RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

Рыжинский Александр Сергеевич

Ректор Российской академии музыки имени Гнесиных, Председатель Ученого совета, Профессор кафедры хорового дирижирования, Руководитель Отдела хорового дирижирования, Профессор | Лауреат Премии Правительства РФ, Почетный работник сферы образования РФ

Рыжинский Александр Сергеевич
Образовательная деятельность
Преподаваемые дисциплины:
Дирижирование, Вокальный ансамбль, Фактурный анализ современной хоровой музыки, Современная хоровая нотография
Реализация дисциплин в рамках образовательных программ:
53.03.05 Дирижирование, 53.05.02 Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором, 53.04.04 Дирижирование, 53.09.05 Искусство дирижирования
Образование
Уровень образования
Высшее образование
Наименование направления подготовки/специальности, в том числе научной
Дирижирование академическим хором, Музыкальное искусство
Квалификация
Дирижер. Хормейстер академического хора. Преподаватель
Ученая степень
доктор искусствоведения
Ученое звание
профессор
Стаж работы
Общий стаж работы
22 года
Опыт работы в профессиональной сфере, соответствующей образовательной деятельности по реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
22 года

Биография

Александр Сергеевич Рыжинский — ректор Российской академии музыки имени Гнесиных (2019), доктор искусствоведения (2016), профессор. Председатель Ученого совета, руководитель Отдела хорового дирижирования, профессор кафедры хорового дирижирования (2017), лауреат премии Правительства РФ, Почетный работник сферы образования РФ.

Александр Сергеевич Рыжинский родился в 1981 году в г. Омске. Его путь в профессию начался с хора мальчиков и юношей «Соловушки», в составе которого он получил свое первое музыкальное образование. В 2000 году, после окончания Омского музыкального колледжа имени В. Я. Шебалина с отличием (класс Н. В. Статкевич), он поступил в Российскую академию музыки имени Гнесиных и окончил ее в 2005 году по специальности «Дирижирование академическим хором» (класс профессора Е. Н. Байковой). С 2005 по 2015 год работал преподавателем Российского университета дружбы народов.

В 2008 году по окончании аспирантуры Российской академии музыки имени Гнесиных (класс доктора искусствоведения, профессора Т. В. Цареградской) защитил кандидатскую диссертацию на тему «Хоральное творчество Арнольда Шёнберга», а в октябре 2016 года — докторскую диссертацию на тему «Л. Ноно, Б. Мадерна, Л. Берио: пути развития итальянской хоровой музыки во второй половине XX века».

Профессиональная деятельность

С 2009 года А. Рыжинский преподает на дирижерском факультете Российской академии музыки имени Гнесиных следующие дисциплины: «Дирижирование», «Вокальный ансамбль», «Фактурный анализ современной хоровой музыки», «Современная хоровая нотография», читает лекции «История хоровой музыки», «Современная хоровая музыка», руководит научными работами студентов бакалавриата и специалитета, а также магистрантов по направлениям подготовки/специальности, в том числе научной, «Дирижирование академическим хором», «Музыкальное искусство».

В 2010 году силами студентов кафедры хорового дирижирования А. С. Рыжинский организовал в РАМ имени Гнесиных ансамбль современной хоровой музыки «Altro coro», целью которого стало открытие, продвижение и популяризация неизвестных хоровых, вокальных и ансамблевых произведений западных и русских композиторов XX и XXI веков. Ансамбль исполняет сочинения А. Шёнберга, С. Губайдулиной, А. Пярта, Л. Берио, К. Штокхаузена, Я. Тавенера, Х. Холлигера, Л. Даллапикколы, Л. Ноно, П. Дюсапена, Г. Свиридова, И. Мациевского, В. Кикты, А. Шнитке и др., причем большинство из них прозвучали в России впервые.

«Altro coro» под управлением А. С. Рыжинского — победитель различных международных хоровых конкурсов:

  • «Золотой диплом» (I премия) конкурса-фестиваля современной хоровой музыки «Canti veris Praga» (Чехия, 2012 г.) в номинации «Камерные хоры»;

  • «Золотой диплом» (I премия) IV Международного конкурса-фестиваля хоровой музыки имени А. Брукнера (Австрия, 2013 г.);

  • Гран-при конкурса-фестиваля современной хоровой музыки «Canti veris Praga» (Чехия, 2014 г.);

  • Гран-при XXIX Международного хорового конкурса-фестиваля имени Ф. Шуберта (Австрия, 2014 г.);

  • «Золотой диплом» и звание победителя в номинации «Камерные хоры» IX Международного хорового конкурса-фестиваля имени И. Брамса (Германия, 2015 г.);

  • Звание Чемпиона IX Всемирных хоровых игр в номинации «Камерные хоры» (Россия, г. Сочи, 2016 г.);

  • Гран-при европейского конкурса чемпионов «Grand Prix of Nations» в номинациях «Камерные хоры» и «Современная музыка» (Германия, г. Берлин, 2017 г.).

