RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

Шак Федор Михайлович

Доцент кафедры инструментального джазового исполнительства

Шак Федор Михайлович
Образовательная деятельность
Преподаваемые дисциплины:
История эстрадной и джазовой музыки, Джаз в современной культуре, Основы научных исследований, Методика научно-исследовательской работы, руководство магистерскими диссертациями, руководство выпускными квалификационными работами.
Реализация дисциплин в рамках образовательных программ:
53.03.01 Музыкальное искусство эстрады, 53.04.01 Музыкально-инструментальное искусства, 53.04.02 Вокальное искусство, 53.03.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство
Образование
Уровень образования
Высшее образование
Наименование направления подготовки/специальности, в том числе научной
Музыкальная звукорежиссура, Музыкальное искусство
Квалификация
Музыкальный звукорежиссер, преподаватель
Ученая степень
доктор искусствоведения
Ученое звание
доцент
Стаж работы
Общий стаж работы
25 лет
Опыт работы в профессиональной сфере, соответствующей образовательной деятельности по реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
18 лет

Биография

Родился в городе Таганроге Ростовской области в семье музыкантов.

Обучался в музыкальной школе и Таганрогском музыкальном училище. Имеет два высших образования: музыкальная педагогика, квалификация — учитель музыки; музыкальная звукорежиссура, квалификация — музыкальный звукорежиссер, преподаватель. Окончил докторантуру Ростовской государственной консерватории имени С. В. Рахманинова по научной специальности 17.00.02 Музыкальное искусство.

Работал в ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры» в должности преподавателя (2002-2007), доцента (2008-2013), заведующего кафедрой звукорежиссуры (2014-2021).

Область научных интересов: эстрадно-джазовая музыка, массовая музыкальная культура, музыкальная критика, философия и социология музыки, мультимедийные технологии, музыкальная звукорежиссура.

Кандидатская диссертация «Джаз как социокультурный феномен: на примере американской музыки второй половины XX века», защищена в 2008 году в ФГБОУ ВО «Ростовская государственная консерватория имени С. В. Рахманинова». Научный руководитель — доктор искусствоведения, доктор философских наук, профессор П. С. Волкова.

Докторская диссертация «Джаз и массовая музыка в социокультурных процессах второй половины ХХ-начала ХХI в.» (2018 г.). Научный консультант — доктор искусствоведения, профессор А. М. Цукер. Защита состоялась в ФГБОУ ВО «Ростовская государственная консерватория имени С. В. Рахманинова».

Количество опубликованных научных работ — 89 (среди них 2 монографии, 26 статей в изданиях ВАК, 1 Scopus).

Количество опубликованных учебно-методических работ — 5.

Участие в конференциях — 24 международных, 18 всероссийских и региональных.

Осуществляет руководство аспирантами и магистрами по направлениям джазового искусства, массовых музыкальных жанров, музыкальной звукорежиссуры.

Под руководством Ф. М. Шака успешно защищены кандидатские диссертации:

  • Полищук А. Э. Третье течение и прогрессив в эволюции джаза. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, специальность: 17.00.02 Музыкальное искусство (2018);
  • Бажилин Н. Р. Обучение студента основам джазовой импровизации на аккордеоне в образовательном процессе вуза. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, специальность: 5.8.2 Теория и методика обучения и воспитания (музыка, уровни общего и профессионального образования) (2023);
  • Ся Юй. Постбоп как явление современного джазового искусства: история, теория, практика Диссертация на соискание степени ученой кандидата искусствоведения, специальность: 5.10.3 Виды искусства (музыкальное искусство) (искусствоведение) (2023).

Участие в организации и оргкомитетах профильных джазовых конференций:

  • I Всероссийская научно-практическая конференция «Джазовое искусство в современной музыкальной культуре» 28 апреля 2022 г., РАМ имени Гнесиных;
  • Всероссийская научная конференция с международным участием «100 лет джазового искусства в России». 29-31 мая 2023 г., Государственный институт искусствознания;
  • Международная научно-практическая конференция «Массовая музыка и джазовое исполнительство в современной культуре» Краснодар, 2016;
  • II Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Массовая музыка и джазовое исполнительство в современной культуре» Краснодар, 2018;
  • III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Массовая музыка и джазовое исполнительство в современной культуре» Краснодар, 2020.
Основные публикации:

Монографии:

  • Феномен джаза. — Краснодар, Краснодарский государственный университет культуры и искусств, 2009. — С. 157;
  • Джаз и рок-музыка в социокультурных процессах второй половины ХХ-начала ХХI в. — Краснодар: Краснодарский государственный институт культуры, 2018. — С. 342.

