RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

Рыжинский Александр Сергеевич

Ректор Российской академии музыки имени Гнесиных, Председатель Ученого совета, Профессор, Руководитель Отдела хорового дирижирования | Лауреат Премии Правительства РФ, Почетный работник сферы образования РФ

Рыжинский Александр Сергеевич
Образовательная деятельность
Преподаваемые дисциплины:
Дирижирование, Вокальный ансамбль, Фактурный анализ современной хоровой музыки, Современная хоровая нотография
Реализация дисциплин в рамках образовательных программ:
53.03.05 Дирижирование, 53.05.02 Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором, 53.04.04 Дирижирование, 53.09.05 Искусство дирижирования
Образование
Уровень образования
Высшее образование
Наименование направления подготовки/специальности, в том числе научной
Дирижирование академическим хором, Музыкальное искусство
Квалификация
Дирижер. Хормейстер академического хора. Преподаватель
Ученая степень
доктор искусствоведения
Ученое звание
профессор
Стаж работы
Общий стаж работы
21 год
Опыт работы в профессиональной сфере, соответствующей образовательной деятельности по реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
21 год

Биография

После окончания Омского музыкального училища имени В.Я.Шебалина (класс Н.В. Статкевич) с 2000 по 2005 учился в РАМ им.Гнесиных на кафедре хорового дирижирования (класс доцента Е.Н.Байковой).
После окончания академии в 2005 году поступил в аспирантуру, которую окончил в 2008 году.
В ноябре 2008 года защитил кандидатскую диссертацию на тему «Хоровое творчество Арнольда Шёнберга» (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Т.В.Цареградская).

В 2016 году защитил докторскую диссертацию на тему «Л. Ноно, Б. Мадерна, Л. Берио: пути развития итальянской хоровой музыки во второй половине XX  века».

На кафедре хорового дирижирования РАМ им.Гнесиных преподает с 2009 года.

В 2010 году силами студентов кафедры А.С.Рыжинский организовал Ансамбль современной хоровой музыки «Altro coro» c целью пропаганды хоровых и вокально-ансамблевых сочинений XX и XXI веков. За недолгое время своего существования ансамбль успел наработать интересный концертный репертуар, в который вошли сочинения А.Шёнберга, С.Губайдулиной, А.Пярта, Л.Даллапиккола, Л.Берио, К.Штокхаузена, Х.Холлигера, Дж.Тавенера, Г.Свиридова, И.Мациевского, В.Кикты, А.Шнитке.
Большинство представленных сочинений исполнялись в России впервые.
Ансамбль является лауреатом Всероссийских и международных конкурсов.
Среди побед коллектива:

  • «Золотой диплом» (I премия) конкурса-фестиваля современной хоровой музыки «Canti veris Praga» (Чехия, 2012 год) в номинации «Камерные хоры»;
  • «Золотой диплом» (I премия) IV Международного конкурса-фестиваля хоровой музыки имени А. Брукнера (Австрия, 2013 год);
  • «Гран-При» конкурса-фестиваля современной хоровой музыки «Canti veris Praga» (Чехия, 2012 год);
  • «Гран-При» XXIX Международного хорового конкурса-фестиваля имени Ф. Шуберта (Австрия, 2014 год);
  • «Золотой диплом» и звание победителя в номинации «Камерные хоры» IX Международного хорового конкурса-фестиваля имени И. Брамса (Германия, 2015 г.);
  • Звание Чемпиона IX Всемирных хоровых игр в номинации «Камерные хоры» (Россия, г. Сочи, 2016 г.);
  • Гран-При европейского конкурса чемпионов «Grand Prix of Nations» в номинациях «Камерные хоры» и «Современная музыка» (Германия, г. Берлин, 2017 г.).
  • Две золотые медали X Всемирных хоровых игр в номинации «Камерные хоры» и «Современная хоровая музыка» (ЮАР, г. Претория, 2018 г.);
  • Гран-При европейского конкурса чемпионов «Grand Prix of Nations» в номинации «Духовная музыка a cappella» (Швеция, г. Гетеборг, 2019 г.).

Коллектив имеет дипломы и благодарственные письма Министерства культуры РФ, мэра Москвы С.С.Собянина, администраций московских музеев (среди них Музеи московского Кремля, музей современного искусства «Дом Бурганова»).

Хормейстерскую и педагогическую деятельность А.С.Рыжинский сочетает с исследовательской работой. Его интересы связаны с изучением хоровой фактуры и тембрики в сочинениях зарубежных композиторов второй половины XX века.

А.С. Рыжинский – автор двух монографий «Хоровое творчество Арнольда Шёнберга». Монография. – М., 2010, «Хоровая музыка послевоенного авангарда: Италия, Германия, Франция». – М., 2021, четырех учебно-методических пособий: «Итальянская хоровая музыка (1930 – 1990 гг.): Очерки». – М., 2014, «Преподавание хоровой литературы в музыкальном колледже». – М.,2014, «“История хоровой музыки” как профильная дисциплина в вузовском курсе подготовки дирижера-хормейстера». – М., 2019, «Современная хоровая музыка» (в соавторстве с Д.И. Морозовым и М.С. Чихачевым). – М., 2022, а также более 60 статей.
Среди них:

  • Рыжинский А.С. «Шёнберг и Каббала: возможные точки соприкосновения» // Музыка и время. 2007. №3. С.14–18;
  • Рыжинский А.С. «Хоровая музыка Арнольда Шёнберга: специфика работы композитора с вокальными тембрами» // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2008. №1. С.225–235;
  • Рыжинский А.С. «Реально ли петь атональное? (Пути решения проблем интонирования атональной хоровой музыки Арнольда Шёнберга)» // Хоровое исполнительство /  РАМ им. Гнесиных: Сборник трудов 182. М., 2011;
  • Рыжинский А.С. «Понятие “Единство” как концептуальная основа организации “Coro” Л. Берио» // Музыковедение, 2012. №8. С.10–18;
  • Рыжинский А.С. «“Слой пыли на наших плечах”: диалоги прошлого и  настоящего в “Криках Лондона” Л. Берио» // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии. Материалы XI Международной научной конференции 29-31 октября 2012 года. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2013. С.90–103;
  • Рыжинский А.С. Преобразование хоровой звучности в сочинениях Л. Ноно 1950-х годов // Музыковедение. 2013. №7. С.3–10;
  • Рыжинский А.С. « “Al gran sole carico d’amore” Л. Ноно как образец сценического действа» // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2014. №2. С.42–56.
  • Рыжинский А.С. Звукосмысловые игры: слово и музыка в «Симфонии» Лючано Берио // Музыка и время. 2015. №1. С.39–47.
  • Рыжинский А.С. Фонетика как тембровая детерминанта в вокально-ансамблевых и хоровых сочинениях Л. Ноно, К. Штокхаузена, М. Кагеля и Д. Лигети рубежа 1950 – 1960 годов // Музыка и время. 2016. №10. С.38–44
  • Рыжинский А.С. “Ein feste Burg ist unser Bach”: Кагель в диалоге с Бахом // Вестник Академии русского балета имени А.Я. Вагановой. 2017. №4. С.132–144
  • Ryzhinskii A.S. Characteristics of Choral Writing of György Ligeti’s Late Work // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия Искусствоведение. 2018. Том 8. Выпуск 4. С. 578 – 592
  • Рыжинский А.С. От «Gesang der Jünglinge» к «Carré»: рождение фонемной композиции в творчестве К. Штокхаузена // Музыка. Искусство, наука, практика. 2019. №2 (26). С.19-25
  • Ryzhinskii A.S. The humanistic pathos of Iannic Xenakis’ choral musical legacy // Ars Inter Culturas. 2020. Vol.9. Pp. 81-93
  • Рыжинский А.С. Включение современной системы российского музыкального образования в единое мировое образовательное пространство: миф или реальность? // Искусствоведение в контексте других наук в современном мире: параллели и взаимодействия: сборник трудов Международной научной конференции, 21-26 апреля 2019 года / Российская государственная библиотека. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2020. С.88-103.
  • Рыжинский А.С. Кантаты Пьера Булеза в контексте основных тенденций развития хоровой композиции XXI века // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Искусствоведение. 2021. Т.11. №1. С.21-38 
  • Рыжинский А.С. «Утреня» Кшиштофа Пендерецкого: к вопросу о влиянии музыкальных традиций Православия // Проблемы музыкальной науки. 2022. №1. С. 71–82. и др.
  • Рыжинский А.С. British Choral Music at the Turn of the 19th and 20th Centuries: the Phenomenon of the English Musical Renaissance // Проблемы музыкальной науки. 2023. №2. С. 53–67 и др.

Ученый секретарь Ученого совета РАМ имени Гнесиных с 2013 по 2019 гг.

Проректор по стратегическому развитию профессионального музыкального образования РАМ имени Гнесиных с 2017 по 2019 гг.

Член редколлегии научно-аналитического журнала «Дом Бурганова. Пространство культуры».

Заместитель председателя федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по УГСН 53.00.00 Музыкальное искусство с 2016 года.

Заместитель председателя Координационного совета Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по области образования «Искусство и культура» с 2020 года.

Эксперт Рособрнадзора по проведению аккредитационной экспертизы организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

В 2018 году удостоен звания Лауреата Премии Правительства Российской Федерации в области культуры за создание научно-творческой лаборатории современной хоровой музыки.

В 2020 году присвоено звание «Почетный работник сферы образования Российской Федерации».

Награжден Благодарностью Министра культуры Российской Федерации (2015 год).

Награжден Почетной грамотой Министерства культуры Российской Федерации (2021 год).

Награжден юбилейной Медалью «95 лет Военному университету» (2014 год).

Награжден Медалью имени С.Я. Батышева Российской академии образования (2020 год).

Награжден Медалью Федерального казначейства Российской Федерации «За содействие» (2022 год).

Награжден юбилейной Медалью «В память 350-летия Нижегородской епархии» (2023 год).

Награжден Специальным дипломом Постоянного Комитета Союзного государства России и Беларуси «За творческое воплощение идей дружбы народов Беларуси и России» (2023 год).

В 2019 году Приказом Министерства культуры РФ №04-КФ-301019 от 30.10.2019 назначен ректором РАМ имени Гнесиных на основании протокола Общего собрания (конференции) научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся ФГБОУ ВО «Российская академия музыки имени Гнесиных» №1 от 29.10.2019.

Сведения о повышении квалификации

2019
  • курсы по теме: «Охрана труда»
  • курсы по теме: «Экономическая безопасность и противодействие коррупции»
2022
  • курсы по теме: «Сохранение педагогических и исполнительских традиций в области хорового искусства в XXI веке»