RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

Носина Вера Борисовна

Профессор кафедры специального фортепиано | Заслуженный деятель искусств РФ, Заслуженный деятель культуры Киргизии

Носина Вера Борисовна
Образовательная деятельность
Преподаваемые дисциплины:
Специальный инструмент, Сольное исполнительство, Искусство исполнения оркестровой партии фортепианного концерта, Солирующий клавир эпохи Барокко, Работа с редакциями нотного текста, Мастерство исполнительства солиста с оркестром, Создание фортепианных транскрипций, Педагогическая практика, Романтический виртуозный этюд
Реализация дисциплин в рамках образовательных программ:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство, 53.05.01 Искусство концертного исполнительства, 53.04.01 Музыкально-инструментальное искусство, 53.09.01 Искусство музыкально-инструментального исполнительства
Образование
Уровень образования
Высшее образование
Наименование направления подготовки/специальности, в том числе научной
Фортепиано
Квалификация
Педагог, солист, ансамблист, концертмейстер
Ученая степень
нет
Ученое звание
профессор
Стаж работы
Общий стаж работы
56 лет
Опыт работы в профессиональной сфере, соответствующей образовательной деятельности по реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
55 лет

Биография

Заслуженный деятель искусств РФ. Заслуженный деятель культуры Киргизии. Лауреат международных конкурсов.

Музыкальное образование начала в ДМШ г. Самары в классе Тамары Александровны Барыниной, затем продолжила обучение в самарском музыкальном училище в классе Лидии Александровны Муравьевой.

С 1960 по 1967 год обучалась в ГМПИ (ныне – РАМ) им. Гнесиных и аспирантуре под руководством профессора Александра Львовича Иохелеса, выдающегося представителя школы К.Н. Игумнова.

С 1965 года работает в ГМПИ (ныне – РАМ) им. Гнесиных. Параллельно ведёт класс специального фортепиано в МГИМ им. А.Г. Шнитке (с 2005 по 2013 гг. – зав. кафедрой специального фортепиано) и МГКМИ им. Ф.  Шопена. В течение ряда лет работала в ССМШ им. Гнесиных. Регулярно проводит мастер-классы в России и за рубежом.

Класс В.Б. Носиной окончили более 170 выпускников. Среди них – много известных музыкантов, народные и заслуженные артисты России и Киргизии, заслуженные работники культуры РФ, почётные работники высшей школы, обладатели учёных степеней кандидата искусствоведения и педагогических наук, Doctoral degree in Musical Arts (U.S.A.).

Многие из её учеников отмечены высокими наградами на престижных международных конкурсах, среди которых: им. В. Горовица и памяти Э. Гилельса (Украина), им. К. Фильча (Румыния), им. Н. Рубинштейна (Франция), «Les nuits pianistique» в Экс-ан-Прованс (Франция), «Золотой Парнас» (Польша), им. принцессы Лаллы Мерием (Марокко), им. Л. Яначека в Брно (Чехия), им. И.С. Баха в Вюрцбурге (Германия), «Premio Jaen» в Хаене (Испания), «Citta di Barletta» (Италия), конкурс в Хьюстоне (Техас, США), конкурсы «Duttweiler – Hug Wettbewerb» и «Interpretation der zeitgenössischen Musik» в  Цюрихе (Швейцария), им. С. Бендицкого (Саратов), им. С. Савшинского (Санкт-Петербург), им. Д. Кабалевского (Самара), им. З. Исмагилова (Уфа), им. М. Балакирева (Краснодар), «Путь к мастерству» (Москва; Ростов-на Дону), всероссийские «Дельфийские игры» (Москва; Екатеринбург), им. А. Караманова (Симферополь), им. П. Серебрякова (Волгоград).

Концертирует в России, в странах Европы (Греция, Италия, Франция, Испания, Швеция, Польша, Дания, Литва и др.) и в США, имеет записи на CD и DVD.

Проводит семинары и мастер-классы, читает лекции по проблемам музыкальных стилей и исполнительского мастерства во многих городах России, СНГ, Европы и США.

Научная работа В. Б. Носиной посвящена, главным образом, изучению музыки Барокко и, в частности, творчества И. С. Баха. Её авторству принадлежит ряд статей, в том числе переведённых на иностранные языки, и две монографии.