Учебно-методические пособия:

  • Мультимедийный монтаж средствами Vegas. Руководство для опытных пользователей. — Краснодар: изд-во Краснодарского государственного университета культуры и искусств, 2011. — С. 196;
  • Курсовые работы в системе подготовки эстрадно-джазовых исполнителей. — Краснодар, Краснодарский государственный университет культуры и искусств, 2014. — С. 30;
  • Стили фортепианного джаза. Мультимедийное обучающее электронное издание. — Краснодар: Краснодарский государственный университет культуры и искусств, 2013.
Некоторые статьи:
  • Опыты современных прочтений наследия Скотта Джоплина // Южно-Российский музыкальный альманах. 2023. № 2. С. 79-84;
  • Джазовая стилистика и постмодернизм // Современный джаз в музыкальной культуре: сб. ст. / сост. Е. С. Барбан. — СПб.: Композитор, 2013. — С. 125-133;
  • Джазовый стиль постбоп: к истории возникновения и эволюции термина // Южно-Российский музыкальный альманах. 2022. № 3. С. 101-109;
  • Джазовое искусство в Краснодарском крае: к вопросу исторического генезиса // Музыкальная летопись: сборник материалов XIII Международной научной конференции, Краснодар, 14 февраля 2023 года. Том Выпуск 13. — Краснодар: Краснодарский государственный институт культуры, 2023. — С. 160-175;
  • Преодоление коммерциализации джазовых лейблов средствами цифровых технологий стриминга музыки // PHILHARMONICA International Music Journal. — М.: НБ-медиа, 2018. — № 3. — С. 26-33;
  • Неолиберальные интерпретации теории индустрии культуры в специфике музыкального критицизма // Культурная жизнь Юга России. — Краснодар: КГИК. — 2017 — № 3. — С. 40-45;
  • Социокультурные функции звукозаписывающий индустрии в призме идей Т. Адорно и Ж. Аттали Массовая музыка и джазовое исполнительство в современной культуре: Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции, Краснодар, 16 октября 2020 года. — Краснодар: Краснодарский государственный институт культуры, 2020. — С. 168-181;
  • Индивидуальные особенности звукорежиссерского стиля в современной джазовой звукорежиссуре (на примере работ Дж. Андерсона) // Южно-Российский музыкальный альманах. 2021. № 3. С. 32-41;
  • Академическое исполнительство и шоу-бизнес на пути к взаимной интеграции // Культурная жизнь Юга России. — Краснодар: КГИК, 2013. — № 51. — С. 23-27;
  • Джаз в контексте патографии: Pro et Contra // Социально-гуманитарные знания. — М., 2007. — № 12. — С. 166-169;
  • Симфоджаз, третье течение и «мягкий джаз» в системе социалистических и капиталистических отношений // Вестник академии русского балета. имени А. Я. Вагановой. — СПб., 2014. — № 6. (35). — С. 108-117;
  • Советский джаз как феномен массовой культуры // Вестник Шэныгъэгъуаз Адыгейского государственного университета. — Майкоп, 2015. — С. 170-179;
  • Социокультурные особенности аудитории отечественного рока // Южно-российский музыкальный альманах. — Ростов-на-Дону, 2015. — Вып. 4. (21). С. 10-17;
  • Роль маркетинга в процессах структурной коммерциализации джазового искусства // Массовая музыка и джазовое исполнительство в современной культуре: II Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Краснодар, КГИК, 2018. С. 15-35;
  • Об исторической ограниченности термина «эстрада». — М.: Social Science. — № 6, 2012. — С. 340-347;
  • Научное осмысление джаза и массовой музыки в ССCР: социокультурная составляющая // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: параллели и взаимодействия: сб. ст. по материалам международной научной конференции. — М.: ГКА имени Маймонида, 2014. — С. 663-668;
  • О терминологических проблемах массовой музыки // Вестник Академии русского балета имени А. Я. Вагановой. СПб: 2015. — № 2 (37). — С. 186-190;
  • Постмодернистские содержания в академической и легкой музыке первой половины XX века // Исторические, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: 2014. — C. 192-195;
  • Российское искусствоведение и массовая музыка. К постановке проблемы // Искусствознание и гуманитарные науки современной России. Параллели и взаимодействия.: сб. ст. по материалам международной научной конференции. — М.: ГКА имени Маймонида, 2012. — С. 155-158;
  • Коммерциализированные разновидности джазовой музыки: опыт социокультурного анализа // PHILHARMONICA International Music Journal. — М.: НБ-медиа, 2019. — № 1. — С. 1-23.

Сведения о повышении квалификации

2020
  • курсы по теме: «Инновационные подходы к организации учебного процесса в условиях трансформации образования и развития дистанционного обучения». ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»