После окончания Уфимского училища искусств по специальности фортепиано (класс Заслуженного работника культуры РБ Л.М. Горбуновой) поступила в РАМ им. Гнесиных (класс профессора, Народного артиста РФ А.Г. Скавронского), затем продолжила обучение в ассистентуре-стажировке по специальности фортепиано у проф. А.Г. Скавронского. Камерным ансамблем занималась в классе доцента Т.Г. Поспеловой.
Начало педагогической деятельности связано с Уфимским государственным институтом искусств им. З.Исмагилова, где Латышева Н.Л. работала на кафедре камерного и концертмейстерского искусства с 1996 по 2006г.
С 2006г. преподает на кафедре камерного ансамбля и квартета РАМ им. Гнесиных.
Является лауреатом следующих конкурсов:
Всероссийский конкурс-фестиваль камерных ансамблей (Сызрань, 1999), Международный конкурс «Искусство XXI века» (Украина, 2000), Международный конкурс молодых пианистов (Италия, 2000), Международный фестиваль – конкурс «Надежды. Таланты. Мастера» (Болгария, 2003), Международный фестиваль – конкурс «Musica classica» (Руза, 2008). Кроме того, награждена дипломами лучшего концертмейстера Всероссийских конкурсов им. Н. Сабитова (2002, 2004, 2008) и отмечена грамотами за концертмейстерскую работу на Московских городских хоровых фестивалях (2010, 2011, 2013).
Активно концертирует в Москве и городах России. Ее партнерами по ансамблю в разные годы были: А.Г.Скавронский, Я.Кашин (Израиль), П.Малюк-Литвин (США), профессор Е.Багрова, артист оркестра ГАБТ С.Ярошевский, А.Танабэ (Япония), «Оскар-ансамбль» (Уфа) и др. В период с 2007 по 2015 гг. имела свой ежегодный концертный абонемент в Башкирской государственной филармонии им. Х.Ахметова. В программах абонементных концертов с участием Латышевой исполнялись шедевры камерной музыки разных жанров и инструментальных составов, в том числе, состоялось несколько премьер сочинений, которые прозвучали в РФ впервые. Концертные выступления освещены в прессе, выходили в эфир телепередачи на каналах БТВ, БСТ, U-TV.
Латышева Н.Л. постоянно организует на различных площадках г. Москвы концерты студентов своего класса, в том числе, тематические, в которых она выступает в роли лектора. Наиболее интересные из них: «Музыка венского классицизма», «Музыка романтизма и постромантизма», «От барокко до наших дней». Имеет благодарности за многолетнее плодотворное сотрудничество и просветительскую деятельность от МИКЦ «Особняк купца В.Н. Носова», Выставочного зала «Тушино», библиотеки им. Данте и др. Неоднократно ее воспитанники выступали на открытиях выставок и экспозиций таких как: выставка работ художника С. Андрияки «Святые места православия» в Выставочном зале «Тушино», участвовали в концертах Российско-немецкого Дома. Студенты класса также принимают самое активное участие в концертах Общедоступной Гнесинской филармонии им. В.П. Самолетова.
Многие ученики Латышевой Н.Л. являются лауреатами Международных и Всероссийских конкурсов. Среди конкурсов, где победу одержали ее воспитанники: Международный конкурс пианистов, фортепианных дуэтов и камерных ансамблей им. М.В. Юдиной (2015), Всероссийский Открытый конкурс фортепианных дуэтов «За роялем вдвоем» им. А.Г. Бахчиева (2017) и др.
С 2013г. Латышева Н.Л. является председателем комиссии по переаттестации педагогов фортепиано Нижневартовского государственного университета, оказывает методическую помощь преподавателям кафедры музыкального образования.
Неоднократно принимала участие в работе конкурсов в качестве председателя и члена жюри таких как: Международный фестиваль-конкурс «Московская мозаика» (2016), Открытый окружной конкурс-фестиваль пианистов и ансамблей «Русская музыка. От истоков до наших дней» (Москва, 2014) и др. Имеет благодарности за профессионализм и активную работу в жюри.
Педагогическую и концертную деятельность Латышева Н.Л. успешно сочетает с исследовательской работой.
Является автором статей, посвященных проблемам интерпретации камерных сочинений:
Латышева Н.Л. «О художественной концепции цикла П. Чайковского «Времена года»». // В Межвузовском сб. науч. трудов «Проблемы развития художественного мышления». Вып. 2.- Санкт-Петербург, 1997, с.62-67.
