RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

Шак Федор Михайлович

Доцент кафедры инструментального джазового исполнительства

Шак Федор Михайлович
Образовательная деятельность
Преподаваемые дисциплины:
История эстрадной и джазовой музыки, Джаз в современной культуре, Основы научных исследований, Методика научно-исследовательской работы, руководство магистерскими диссертациями, руководство выпускными квалификационными работами.
Реализация дисциплин в рамках образовательных программ:
53.03.01 Музыкальное искусство эстрады; 53.04.01 Музыкально-инструментальное искусства; 53.04.02 Вокальное искусство; 53.03.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство
Образование
Уровень образования
Высшее образование
Наименование направления подготовки/специальности, в том числе научной
Музыкальная звукорежиссура, Музыкальное искусство
Квалификация
Музыкальный звукорежиссер, преподаватель
Ученая степень
доктор искусствоведения
Ученое звание
доцент
Стаж работы
Общий стаж работы
25 года
Опыт работы в профессиональной сфере, соответствующей образовательной деятельности по реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
18 лет

Биография

Родился в городе Таганроге Ростовской области в семье музыкантов. Обучался в музыкальной школе и Таганрогском музыкальном училище. Имеет два высших образования: Музыкальная педагогика, квалификация – учитель музыки; Музыкальная звукорежиссура, квалификация – музыкальный звукорежиссер, преподаватель. Окончил докторантуру Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова по научной специальности 17.00.02 Музыкальное искусство.

Работал в ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры» в должности преподавателя (2002–2007), доцента (2008–2013), заведующего кафедрой звукорежиссуры (2014–2021).

Область научных интересов: эстрадно-джазовая музыка, массовая музыкальная культура, музыкальная критика, философия и социология музыки, мультимедийные технологии, музыкальная звукорежиссура.

Кандидатская диссертация «Джаз как социокультурный феномен: на примере американской музыки второй половины XX века», защищена в 2008 году в ФГБОУ ВО «Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова». Научный руководитель – доктор искусствоведения, доктор философских наук, профессор – П. С. Волкова.

Докторская диссертация «Джаз и массовая музыка в социокультурных процессах второй половины ХХ – начала ХХI в.» (2018 г.). Научный консультант – доктор искусствоведения, профессор А. М. Цукер. Защита состоялась в ФГБОУ ВО «Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова».

Количество опубликованных научных работ – 89 (среди них 2 монографии, 26 статей в изданиях ВАК, 1 Scopus).

Количество опубликованных учебно-методических работ – 5.

Участие в конференциях – 24 международных, 18 всероссийских и региональных.

Осуществляет руководство аспирантами и магистрами по направлениям джазового искусства, массовых музыкальных жанров, музыкальной звукорежиссуры.

Под руководством Ф.М. Шака успешно защищены кандидатские диссертации:

  • Полищук А.Э. Третье течение и прогрессив в эволюции джаза. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, специальность: 17.00.02 – Музыкальное искусство (2018).
  • Бажилин Н.Р. Обучение студента основам джазовой импровизации на аккордеоне в образовательном процессе вуза. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, специальность: 5.8.2 – Теория и методика обучения и воспитания (музыка, уровни общего и профессионального образования) (2023).
  • Ся Юй. Постбоп как явление современного джазового искусства: история, теория, практика Диссертация на соискание степени ученой кандидата искусствоведения, специальность: 5.10.3. Виды искусства (музыкальное искусство) (искусствоведение) (2023)

Участие в организации и оргкомитетах профильных джазовых конференций.

  • I Всероссийская научно-практическая конференция «Джазовое искусство в современной музыкальной культуре» 28 апреля 2022 г. РАМ имени Гнесиных.
  • Всероссийская научная конференция с международным участием «100 лет джазового искусства в России». 29-31 мая 2023 г. Государственный институт искусствознания.
  • Международная научно-практическая конференция «Массовая музыка и джазовое исполнительство в современной культуре» Краснодар, 2016.
  • II Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Массовая музыка и джазовое исполнительство в современной культуре» Краснодар, 2018.
  • III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Массовая музыка и джазовое исполнительство в современной культуре» Краснодар, 2020.

Основные публикации:

Монографии

  • Феномен джаза. – Краснодар, Краснодарский государственный университет культуры и искусств, 2009. – 157 с.
  • Джаз и рок-музыка в социокультурных процессах второй половины ХХ – начала ХХI в. – Краснодар: Краснодарский государственный институт культуры, 2018. – 342 с.

