Родилась в г. Волгограде.
Выпускница музыкального колледжа при Волгоградском муниципальном институте искусств им. П.А. Серебрякова (отделение теории музыки).
В 2010 году с отличием окончила Российскую академию музыки им. Гнесиных, где училась у И.П. Сусидко (специальность, анализ музыкальных произведений), Л.Л. Гервер (полифония, анализ литературных текстов), Л.С. Дьячковой, Н.С. Гуляницкой (гармония), М.Г. Раку, Н.В. Заболотной, Ю.В. Васильева (история музыки).
В 2013 году окончила аспирантуру РАМ им. Гнесиных и защитила кандидатскую диссертацию на тему «Концертные арии В.А. Моцарта в контексте вокального искусства второй половины XVIII века» (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор И.П. Сусидко).
Преподавательскую деятельность начала в 2004 году в детской школе искусств «Воскресение» (г. Волгоград).
В 2009–2013 гг. работала редактором в Московском международном Доме музыки.
С 2013 года ведет в РАМ им. Гнесиных следующие дисциплины:
- Музыкальная форма и анализ музыкальных произведений
- Полифония
- История музыкального театра
- Современный театр оперы и балета
- Анализ оперного и балетного спектакля
- Жанры и формы барочной музыки
- Руководство дипломными работами и магистерскими диссертациями
Д.А. Нагина – автор монографии «Концертные арии В.А. Моцарта и вокальное искусство его времени» (2015), учебно-методических пособий «Опера и концертная ария в творчестве В.А. Моцарта» (2017) и «Простые формы в вокальной музыке классико-романтического периода: Учебно-методическое пособие по курсу музыкальной формы для преподавателей и студентов средних и высших учебных заведений (2019), а также более 20 научных статей, посвященных вокальным и инструментальным концертным жанрам классической эпохи, теории музыкальных форм.
Д.А. Нагина проводит мастер-классы и открытые лекции в рамках проекта «Университетские субботы». Принимает участие в организации ряда регулярных научных проектов РАМ им. Гнесиных – Международной научной конференции «Техника музыкальной композиции», Международной Интернет-конференции «Музыкальная наука в едином культурном пространстве» (http://gnesinstudy.ru/).
С 2017 года – ответственный редактор электронного научного журнала РАМ им. Гнесиных «Современные проблемы музыкознания» (http://gnesinsjournal.ru/).
Регулярно выступает с докладами на международных и всероссийских научных конференциях в Российской академии музыки им. Гнесиных, Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Государственном музыкально-педагогическом институте им. М.М. Ипполитова-Иванова, Волгоградской консерватории им. П.А. Серебрякова.
Сфера научных интересов – история оперы и балета, музыкальный театр на современной сцене, история и теория вокального искусства, музыкальная форма и анализ музыкальных произведений.
В 2021 г. награждена Нагрудным знаком «Молодой ученый» Министерства науки и высшего образования.
Данные о публикациях, участии в конкурсах, конференциях, фестивалях и т.д. преподавателя.
Публикации:
a) научные работы
- Князева (Нагина) Д.А. Этические и эстетические идеалы Северного Возрождения и их воплощение в изобразительном и музыкальном искусстве эпохи // Сборник научных студенческих работ ВМИИ им. П.А. Серебрякова. Волгоград, 2006. С. 28–38.
- Нагина Д.А. Концертные арии для Алоизии Ланге: о феномене жанра // Музыка и время. 2009. № 9. С. 2–7. (0,7 п.л.)
- Нагина Д.А. Вокальный идеал В.А. Моцарта // Проблемы художественной интерпретации. Материалы Всероссийской научной конференции 9–10 апреля 2009 года. М.: РАМ им. Гнесиных, 2010. С. 104–114. (0,6 п.л.)
- Нагина Д.А. Концертные и оперные арии Моцарта: пути пересечений и расхождений [Электронный ресурс] // Вестник Российской академии музыки имени Гнесиных. 2011. Вып. 1. URL: http://www.vestnikram.ru/issue.php?Year=2011&Number=1. (0,8 п.л.)
- Нагина Д.А. Концертная сцена «Popoli di Tessaglia» В.А. Моцарта для Алоизии Вебер: покорить Италию // Исследования молодых музыковедов: сб. статей / ред. Т.И. Науменко. Вып. 5. М.: РАМ им. Гнесиных, 2011. С. 62–69. (0,4 п.л)
- Нагина Д.А. Концертные арии В.А. Моцарта: особенности жанра // Старинная музыка. 2013. № 2. С. 22–25. (0,5 п.л.)
