Ученый, педагог, методист, исполнитель-баянист, композитор.
После окончания Харьковской средней специальной музыкальной школы в 1964 году в том же году поступил в Харьковский институт искусств, факультет народных инструментов, в 1965 – на историко-теоретико-композиторский факультет.
В 1969 году с отличием окончил ФНИ как концертный исполнитель-баянист (класс Л.М.Горенко), дирижер оркестра народных инструментов (класс В.Ф.Савиных). В 1970 окончил ИТК (класс теории музыки М.Д.Тица, И.Н.Дубинина). На протяжении пяти лет учебы на факультете ИТК занимался в классе композиции у проф. Д.Л.Клебанова. С 1971 по 1973 год вел в Харьковском институте искусств, чтение и анализ партитур, инструментоведение, инструментовку.
В 1973 году поступил в аспирантуру ГМПИ (ныне – РАМ) им.Гнесиных (руководитель – профессор О.М.Агарков) и с этого года стал преподавать на факультете народных инструментов ГМПИ им.Гнесиных. В 1976 году окончил аспирантуру и в 1977 защитил в ЛГИТМиК кандидатскую диссертацию «Музыка для оркестра русских народных инструментов на современном этапе». С 1977 года – в штате на кафедре народных инструментов ГМПИ им.Гнесиных, с 1983 – доцент, с 1990 – профессор.
В 1989 году защитил в Киевской консерватории докторскую диссертацию «Формирование и развитие русской народной инструментальной культуры письменной традиции». В 1999 году стал Действительным членом Международной Академии Информатизации. С 1977 года по настоящее время М.И.Имханицкий – заместитель заведующего кафедрой народных инструментов по научно-методической работе.
Автор ряда музыкальных сочинений, в их числе: симфония, квартет, соната для баяна, концертино для баяна с фортепиано (вариант – для дуэта баянов), вокальные сочинения и т.д. Автор более 350 научных, научно-методических работ, статей в периодической прессе, учебных программ, методических разработок и т.д.
Среди наиболее значительных трудов – монографии:
- «История баянного и аккордеонного искусства»
- «Музыка зарубежных композиторов для баяна и аккордеона»
- «История исполнительства на русских народных инструментах»
- «У истоков русской народной оркестровой культуры»
- «Новые тенденции в музыке для русского народного оркестра»
- «Творчество Юрия Шишакова», «Новое об артикуляции и штрихах на баяне»
- «Становление струнно-щипковых народных инструментов в России»
статьи:
- «Творчество А.Репникова для баяна»
- «Произведения А.Репникова в педагогическом репертуаре баянистов»
- «Артикуляция и штрихи в интонировании на баяне»
серия сборников «Дуэт баянистов: вопросы теории и практики», которые включены в учебную программу всех вузов искусств и культуры России, а также Украины, Белоруссии и других государств.
М.И.Имханицкий является также автором Программ для музыкальных вузов – по курсу истории исполнительства на русских народных инструментах, по классу баяна и т.д.
За время вузовской деятельности вел самые различные дисциплины: специальный класс баяна-аккордеона, ансамбля, концертмейстерской практики, инструментоведения, анализа и чтения партитур, руководство дипломными рефератами студентов, руководство диссертационными работами аспирантов, соискателей, руководство ассистентами-стажерами.
М.И.Имханицким создан учебный курс «Введение в специальность», который на протяжении рядя лет преподавался в ГМПИ им.Гнесиных, с 1984 года разработан и ведется поныне курс «История исполнительства на русских народных инструментах». Наиболее значительные научные достижения М.И.Имханицкого: впервые в музыкознании открыты изображения древнерусских домр XVI – XVII веков, дано историческое и теоретическое обоснование глубокой почвенности функционирования в России домрово-балалаечной культуры, выявлены особенности ее современного бытования и перспективы дальнейшего развития, обнаружено множество неизвестных ранее материалов по истории баяна и аккордеона, оркестров народных инструментов.
М.И.Имханицкий постоянно выступает с лекциями, мастер-классами, докладами, открытыми уроками, является официальным оппонентом на защитах диссертаций, член ряда ученых советов по защите диссертаций, в т.ч. в РАМ им.Гнесиных.
Среди воспитанников М.И.Имханицкого – 8 лауреатов международных конкурсов музыкантов-исполнителей (обучавшиеся в его классе студенты: Г.Гурьев, Я.Мейсл, К.Штыбин, ассистенты-стажеры А.Мищенко, И.Снедков, Я.Рамич, стажеры Е.Омельницкая, О.Парфентьева); под его научным руководством защищено 9 кандидатских диссертаций (С.Платонова, А.Мотузас, В.Галактионов, В.Новожилов, С.Кулибаба, В.Васильев, К.Юноки-Оиэ, З.Ракич; Р.Рахимов (последний – ныне доктор искусствоведения).
Многие его воспитанники – профессора и доценты различных музыкальных вузов.
Многие из его опубликованных работ, составленных им сборников научно-методических статей, вошли в учебную практику, постоянно используются в курсах истории исполнительства, методики обучения игре на баяне, инструментоведения, инструментовки, семинарах по современной музыке и т.д.