Учебно-методические пособия

  • Мультимедийный монтаж средствами Vegas. Руководство для опытных пользователей. – Краснодар: изд-во Краснодарского государственного университета культуры и искусств, 2011. – 196 с.
  • Курсовые работы в системе подготовки эстрадно-джазовых исполнителей. – Краснодар, Краснодарский государственный университет культуры и искусств, 2014. – 30 с.
  • Стили фортепианного джаза. Мультимедийное обучающее электронное издание. – Краснодар: Краснодарский государственный университет культуры и искусств, 2013.

Некоторые статьи

  • Опыты современных прочтений наследия Скотта Джоплина // Южно-Российский музыкальный альманах. 2023. № 2. С. 79–84.
  • Джазовая стилистика и постмодернизм // Современный джаз в музыкальной культуре: сб. ст. / сост. Е. С. Барбан. – СПб.: Композитор, 2013. – С. 125–133.
  • Джазовый стиль постбоп: к истории возникновения и эволюции термина // Южно-Российский музыкальный альманах. 2022. № 3. С. 101–109.
  • Джазовое искусство в Краснодарском крае: к вопросу исторического генезиса // Музыкальная летопись : сборник материалов XIII Международной научной конференции, Краснодар, 14 февраля 2023 года. Том Выпуск 13. – Краснодар: Краснодарский государственный институт культуры, 2023. – С. 160-175.
  • Преодоление коммерциализации джазовых лейблов средствами цифровых технологий стриминга музыки // PHILHARMONICA International Music Journal. – М.: НБ-медиа, 2018. – № 3. – С.26–33.
  • Неолиберальные интерпретации теории индустрии культуры в специфике музыкального критицизма // Культурная жизнь Юга России. – Краснодар: КГИК. – 2017 – № 3. – С. 40–45.
  • Социокультурные функции звукозаписывающий индустрии в призме идей Т. Адорно и Ж. Аттали Массовая музыка и джазовое исполнительство в современной культуре : Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции, Краснодар, 16 октября 2020 года. – Краснодар: Краснодарский государственный институт культуры, 2020. – С. 168–181.
  • Индивидуальные особенности звукорежиссерского стиля в современной джазовой звукорежиссуре (на примере работ Дж. Андерсона) // Южно-Российский музыкальный альманах. 2021. № 3. С. 32–41.
  • Академическое исполнительство и шоу-бизнес на пути к взаимной интеграции //Культурная жизнь Юга России. – Краснодар: КГИК, 2013. – № 51. – С. 23–27.
  • Джаз в контексте патографии: Pro et Contra // Социально-гуманитарные знания. – М., 2007. – №12. – С. 166–169.
  • Симфоджаз, третье течение и «мягкий джаз» в системе социалистических и капиталистических отношений // Вестник академии русского балета. им. А. Я. Вагановой. – СПб., 2014. – № 6. (35). – С. 108–117.
  • Советский джаз как феномен массовой культуры // Вестник Шэныгъэгъуаз Адыгейского государственного университета. – Майкоп, 2015. – С. 170–179.
  • Социокультурные особенности аудитории отечественного рока // Южно-российский музыкальный альманах. – Ростов н/Д., 2015. – Вып. 4. (21). С. 10 – 17.
  • Роль маркетинга в процессах структурной коммерциализации джазового искусства // Массовая музыка и джазовое исполнительство в современной культуре: II Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. –Краснодар, КГИК, 2018. С. 15-35.
  • Об исторической ограниченности термина «эстрада». – М.: Social Science. – № 6, 2012. – С. 340-347.
  • Научное осмысление джаза и массовой музыки в ССCР: социокультурная составляющая // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: параллели и взаимодействия: сб. ст. по материалам международной научной конференции. – М.: ГКА им. Маймонида, 2014. – С. 663-668.
  • О терминологических проблемах массовой музыки //Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. СПб: 2015. – № 2 (37). – С. 186–190.
  • Постмодернистские содержания в академической и лёгкой музыке первой половины XX века // Исторические, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: 2014. – C. 192–195.
  • Российское искусствоведение и массовая музыка. К постановке проблемы // Искусствознание и гуманитарные науки современной России. Параллели и взаимодействия.: сб. ст. по материалам международной научной конференции. – М.: ГКА им. Маймонида, 2012. – С. 155–158.
  • Коммерциализированные разновидности джазовой музыки: опыт социокультурного анализа // PHILHARMONICA International Music Journal. – М.: НБ-медиа, 2019. – № 1. – С.1–23

Сведения о повышении квалификации

2019
  • «Теория и история музыки». ФГБОУ ВО «Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова»
  • «Использование дистанционных образовательных технологий электронного обучения». ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»
2020
  • «Инновационные подходы к организации учебного процесса в условиях трансформации образования и развития дистанционного обучения». ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»