RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

Шеховцова Ирина Павловна

Доцент кафедры истории музыки

Шеховцова Ирина Павловна
Образовательная деятельность
Преподаваемые дисциплины:
История музыки (зарубежной, отечественной), История русской музыки, Музыкальная палеография, Научно-исследовательская работа, Преддипломная практика
Реализация дисциплин в рамках образовательных программ:
53.05.01 Искусство концертного исполнительства, 53.05.02 Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором, 53.05.03 Музыкальная звукорежиссура, 53.03.01 Музыкальное искусство эстрады, 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство, 53.03.03 Вокальное искусство, 53.03.04 Искусство народного пения, 53.03.05 Дирижирование, 53.03.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство, 53.05.05 Музыковедение, 53.05.06 Композиция, 53.04.01 Музыкально-инструментальное искусство, 53.04.02 Вокальное искусство, 50.06.01 Искусствоведение, направленность
Образование
Уровень образования
Высшее образование
Наименование направления подготовки/специальности, в том числе научной
Музыковедение, Музыкальное искусство
Квалификация
Музыковед, преподаватель
Ученая степень
кандидат искусствоведения
Ученое звание
нет
Стаж работы
Общий стаж работы
24 года
Опыт работы в профессиональной сфере, соответствующей образовательной деятельности по реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
18 лет

Биография

Исследователь, педагог, музыкальный просветитель.

Окончила ГМПИ (ныне — РАМ) им. Гнесиных в 1993 году, аспирантуру там же в 1997 году (научные руководители — кандидаты искусствоведения С.П. Кравченко и Н.В. Заболотная). Защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Традиции греческой риторики в византийском гимнографическом искусстве (на материале певческих рукописей XI–XV вв.)» (1997). С 1994 г. работает в РАМ имени Гнесиных. Возглавляла аспирантуру РАМ имени Гнесиных (2007–2014), много лет была сотрудником Мемориального музея-квартиры Ел.Ф. Гнесиной. Является руководителем Научно-археографического совета РАМ имени Гнесиных. С 2015 г. читает спецкурс по истории церковного пения в Свято-Тихоновском гуманитарном университете. С 2000 г. является практикующим церковным регентом. В 1999–2006 гг. преподавала музыкально-теоретические дисциплины в Высшем институте музыки г. Дамаска (Сирия).

Сферы научных и творческих интересов: духовная музыка, византийское и древнерусское церковно-певческое искусство, история отечественной музыкальной культуры, архивистика, источниковедение, общая и музыкальная палеография, музыкальная медиевистика, творчество современных отечественных композиторов.

Является членом международного научного Общества по изучению монодии (Verein zur Erforschung der Monodie (Вена, Австрия)).
С 2007 г. занимается изучением греческих музыкальных рукописей IX–XIX веков, хранящихся в российских коллекциях; участвует во всероссийском проекте, объединяющем ученых-медиевистов ИРЛИ РАН, СПбГК имени Н.А. Римского-Корсакова, РНБ, РАМ имени Гнесиных, по каталогизации музыкальных памятников восточно-христианской традиции.
Выпускники: Карун Бахбударьян (преподаватель теории музыки Высшего института музыки в г. Дамаске), Александра Трушечкина (лектор-музыковед Тульской государственной филармонии), Мария Пигулевская (научный сотрудник  Российского национального музея музыки); Дмитрий Гудимов (преподаватель Консерватории и солист симфонического оркестра г. Салоники (Греция)) в 2015 г. под руководством И.П. Шеховцовой защитил кандидатскую диссертацию «Становление и развитие русской виолончельной школы в контексте европейской традиции».

Двое из выпускников – Джоржес Аллабдаллах и Мария Пигулевская – стали лауреатами Пятого и Шестого Всероссийских конкурсов научных работ молодых ученых в области искусств и культуры.

И.П. Шеховцова – постоянный участник нескольких авторитетных научно-творческих форумов: ежегодного Международного научно-практического симпозиума «Бражниковские чтения» (г. Санкт-Петербург), ежегодной Всероссийской богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Международной конференции «Теория и история монодии» (Internationale Tagung «Theorie und Geschichte der Monodie», Вена (Австрия)), Международной конференции по проблемам изучения церковного пения им. протоиерея Димитрия Разумовского Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, ежегодного Международного музыкального фестиваля имени Нуры Халмамедова «Звуки дутара» и др.

