RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

Кирнарская Дина Константиновна

Заведующая кафедрой истории музыки, Советник Ректора | Почетный работник сферы образования РФ

Кирнарская Дина Константиновна
Образовательная деятельность
Преподаваемые дисциплины:
Научно-исследовательская работа, Преддипломная практика
Реализация дисциплин в рамках образовательных программ:
53.04.01 Музыкально-инструментальное искусство; 53.04.02 Вокальное искусство
Образование
Уровень образования
Высшее образование
Наименование направления подготовки/специальности, в том числе научной
Музыковедение, Педагогическая психология, Музыкальное искусство
Квалификация
Музыковед, преподаватель
Ученая степень
доктор искусствоведения, доктор психологических наук
Ученое звание
профессор
Стаж работы
Общий стаж работы
42 года
Опыт работы в профессиональной сфере, соответствующей образовательной деятельности по реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
35 лет

Биография

Педагог, музыковед, член Союза композиторов, член Союза журналистов.

Дина Константиновна Кирнарская — один из наиболее авторитетных специалистов в России в области музыкальной психологии. Получила образование в ГМПИ (ныне — РАМ) имени Гнесиных в качестве музыковеда (научный руководитель А.И. Тихонова, аспирантура — научный руководитель Ф.Г. Арзаманов), однако ее научные интересы затрагивают в том числе и области, смежные с музыкознанием, но не являющиеся для него центральными. Ее диссертационные исследования находятся на стыке психологии и музыкального искусства, и в качестве основной исследовательской темы Д.К. Кирнарская выбрала музыкальную одаренность: ее психодиагностику, структуру и методы изучения.

Д.К. Кирнарская — обладатель ученой степени доктора наук по двум специальностям: искусствоведению (диссертация защищена в Московской консерватории им. П.И. Чайковского в 1998 году) и общей психологии (диссертация защищена в Санкт-Петербургском университете в 2006 году).
В силу своего интереса к взаимодействию человеческой психики и музыкального искусства Д.К. Кирнарская разработала современную методологию преподавания истории музыки. Помещенная в контекст других искусств, философии и литературы эпохи, классическая музыка становится более доступной как для учащихся различных учебных заведений, в том числе детских и подростковых, так и для взрослых самого разного уровня образования. Книга Д.К. Кирнарской «Классическая музыка для всех» (1998) с предисловием выдающегося дирижера Владимира Ашкенази и сопровождаемая шестью компакт-дисками, стала популярным пособием для преподавателей художественных дисциплин. В 2020 году книга вышла вторым изданием в сопровождении современной технологии QR-кодов. Это издание рекомендовано в качестве учебного пособия для музыкальных вузов.
Основной психологический труд Д.К. Кирнарской «Музыкальные способности» с предисловием дирижера Геннадия Рождественского, опубликованный в 2004 году, вскоре стал широко востребованным. Эта книга имеет гриф Министерства образования России в качестве учебного пособия для музыкальных колледжей и консерваторий. Научные разработки Д.К. Кирнарской, в частности, ее методика привлечения детей в музыкальные школы, также пользуется широкой поддержкой музыкальной общественности. На эту тему автор систематически проводит семинары с преподавателями музыкальных дисциплин во всех регионах России в течение десяти лет. Благодаря этой методике сотни детей по всей стране получили доступ к музыкальному образованию. Труд Д.К. Кирнарской о музыкальных способностях, переработанный и дополненный, опубликован в 2009 году в издательстве Oxford University Press под названием «The Natural Musician: on Abilities, Giftedness and Talent». В 2019–2020 годах Д.К. Кирнарская была участником национального проекта «Культура» в Федеральном проекте «Творческие люди» от РАМ имени Гнесиных.

