RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

Нагина Дана Александровна

Доцент кафедры аналитического музыкознания, Заместитель главного редактора, Ответственный редактор журнала «Современные проблемы музыкознания»,

Нагина Дана Александровна
Образовательная деятельность
Преподаваемые дисциплины:
Анализ оперного и балетного спектакля, Музыкальная форма, Полифония, Современный музыкальный театр
Реализация дисциплин в рамках образовательных программ:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство, 53.03.03 Вокальное искусство, 53.03.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство, 53.04.02 Вокальное искусство, 53.05.03 Музыкальная звукорежиссура, 53.05.05 Музыковедение, 53.05.06 Композиция
Образование
Уровень образования
Высшее образование
Наименование направления подготовки/специальности, в том числе научной
Музыковедение, Музыкальное искусство
Квалификация
Музыковед, преподаватель
Ученая степень
кандидат искусствоведения
Ученое звание
доцент
Стаж работы
Общий стаж работы
22 года
Опыт работы в профессиональной сфере, соответствующей образовательной деятельности по реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
12 лет

Биография

Родилась в г. Волгограде.

Выпускница музыкального колледжа при Волгоградском муниципальном институте искусств имени П. А. Серебрякова (отделение теории музыки).

В 2010 году с отличием окончила Российскую академию музыки имени Гнесиных, где училась у И. П. Сусидко (специальность, анализ музыкальных произведений), Л. Л. Гервер (полифония, анализ литературных текстов), Л. С. Дьячковой, Н. С. Гуляницкой (гармония), М. Г. Раку, Н. В. Заболотной, Ю. В. Васильева (история музыки).

В 2013 году окончила аспирантуру РАМ имени Гнесиных и защитила кандидатскую диссертацию на тему «Концертные арии В. А. Моцарта в контексте вокального искусства второй половины XVIII века» (научный руководитель — доктор искусствоведения, профессор И. П. Сусидко).

Преподавательскую деятельность начала в 2004 году в детской школе искусств «Воскресение» (г. Волгоград).

В 2009-2013 гг. работала редактором в Московском международном Доме музыки.

С 2013 года ведет в РАМ имени Гнесиных следующие дисциплины:

  • музыкальная форма и анализ музыкальных произведений;
  • полифония;
  • история музыкального театра;
  • современный театр оперы и балета;
  • анализ оперного и балетного спектакля;
  • жанры и формы барочной музыки;
  • руководство дипломными работами и магистерскими диссертациями.

Д. А. Нагина — автор монографии «Концертные арии В. А. Моцарта и вокальное искусство его времени» (2015), учебно-методических пособий «Опера и концертная ария в творчестве В. А. Моцарта» (2017) и «Простые формы в вокальной музыке классико-романтического периода»: Учебно-методическое пособие по курсу музыкальной формы для преподавателей и студентов средних и высших учебных заведений (2019), а также более 20 научных статей, посвященных вокальным и инструментальным концертным жанрам классической эпохи, теории музыкальных форм.

Д. А. Нагина проводит мастер-классы и открытые лекции в рамках проекта «Университетские субботы». Принимает участие в организации ряда регулярных научных проектов РАМ имени Гнесиных — Международной научной конференции «Техника музыкальной композиции», Международной Интернет-конференции «Музыкальная наука в едином культурном пространстве» (http://gnesinstudy. ru/).

С 2017 года — ответственный редактор электронного научного журнала РАМ имени Гнесиных «Современные проблемы музыкознания» (http://gnesinsjournal. ru/).

Регулярно выступает с докладами на международных и всероссийских научных конференциях в Российской академии музыки имени Гнесиных, Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, Государственном музыкально-педагогическом институте имени М. М. Ипполитова-Иванова, Волгоградской консерватории имени П. А. Серебрякова.

Сфера научных интересов — история оперы и балета, музыкальный театр на современной сцене, история и теория вокального искусства, музыкальная форма и анализ музыкальных произведений.

В 2021 г. награждена Нагрудным знаком «Молодой ученый» Министерства науки и высшего образования.

Данные о публикациях, участии в конкурсах, конференциях, фестивалях и т. д. преподавателя.

