Родился в городе Таганроге Ростовской области в семье музыкантов.
Обучался в музыкальной школе и Таганрогском музыкальном училище. Имеет два высших образования: музыкальная педагогика, квалификация — учитель музыки; музыкальная звукорежиссура, квалификация — музыкальный звукорежиссер, преподаватель. Окончил докторантуру Ростовской государственной консерватории имени С. В. Рахманинова по научной специальности 17.00.02 Музыкальное искусство.
Работал в ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры» в должности преподавателя (2002-2007), доцента (2008-2013), заведующего кафедрой звукорежиссуры (2014-2021).
Область научных интересов: эстрадно-джазовая музыка, массовая музыкальная культура, музыкальная критика, философия и социология музыки, мультимедийные технологии, музыкальная звукорежиссура.
Кандидатская диссертация «Джаз как социокультурный феномен: на примере американской музыки второй половины XX века», защищена в 2008 году в ФГБОУ ВО «Ростовская государственная консерватория имени С. В. Рахманинова». Научный руководитель — доктор искусствоведения, доктор философских наук, профессор П. С. Волкова.
Докторская диссертация «Джаз и массовая музыка в социокультурных процессах второй половины ХХ-начала ХХI в.» (2018 г.). Научный консультант — доктор искусствоведения, профессор А. М. Цукер. Защита состоялась в ФГБОУ ВО «Ростовская государственная консерватория имени С. В. Рахманинова».
Количество опубликованных научных работ — 89 (среди них 2 монографии, 26 статей в изданиях ВАК, 1 Scopus).
Количество опубликованных учебно-методических работ — 5.
Участие в конференциях — 24 международных, 18 всероссийских и региональных.
Осуществляет руководство аспирантами и магистрами по направлениям джазового искусства, массовых музыкальных жанров, музыкальной звукорежиссуры.
Под руководством Ф. М. Шака успешно защищены кандидатские диссертации:
- Полищук А. Э. Третье течение и прогрессив в эволюции джаза. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, специальность: 17.00.02 Музыкальное искусство (2018);
-
Бажилин Н. Р. Обучение студента основам джазовой импровизации на аккордеоне в образовательном процессе вуза. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, специальность: 5.8.2 Теория и методика обучения и воспитания (музыка, уровни общего и профессионального образования) (2023);
-
Ся Юй. Постбоп как явление современного джазового искусства: история, теория, практика Диссертация на соискание степени ученой кандидата искусствоведения, специальность: 5.10.3 Виды искусства (музыкальное искусство) (искусствоведение) (2023).
Участие в организации и оргкомитетах профильных джазовых конференций:
- I Всероссийская научно-практическая конференция «Джазовое искусство в современной музыкальной культуре» 28 апреля 2022 г., РАМ имени Гнесиных;
-
Всероссийская научная конференция с международным участием «100 лет джазового искусства в России». 29-31 мая 2023 г., Государственный институт искусствознания;
-
Международная научно-практическая конференция «Массовая музыка и джазовое исполнительство в современной культуре» Краснодар, 2016;
-
II Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Массовая музыка и джазовое исполнительство в современной культуре» Краснодар, 2018;
-
III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Массовая музыка и джазовое исполнительство в современной культуре» Краснодар, 2020.
Основные публикации:
Монографии:
- Феномен джаза. — Краснодар, Краснодарский государственный университет культуры и искусств, 2009. — С. 157;
-
Джаз и рок-музыка в социокультурных процессах второй половины ХХ-начала ХХI в. — Краснодар: Краснодарский государственный институт культуры, 2018. — С. 342.
Учебно-методические пособия:
- Мультимедийный монтаж средствами Vegas. Руководство для опытных пользователей. — Краснодар: изд-во Краснодарского государственного университета культуры и искусств, 2011. — С. 196;
-
Курсовые работы в системе подготовки эстрадно-джазовых исполнителей. — Краснодар, Краснодарский государственный университет культуры и искусств, 2014. — С. 30;
-
Стили фортепианного джаза. Мультимедийное обучающее электронное издание. — Краснодар: Краснодарский государственный университет культуры и искусств, 2013.
