RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

Карпов Павел Евгеньевич

Профессор кафедры хорового дирижирования

Карпов Павел Евгеньевич
Образовательная деятельность
Преподаваемые дисциплины:
Дирижирование, Методика преподавания профессиональных дисциплин, Научно-исследовательская работа, Педагогическая практика, Современная отечественная хоровая музыка, Чтение хоровых партитур
Реализация дисциплин в рамках образовательных программ:
53.03.05 Дирижирование, 53.03.04 Искусство народного пения, 53.04.04 Дирижирование
Образование
Уровень образования
Высшее образование
Наименование направления подготовки/специальности, в том числе научной
Хоровое дирижирование, Музыкальное искусство
Квалификация
Дирижер хора, преподаватель
Ученая степень
кандидат искусствоведения
Ученое звание
профессор
Стаж работы
Общий стаж работы
32 года
Опыт работы в профессиональной сфере, соответствующей образовательной деятельности по реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
28 лет

Биография

Павел Евгеньевич Карпов работает на кафедре с 1995 года.

В 2006 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Творчество А. Ларина в контексте традиций Московской хоровой школы» (научный руководитель — доктор искусствоведения, профессор Е. Е. Дурандина).

В 1990 году с отличием окончил Московское музыкальное училище имени Октябрьской Революции (класс О. В. Байкаловой). В том же году поступил в ГМПИ (ныне — РАМ) имени Гнесиных в класс народного артиста СССР, профессора Н. В. Кутузова. Во время обучения в Академии параллельно занимался оркестровым дирижированием в классе профессора П. Б. Ландо.

В 1995 году с отличием закончил обучение в РАМ имени Гнесиных.

С 1995 по 1997 г. обучался в ассистентуре-стажировке РАМ имени Гнесиных.

С 1996 по 2008 г. главный дирижер камерного хора «Ars viva».

С 2008 года главный регент Одинцовского благочиния (собор Георгия Победоносца) Московской епархии РПЦ. Хоровой коллектив под руководством Карпова стал победителем двух (первого и второго) Московских епархиальных конкуров молодежных церковных хоров (2010, 2011), Российско-европейского культурного фестиваля «Рандеву с Россией» (Брюссель, 2012), участник различных международных хоровых фестивалей:

  • Бельгийско-российского культурного фестиваля (2009, Мейхелен, Бельгия);
  • IV Германо-российского фестиваля (2010, Берлин, Германия);
  • лауреат Международного вокально-хорового фестиваля «Песня без границ» (лауреат II степени, Москва, 2015);
  • Международный фестиваль искусств «Волшебный мир» (лауреат I степени, Москва, 2016) и др.

Хор неоднократно принимал участие в патриарших и митрополичьих богослужениях в Успенском соборе Московского Кремля. Хоровой коллектив постоянный участник мероприятий Министерства образования Московской области.

Хормейстерскую и педагогическую деятельность П. Е. Карпов сочетает с исследовательской работой. Его научные интересы связаны с изучением отечественной хоровой музыки XX века.

Среди публикаций:

  • глава в монографии «Крупные жанровые формы хорового творчества А. Ларина» // Выплывет ли град Китеж? (М., 2010);
  • исследовательский очерк «Стилевые черты раннего хорового творчества Сергея Василенко» (М., 2011);
  • учебно-методическое пособие «Русская духовная музыка в курсе „Хоровой литературы“. Новая московская школа церковной музыки» (2017).

Является автором более 40 статей. Среди них:

  • Карпов П. Е. «Русские страсти» А. Ларина как феномен русской духовной музыки конца XX века // Из наследия отечественных композиторов XX века: Сб. науч. ст. / СМК. Вып. 1. М., 2004;
  • Карпов П. Е. «Песни и пляски смерти» М. Мусоргского в диалоге эпох (Мусоргский — Ларин. Особенности хоровой транскрипции): Сб. науч. ст. // Процессы музыкального творчества. Вып. 7. Сб. тр. РАМ имени Гнесиных № 165. М., 2004;
  • Карпов П. Е. Русские традиции светской хоровой музыки начала XX века (хор С. Василенко «Метель» на слова И. Бунина) // Вопросы теории и истории музыки. Сб. науч. ст. / МГИМ имени А. Шнитке. Вып. 9. М., 2005;
  • Карпов П. Е. О хоровом концерте Е. Подгайца «Вещая душа» (предварительные размышления) Сб. науч. ст. // Процессы музыкального творчества. Вып. 8. Сб. тр. РАМ имени Гнесиных № 166. М., 2005;
  • Карпов П. Е. О некоторых современных тенденциях в отечественной хоровой музыке (А. Ларин) // История, теория и методика хорового исполнительства. Сб. ст. / ГРДНТ. М., 2007;
  • Карпов П. Е. Первая симфония А. Скрябина: об особенностях хорового финала / Музыковедение (10/2011). М., 2011;
  • Карпов П. Е. Опера-кантата «Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре» С. Н. Василенко: особенности жанрового синтеза / Театр. Живопись. Кино. Музыка. Ежеквартальный альманах. ГИТИС. М., № 3. 2011;
  • Карпов П. Е. Символика интертекста в кантатах А. Кастальского // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: Материалы IX международной научно-практической конф. / ТГМПИ имени С. В. Рахманинова. Т., 2013;
  • Карпов П. Е. В. А. Булычев и С. И. Танеев: неизвестные страницы творческого содружества // Дирижерско-хоровое образование: традиции и современность: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения К. Б. Птицы / МГК имени П. И. Чайковского. М., 2014;
  • Карпов П. Е. Духовная составляющая мировоззрения С. И. Танеева: формирование взглядов // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство. Тезисы докладов XI Международной научно-практической конф. / ТГМПИ имени С. В. Рахманинова. Т., 2015;
  • Карпов П. Е. О кантате А. Д. Кастальского «Стих о церковном русском пении» (из архивных материалов) / Музыковедение (11/2015). М., 2015;
  • Карпов П. Е. «Триста лет» — юбилейная кантата А. Д. Кастальского к трехсотлетию Дома Романовых / Музыка и время (7/2016). М., 2016;
  • Карпов П. Е. О кантате С. Прокофьева «К ХХ-летию Октября» / Музыка и время (10/2016). М., 2016. И др.

Награжден Благодарностью Министра культуры Российской Федерации (2016 год). Является экспертом Института контроля качества и аккредитации образовательных программ в сфере культуры и искусства.

Сведения о повышении квалификации

2022
  • курсы по теме: «Сохранение педагогических и исполнительских традиций в области хорового искусства в XXI веке»