Латышева Н.Л. «Некоторые проблемы исполнения сонаты для скрипки и фортепиано С. Франка». // В сб. Наука, искусство, образование на пороге III тысячелетия. Материалы II Международного научного конгресса. Т. 2.-Волгоград: изд-во ВолГу, 2000, с.100 -104
Латышева Н.Л. «О работе над Сонатой ор. 12 №1 для скрипки и фортепиано Бетховена в камерном классе». //В сб. статей Вопросы камерного исполнительства. Уфа, РИЦ Уфимского государственного института искусств, 2001. с. 32-49.
Латышева Н.Л. «Камерно – инструментальная музыка эпохи романтизма в практике преподавания камерного ансамбля». // Тезисы региональной межвузовской научно-практической конференции. Тамбов, 2002. с. 44-46
Латышева Н.Л. «Дебюсси. Соната для скрипки и фортепиано. Исполнительский анализ». Уфа, РИЦ УГАИ, 2004, 26 с.
Латышева Н.Л. «Новаторство Клода Дебюсси в камерном жанре: Соната для скрипки и фортепиано». // В сб. статей: Ансамблевые дисциплины в музыкальных учебных заведениях. Уфа, РИЦ УГАИ, 2009, с.25-46
Латышева Н.Л. «Памяти Учителя». Созвучия. Алексей Григорьевич Скавронский 1931-2008. // В сб. статей. – Москва, 2014, с.70-73
Латышева Н.Л. «Ф. Пуленк. Камерные ансамбли с участием духовых инструментов. Опыт исполнительского анализа». // В сб. Научные перспективы ХХI века. Достижения и перспективы нового столетия. Х Межд. научно-практическая конференция. Межд. научный институт «Educatio», ежемес. журнал №3 (10) Новосибирск,2015,с.150-154
Латышева Н.Л. «Франсис Пуленк. Соната для гобоя и фортепиано (проблемы интерпретации)». Проблемы художественного творчества в исполнительской интерпретации. //Сб. статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л.Яворскому, Саратов, 2015, с.51-60
Латышева Н.Л. «Э. Григ. Соната для скрипки и фортепиано № 2 в классе камерного ансамбля. Некоторые проблемы интерпретации». Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» № 2 (41). // Сб. статей по материалам XLV Межд. научно-практической конференции, Москва, Интернаука, 2016, с.42-51
Латышева Н.Л. «Э. Григ. Соната для скрипки и фортепиано №1 в классе камерного ансамбля (некоторые аспекты интерпретации)». Исполнительское искусство и педагогика: история, теория, практика. К 100-летию со дня рождения С.Т. Рихтера. // Сб. статей по материалам Межд. научно-практической конференции, Саратов, 2016, с.55-63
Латышева Н.Л. «Мир художественных образов скрипичной сонаты Клода Дебюсси». Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» № 3 (54). // Сб.статей по материалам LVIII Межд.научно-практической конференции, Москва, Интернаука, 2017, с.6-15
Латышева Н.Л. «О некоторых стилистических и штриховых особенностях исполнения скрипичной сонаты Шимановского» // Сб.статей по материалам IХ Межд.научно-практической конференции Москва, Интернаука №3(8), 2018, с.19-26.
Латышева Н.Л. «Клавир в инструментальных ансамблевых сочинениях XVIII века (Хрестоматия педагогического репертуара)» // ISMN 979-0-9003256-0-0/ М.: Пробел – 2000, август 2018. – 116С.
Выступления с докладами на Международных научно-практических конференциях:
- Х Международная научно-практическая конференция «Научные перспективы ХХI века. Достижения и перспективы нового столетия», 17 апреля 2015г., г. Новосибирск. Тема доклада: «Ф. Пуленк. Камерные ансамбли с участием духовых инструментов. Опыт исполнительского анализа».
- Международная научно-практическая конференция «Исполнительское искусство и педагогика: история, теория, практика», посвященная 100-летию со дня рождения С. Т. Рихтера, 22 мая 2015г., г. Саратов. Тема доклада: «Э. Григ. Сонаты для скрипки и фортепиано №1 и 2 в классе камерного ансамбля (некоторые аспекты интерпретации)».
- XLV Международная научно-практическая конференция «Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии», 09 февраля 2016г., г. Москва. Тема доклада: «Э. Григ. Соната для скрипки и фортепиано № 2 в классе камерного ансамбля. Некоторые проблемы интерпретации».
- LVIII Международная научно-практическая конференция «Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии», 17 марта 2017г., г. Москва. Тема доклада: «Мир художественных образов скрипичной сонаты Клода Дебюсси».
- IX Международная научно-практическая конференция «Культурология, искусствоведения и филология: современные взгляды и научные исследования» март 2018г., г. Москва. Тема доклада: «О некоторых стилистических и штриховых особенностях исполнения скрипичной сонаты Шимановского».