Музыковед, педагог.
Родилась в 1971 году в г. Краснодаре.
В 1992 г. окончила Краснодарское музыкальное училище (колледж) имени Н. А. Римского-Корсакова, в 1998 г. — Российскую академию музыки имени Гнесиных по специальности «музыковедение», в 2002 г. — очную аспирантуру Российской академии музыки имени Гнесиных, класс доктора искусствоведения, профессора И. П. Сусидко. Училась также у Л. Л. Гервер, Н. С. Гуляницкой, Ю. К. Евдокимовой, Б. Б. Ефименковой, И. И. Снитковой, Т. В. Цареградской, М. И. Дубровина, Н. В. Заболотной, Ю. В. Васильева, Е. Е. Дурандиной.
Кандидатскую диссертацию на тему «Слово и музыка в песнях Франца Шуберта: опыт образно-смысловой интерпретации» защитила в 2002 г. в диссертационном совете при Российской академии музыки имени Гнесиных.
Докторскую диссертацию на тему «Франц Шуберт и венский музыкальный театр» защитила в 2018 г. в диссертационном совете при Российской академии музыки имени Гнесиных.
Работает в Российской академии музыки имени Гнесиных с сентября 2002 г.: с 2002 г. — на кафедре хорового и сольного народного пения, с 2011 г. — на кафедре аналитического музыкознания.
Сфера научных интересов — история зарубежной музыки XVIII-XIX вв., музыкальная форма и анализ музыкальных произведений, история оперного театра.
Участвовала в международных научных конференциях. Имеет 15 публикаций объемом 11,9 п. л.
Основные публикации:
- Музыкально-поэтические мотивы в песнях Ф. Шуберта. Лекция по курсу анализа музыкальных произведений / Н. В. Пилипенко. — М.. Издательство РАМ имени Гнесиных, 2002. 2,5 п. л.;
-
Тема смерти в песнях Шуберта: соотношение поэтического мотива и музыкального образа / Н. В. Пилипенко // Музыкальное образование в колледже, вып. II. Теория музыки. — Краснодар, 2005. — С. 92-112. 1 п. л.;
-
«Альфонсо и Эстрелла» Ф. Шуберта: между прошлым и будущим / Н. В. Пилипенко // Материалы научной конференции «Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее». Сб. ст. — ;М.. РАМ имени Гнесиных, 2007. 0,5 п. л.;
-
Франц Шуберт и Италия / Н. В. Пилипенко // Музыка и время. — 2012. — № 2. — С. 38-41. 0,5 п. л.;
-
Фарс Франца Шуберта «Братья-близнецы» и традиция венского зингшпиля / Н. В. Пилипенко // Музыковедение. — 2012. — № 3. — С. 17-22. 0,5 п. л.;
-
Неизвестные страницы австрийского музыкального театра начала XIX века: Йозеф Вейгль и его опера «Швейцарское семейство» / Н. В. Пилипенко // Старинная музыка. — 2012. — № 1-2. — С. 29-32. 0,5 п. л.;
-
Франц Шуберт и театр у Каринтийских ворот / Н. В. Пилипенко // Старинная музыка. — 2013. — № 3-4. 0,7 п. л.;
-
Театр Ан дер Вин в первой трети XIX века: особенности функционирования и музыкальный репертуар / Н. В. Пилипенко // Старинная музыка. — 2014. — № 2. — С. 17-21. — 0,7 п. л.;
-
Франц Шуберт и цензура в австрийском театре конца XVIII-начала XIX века / Н. В. Пилипенко // Старинная музыка. — 2015. — № 1. — С. 26-31. — 0,8 п. л.;
-
Судьба оперного наследия Франца Шуберта / Н. В. Пилипенко // Старинная музыка. — 2016. — № 3. — С. 26-31. — 0,8 п. л.;
-
Оперное наследие Франца Шуберта: введение в исследование / Н. В. Пилипенко // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. — 2016. — № 4 (42). — С. 8-14. — 0,8 п. л.;
-
Неудачи Франца Шуберта на оперном поприще: случайность или закономерность? / Н. В. Пилипенко // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. — 2016. — № 4 (42). — С. 15-19. — 0,7 п. л.;
-
Топос сражения в европейской опере конца XVIII-начала XIX века: батальные сцены и военные фанфары / Н. В. Пилипенко // Старинная музыка. — 2017. — № 3. — С. 9-17. — 1 п. л.;
-
«Приветствую тебя, о солнце!»: оперы Франца Шуберта и тема природы в музыкальном театре начала XIX века // Музыка и время. — 2017. — № 10. — С. 18-28. — 1 п. л.;
-
Венский зингшпиль конца XVIII-начала XIX века: происхождение и разновидности // Музыка и время. — 2017. — № 11. — С. 3-8. — 0,8 п. л.;
-
Жанровая система австро-немецкого музыкального театра первой трети XIX века сквозь призму теоретических воззрений эпохи / Н. В. Пилипенко // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. — 2017. — № 3. — С. 64-80. — 1 п. л.;
-
Жанровая терминология в австрийском музыкальном театре первой трети XIX века / Н. В. Пилипенко // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. — 2017. — № 4. — С. 77-90. — 1 п. л.;
-
Franz Schubert and French Opera: Concerning the Problem of «The Native and the Foreign» in the Austrian Musical Theater of the First Third of the 19th Century / N. V. Pilipenko // Music Scholarship / Problemy Muzykal’noj Nauki. — 2017. — № 4. — P. 115-121. — 0,8 п. л.
Автор новых программ для бакалавриата («Основы риторики», «Основы научных исследований и подготовка дипломного реферата», «Народное музыкальное творчество», «Этнография народов России»).
С 2002 по 2012 г. исполнительный секретарь, с 2012 г. ученый секретарь диссертационного совета при Российской академии музыки имени Гнесиных.