Музыковед, педагог.
Родилась в 1971 году в г. Краснодаре.
В 1992 г. окончила Краснодарское музыкальное училище (колледж) им. Н.А. Римского-Корсакова, в 1998 г. – Российскую академию музыки им. Гнесиных по специальности «музыковедение», в 2002 г. – очную аспирантуру Российской академии музыки им. Гнесиных, класс доктора искусствоведения, профессора И.П. Сусидко. Училась также у Л.Л. Гервер, Н.С. Гуляницкой, Ю.К. Евдокимовой, Б.Б. Ефименковой, И.И. Снитковой, Т.В. Цареградской, М.И. Дубровина, Н.В. Заболотной, Ю.В. Васильева, Е.Е. Дурандиной.
Кандидатскую диссертацию на тему «Слово и музыка в песнях Франца Шуберта: опыт образно-смысловой интерпретации» защитила в 2002 г. в диссертационном совете при Российской академии музыки им. Гнесиных.
Докторскую диссертацию на тему «Франц Шуберт и венский музыкальный театр» защитила в 2018 г. в диссертационном совете при Российской академии музыки им. Гнесиных.
Работает в Российской академии музыки им. Гнесиных с сентября 2002 г.: с 2002 г. – на кафедре хорового и сольного народного пения, с 2011 г. – на кафедре аналитического музыкознания.
Сфера научных интересов – история зарубежной музыки XVIII-XIX вв., музыкальная форма и анализ музыкальных произведений, история оперного театра.
Участвовала в международных научных конференциях. Имеет 15 публикаций объемом 11,9 п.л.
Основные публикации:
- Музыкально-поэтические мотивы в песнях Ф. Шуберта. Лекция по курсу анализа музыкальных произведений / Н.В.Пилипенко. – М. : Издательство РАМ им. Гнесиных, 2002. 2,5 п.л.
- Тема смерти в песнях Шуберта: соотношение поэтического мотива и музыкального образа / Н.В.Пилипенко // Музыкальное образование в колледже, вып. II. Теория музыки. – Краснодар, 2005. – С. 92-112. 1 п.л.
- «Альфонсо и Эстрелла» Ф.Шуберта: между прошлым и будущим / Н.В.Пилипенко // Материалы научной конференции «Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее» : Сб. ст. – М. : РАМ им. Гнесиных, 2007. 0,5 п.л.
- Франц Шуберт и Италия / Н.В.Пилипенко // Музыка и время. – 2012. – № 2. – С. 38-41. 0,5 п.л.
- Фарс Франца Шуберта «Братья-близнецы» и традиция венского зингшпиля / Н.В.Пилипенко // Музыковедение. – 2012. – № 3. – С. 17-22. 0,5 п.л.
- Неизвестные страницы австрийского музыкального театра начала XIX века: Йозеф Вейгль и его опера «Швейцарское семейство» / Н.В.Пилипенко // Старинная музыка. – 2012. – № 1–2. – С. 29–32. 0,5 п.л.
- Франц Шуберт и театр у Каринтийских ворот / Н.В.Пилипенко // Старинная музыка. – 2013. – № 3-4. 0,7 п.л.
- Театр Ан дер Вин в первой трети XIX века: особенности функционирования и музыкальный репертуар / Н.В. Пилипенко // Старинная музыка. – 2014. – № 2. – С. 17–21. – 0,7 п.л.
- Франц Шуберт и цензура в австрийском театре конца XVIII – начала XIX века / Н. В. Пилипенко // Старинная музыка. – 2015. – № 1. – С. 26-31. – 0,8 п.л.
- Судьба оперного наследия Франца Шуберта / Н. В. Пилипенко // Старинная музыка. – 2016. – № 3. – С. 26–31. – 0,8 п.л.
- Оперное наследие Франца Шуберта: введение в исследование / Н. В. Пилипенко // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. – 2016. – № 4 (42). – С. 8–14. – 0,8 п.л.
- Неудачи Франца Шуберта на оперном поприще: случайность или закономерность? / Н. В. Пилипенко // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. – 2016. – № 4 (42). – С. 15–19. – 0,7 п.л.
- Топос сражения в европейской опере конца XVIII – начала XIX века: батальные сцены и военные фанфары / Н. В. Пилипенко // Старинная музыка. – 2017. – № 3. – С. 9–17. – 1 п.л.
- «Приветствую тебя, о солнце!»: оперы Франца Шуберта и тема природы в музыкальном театре начала XIX века // Музыка и время. – 2017. – № 10. – С. 18–28. – 1 п.л.
- Венский зингшпиль конца XVIII – начала XIX века: происхождение и разновидности // Музыка и время. – 2017. – № 11. – С. 3–8. – 0,8 п.л.
- Жанровая система австро-немецкого музыкального театра первой трети XIX века сквозь призму теоретических воззрений эпохи / Н. В. Пилипенко // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. – 2017. – № 3. – С. 64–80. – 1 п.л.
- Жанровая терминология в австрийском музыкальном театре первой трети XIX века / Н. В. Пилипенко // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. – 2017. – № 4. – С. 77–90. – 1 п.л.
- Franz Schubert and French Opera: Concerning the Problem of “The Native and the Foreign” in the Austrian Musical Theater of the First Third of the 19th Century / N. V. Pilipenko // Music Scholarship / Problemy Muzykal’noj Nauki. – 2017. – № 4. – P. 115–121. – 0,8 п.л.
Автор новых программ для бакалавриата («Основы риторики», «Основы научных исследований и подготовка дипломного реферата», «Народное музыкальное творчество», «Этнография народов России»).
С 2002 по 2012 г. исполнительный секретарь, с 2012 г. ученый секретарь диссертационного совета при Российской академии музыки им. Гнесиных.