RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

Макарцева Екатерина Викторовна

Главный специалист отдела визово-миграционного сопровождения иностранных обучающихся, Старший преподаватель кафедры аналитического музыкознания

Макарцева Екатерина Викторовна
Образовательная деятельность
Преподаваемые дисциплины:
Полифония, Музыкальная форма
Реализация дисциплин в рамках образовательных программ:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство, 53.03.05 Дирижирование, 53.05.01 Искусство концертного исполнительства, 53.05.06 Композиция
Образование
Уровень образования
Высшее образование
Наименование направления подготовки/специальности, в том числе научной
Композиция
Квалификация
Композитор, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Ученая степень
нет
Ученое звание
нет
Стаж работы
Общий стаж работы
25 лет
Опыт работы в профессиональной сфере, соответствующей образовательной деятельности по реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
19 лет

Биография

Выпускница Пензенского музыкального училища (отделение «Теория музыки», по классу композиции Е. В. Гусева). В 2001 г. с отличием закончила Российскую академию музыки имени Гнесиных по композиции и инструментовке в классе профессора Г. В. Чернова, в 2003 — ассистентуру-стажировку (класс Г. В. Чернова).

С 2006 г. — преподаватель кафедры аналитического музыкознания. Читает курсы полифонии и музыкальной формы, в том числе и для слушателей ЦПК.

Среди других форм профессиональной деятельности — научное руководство дипломными работами студентов, помощь в подготовке докладов на научных студенческих конференциях, в том числе и иностранным учащимся (с 2006 г. Е. В. Макарцева — главный специалист отдела визово-миграционного сопровождения иностранных обучающихся и дополнительного образования).

С 2011 г. — постоянный рецензент сборников статей по материалам всероссийских и международных конференций, проходящих в г. Пензе.

Является членом оргкомитета различных конференций, проходящих в РАМ имени Гнесиных, а также техническим секретарем Международного конкурса научно-исследовательских работ студентов в области музыкального искусства.

Е. В. Макарцева проводит мастер-классы и открытые лекции в рамках проекта «Университетские субботы».

Сфера научных интересов — история и теория полифонии, музыкальная форма и анализ музыкальных произведений, музыка для оркестра русских народных инструментов.

С 2013 г. — член Пензенского отделения Союза композиторов России. Выступает с исполнением собственных произведений на различных концертных площадках г. Пензы, принимает участие в пресс-конференциях, посвященных презентациям сборников произведений пензенских композиторов.

В настоящее время — аспирантка РАМ имени Гнесиных по специальности 13.00.02 — «теория и методика обучения и воспитания» (научный руководитель — профессор И. П. Сусидко). Ведется работа над кандидатской диссертацией на тему: «Музыка для ОРНИ композиторов гнесинской школы: жанры, техники, стиль».

Является автором ряда докладов на международных и всероссийских конференциях (Москва, Пенза):

  • О преподавании «Музыкальной формы» на исполнительских факультетах в вузе (на примере специальности «Народные инструменты»). Доклад на Международной научной конференции аспирантов и студентов. РАМ имени Гнесиных, 28-29 марта 2013 г.;
  • Феномен исполнительской фразировки в курсе музыкальной формы. Доклад на Всероссийской научной конференции аспирантов и студентов. РАМ имени Гнесиных, 3-4 апреля 2014 г.;
  • Оптимизация преподавания теоретических дисциплин на исполнительских факультетах в русле проблем академического музыкального образования. Доклад на Международной научной конференции «Музыкальная наука в XXI веке: пути и поиски. РАМ имени Гнесиных, 14-17 октября 2014 г.;
  • Феномен исполнительской фразировки и артикуляции в курсе музыкальной формы [Электронный ресурс] // III Международная интернет-конференция «Музыкальная наука в едином культурном пространстве». РАМ имени Гнесиных. URL: http://gnesinstudy.ru/. Март, 2015;
  • «Моя Москва — она живет и греет...» — Триада сюит о Москве К. Волкова. Доклад на Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию теоретического отдела Пензенского колледжа искусств имени Архангельского. Пенза, 2 ноября 2016 г.;
  • Симфонии Г. В. Чернова для ОРНИ: традиции и новаторство» [Электронный ресурс] // Международная интернет-конференция «Музыкальная наука в едином культурном пространстве». РАМ им. Гнесиных. URL: http://gnesinstudy.ru/. Декабрь, 2016;
  • Международный конкурс научно-исследовательских работ студентов в области музыкального искусства. Доклад в рамках конференции «Музыкальная наука в контексте культуры» (круглый стол). РАМ имени Гнесиных, 2 ноября 2018;
  • «Серьезная» и «несерьезная» музыка Н. Хондо. Доклад на XXIV Гнесинских чтениях «Композиторы Гнесинского Дома. Вопросы изучения и популяризации наследия». Мемориальный музей-квартира Ел. Ф. Гнесиной, 15 февраля 2019 г.

Имеющиеся публикации:

  • Шуман, Шопен, Лист, Мендельсон. К 200-летию великих романтиков // Материалы городских теоретических конференций 2010 и 2011 гг.: Сб. статей / ред.-сост. М. А. Рыбачкова, рецензент Е. В. Макарцева. Пенза, 2011;
  • О преподавании «Музыкальной формы» на исполнительских факультетах в вузе (на примере специальности «Народные инструменты») // Исследования молодых музыковедов: Сб. статей / ред. Т. И. Науменко. М., 2013. С. 211-217;
  • Музыкально-художественный мир Пензы: искусство, краеведение, народные промыслы. К 350-летию Пензы // Материалы первой открытой Международной научно-практической конференции: Сб. статей / ред.-сост. М. А. Рыбачкова, рецензент Е. В. Макарцева. Пенза, 2013;
  • Феномен исполнительской фразировки в курсе музыкальной формы // Исследования молодых музыковедов: б. статей / ред. Т. И. Науменко. М.: РАМ имени Гнесиных, 2014. С. 230-239;
  • Музы искусства на оперной сцене: статьи, воспоминания, киносценарий... // Материалы II Открытой международной научно-практической конференции: Сб. статей / ред.-сост. М. А. Рыбачкова, рецензент Е. В. Макарцева. Пенза, 2014;
  • Феномен исполнительской фразировки и артикуляции в курсе музыкальной формы // Теория музыки: актуальные вопросы методики преподавания: Сб. статей / ред. и сост. Е. С. Дерунец. М.: РАМ имени Гнесиных, 2015. С. 70-84;
  • Искусство русского романтизма: традиции и новаторство // Материалы третьей открытой международной научно-практической конференции: Сб. статей. Вып. 5 / ред.-сост. М. А. Рыбачкова, рецензент Е. В. Макарцева. Пенза, 2015;
  • Симфонии Г. В. Чернова для ОРНИ: традиции и новаторство // Музыка и время, 2016. № 7. С. 30-35;
  • «Моя Москва — она живет и греет...» — Триада сюит о Москве К. Волкова // К 50-летию отделения «Теория музыки» ПКИ: педагогика, исполнительство, творчество. Материалы четвертой открытой международной научно-практической конференции: Сб. статей. Вып. 6 / ред-сост. Е. Ю. Севастьянова. Пенза, 2016. С. 57-68;
  • Триада сюит о Москве К. Волкова: особенности художественного замысла // Музыка и время, 2017. № 5. С. 15-22;
  • Переломная эпоха в культуре Пензенского края (1900-1920 годы): к 135-летию профессионального музыкального образования в Пензе и 100-летию Великой Российской революции // Материалы II открытой всероссийской и I городской студенческой Открытых научно-практических конференций: Сб. статей. Вып. 7 / ред.-сост. М. А. Рыбачкова, рецензент Е. В. Макарцева. Пенза, 2018.

Сведения о повышении квалификации

  • информация дополняется