Некоторые статьи:
- Опыты современных прочтений наследия Скотта Джоплина // Южно-Российский музыкальный альманах. 2023. № 2. С. 79-84;
-
Джазовая стилистика и постмодернизм // Современный джаз в музыкальной культуре: сб. ст. / сост. Е. С. Барбан. — СПб.: Композитор, 2013. — С. 125-133;
-
Джазовый стиль постбоп: к истории возникновения и эволюции термина // Южно-Российский музыкальный альманах. 2022. № 3. С. 101-109;
-
Джазовое искусство в Краснодарском крае: к вопросу исторического генезиса // Музыкальная летопись: сборник материалов XIII Международной научной конференции, Краснодар, 14 февраля 2023 года. Том Выпуск 13. — Краснодар: Краснодарский государственный институт культуры, 2023. — С. 160-175;
-
Преодоление коммерциализации джазовых лейблов средствами цифровых технологий стриминга музыки // PHILHARMONICA International Music Journal. — М.: НБ-медиа, 2018. — № 3. — С. 26-33;
-
Неолиберальные интерпретации теории индустрии культуры в специфике музыкального критицизма // Культурная жизнь Юга России. — Краснодар: КГИК. — 2017 — № 3. — С. 40-45;
-
Социокультурные функции звукозаписывающий индустрии в призме идей Т. Адорно и Ж. Аттали Массовая музыка и джазовое исполнительство в современной культуре: Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции, Краснодар, 16 октября 2020 года. — Краснодар: Краснодарский государственный институт культуры, 2020. — С. 168-181;
-
Индивидуальные особенности звукорежиссерского стиля в современной джазовой звукорежиссуре (на примере работ Дж. Андерсона) // Южно-Российский музыкальный альманах. 2021. № 3. С. 32-41;
-
Академическое исполнительство и шоу-бизнес на пути к взаимной интеграции // Культурная жизнь Юга России. — Краснодар: КГИК, 2013. — № 51. — С. 23-27;
-
Джаз в контексте патографии: Pro et Contra // Социально-гуманитарные знания. — М., 2007. — № 12. — С. 166-169;
-
Симфоджаз, третье течение и «мягкий джаз» в системе социалистических и капиталистических отношений // Вестник академии русского балета. имени А. Я. Вагановой. — СПб., 2014. — № 6. (35). — С. 108-117;
-
Советский джаз как феномен массовой культуры // Вестник Шэныгъэгъуаз Адыгейского государственного университета. — Майкоп, 2015. — С. 170-179;
-
Социокультурные особенности аудитории отечественного рока // Южно-российский музыкальный альманах. — Ростов-на-Дону, 2015. — Вып. 4. (21). С. 10-17;
-
Роль маркетинга в процессах структурной коммерциализации джазового искусства // Массовая музыка и джазовое исполнительство в современной культуре: II Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Краснодар, КГИК, 2018. С. 15-35;
-
Об исторической ограниченности термина «эстрада». — М.: Social Science. — № 6, 2012. — С. 340-347;
-
Научное осмысление джаза и массовой музыки в ССCР: социокультурная составляющая // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: параллели и взаимодействия: сб. ст. по материалам международной научной конференции. — М.: ГКА имени Маймонида, 2014. — С. 663-668;
-
О терминологических проблемах массовой музыки // Вестник Академии русского балета имени А. Я. Вагановой. СПб: 2015. — № 2 (37). — С. 186-190;
-
Постмодернистские содержания в академической и легкой музыке первой половины XX века // Исторические, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: 2014. — C. 192-195;
-
Российское искусствоведение и массовая музыка. К постановке проблемы // Искусствознание и гуманитарные науки современной России. Параллели и взаимодействия.: сб. ст. по материалам международной научной конференции. — М.: ГКА имени Маймонида, 2012. — С. 155-158;
-
Коммерциализированные разновидности джазовой музыки: опыт социокультурного анализа // PHILHARMONICA International Music Journal. — М.: НБ-медиа, 2019. — № 1. — С. 1-23.