Публикации:

научные работы:

  • Князева (Нагина) Д. А. Этические и эстетические идеалы Северного Возрождения и их воплощение в изобразительном и музыкальном искусстве эпохи // Сборник научных студенческих работ ВМИИ им. П. А. Серебрякова. Волгоград, 2006. С. 28-38;
  • Нагина Д. А. Концертные арии для Алоизии Ланге: о феномене жанра // Музыка и время. 2009. № 9. С. 2-7. (0,7 п. л.);
  • Нагина Д. А. Вокальный идеал В. А. Моцарта // Проблемы художественной интерпретации. Материалы Всероссийской научной конференции 9-10 апреля 2009 года. М.: РАМ им. Гнесиных, 2010. С. 104-114. (0,6 п. л.);
  • Нагина Д. А. Концертные и оперные арии Моцарта: пути пересечений и расхождений [Электронный ресурс] // Вестник Российской академии музыки имени Гнесиных. 2011. Вып. 1. URL: http://www. vestnikram. ru/issue. php? Year=2011&Number=1. (0,8 п. л.);
  • Нагина Д. А. Концертная сцена «Popoli di Tessaglia» В. А. Моцарта для Алоизии Вебер: покорить Италию // Исследования молодых музыковедов: сб. статей / ред. Т. И. Науменко. Вып. 5. М.: РАМ им. Гнесиных, 2011. С. 62-69. (0,4 п. л);
  • Нагина Д. А. Концертные арии В. А. Моцарта: особенности жанра // Старинная музыка. 2013. № 2. С. 22-25. (0,5 п. л.);
  • Нагина Д. А. Концертная ария: история представлений о термине и жанре // Музыковедение. 2013. № 8. С. 3-10. (0,8 п. л.);
  • Нагина Д. А. В. А. Моцарт и концерт-академия в музыкальной культуре эпохи классицизма // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2015. № 4. С. 44-52. (0,6 п. л.);
  • Нагина Д. А. Концертные арии В. А. Моцарта и вокальное искусство его времени. Монография. М.: РАМ им. Гнесиных, 2015. С. 180 (11,5 п. л.);
  • Нагина Д. А. Интрига или традиция? (К истории вставных арий) // Опера в музыкальном театре: история и современность / сост. И. П. Сусидко. Рос. акад. музыки. М.: РАМ им. Гнесиных, Гос. Институт искусствознания, 2016. С. 61-70. (0,7 п. л.);
  • Нагина Д. А. «...Отрезать можно в любое время, а прибавить не так легко»: В. А. Моцарт о сочинении арий // Техника музыкального сочинения в разъяснениях автора. Материалы международной научной конференции 16-17 апреля 2015 года / Ред.-сост. Л. Л. Гервер. М.: РАМ им. Гнесиных, 2016. С. 83-94;
  • Нагина Д. А. Моцарт и итальянская оперная традиция // Профессиональная подготовка вокалистов: проблемы, опыт, перспективы: Сб. науч. тр. Вып. 9. / Ред.-сост. Е. В. Круглова. М.: Литера Скрипта, 2017. С. 41-55. (0,5 п. л.);
  • Нагина Д. А. Вольфганг Амадей Моцарт и Алоизия Вебер: история любви в письмах и звуках // Актуальные вопросы музыкального образования и искусства: Сб. науч. статей / ред. О. Ю. Осадчая, О. В. Шмакова. Волгоград: МИРИА, 2017. С. 101-111. (0,5 п. л.);
  • Сусидко И. П., Нагина Д. А. Всероссийская научная конференция «Техника музыкальной композиции: „свое“ и „чужое“» в Российской академии музыки имени Гнесиных // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2017. № 3(22). С. 89-93. (0,25 п. л.);
  • Нагина Д. А. О музыкальных идеях Симфонии Кончертанте Es-dur В. А. Моцарта в контексте проблем «своего» и «чужого» [Электронный ресурс] // Современные проблемы музыкознания. 2017. № 2. С. 41-61. URL: http://gnesinsjournal. ru/archives/315. (0,6 п. л.);
  • Нагина Д. А. О проблемах и методах анализа вокального сочинения // Современные аспекты диалога литературы, музыки и изобразительного искусства в пространстве отечественной культуры: Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции 25 октября 2018 года. Краснодар, издательство КГИК, 2018. С. 417-423;
  • Нагина Д. А. Сонатная форма в вокальной музыке — случайность или закономерность? // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. — 2019. — № 1. — С. 27-43;
  • Нагина Д. А., Захарбекова И. С. Музыкальная наука сегодня: взгляд молодого исследователя // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. — 2019. — № 2. — С. 79-81;
  • Нагина Д. А. Жанр концертной симфонии в творчестве Гайдна и Моцарта [Электронный ресурс] // Современные проблемы музыкознания. 2019. № 3. С. 2-23. URL: http://gnesinsjournal. ru/archives/2040. (1 п. л.);
  • Нагина Д. А. Моцарт — «итальянец»? Миф о мифе // Моцарт в пространстве и времени // Сборник статей по материалам научной конференции / Ред.-сост. С. Г. Мураталиева. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2019. С. 80-91. (0,8 п. л.);
  • Нагина Д. А. Профессионалы и любители: о первых исполнителях «Волшебной флейты» В. А. Моцарта // Опера в музыкальном театре: история и современность Материалы Международной научной конференции, 11-15 ноября 2019 г. / ред-сост. И. П. Сусидко / Рос. акад. музыки. — Том 1. — М.: РАМ имени Гнесиных, 2019. С. 239-248. (0,6 п. л.);
  • Нагина Д. А., Захарбекова И. С. Международный научный форум «Опера в музыкальном театре: история и современность» [Электронный ресурс] // Современные проблемы музыкознания. 2019. Специальный выпуск. URL: http://gnesinsjournal. ru/archives/2121. С. 3–80. (2,4 п. л.).

