Научно-археографического совета РАМ имени Гнесиных.

С 2015 г. читает спецкурс по истории церковного пения в Свято-Тихоновском гуманитарном университете. С 2000 г. является практикующим церковным регентом. В 1999-2006 гг. преподавала музыкально-теоретические дисциплины в Высшем институте музыки г. Дамаска (Сирия).

Сферы научных и творческих интересов: духовная музыка, византийское и древнерусское церковно-певческое искусство, история отечественной музыкальной культуры, архивистика, источниковедение, общая и музыкальная палеография, музыкальная медиевистика, творчество современных отечественных композиторов.

Является членом международного научного Общества по изучению монодии (Verein zur Erforschung der Monodie (Вена, Австрия)).

С 2007 г. занимается изучением греческих музыкальных рукописей IX-XIX веков, хранящихся в российских коллекциях; участвует во всероссийском проекте, объединяющем ученых-медиевистов ИРЛИ РАН, СПбГК имени Н. А. Римского-Корсакова, РНБ, РАМ имени Гнесиных, по каталогизации музыкальных памятников восточно-христианской традиции.

Выпускники: Карун Бахбударьян (преподаватель теории музыки Высшего института музыки в г. Дамаске), Александра Трушечкина (лектор-музыковед Тульской государственной филармонии), Мария Пигулевская (научный сотрудник Российского национального музея музыки); Дмитрий Гудимов (преподаватель Консерватории и солист симфонического оркестра г. Салоники (Греция)) в 2015 г. под руководством И. П. Шеховцовой защитил кандидатскую диссертацию «Становление и развитие русской виолончельной школы в контексте европейской традиции».

Двое из выпускников — Джоржес Аллабдаллах и Мария Пигулевская — стали лауреатами V и VI Всероссийских конкурсов научных работ молодых ученых в области искусств и культуры.

И. П. Шеховцова — постоянный участник нескольких авторитетных научно-творческих форумов:

  • ежегодного Международного научно-практического симпозиума «Бражниковские чтения» (г. Санкт-Петербург);
  • ежегодной Всероссийской богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета;
  • Международной конференции «Теория и история монодии» (Internationale Tagung «Theorie und Geschichte der Monodie», Вена (Австрия));
  • Международной конференции по проблемам изучения церковного пения имени протоиерея Димитрия Разумовского Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского;
  • ежегодного Международного музыкального фестиваля имени Нуры Халмамедова «Звуки дутара» и др.

В 2019 г. приняла участие в работе VIII Международной конференции православной музыки (The 8th International Conference on Orthodox Church Music) — ISOCM (International Society for Orthodox Church Music), Университет Восточной Финляндии (Joensuu).

Доклад «Жизненный и творческий путь П. Г. Чеснокова», прочитанный на открытии II Международного съезда регентов и певчих Русской Православной Церкви (Москва, Храм Христа Спасителя, 24-26 октября 2019), транслировался в прямом эфире на телеканале «Союз»: «Жизненный и творческий путь П. Г. Чеснокова», опубл. на сайте Церковно-общественного Совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения: читать.

С 2008 г. совместно с доцентом кафедры истории музыки В. М. Келле ведет цикл концертов, посвященных творчеству композиторов-гнесинцев «Связуя поколения». В 2014 г. вместе с другими членами Научно-археографического совета организовала и провела Международный фестиваль-конференцию «Звучащий мир Древней Руси», в 2017 — Международную научную интернет-конференцию «Русские судьбы и русская святость в гимнографии, певческой книжности и духовно-музыкальном творчестве», в 2019 г. — Фестиваль современной отечественной духовной музыки, посвященный 100-летию диакона Сергия Трубачева.

Основные публикации:

  • Гимн и проповедь: две традиции в византийском гимнографическом искусстве // Музыкальная культура Православного мира: традиции, теория, практика. М., 1994;
  • Экзаменационные ведомости из фондов музея-квартиры Ел. Ф. Гнесиной // Гнесинский исторический сборник. К 60-летию РАМ имени Гнесиных. Записки Мемориального музея-квартиры Ел. Ф. Гнесиной. М., 2004;
  • Музыкальная риторика и византийская стихира XI-XIV веков (к проблеме теории фигур) // Звуковое пространство православной культуры: Сб. трудов РАМ имени Гнесиных. Вып. 173. М., 2008;
  • Византийская самогласная стихира XII-XIV вв. как объект композиционного анализа // Материалы Международной конференции «Традиционные музыкальные культуры на рубеже столетий: проблемы, методы, перспективы исследования. К 50-летию Лаборатории народной музыки РАМ имени Гнесиных» 29.10 — 01.11.2008 г. М., 2008;
  • Греческие певческие рукописи Российской государственной библиотеки: опыт каталогизации // Музыковедение. 2012. № 4;
  • Грекоязычные нотированные рукописи Государственного исторического музея: предварительный обзор // Музыковедение. 2012. № 11;
  • Греко-русские певческие параллели в вузовском курсе истории музыки // Музыкальное образование в контексте культуры: Вопросы теории, истории и методологии. Материалы XI Международной научной конференции 29-31 октября 2012 г. М., 2013;
  • П. И. Севастьянов как собиратель византийских певческих рукописей (по материалам фондов НИОР РГБ) // Румянцевские чтения — 2013: Материалы Международной научной конференции 16-17 апреля 2013: В 2 ч. М.: РГБ (Пашков дом), 2013. Ч. 2;
  • Греческие песнопения русским царям в московских собраниях // Музыковедение. 2013. № 9;
  • Греческие музыкальные рукописи в Москве (из фондов РГАДА) // Старинная музыка. 2013. № 4;
  • Предварительный список к каталогу греческих певческих рукописей московских собраний // Музыкальная археография — 2013: Сб. ст. (материалы Международной научно-практической конференции)  Сост. Н. В. Заболотная. М.: РАМ имени Гнесиных, 2013;
  • Греческие музыкальные рукописи в собирательской деятельности архимандрита Антонина (Капустина) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. Вып. 4 (16). М., 2014;
  • Греческие церковно-певческие рукописи в Москве в XVII веке: [в 2 ч.] // Старинная музыка. 2014, № 4. С. 9-22; 2015, № 1. С. 1-9;
  • «Звучащий мир Древней Руси» // Музыковедение. 2015. № 1;
  • Из истории московских собраний греческих певческих рукописей. Коллекция Д. В. Разумовского // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. Вып. 2 (18). М., 2015;
  • Гивенталь Ирина Александровна // Гнесинский Дом. История учебных заведений имени Гнесиных / Сост.: Е. П. Костина, В. В. Тропп; отв. ред. В. В. Тропп. М.: РАМ имени Гнесиных, 2015;
  • Композитор легендарной судьбы — Оразмухамед Курбан-Ниязов // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2016. № 4 (19);
  • Заметки по истории русской музыкальной византинистики // Музыкальная археография — 2015: Сб. статей (Материалы научно-практической конференции «Звучащий мир Древней Руси», 19-21 ноября 2014 г.) / Сост. и науч. ред. Н. В. Заболотная, И. П. Шеховцова. М.: РАМ имени Гнесиных, 2017;
  • По следам афонской экспедиции П. И. Севастьянова // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. Вып. 2 (26). М., 2017;
  • Отечественные источники византийской церковно-певческой традиции в учебных курсах музыкально-исторических дисциплин // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории, методологии и методики: Сб. статей (по материалам XII межвуз. науч.-практ. конф. РАМ имени Гнесиных, 1-3 ноября 2016 г.) / Сост. и отв. ред. Е. С. Дерунец. М.: «ПРОБЕЛ-2000», 2017;
  • Из истории отечественной музыкальной византинистики. Д. В. Разумовский (1818-1889) // Музыкальная письменность христианского мира: Книги. Нотация. Проблемы интерпретации: Материалы международной научной конференции 12-17 мая 2014 года: Сб. ст. / отв. ред. И. Е. Лозовая; ред.-сост. И. В. Старикова, ред. А. А. Елисеева, Н. В. Гурьева, О. В. Тюрина. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2017. — (Гимнология; вып. 7);
  • Владимир Васильевич Стасов и начало русской музыкальной византинистики // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2017. № 2 (21);
  • «Туркменский напев» и «Милая сердцу Флоренция» (о композиторе О. Курбан-Ниязове) // Взаимопроникновение национальных культур в контексте музыкального искусства: Материалы научно-практической конференции в рамках III Международного фестиваля «Звуки дутара» имени Нуры Халмамедова, 2 ноября 2017 года / Науч. ред. Г. П. Стулова. М.: ООО Издательство «РИТМ», 2017;
  • Из истории русской науки о церковном пении (о греческих изысканиях В. В. Стасова) // Материалы междунар. науч.-творч. симпозиума «Бражниковские чтения» 22-24 апреля 2015 / Сост. Н. В. Рамазанова. СПб.: СПбГК имени Н. А. Римского-Корсакова, 2017;
  • Über die Typologie griechischer Gesangshandschriften (anhand der Moskauer Sammlungen) // Theorie und Geschichte der Monodie: Sammelband-Periodikum. Bd. 9 / Herausgeb. M. Pischlöger. Brno: Verein zur Erforschung der Monodie, 2017;
  • Об одной неизвестной работе протоиерея Д. В. Разумовского (к 200-летию со дня рождения ученого) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории хри-стианского искусства. Вып. 1 (29). М., 2018;
  • Византийская экфонетическая нотация: экскурс и перспективы изучения // Палеография, кодикология, дипломатика: Современный опыт исследования греческих, латинских и славянских рукописей и документов: Материалы Междунар. науч. конф. в честь 80-летия докт. ист. наук, члена-корр. Афинской;
  • Академии Б. Л. Фонкича (27-28 февр. 2018 г.) / Отв. ред. И. Г. Коновалова; сост. М. А. Курышева. М.: ИВИ РАН, 2018;
  • Отечественные источники по византийской музыкально-литургической традиции и становление русской науки о церковном пении // Специальные исторические дисциплины: Сб. науч. ст. Вып. 2 / Отв. ред. академик РАН Б. Л. Фонкич. М.: ИВИ РАН, 2018;
  • Малоизвестные страницы биографии протоиерея Димитрия Разумовского (к 200-летию со дня рождения ученого) // Культура и искусство. 2018, № 12 (38) (декабрь);
  • «Посвящается Новомученикам Российским». К истории создания хорового концерта «Похвала любви» диакона Сергия Трубачева (1919-1995) // Вестник ПСТГУ. V: Вопросы истории и теории и христианского искусства. Вып. 36. М., 2019;
  • Griechische Handschriften mit ekphonetischer Notation in Russland (Греческие рукописи с экфонетической нотацией в России) // Theorie und Geschichte der Monodie: SammelbandPeriodikum. 10: Bericht der Internationalen Tagung Wien, 2018 / Herausgeb. u. Red. M. Pischlöger. Brno: Verein zur Erforschung der Monodie, 2020. S. 485-522;
  • Музыкальная палеография в трудах епископа Порфирия (Успенского) (1804-1885) // Вестник ПСТГУ. V: Вопросы истории и теории и христианского искусства. Вып. 41. М., 2021. С. 52-79.

Сведения о повышении квалификации

  • информация дополняется