RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

Пилипенко Нина Владимировна

Научный сотрудник Научно-творческого центра по изучению проблем музыкального театра, Профессор кафедры аналитического музыкознания

Пилипенко Нина Владимировна
Образовательная деятельность
Преподаваемые дисциплины:
Анализ музыкальной формы, Анализ нотаций народных песен, Музыкальная форма, Народное музыкальное творчество, Научно-исследовательская работа, Основы научных исследований, Преддипломная практика, Профессиональная музыковедческая риторика, Расшифровка записей народных песен, Расшифровка и анализ нотаций народно-песенных партитур, Народное музыкальное творчество, Музыкальная форма
Реализация дисциплин в рамках образовательных программ:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство, 53.03.04 Искусство народного пения, 53.03.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство, 53.04.03 Искусство народного пения, 53.05.01 Искусство концертного исполнительства, 53.05.05 Музыковедение
Образование
Уровень образования
Высшее образование
Наименование направления подготовки/специальности, в том числе научной
Музыковедение, Музыкальное искусство
Квалификация
Музыковед, преподаватель
Ученая степень
доктор искусствоведения
Ученое звание
доцент
Стаж работы
Общий стаж работы
26 лет
Опыт работы в профессиональной сфере, соответствующей образовательной деятельности по реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
23 года

Биография

Музыковед, педагог.

Родилась в 1971 году в г. Краснодаре.
В 1992 г. окончила Краснодарское музыкальное училище (колледж) имени Н. А. Римского-Корсакова, в 1998 г. — Российскую академию музыки имени Гнесиных по специальности «музыковедение», в 2002 г. — очную аспирантуру Российской академии музыки имени Гнесиных, класс доктора искусствоведения, профессора И. П. Сусидко. Училась также у Л. Л. Гервер, Н. С. Гуляницкой, Ю. К. Евдокимовой, Б. Б. Ефименковой, И. И. Снитковой, Т. В. Цареградской, М. И. Дубровина, Н. В. Заболотной, Ю. В. Васильева, Е. Е. Дурандиной.

Кандидатскую диссертацию на тему «Слово и музыка в песнях Франца Шуберта: опыт образно-смысловой интерпретации» защитила в 2002 г. в диссертационном совете при Российской академии музыки имени Гнесиных.

Докторскую диссертацию на тему «Франц Шуберт и венский музыкальный театр» защитила в 2018 г. в диссертационном совете при Российской академии музыки имени Гнесиных.

Работает в Российской академии музыки имени Гнесиных с сентября 2002 г.: с 2002 г. — на кафедре хорового и сольного народного пения, с 2011 г. — на кафедре аналитического музыкознания.

Сфера научных интересов — история зарубежной музыки XVIII-XIX вв., музыкальная форма и анализ музыкальных произведений, история оперного театра.
Участвовала в международных научных конференциях. Имеет 15 публикаций объемом 11,9 п. л.

Основные публикации:

  • Музыкально-поэтические мотивы в песнях Ф. Шуберта. Лекция по курсу анализа музыкальных произведений / Н. В. Пилипенко. — М.. Издательство РАМ имени Гнесиных, 2002. 2,5 п. л.;
  • Тема смерти в песнях Шуберта: соотношение поэтического мотива и музыкального образа / Н. В. Пилипенко // Музыкальное образование в колледже, вып. II. Теория музыки. — Краснодар, 2005. — С. 92-112. 1 п. л.;
  • «Альфонсо и Эстрелла» Ф. Шуберта: между прошлым и будущим / Н. В. Пилипенко // Материалы научной конференции «Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее». Сб. ст. — ;М.. РАМ имени Гнесиных, 2007. 0,5 п. л.;
  • Франц Шуберт и Италия / Н. В. Пилипенко // Музыка и время. — 2012. — № 2. — С. 38-41. 0,5 п. л.;
  • Фарс Франца Шуберта «Братья-близнецы» и традиция венского зингшпиля / Н. В. Пилипенко // Музыковедение. — 2012. — № 3. — С. 17-22. 0,5 п. л.;
  • Неизвестные страницы австрийского музыкального театра начала XIX века: Йозеф Вейгль и его опера «Швейцарское семейство» / Н. В. Пилипенко // Старинная музыка. — 2012. — № 1-2. — С. 29-32. 0,5 п. л.;
  • Франц Шуберт и театр у Каринтийских ворот / Н. В. Пилипенко // Старинная музыка. — 2013. — № 3-4. 0,7 п. л.;
  • Театр Ан дер Вин в первой трети XIX века: особенности функционирования и музыкальный репертуар / Н. В. Пилипенко // Старинная музыка. — 2014. — № 2. — С. 17-21. — 0,7 п. л.;
  • Франц Шуберт и цензура в австрийском театре конца XVIII-начала XIX века / Н. В. Пилипенко // Старинная музыка. — 2015. — № 1. — С. 26-31. — 0,8 п. л.;
  • Судьба оперного наследия Франца Шуберта / Н. В. Пилипенко // Старинная музыка. — 2016. — № 3. — С. 26-31. — 0,8 п. л.;
  • Оперное наследие Франца Шуберта: введение в исследование / Н. В. Пилипенко // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. — 2016. — № 4 (42). — С. 8-14. — 0,8 п. л.;
  • Неудачи Франца Шуберта на оперном поприще: случайность или закономерность? / Н. В. Пилипенко // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. — 2016. — № 4 (42). — С. 15-19. — 0,7 п. л.;
  • Топос сражения в европейской опере конца XVIII-начала XIX века: батальные сцены и военные фанфары / Н. В. Пилипенко // Старинная музыка. — 2017. — № 3. — С. 9-17. — 1 п. л.;
  • «Приветствую тебя, о солнце!»: оперы Франца Шуберта и тема природы в музыкальном театре начала XIX века // Музыка и время. — 2017. — № 10. — С. 18-28. — 1 п. л.;
  • Венский зингшпиль конца XVIII-начала XIX века: происхождение и разновидности // Музыка и время. — 2017. — № 11. — С. 3-8. — 0,8 п. л.;
  • Жанровая система австро-немецкого музыкального театра первой трети XIX века сквозь призму теоретических воззрений эпохи / Н. В. Пилипенко // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. — 2017. — № 3. — С. 64-80. — 1 п. л.;
  • Жанровая терминология в австрийском музыкальном театре первой трети XIX века / Н. В. Пилипенко // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. — 2017. — № 4. — С. 77-90. — 1 п. л.;
  • Franz Schubert and French Opera: Concerning the Problem of «The Native and the Foreign» in the Austrian Musical Theater of the First Third of the 19th Century / N. V. Pilipenko // Music Scholarship / Problemy Muzykal’noj Nauki. — 2017. — № 4. — P. 115-121. — 0,8 п. л.

Автор новых программ для бакалавриата («Основы риторики», «Основы научных исследований и подготовка дипломного реферата», «Народное музыкальное творчество», «Этнография народов России»).

С 2002 по 2012 г. исполнительный секретарь, с 2012 г. ученый секретарь диссертационного совета при Российской академии музыки имени Гнесиных.

Сведения о повышении квалификации

  • информация дополняется