научно-методические работы:

  • Нагина Д. А. Опера и концертная ария в творчестве В. А. Моцарта: Учебно-методическое пособие. М.: Пробел-2000, 2017. 36 с. (2 п. л.);
  • «Простые формы в вокальной музыке классико-романтического периода»: Учебно-методическое пособие по курсу музыкальной формы для преподавателей и студентов средних и высших учебных заведений. — М.: Российская академия музыки имени Гнесиных, 2019. — 140 с. ил.

участие в научных конференциях:

  • Вокальный идеал В. А. Моцарта. Доклад на Всероссийской научной конференции «Проблемы художественной интерпретации». РАМ им. Гнесиных, 9-10 апреля 2009 года;
  • Концертная сцена «Popoli di Tessaglia» В. А. Моцарта для Алоизии Вебер: покорить Италию. Доклад на Всероссийской конференции «Исследования молодых музыковедов». РАМ им. Гнесиных, апрель 2011;
  • Вольфганг Амадей Моцарт о вокальном искусстве. Доклад на III Международной Интернет-конференции «Музыкальная наука в едином культурном пространстве». РАМ им. Гнесиных, 2014;
  • «...Отрезать можно в любое время, а прибавить не так легко»: В. А. Моцарт о сочинении арий. Доклад на Международной научной конференции «Техника музыкального сочинения в разъяснениях автора». РАМ им. Гнесиных, 16-17 апреля 2015 года;
  • Интрига или традиция? (К истории вставных арий). Доклад на Международной научной конференции «Опера в музыкальном театре: история и современность». РАМ им. Гнесиных, Гос. Институт искусствознания, октябрь 2015;
  • Моцарт и концерт-академия в музыкальной культуре классической эпохи. Доклад на IV Международной Интернет-конференции «Музыкальная наука в едином культурном пространстве». РАМ им. Гнесиных, 2016;
  • Моцарт и итальянская оперная традиция. Доклад на Международной научно-практической конференции «Профессиональная подготовка вокалистов: проблемы, опыт, перспективы». ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова, сентябрь 2016;
  • «Моцарт-итальянец»? Миф о мифе. Доклад на Научной конференции «Моцарт и его время». МГК им. П. И. Чайковского, 10-11 ноября 2016;
  • О музыкальных идеях Симфонии Кончертанте Es-dur В. А. Моцарта в контексте проблем «своего» и «чужого». Доклад на Всероссийской научной конференции «Техника музыкальной композиции. „Свое“ и „чужое“». РАМ им. Гнесиных, апрель 2017;
  • Вольфганг Амадей Моцарт и Алоизия Вебер: история любви в письмах и звуках. Доклад на Научной конференции «Актуальные вопросы музыкального образования и искусства». Волгоградская консерватория им. П. А. Серебрякова, май 2017;
  • «О проблемах и методах анализа вокального сочинения». Доклад на Международной очно-заочной научно-практической конференции «Современные аспекты диалога литературы, музыки и изобразительного искусства в пространстве отечественной культуры» (г. Краснодар, 25-26 октября 2018 года);
  • «„Современные проблемы музыкознания“: новое электронное научное издание РАМ им. Гнесиных». Доклад на Международной научной конференции «Музыкальная наука в контексте культуры: навстречу 75-летию Российской академии музыки имени Гнесиных». (2 ноября 2018 года);
  • «Жанр симфонии кончертанте в австрийской традиции: Моцарт и Гайдн». Международная научная конференция «Музыкальная культура Австрии и России: диалоги и параллели» (РАМ им. Гнесиных, 29-30 ноября 2018 года);
  • «Моцарт и Алоизия Вебер. История любви». Доклад на VI Всероссийской научно-практической конференции «Музыка Австрии: от истоков до современности» (Пенза, 8 ноября 2018 г.);
  • «Первая Царица Ночи: между профессионализмом и дилетантством». Доклад на XII Международной научно-практической конференции «Профессиональная подготовка вокалистов: проблемы, опыт, перспективы». ГМПИ им. Ипполитова-Иванова. 23 сентября 2019 г.;
  • «Профессионалы и любители: о первых исполнителях „Волшебной флейты“ В. А. Моцарта». Доклад на Международной научной конференции «Опера в музыкальном театре: история и современность». 11-15 ноября 2019 г., РАМ им. Гнесиных.

Сведения о повышении квалификации

  • информация дополняется