RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

Карпов Павел Евгеньевич

Профессор кафедры хорового дирижирования

Карпов Павел Евгеньевич
Образовательная деятельность
Преподаваемые дисциплины:
Дирижирование, Методика преподавания профессиональных дисциплин, Научно-исследовательская работа, Педагогическая практика, Современная отечественная хоровая музыка, Чтение хоровых партитур
Реализация дисциплин в рамках образовательных программ:
53.03.05 Дирижирование, 53.03.04 Искусство народного пения, 53.04.04 Дирижирование
Образование
Уровень образования
Высшее образование
Наименование направления подготовки/специальности, в том числе научной
Хоровое дирижирование, Музыкальное искусство
Квалификация
Дирижер хора, преподаватель
Ученая степень
кандидат искусствоведения
Ученое звание
профессор
Стаж работы
Общий стаж работы
32 года
Опыт работы в профессиональной сфере, соответствующей образовательной деятельности по реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
28 лет

Биография

Павел Евгеньевич Карпов работает на кафедре с 1995 года.
В 2006 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Творчество А.Ларина в контексте традиций Московской хоровой школы» (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Е.Е.Дурандина).
В 1990 году с отличием окончил Московское музыкальное училище имени Октябрьской Революции (класс О.В.Байкаловой).
В том же году поступил в ГМПИ (ныне – РАМ) имени Гнесиных в класс Народного артиста СССР, профессора Н.В.Кутузова. Во время обучения в академии параллельно занимался оркестровым дирижированием в классе профессора П.Б.Ландо.
В 1995 году с отличием закончил обучение в РАМ имени Гнесиных.
С 1995 по 1997 обучался в ассистентуре-стажировке РАМ имени Гнесиных.
С 1996 по 2008 главный дирижер камерного хора «Ars viva».
С 2008 года главный регент Одинцовского благочиния (собор Георгия Победоносца) Московской епархии РПЦ. Хоровой коллектив под руководством Карпова стал победителем двух (первого и второго) Московских епархиальных конкуров молодежных церковных хоров (2010, 2011), Российско-европейского культурного фестиваля «Рандеву с Россией» (Брюссель, 2012), участник различных международных хоровых фестивалей: Бельгийско-российского культурного фестиваля (2009 Мейхелен, Бельгия), IV Германо-российского фестиваля (2010 Берлин, Германия), лауреат Международного вокально-хорового фестиваля «Песня без границ» (лауреат II степени, Москва 2015), Международный фестиваль искусств «Волшебный мир» (лауреат I степени, Москва 2016) и др. Хор неоднократно принимал участие в патриарших и митрополичьих богослужениях в Успенском соборе Московского Кремля.  Хоровой коллектив постоянный участник мероприятий Министерства образования Московской области.

Хормейстерскую и педагогическую деятельность П.Е.Карпов сочетает с исследовательской работой. Его научные интересы связаны с изучением отечественной хоровой музыки XX века. Среди публикаций: глава в монографии «Крупные жанровые формы хорового творчества А.Ларина» // Выплывет ли град Китеж? (М., 2010), исследовательский очерк «Стилевые черты раннего хорового творчества Сергея Василенко» (М., 2011), учебно-методическое пособие «Русская духовная музыка в курсе “Хоровой литературы”. Новая московская школа церковной музыки» (2017).

Является автором более 40 статей. Среди них:

  • Карпов П.Е. «Русские страсти» А.Ларина как феномен русской духовной музыки конца XX века // Из наследия отечественных композиторов XX века: Сб. науч. ст. / СМК. Вып. 1. М., 2004.
  • Карпов П.Е. «Песни и пляски смерти» М.Мусоргского в диалоге эпох (Мусоргский – Ларин.   Особенности хоровой транскрипции):   Сб. науч.   ст. // Процессы музыкального творчества. Вып. 7. Сб. тр. РАМ им. Гнесиных №165. М., 2004.
  • Карпов П.Е. Русские традиции светской хоровой музыки начала XX века (хор С.Василенко «Метель» на слова И.Бунина) // Вопросы теории и истории музыки. Сб. науч. ст. / МГИМ им. А.Шнитке. Вып. 9. М., 2005.
  • Карпов П.Е. О хоровом концерте Е.Подгайца «Вещая душа» (предварительные размышления) Сб. науч. ст. // Процессы музыкального творчества. Вып. 8. Сб. тр. РАМ им. Гнесиных №166. М., 2005.
  • Карпов П.Е. О некоторых современных тенденциях в отечественной хоровой музыке (А.Ларин) // История, теория и методика хорового исполнительства. Сб. ст. / ГРДНТ. М., 2007.
  • Карпов П.Е. Первая симфония А. Скрябина: об особенностях хорового финала / Музыковедение (10/2011). М., 2011.
  • Карпов П.Е. Опера-кантата «Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре» С.Н. Василенко: особенности жанрового синтеза / Театр. Живопись. Кино. Музыка. Ежеквартальный альманах. ГИТИС. М., № 3. 2011.
  • Карпов П.Е. Символика интертекста в кантатах А.Кастальского // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: Материалы IX международной научно-практической конф. / ТГМПИ им. С.В. Рахманинова. Т., 2013.
  • Карпов П.Е. В.А. Булычев и С.И. Танеев: неизвестные страницы творческого содружества // Дирижерско-хоровое образование: традиции и современность: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения К.Б. Птицы / МГК им. П.И. Чайковского. М., 2014.
  • Карпов П.Е. Духовная составляющая мировоззрения С.И. Танеева: формирование взглядов // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство. Тезисы докладов XI международной научно-практической конф. / ТГМПИ им. С.В. Рахманинова. Т., 2015.
  • Карпов П.Е. О кантате А.Д. Кастальского «Стих о церковном русском пении» (из архивных материалов) / Музыковедение (11/2015). М., 2015.
  • Карпов П.Е. «Триста лет» – юбилейная кантата А.Д. Кастальского к трехсотлетию Дома Романовых / Музыка и время (7/2016). М., 2016.
  • Карпов П.Е. О кантате С. Прокофьева «К ХХ-летию Октября» / Музыка и время (10/2016). М., 2016. И др.

Награжден Благодарностью Министра культуры Российской Федерации (2016 год).
Является экспертом Института контроля качества и аккредитации образовательных программ в сфере культуры и искусства.

Сведения о повышении квалификации

2019
  • курсы по теме: «Охрана труда»;
2022
  • курсы по теме: «Сохранение педагогических и исполнительских традиций в области хорового искусства в XXI веке»