- Нагина Д.А. Концертная ария: история представлений о термине и жанре // Музыковедение. 2013. № 8. С. 3–10. (0,8 п.л.)
- Нагина Д.А. В.А. Моцарт и концерт-академия в музыкальной культуре эпохи классицизма // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2015. № 4. С. 44–52. (0,6 п.л.)
- Нагина Д.А. Концертные арии В.А. Моцарта и вокальное искусство его времени. Монография. М.: РАМ им. Гнесиных, 2015. 180 с. (11,5 п.л.)
- Нагина Д.А. Интрига или традиция? (К истории вставных арий) // Опера в музыкальном театре: история и современность / сост. И.П. Сусидко. Рос. акад. музыки. М.: РАМ им. Гнесиных, Гос. Институт искусствознания, 2016. С. 61–70. (0,7 п.л.)
- Нагина Д.А. «…Отрезать можно в любое время, а прибавить не так легко»: В.А. Моцарт о сочинении арий // Техника музыкального сочинения в разъяснениях автора. Материалы международной научной конференции 16–17 апреля 2015 года / Ред.-сост. Л.Л. Гервер. М.: РАМ им. Гнесиных, 2016. С. 83–94.
- Нагина Д.А. Моцарт и итальянская оперная традиция // Профессиональная подготовка вокалистов: проблемы, опыт, перспективы: Сб. науч. тр. Вып. 9. / Ред.-сост. Е.В. Круглова. М.: Литера Скрипта, 2017. С. 41–55. (0,5 п.л.)
- Нагина Д.А. Вольфганг Амадей Моцарт и Алоизия Вебер: история любви в письмах и звуках // Актуальные вопросы музыкального образования и искусства: Сб. науч. статей / ред. О.Ю. Осадчая, О.В. Шмакова. Волгоград: МИРИА, 2017. С. 101–111. (0,5 п.л.)
- Сусидко И.П., Нагина Д.А. Всероссийская научная конференция «Техника музыкальной композиции: “свое” и “чужое”» в Российской академии музыки имени Гнесиных // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2017. №3(22). С. 89–93. (0,25 п.л.)
- Нагина Д.А. О музыкальных идеях Симфонии Кончертанте Es-dur В.А. Моцарта в контексте проблем «своего» и «чужого» [Электронный ресурс] // Современные проблемы музыкознания. 2017. № 2. С. 41–61. URL: http://gnesinsjournal.ru/archives/315. (0,6 п.л.)
- Нагина Д.А О проблемах и методах анализа вокального сочинения // Современные аспекты диалога литературы, музыки и изобразительного искусства в пространстве отечественной культуры: Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции 25 октября 2018 года. Краснодар, издательство КГИК, 2018. С. 417–423.
- Нагина Д.А. Сонатная форма в вокальной музыке – случайность или закономерность? // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. – 2019. – №1. – С. 27–43.
- Нагина Д.А., Захарбекова И.С. Музыкальная наука сегодня: взгляд молодого исследователя // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. – 2019. – №2. – С. 79–81.
- Нагина Д.А. Жанр концертной симфонии в творчестве Гайдна и Моцарта [Электронный ресурс] // Современные проблемы музыкознания. 2019. №3. С. 2–23. URL: http://gnesinsjournal.ru/archives/2040. (1 п.л.)
- Нагина Д.А. Моцарт – «итальянец»? Миф о мифе // Моцарт в пространстве и времени // Сборник статей по материалам научной конференции / Ред.-сост. С.Г. Мураталиева. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2019. С. 80–91. (0,8 п.л.)
- Нагина Д.А. Профессионалы и любители: о первых исполнителях «Волшебной флейты» В.А. Моцарта // Опера в музыкальном театре: история и современность Материалы Международной научной конференции, 11–15 ноября 2019 г. / ред-сост. И.П. Сусидко / Рос. акад. музыки. — Том 1. — М.: РАМ имени Гнесиных, 2019. С. 239–248. (0,6 п.л.)
- Нагина Д.А., Захарбекова И.С. Международный научный форум «Опера в музыкальном театре: история и современность» [Электронный ресурс] // Современные проблемы музыкознания. 2019. Специальный выпуск. URL: http://gnesinsjournal.ru/archives/2121. С. 3–80. (2,4 п.л.)