Д.К. Кирнарская имеет опыт международных научных обменов и других профессиональных контактов. Она дважды становилась участником программы Фулбрайт, по гранту которой вела научную работу в США — в Гарвардском университете (1997–1998) и в Бостон-колледже (2007–2008). По приглашению Британского совета в течение полугода Д.К. Кирнарская стажировалась в Лондонском педагогическом институте на кафедре музыки и драмы (1996). Она также выступала с докладами на зарубежных научных конференциях в Бари (Италия, 2001), Хайдельберге (Германия, 2011), Бергене (Норвегия, 2011), Банькой Быстрице (Словакия, 1995), Кракове (Польша, 1995), Осаке (Япония, 2013), Глазго (Шотландия, 2016), Баку (ISME, 2018), Таллине (2019) и дважды становилась участником международного Зальцбургского семинара, посвященного судьбе классической музыки в третьем тысячелетии (1997) и обновлению высшего образования (2003). Наряду с международными грантами Д.К. Кирнарская в течение ряда лет выполняла научные и образовательные проекты при поддержке Министерства культуры и Министерства образования России, была сопредседателем российско-голландского проекта MATRA по развитию арт-менеджмента в Российской Федерации, а также принимала участие в разработке российской Концепции развития образования в сфере искусства и культуры (2001) и аналогичной концепции для государств-участников СНГ (2008–2011). При активном участии Д.К. Кирнарской в Российской академии музыки имени Гнесиных с 2014 года работает Кафедра ЮНЕСКО — Кафедра музыкального мастерства и современного исполнительства.

Д.К. Кирнарская является журналистом и общественным деятелем в области художественного образования. С 1992 года она опубликовала множество статей о различных музыкальных и других событиях культурной жизни в таких центральных газетах как «Московские новости», «Общая газета», в журналах «Итоги» и «Новое время». Некоторые ее публикации в журналах «Музыкальная жизнь», «Советская музыка», «Искусство в школе», а также в научных сборниках касаются вопросов организации, структуры и содержания музыкального образования, в том числе детского и подросткового.

С 1994 по 2002 годы Д.К. Кирнарская была обозревателем по культуре Русской службы ВВС, а с 2004 года она систематически выступает на национальном телевидении на телеканалах «Культура», Россия-1, Первом и ОТР, а также на радиостанции «Маяк» в качестве эксперта и комментатора. С 2016 года ее выступления на телевидении являются систематическими.

С 2000 года по настоящее время в РАМ имени Гнесиных работает продюсерский факультет, созданный по инициативе Д.К. Кирнарской и готовящий организаторов и администраторов в области культуры. Карьера выпускников факультета развивается весьма успешно: они востребованы в качестве работников радио- и телеканалов, печатных СМИ, продюсерских и концертных организаций, музыкальных и театральных коллективов и филармоний.

В 2020 году Д.К. Кирнарская была награждена нагрудным знаком «За вклад в Российскую культуру».

Данные о публикациях преподавателя за последние 5 лет

Монографии:

  1. Кирнарская Д.К. Классическая музыка для всех. Средневековье. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Москва: Издательство Слово/Slovo, 2020. 432 с. [QR коды с аудио-фрагментами примеров музыкальных произведений]
  2. Кирнарская Д.К. Homo Musicus. О способностях, одаренности и таланте. Москва: Издательство Слово/Slovo, 2021. 464 с. [QR коды с аудио-фрагментами примеров музыкальных произведений]
  3. Кирнарская Д.К. Классика на бегу. Музыкальные шедевры от Средневековья до современности. Москва: Издательство Слово/Slovo, 2022. 296 с. [QR коды с аудио-фрагментами примеров музыкальных произведений]

Статьи:

  1. Кирнарская Д.К. Как воспитать успешного музыканта? Self-efficacy — самоэффективность и ее формирование в семье // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2018. № 2-3
  2. Кирнарская Д.К. Национальный менталитет в музыкальной педагогике: Россия – Запад // Мир науки, культуры и образования. 2018. № 1. С. 52–54
  3. Кирнарская Д.К. Структурная модель музыкального таланта и её роль в диагностике детской одарённости // Мир науки, культуры и образования. 2018. № 4. С. 133–135
  4. Кирнарская Д.К. «Через игру в оркестре должны пройти тысячи, прежде чем появится один Ростропович». Интервью с ректором РАМ имени Гнесиных Г. Маяровской // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2019. №2. С. 4–10
  5. Кирнарская Д.К. Диагностика музыкальности в структуре музыкальной одаренности // Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 1. С. 124–132
  6. Кирнарская Д.К. Исследование аналитического слуха в структуре музыкальной одаренности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2020.  № 50.  С. 101–106
  7. Кирнарская Д.К. Исследование интонационного слуха в структуре музыкальной одаренности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2020.   № 50.  С. 106–110
  8. Кирнарская Д.К. По следам публикаций «Чайки». О фильме Владимира Фрумкина «Музыкальные оборотни…» // Электронный журнал «Чайка» [Электронный ресурс]
  9. Кирнарская Д.К. «Монополия на таланты». Интервью с ректором РАМ имени Гнесиных А. Рыжинским // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2021. №4(39). С. 6–19
  10. Кирнарская Д.К. Почему трудоголики не Моцарты? Музыкальные способности в пост-когнитивную эпоху // Современная зарубежная психология. 2021. №4 [Электронный ресурс]

Данные об участии преподавателя в конференциях и фестивалях за последние 5 лет:

  1. участие в дискуссии на Международной выставке-конференции в рамках XI Зимнего международного фестиваля искусств «Кооперация. Создание уникального культурного продукта. Долгосрочное развитие культурного пространства» (Сочи, 16-18.02.2018)
  2. выступление с докладом «Эволюционный метод музыкальной педагогики» на 33th World conference of ISME (Баку (Азербайджан), 15-20.07.2018)
  3. участие в Российско-Финляндском культурном форуме (Савонлинна (Финляндия), 26.09.2018 – 01.10.2018)
  4. участие на Саммите THE (Москва, 07-09.11.2018, Казань, 29-30.08.2018)
  5. выступление с докладом на Международной конференции «Музыкальное образование. Настоящее и будущее» (Таллинн (Эстония), 24-25.10.2019)
  6. доклад «Зачем нужно массовое музыкальное образование?» на Сибирском музыкальном форуме «Акколада» (Кемерово, 17-20.10.2019)
  7. доклад «Роль художественного образования в становлении креативной экономики» на Фестивале-Форуме детских школ искусств (Нижнесинячихинский музей-заповедник, дер. Синячиха Свердловской области, 11-13.09.2020)
  8. выступление на Всероссийском музыкально-педагогическом форуме «Российское музыкальное образование: история и современность» (Саратов, 09-10.11.2020),
  9. выступление на Совете по культурному сотрудничеству государств – участников СНГ (Минск (Белоруссия), дистанционно, 18.11.2020)
  10. выступление в качестве эксперта на Всероссийской ассамблее искусств «Инновационное культурное пространство России: лучшие практики школ искусств Росатома». (Новоуральск, дистанционно, 02.12.2020)
  11. доклад «Как рассказывать об опере» на XII Открытой научно-практической конференции в области художественного образования детей «Детская школа искусств: ТОП-формат. Новые коммуникации» (Екатеринбург, 23.03.2021)
  12. доклад «Студенческие проекты вузов искусств государств – участников СНГ» на конференции «Поддержка молодежных инициатив и стартапов в сфере культуры в государствах – участниках СНГ» в рамках Международной выставки «Art Expo» (Борисов (Беларусь), 25.06.2021)
  13. участие в Российско-белорусском форуме новых культурных инициатив (Минск (Белоруссия), 24-27.11.2021)
  14. творческая встреча «Психология музыкального обучения» на VII Всероссийской научно-практической конференции «Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства» в (Сургутский музыкальный колледж, 25-26.10.2021)
  15. участие в IX Российско-Киргизской межрегиональной конференции (Выставочный центр «Екатеринбург – ЭКСПО», 08-10.06.2022)
  16. участие в IV Международном конгрессе «Музыка для всех: как феномен современного музыкального образования России» (г. Якутск, 25-28.06.2022)

Сведения о повышении квалификации

2019
  • курсы по теме: «Охрана труда»