В 2019 г. приняла участие в работе 8-й Международной конференции православной музыки (The 8th International Conference on Orthodox Church Music) – ISOCM (International Society for Orthodox Church Music), Университет Восточной Финляндии (Joensuu).

Доклад «Жизненный и творческий путь П.Г. Чеснокова», прочитанный на открытии II Международного съезда регентов и певчих Русской Православной Церкви (Москва, Храм Христа Спасителя, 24–26 октября 2019), транслировался в прямом эфире на телеканале «Союз»: https://www.youtube.com/watch?time_continue=45&v=Sp8fRlhNZGI; опубл. на сайте Церковно-общественного Совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения: https://pravpenie.ru/site/article?id=143&menu=medias

С 2008 г. совместно с доцентом кафедры истории музыки В.М. Келле ведет цикл концертов, посвященных творчеству композиторов-гнесинцев «Связуя поколения».
В 2014 г. вместе с другими членами Научно-археографического совета организовала и провела Международный фестиваль-конференцию «Звучащий мир Древней Руси», в 2017 – Международную научную интернет-конференцию «Русские судьбы и русская святость в гимнографии, певческой книжности и духовно-музыкальном творчестве», в 2019 – Фестиваль современной отечественной духовной музыки, посвященный 100-летию диакона Сергия Трубачева.

Основные публикации:

  • Гимн и проповедь: две традиции в византийском гимнографическом искусстве // Музыкальная культура Православного мира: традиции, теория, практика. М., 1994.
  • Экзаменационные ведомости из фондов музея-квартиры Ел.Ф. Гнесиной // Гнесинский исторический сборник. К 60-летию РАМ им. Гнесиных. Записки Мемориального музея-квартиры Ел.Ф. Гнесиной. М., 2004.
  • Музыкальная риторика и византийская стихира XI–XIV веков (к проблеме теории фигур) // Звуковое пространство православной культуры: Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 173. М., 2008.
  • Византийская самогласная стихира XII–XIV вв. как объект композиционного анализа // Материалы международной конференции «Традиционные музыкальные культуры на рубеже столетий: проблемы, методы, перспективы исследования. К 50-летию Лаборатории народной музыки РАМ им. Гнесиных» 29.10 – 01.11.2008 г. М., 2008.
  • Греческие певческие рукописи Российской государственной библиотеки: опыт каталогизации // Музыковедение. 2012. № 4.
  • Грекоязычные нотированные рукописи Государственного исторического музея: предварительный обзор // Музыковедение. 2012. № 11.
  • Греко-русские певческие параллели в вузовском курсе истории музыки // Музыкальное образование в контексте культуры: Вопросы теории, истории и методологии. Материалы XI Международной научной конференции 29–31 октября 2012 г. М., 2013.
  • П.И. Севастьянов как собиратель византийских певческих рукописей (по материалам фондов НИОР РГБ) // Румянцевские чтения – 2013: Материалы международной научной конференции 16–17 апреля 2013: В 2 ч. М.: РГБ (Пашков дом), 2013. Ч. 2.
  • Греческие песнопения русским царям в московских собраниях // Музыковедение. 2013. № 9.
  • Греческие музыкальные рукописи в Москве (из фондов РГАДА) // Старинная музыка. 2013. № 4.
  • Предварительный список к каталогу греческих певческих рукописей московских собраний // Музыкальная археография – 2013: Сб. ст. (материалы Международной научно-практической конференции) / Сост. Н.В. Заболотная. М.: РАМ им. Гнесиных, 2013.
  • Греческие музыкальные рукописи в собирательской деятельности архимандрита Антонина (Капустина) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. Вып. 4 (16). М., 2014.
  • Греческие церковно-певческие рукописи в Москве в XVII веке: [в 2 ч.] // Старинная музыка. 2014, № 4. С. 9–22; 2015, № 1. С. 1–9.
  • «Звучащий мир Древней Руси» // Музыковедение. 2015. № 1.
  • Из истории московских собраний греческих певческих рукописей. Коллекция Д.В. Разумовского // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. Вып. 2 (18). М., 2015.
  • Гивенталь Ирина Александровна // Гнесинский Дом. История учебных заведений имени Гнесиных / Сост.: Е.П. Костина, В.В. Тропп; отв. ред. В.В. Тропп. М.: РАМ имени Гнесиных, 2015.
  • Композитор легендарной судьбы — Оразмухамед Курбан-Ниязов // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2016. № 4 (19).
  • Заметки по истории русской музыкальной византинистики // Музыкальная археография — 2015: Сб. статей (Материалы научно-практической конференции «Звучащий мир Древней Руси», 19–21 ноября 2014 г.) / Сост. и науч. ред. Н.В. Заболотная, И.П. Шеховцова. М.: РАМ имени Гнесиных, 2017.
  • По следам афонской экспедиции П.И. Севастьянова // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. Вып. 2 (26). М., 2017.
  • Отечественные источники византийской церковно-певческой традиции в учебных курсах музыкально-исторических дисциплин // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории, методологии и методики: Сб. статей (по материалам XII межвуз. науч.-практ. конф. РАМ им. Гнесиных, 1–3 ноября 2016 г.) / Сост. и отв. ред. Е.С. Дерунец. М.: «ПРОБЕЛ-2000», 2017.
  • Из истории отечественной музыкальной византинистики. Д.В. Разумовский (1818–1889) // Музыкальная письменность христианского мира: Книги. Нотация. Проблемы интерпретации: Материалы международной научной конференции 12–17 мая 2014 года: Сб. ст. / отв. ред. И.Е. Лозовая; ред.-сост. И.В. Старикова, ред. А.А. Елисеева, Н.В. Гурьева, О.В. Тюрина. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2017. — (Гимнология; вып. 7).
  • Владимир Васильевич Стасов и начало русской музыкальной византинистики // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2017. № 2 (21).
  • «Туркменский напев» и «Милая сердцу Флоренция» (о композиторе О. Курбан-Ниязове) // Взаимопроникновение национальных культур в контексте музыкального искусства: Материалы научно-практической конференции в рамках III Международного фестиваля «Звуки дутара» имени Нуры Халмамедова, 2 ноября 2017 года / Науч. ред. Г.П. Стулова. М.: ООО Издательство «РИТМ», 2017.
  • Из истории русской науки о церковном пении (о греческих изысканиях В.В. Стасова) // Материалы междунар. науч.-творч. симпозиума «Бражниковские чтения» 22–24 апреля 2015 / Сост. Н.В. Рамазанова. СПб.: СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова, 2017.
  • Über die Typologie griechischer Gesangshandschriften (anhand der Moskauer Sammlungen) // Theorie und Geschichte der Monodie: Sammelband-Periodikum. Bd. 9 / Herausgeb. M. Pischlöger. Brno: Verein zur Erforschung der Monodie, 2017.
  • Об одной неизвестной работе протоиерея Д.В. Разумовского (к 200-летию со дня рождения ученого) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории хри-стианского искусства. Вып. 1 (29). М., 2018.
  • Византийская экфонетическая нотация: экскурс и перспективы изучения // Палеография, кодикология, дипломатика: Современный опыт исследования греческих, латинских и славянских рукописей и документов: Материалы Междунар. науч. конф. в честь 80-летия докт. ист. наук, члена-корр. Афинской.
    Академии Б.Л. Фонкича (27-28 февр. 2018 г.) / Отв. ред. И.Г. Коновалова; сост. М.А. Курышева. М.:ИВИ РАН, 2018.
  • Отечественные источники по византийской музыкально-литургической традиции и становление русской науки о церковном пении // Специальные исторические дисциплины: Сб. науч. ст. Вып. 2 / Отв. ред. академик РАН Б.Л. Фонкич. М.: ИВИ РАН, 2018.
  • Малоизвестные страницы биографии протоиерея Димитрия Разумовского (к 200-летию со дня рождения ученого) // Культура и искусство. 2018, № 12 (38) (декабрь).
  • «Посвящается Новомученикам Российским». К истории создания хорового концерта «Похвала любви» диакона Сергия Трубачева (1919-1995) // Вестник ПСТГУ. V: Вопросы истории и теории и христианского искусства. Вып. 36. М., 2019.
  • Griechische Handschriften mit ekphonetischer Notation in Russland (Греческие рукописи с экфонетической нотацией в России) // Theorie und Geschichte der Monodie: SammelbandPeriodikum. 10: Bericht der Internationalen Tagung Wien, 2018 / Herausgeb. u. Red. M. Pischlöger. Brno: Verein zur Erforschung der Monodie, 2020. S. 485-522.
  • Музыкальная палеография в трудах епископа Порфирия (Успенского) (1804–1885) // Вестник ПСТГУ. V: Вопросы истории и теории и христианского искусства. Вып. 41. М., 2021. С. 52–79.

Сведения о повышении квалификации

2019
  • курсы по теме: «Охрана труда»