б) научно-методические работы
- Нагина Д.А. Опера и концертная ария в творчестве В.А. Моцарта: Учебно-методическое пособие. М.: Пробел-2000, 2017. 36 с. (2 п.л.)
- Простые формы в вокальной музыке классико-романтического периода»: Учебно-методическое пособие по курсу музыкальной формы для преподавателей и студентов средних и высших учебных заведений. – М.: Российская академия музыки имени Гнесиных, 2019. – 140 с. : ил.
Участие в научных конференциях
- Вокальный идеал В.А. Моцарта. Доклад на Всероссийской научной конференции «Проблемы художественной интерпретации». РАМ им. Гнесиных, 9–10 апреля 2009 года.
- Концертная сцена «Popoli di Tessaglia» В.А. Моцарта для Алоизии Вебер: покорить Италию. Доклад на Всероссийской конференции «Исследования молодых музыковедов». РАМ им. Гнесиных, апрель 2011.
- Вольфганг Амадей Моцарт о вокальном искусстве. Доклад на III Международной Интернет-конференции «Музыкальная наука в едином культурном пространстве». РАМ им. Гнесиных, 2014.
- «…Отрезать можно в любое время, а прибавить не так легко»: В.А. Моцарт о сочинении арий. Доклад на Международной научной конференции «Техника музыкального сочинения в разъяснениях автора». РАМ им. Гнесиных, 16–17 апреля 2015 года.
- Интрига или традиция? (К истории вставных арий). Доклад на Международной научной конференции «Опера в музыкальном театре: история и современность». РАМ им. Гнесиных, Гос. Институт искусствознания, октябрь 2015.
- Моцарт и концерт-академия в музыкальной культуре классической эпохи. Доклад на IV Международной Интернет-конференции «Музыкальная наука в едином культурном пространстве». РАМ им. Гнесиных, 2016.
- Моцарт и итальянская оперная традиция. Доклад на Международной научно-практической конференции «Профессиональная подготовка вокалистов: проблемы, опыт, перспективы». ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова, сентябрь 2016.
- «Моцарт-итальянец»? Миф о мифе. Доклад на Научной конференции «Моцарт и его время». МГК им. П.И. Чайковского, 10–11 ноября 2016.
- О музыкальных идеях Симфонии Кончертанте Es-dur В.А. Моцарта в контексте проблем «своего» и «чужого». Доклад на Всероссийской научной конференции «Техника музыкальной композиции. “Своё” и “чужое”». РАМ им. Гнесиных, апрель 2017.
- Вольфганг Амадей Моцарт и Алоизия Вебер: история любви в письмах и звуках. Доклад на Научной конференции «Актуальные вопросы музыкального образования и искусства». Волгоградская консерватория им. П.А. Серебрякова, май 2017.
- «О проблемах и методах анализа вокального сочинения». Доклад на Международной очно-заочной научно-практической конференции «Современные аспекты диалога литературы, музыки и изобразительного искусства в пространстве отечественной культуры» (г. Краснодар, 25–26 октября 2018 года).
- «”Современные проблемы музыкознания”: новое электронное научное издание РАМ им. Гнесиных». Доклад на Международной научной конференции «Музыкальная наука в контексте культуры: навстречу 75-летию Российской академии музыки имени Гнесиных». (2 ноября 2018 года).
- «Жанр симфонии кончертанте в австрийской традиции: Моцарт и Гайдн». Международная научная конференция «Музыкальная культура Австрии и России: диалоги и параллели» (РАМ им. Гнесиных, 29–30 ноября 2018 года).
- «Моцарт и Алоизия Вебер. История любви». Доклад на VI Всероссийской научно-практической конференции «Музыка Австрии: от истоков до современности» (Пенза, 8 ноября 2018 г.)
- «Первая Царица Ночи: между профессионализмом и дилетантством». Доклад на XII Международной научно-практической конференции «Профессиональная подготовка вокалистов: проблемы, опыт, перспективы». ГМПИ им. Ипполитова-Иванова. 23 сентября 2019 г.
- «Профессионалы и любители: о первых исполнителях «Волшебной флейты» В.А. Моцарта». Доклад на Международной научной конференции «Опера в музыкальном театре: история и современность». 11–15 ноября 2019 г., РАМ им. Гнесиных.