  • Две золотые медали X Всемирных хоровых игр в номинации «Камерные хоры» и «Современная хоровая музыка» (ЮАР, г. Претория, 2018 г.);

  • Гран-при европейского конкурса чемпионов «Grand Prix of Nations» в номинации «Духовная музыка a cappella» (Швеция, г. Гетеборг, 2019 г.).

Помимо педагогической и исполнительской деятельности А. С. Рыжинский пишет книги, учебные пособия и научные статьи о западноевропейском хоровом авангарде. Он является автором монографий «Хоровое творчество Арнольда Шёнберга» (М., 2010) и «Хоровая музыка послевоенного авангарда: Италия, Германия, Франция» (М., 2021), учебно-методических пособий: «Итальянская хоровая музыка (1930–1990): очерки» (М., 2014), «Преподавание хоровой литературы в музыкальном колледже» (М., 2014), «"История хоровой музыки" как профильная дисциплина в вузовском курсе подготовки дирижера-хормейстера» (М., 2019), «Современная хоровая музыка» (в соавторстве с Денисом Морозовым и Максимилианом Чихачёвым) (М., 2022), а также множества статей, опубликованных в таких видных научных изданиях, как Contemporary Musicology, Наука телевидения, Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных, Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, Russian Musicology и др.

С 2013 по 2019 год — Ученый секретарь Ученого совета РАМ имени Гнесиных.

С 2013 года — эксперт Рособрнадзора по проведению аккредитационной экспертизы организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

С 2017 по 2019 год — проректор по стратегическому развитию профессионального музыкального образования РАМ имени Гнесиных.

С 2019 года — ректор РАМ имени Гнесиных (назначен Приказом Министерства культуры РФ № 04-КФ-301019 от 30.10.2019 на основании протокола Общего собрания (конференции) научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся ФГБОУ ВО «Российская академия музыки имени Гнесиных» № 1 от 29.10.2019).

Является членом редколлегии научно-аналитического журнала «Дом Бурганова. Пространство культуры».

С 2016 года — заместитель председателя федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по УГСН 53.00.00 Музыкальное искусство.

С 2020 года — заместитель председателя Координационного совета Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по области образования «Искусство и культура».

С 2022 года — главный редактор научного журнала Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship (с № 3, 2024 — Russian Musicology).

Награды и достижения А. С. Рыжинского:

2014 — юбилейная медаль «95 лет Военному университету».

2018 — звание лауреата Премии Правительства Российской Федерации в области культуры за создание научно-творческой лаборатории современной хоровой музыки.

2020 — звание «Почетный работник сферы образования Российской Федерации».

2015 — Благодарность Министра культуры Российской Федерации.

2020 — Медаль имени С. Я. Батышева Российской академии образования.

2021 — Почетная грамота Министерства культуры Российской Федерации.

2022 — медаль Федерального казначейства Российской Федерации «За содействие».

2023 — юбилейная медаль «В память 350-летия Нижегородской епархии».

2023 — Специальный диплом Постоянного Комитета Союзного государства России и Беларуси «За творческое воплощение идей дружбы народов Беларуси и России».

2023 — Почетная грамота Федерального казначейства Российской Федерации.

2023 — медаль «За усердие и пользу» Федерального казначейства Российской Федерации.

2023 — памятная ведомственная медаль Федерального казначейства Российской Федерации «100 лет контрольно-ревизионным органам Минфина России» (2023 г.).

Публикации

А. С. Рыжинский — автор более 70 публикаций, в том числе:

  • Рыжинский А. С. Шёнберг и Каббала: возможные точки соприкосновения // Музыка и время. 2007. № 3. С. 14–18;
  • Рыжинский А. С. Хоровая музыка Арнольда Шёнберга: специфика работы композитора с вокальными тембрами // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2008. № 1. С. 225–235;
  • Рыжинский А. С. Феномен итальянской хоровой музыки второй половины XX века: новый взгляд на знакомое искусство // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2011. № 1. С. 174–186;
  • Рыжинский А. С. Реально ли петь атональное? (Пути решения проблем интонирования атональной хоровой музыки Арнольда Шёнберга) // Хоровое исполнительство / РАМ им. Гнесиных: сборник трудов. М., 2011;
  • Рыжинский А. С. Авангардная хоровая фактура: от экспериментов нововенцев к новациям Луиджи Ноно // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2012. № 4. С. 153–166;
  • Рыжинский А. С. Понятие «Единство» как концептуальная основа организации «Coro» Л. Берио // Музыковедение, 2012. № 8. С. 10–18;
  • Рыжинский А. С. «Слой пыли на наших плечах»: диалоги прошлого и настоящего в «Криках Лондона» Л. Берио // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии: материалы XI Международной научной конференции 29-31 октября 2012 года. М.: РАМ им. Гнесиных, 2013. С. 90–103;
  • Рыжинский А. С. Преобразование хоровой звучности в сочинениях Л. Ноно 1950-х годов // Музыковедение. 2013. № 7. С. 3–10;
  • Рыжинский А. С. «Al gran sole carico d’amore» Л. Ноно как образец сценического действа // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2014. № 2. С. 42–56;
  • Рыжинский А. С. Звукосмысловые игры: слово и музыка в «Симфонии» Лючано Берио // Музыка и время. 2015. № 1. С. 39–47;
  • Рыжинский А. С. «Великий неизвестный»: о хоровом наследии Бруно Мадерны // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 15 (370). Серия: Филология. Искусствоведение. Вып. 96. С. 149–158;
  • Рыжинский А. С. Фонетика как тембровая детерминанта в вокально-ансамблевых и хоровых сочинениях Л. Ноно, К. Штокхаузена, М. Кагеля и Д. Лигети рубежа 1950–1960 годов // Музыка и время. 2016. № 10. С. 38–44;
  • Рыжинский А. С. «Ein feste Burg ist unser Bach»: Кагель в диалоге с Бахом // Вестник Академии русского балета имени А.Я. Вагановой. 2017. № 4. С. 132–144;
  • Ryzhinskii A. S. Characteristics of Choral Writing of György Ligeti’s Late Work // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия Искусствоведение. 2018. Т. 8. Вып. 4. С. 578–592;
  • Рыжинский А. С. От «Gesang der Jünglinge» к «Carré»: рождение фонемной композиции в творчестве К. Штокхаузена // Музыка. Искусство, наука, практика. 2019. № 2 (26). С. 19–25;
  • Рыжинский А. С. Хоровое письмо Карлхайнца Штокхаузена в гепталогии «Licht» // Проблемы музыкальной науки. 2020. № 2. С. 84–97. https://doi.org/10.33779/2587-6341.2020.2.084-097;
  • Ryzhinskii A. S. The humanistic pathos of Iannis Xenakis’ choral musical legacy // Ars Inter Culturas. 2020. Vol. 9, pp. 81–93;
  • Рыжинский А. С. Включение современной системы российского музыкального образования в единое мировое образовательное пространство: миф или реальность? // Искусствоведение в контексте других наук в современном мире: параллели и взаимодействия: сборник трудов Международной научной конференции, 21–26 апреля 2019 года. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2020. С. 88–103;
  • Рыжинский А. С. Хоровая музыка в творчестве Ханса Вернера Хенце // Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship. 2021. № 1. С. 46–60. https://doi.org/10.33779/2587-6341.2021.1.046-060;
  • Рыжинский А. С. Кантаты Пьера Булеза в контексте основных тенденций развития хоровой композиции XXI века // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Искусствоведение. 2021. Т. 11. № 1. С. 21–38;
  • Рыжинский А. С. «Утреня» Кшиштофа Пендерецкого: к вопросу о влиянии музыкальных традиций Православия // Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship. 2022. № 1. С. 71–82;
  • Рыжинский А. С. Тембровые новации в хоровых сочинениях Хайнца Холлигера: от Dona nobis pacem к Die Jahreszeiten // Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship. 2022. № 3. С. 45–58. https://doi.org/10.56620/2782-3598.2022.3.045-058;
  • Рыжинский А. С. Основные тенденции развития хоровой музыки западноевропейского авангарда в 1960-е годы // Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship. 2022. № 4. С. 38–52. https://doi.org/10.56620/2782-3598.2022.4.038-052;
  • Ryzhinsky A. S. Choral Writing in Iannis Xenakis’ Late Compositions // Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship. 2023. № 1. С. 47–61. https://doi.org/10.56620/2782-3598.2023.1.047-061;
  • Ryzhinsky A. S. British Choral Music at the Turn of the 19th and 20th Centuries: the Phenomenon of the English Musical Renaissance // Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship. 2023. № 2. С. 53–67;
  • Рыжинский А. С. «Das Floß der Medusa» Х. В. Хенце: к проблеме политического ангажемента в творчестве композитора // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Искусствоведение. 2024. Т. 14. Вып. 1. С. 23–33;
  • Ryzhinsky A. S. Luigi Nono’s Works from the Late 1950s: The Emergence of a New Choral Style // Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship. 2024. № 2. С. 148–165. https://doi.org/10.56620/2782-3598.2024.2.148-165;
  • и др.

Сведения о повышении квалификации

2021
  • курсы по теме: «Экономическая безопасность и противодействие коррупции»
2022
  • курсы по теме: «Сохранение педагогических и исполнительских традиций в области хорового искусства в XXI веке»
2023
  • курсы по теме: «Противодействие коррупции»