Публикации:

  • Проявление музыкально-риторических принципов в клавирных сонатах К.Ф.Э. Баха // Музыкальная риторика и фортепианное искусство. Сборник трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 104. – М.: ГМПИ им. Гнесиных. – 1989.
  • О композиции и содержании Французских сюит И.С. Баха // Интерпретация клавирных сочинений И. С. Баха. Сборник трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 109. – М.: ГМПИ им. Гнесиных. – 1990.
  • Символика музыки И.С. Баха и её интерпретация в «Хорошо темперированном клавире» / Учебное пособие для слушателей ФПК. – М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1991.
  • О работе над Второй сонатой Прокофьева в классе профессора А.Л. Иохелеса // Межвузовский сборник. – Ростов-на-Дону: Ростовский-на-Дону Государственный Педагогический Университет. – 1993.
  • Александр Львович Иохелес – музыкант и педагог // Традиции отечественной фортепианной педагогики. Сборник трудов. Вып. 132. – М.: РАМ им. Гнесиных. –  1995.
  • О символике «Французских сюит» И.С. Баха / Б.Л. Яворский Сюиты Баха для клавира, В.Б. Носина О символике «Французских сюит» И.С. Баха – М.: Классика XXI, 2006.
  •  Музыка была его судьбой // Фортепиано. – М.: ЭПТА. – 2002. – №2 (16).
  • Символика музыки И. С. Баха. – М.: Классика XXI. – 2006 (два издания).
  • Загадка четырнадцатой инвенции И. С. Баха // Процессы музыкального творчества. Сборник трудов. Вып. 8 (166). – М.: РАМ им. Гнесиных. – 2005.
  • Чародей звука // Б.М. Берлин – музыкант, личность, педагог. – М.: РАМ им. Гнесиных. – 2006.
  • Целостное мышление в музыкальном образовании // «Музыкальное образование и воспитание в России, странах СНГ и Европы в XXI веке. Состояние и перспективы». Сборник трудов по материалам III Международной конференции. – С-Пб: С-ПбГК. – 2008.
  • Музыкальный стиль как выражение способа мышления // «Музыкальное образование в России». Тезисы межвузовской научно-практической конференции.  – М.: МГИМ им. А.Г. Шнитке. – 2008.
  • 24 сонаты для фортепиано Д. И. Кривицкого (предисловие) // 24 сонаты для фортепиано Д. И. Кривицкого, 2008.
  • Французские сюиты И.С. Баха как музыкально-философский трактат о природе движения // Триста лет фортепиано. – М.: МГИМ им. А. Шнитке. – 2009.
  • Мой учитель А. Л. Иохелес // Фортепианная педагогика России 1918 – 2008. – М.: МГИМ им. А. Шнитке. – 2008.
  • Музыкально-риторические принципы в сонатах К. Ф. Э. Баха // Музыкальные эпохи и стили: От барокко к романтизму. Сборник статей. Вып. 1. – М.: МГК. –  2011.
  • Прочтение смысла произведения как инструмент преподавания // Проблемы фортепианной педагогики. Сборник статей РАМ им. Гнесиных. – 2011.
  • Symbolika w muzyce Jana Sebastiana Bacha – Zeszyty Naukowe “Forum” Zeszyt I – 2011. (на польском языке).
  • Скрытые смыслы музыки И.С. Баха // Играем с начала. Музыкальная газета. – 2012. – № 5 (99).
  • О моём учителе А. Л. Иохелесе // Музыкант-классик. – 2012. – № 3-4.
  • Век Иохелеса // Piano Форум. – 2012. – № 2 (10).
  • Музыка И. С. Баха в творчестве А. Б. Гольденвейзера // Наставник: Александр Гольденвейзер глазами современников. – М.-СПб.: Университетская книга. – 2014.
  • Музыкальная риторика в клавирных сонатах К.Ф.Э Баха // Карл Филипп Эмануэль Бах: к 300-летию со дня рождения. – М.: Московская Консерватория. – 2017.
  • Игра чисел в двухголосной инвенции И. С. Баха B-dur № 14 // Актуальные вопросы фортепианной педагогики – М.: Согласие. – 2017.
  • Дар совершать открытия // Петров Ю.П. Тайнопись музыки барокко: сборник научных трудов и воспоминаний об авторе. – М: Музыка, 2019
  • «Музыкальная риторика и исполнительство». Звуковое методическое пособие – Библиотека МГИМ им. А.Г. Шнитке. 2011.
  • «Барокко, классическая соната». Цикл лекций по вопросам интерпретации. Специальный класс I – IV курсы. 2013.

В. Б. Носина является членом жюри многих международных конкурсов: в Германии, Испании, Франции, Италии, Австрии, Польше, Литве, России.

Будучи вице-президентом международной ассоциации педагогов – музыкантов «Искусство и образование XXI века», организует международные форумы, фестивали и конкурсы в Греции, Португалии, Италии, Австрии, Литве, России, среди которых: фестиваль-конкурс «Musica Classica» (Москва, ДТК «Руза»), фестиваль-конкурс «Музыка без границ» (Литва, Друскининкай).

Сведения о повышении квалификации

2019
  • курсы по теме: «Охрана труда»
  • курсы по теме: «Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе»