RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

Макарцева Екатерина Викторовна

Главный специалист отдела визово-миграционного сопровождения иностранных обучающихся, Старший преподаватель кафедры аналитического музыкознания

Макарцева Екатерина Викторовна
Образовательная деятельность
Преподаваемые дисциплины:
Полифония, Музыкальная форма
Реализация дисциплин в рамках образовательных программ:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство, 53.03.05 Дирижирование, 53.05.01 Искусство концертного исполнительства, 53.05.06 Композиция
Образование
Уровень образования
Высшее образование
Наименование направления подготовки/специальности, в том числе научной
Композиция
Квалификация
Композитор, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Ученая степень
нет
Ученое звание
нет
Стаж работы
Общий стаж работы
25 года
Опыт работы в профессиональной сфере, соответствующей образовательной деятельности по реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
19 лет

Биография

Выпускница Пензенского  музыкального училища (отделение «Теория музыки», по классу композиции Е.В. Гусева). В 2001 г. с отличием закончила Российскую академию музыки им. Гнесиных по композиции и инструментовке  в классе профессора Г.В.Чернова, в 2003  –  ассистентуру-стажировку  (класс Г.В.Чернова).

С 2006 г.  – преподаватель кафедры аналитического музыкознания. Читает курсы полифонии и музыкальной формы, в том числе и для слушателей ЦПК. Среди других форм профессиональной деятельности – научное  руководство дипломными работами студентов, помощь в подготовке докладов на научных студенческих конференциях, в том числе и иностранным учащимся (с 2006 г. Е.В. Макарцева – главный специалист отдела визово-миграционного сопровождения иностранных обучающихся и дополнительного образования).

С 2011  г.  – постоянный рецензент  сборников статей по материалам всероссийских и международных конференций, проходящих  в  г. Пензе.

Является членом оргкомитета различных конференций, проходящих в РАМ им. Гнесиных, а также техническим секретарем Международного конкурса научно-исследовательских работ студентов в области музыкального искусства.

Е.В. Макарцева проводит мастер-классы и открытые лекции в рамках проекта «Университетские субботы».

Сфера научных интересов – история и теория полифонии, музыкальная форма и анализ музыкальных произведений, музыка для оркестра русских народных инструментов.

С 2013 г. – член Пензенского отделения Союза композиторов России. Выступает с исполнением собственных произведений на различных концертных площадках г. Пензы, принимает участие в пресс-конференциях, посвященных презентациям сборников произведений пензенских композиторов.

В настоящее время – аспирантка РАМ им. Гнесиных по специальности 13.00.02 – «Теория и методика обучения и воспитания» (научный руководитель – профессор И.П. Сусидко). Ведется работа над кандидатской диссертацией на тему: «Музыка для ОРНИ композиторов гнесинской школы: жанры, техники, стиль».  

Является автором ряда докладов на международных и всероссийских конференциях (г. Москва, г. Пенза):

  1. О преподавании «Музыкальной формы» на исполнительских факультетах в вузе (на примере специальности «Народные инструменты»). Доклад на Международной научной конференции аспирантов и студентов. РАМ им. Гнесиных, 28-29 марта 2013 г.
  2. Феномен исполнительской фразировки в курсе музыкальной формы. Доклад на Всероссийской научной конференции аспирантов и студентов. РАМ им. Гнесиных, 3-4 апреля 2014 г.
  3. Оптимизация преподавания теоретических дисциплин на исполнительских факультетах в русле проблем академического музыкального образования». Доклад на Международной научной конференции «Музыкальная наука в XXI веке: пути и поиски. РАМ им. Гнесиных, 14-17 октября 2014 г.
  4. Феномен исполнительской фразировки и артикуляции в курсе музыкальной формы [Электронный ресурс] //  III Международная интернет-конференция «Музыкальная наука в едином культурном пространстве». РАМ им. Гнесиных. URL: http://gnesinstudy.ru/. Март, 2015.
  5. «Моя Москва – она живет и греет…» – Триада сюит о Москве К. Волкова. Доклад на Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию теоретического отдела Пензенского колледжа искусств им. Архангельского. Пенза, 2 ноября 2016 г.
  6. Симфонии Г.В. Чернова для ОРНИ: традиции и новаторство» [Электронный ресурс] // Международная интернет-конференция «Музыкальная наука в едином культурном пространстве». РАМ им. Гнесиных. URL: http://gnesinstudy.ru/. Декабрь, 2016.
  7. Международный конкурс научно-исследовательских работ студентов в области музыкального искусства. Доклад в рамках конференции «Музыкальная наука в контексте культуры» (круглый стол). РАМ им. Гнесиных , 2 ноября 2018.
  8. Серьезная» и «несерьезная» музыка Н. Хондо. Доклад на XXIV Гнесинских чтениях «Композиторы Гнесинского Дома. Вопросы изучения и популяризации наследия». Мемориальный музей-квартира Ел. Ф. Гнесиной,15 февраля 2019 г.

Имеющиеся публикации:

  1. Шуман, Шопен, Лист, Мендельсон. К 200-летию великих романтиков // Материалы городских теоретических конференций 2010 и 2011 гг.: Сб. статей  / ред.-сост. М.А. Рыбачкова, рецензент Е.В. Макарцева. Пенза, 2011.
  2. О преподавании «Музыкальной формы» на исполнительских факультетах в вузе (на примере специальности «Народные инструменты») // Исследования молодых музыковедов: Сб. статей / ред. Т.И Науменко. М., 2013. С. 211-217.
  3. Музыкально-художественный мир Пензы: искусство, краеведение, народные промыслы. К 350-летию Пензы // Материалы первой открытой Международной научно-практической конференции: Сб. статей  / ред.-сост. М.А. Рыбачкова, рецензент Е.В. Макарцева.  Пенза, 2013.
  4. Феномен исполнительской фразировки в курсе музыкальной формы // Исследования молодых музыковедов: Сб. статей / ред. Т.И. Науменко. М.: РАМ им. Гнесиных, 2014. С. 230-239.
  5. Музы искусства на оперной сцене: статьи, воспоминания, киносценарий… // Материалы второй открытой международной научно-практической конференции: Сб. статей / ред.-сост. М.А. Рыбачкова, рецензент Е.В. Макарцева. Пенза, 2014.
  6. Феномен исполнительской фразировки и артикуляции в курсе музыкальной формы» // Теория музыки: актуальные вопросы методики преподавания: Сб. статей / ред. и сост. Е.С. Дерунец. М.: РАМ им. Гнесиных, 2015. С. 70-84.
  7. Искусство русского романтизма: традиции и новаторство // Материалы третьей открытой международной научно-практической конференции: Сб. статей. Вып. 5 / ред.-сост. М.А. Рыбачкова, рецензент Е.В. Макарцева. Пенза, 2015.
  8. Симфонии Г.В. Чернова для ОРНИ: традиции и новаторство // Музыка и время, 2016. № 7. С. 30-35
  9. «Моя Москва – она живет и греет…» – Триада сюит о Москве К. Волкова // К 50-летию отделения «Теория музыки» ПКИ: педагогика, исполнительство, творчество. Материалы четвертой открытой международной научно-практической конференции: Сб. статей. Вып. 6 / ред-сост. Е.Ю. Севастьянова. Пенза, 2016. С.57-68.
  10. Триада сюит о Москве К. Волкова: особенности художественного замысла // Музыка и время, 2017. № 5. С. 15-22.
  11. Переломная эпоха в культуре Пензенского края (1900 – 1920 годы): к 135-летию профессионального музыкального образования в Пензе и 100-летию Великой Российской революции» // Материалы второй открытой всероссийской и первой городской студенческой открытых научно-практических конференций: Сб. стаей. Вып. 7 / ред.-сост. М.А. Рыбачкова, рецензент Е.В. Макарцева. Пенза, 2018.

Сведения о повышении квалификации

2019
  • курсы по теме: «Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе»
  • курсы по теме: «Охрана труда»