Список наиболее значительных публикаций:
- История исполнительства на русских народных инструментах. Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ России – М, 2002. – 22 п.л.
- История баянного и аккордеонного искусства. Учебное пособие для высших и средних учебных заведений искусств и культуры. – М., РАМ им. Гнесиных. – 32,5 п.л.
- Музыка зарубежных композиторов для баяна и аккордеона. Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ России – М.: РАМ им. Гнесиных, 2004. – 29 п.л.
- Становление струнно-щипковых народных инструментов в России». РИО РАМ им. Гнесиных. Объем 23 п.л. (368 стр.).
- Современная музыка для русского народного оркестра и задачи воспитания исполнителей // Вопросы музыкального исполнительства и педагогики. Труды ГМПИ им.Гнесиных, вып.24. – М.,1976. 3,1 п.л.
- Творчество Юрия Шишакова. Монография. – М., Советский композитор, 1976. 6 п.л.
- Новые тенденции в современной музыке для русского народного оркестра. –М., ГМПИ им.Гнесиных, 1981. 5 п.л.
- Переложения музыкальной классики в современном репертуаре русского народного оркестра // Музыкальная классика в современном исполнительстве и педагогике. Труды ГМПИ им. Гнесиных; вып. 53. Ред.-сост.А.В. Малинковская. М., 1981. 1,3 п.л.
- Работа над концертами А. Репникова в классе баяна // Музыкальная педагогика и исполнительство на русских народных инструментах. Труды ГМПИ им. Гнесиных; вып. 74. –М., 1984. 1,7 п.л.
- У истоков русской народной оркестровой культуры. Монография. –М.: Музыка, 1987. 12 п.л.
- Творчество Альбина Репникова для баяна // Баян и баянисты, вып.7. – М.: Сов. композитор, 1987. 2,5 п.л.
- Совершенствование ансамблевого мастерства баяниста – М.: Республиканский методический кабинет Министерства Культуры РСФСР, 1989. (В соавторстве с А. В. Мищенко). 2,5 п.л.
- Воспитание навыков интонирования на баяне. – М.: Республиканский методический кабинет Министерства Культуры РСФСР, 1989. (В соавторстве с А. В. Мищенко). 2,5 п.л.
- Юрий Казаков // Народник. 1994, №4; 1995, №1. – 1,5 п.л.
- Педагогическая деятельность В.А. Семенова // Народник, 1995, №4; 1996, №1. 2 п.л.
- Сколь народны народные инструменты? // Народник, 1998, № 1. – 1,1 п.л.
- Фридрих Липс (к 50-летию со дня рождения). Народник, 1998, № 2, № 3. 2 п.л.
- Двадцатилетие дуэта Александр Мищенко–Игорь Снедков // Народник, 1999, № 1.– 0,4 п.л.
- Борис Петрович Кравченко. // Народник, 1999, № 4. – 1 п.л.
- Роль оркестра русских народных инструментов в становлении народно-инструментальной культуры в государствах Восточной Европы, Средней Азии и Закавказья. // «Оркестры народных инструментов в межнациональном общении» – РАМ им.Гнесиных, 1999. 1 п.л. (совм. с Б.М. Вороном).
- Новое об артикуляции и штрихах на баяне. М.: РАМ им. Гнесиных, 1997. – 2,8 п.л.
- Юрий Казаков // «Портреты советских баянистов». – М., «Сов. композитор», 2001. 1,7 п.л.
- Фридрих Липс // «Портреты советских баянистов». – М., «Сов. композитор», 2001. 2 п.л.
- Вячеслав Семенов (совместно с В.В. Ушениным) // «Портреты советских баянистов». – М., «Сов. композитор», 2001. 1,9 п.л.
- Так все же народны ли народные инструменты? // Народник, 2001, №3, №4. 1,5 п.л.
- Программа для музыкальных вузов «История исполнительства на русских народных инструментах». М., РАМ им. Гнесиных, 2005. – 2 п.л.
- Гусли в современном музыкальном пространстве // Гусли. Многострунные безгрифные инструменты, 2007, № 1. – 0,5 п.л.
- Артикуляция и штрихи в интонировании на баяне (по прочтении книги И.А. Браудо «Артикуляция») // «Вопросы современного баянного и аккордеонного искусства педагогики на баяне и аккордеоне» – Труды РАМ им. Гнесиных, вып. 178. М., 2010. – 7, 1 п.л.
Наиболее значительные из редактированных сборников:
- Сб. «В.В. Хватов. Воспоминания, статьи, письма». – М., «Сов. композитор», 1985. – 14 п.л.
- Сб. «Музыкальная педагогика и исполнительство на русских народных инструментах». – Труды ГМПИ им. Гнесиных; вып. 74. – М., 1985. 9,5 п.л. (совм. с В. Кузовлевым).
- Сб. «Оркестр русских народных инструментов и проблемы воспитания дирижера». Труды ГМПИ им. Гнесиных; вып. 85. –М., 1986. 9,75 п.л. (совм. с В. Чистяковым).
- Сб. «Народные инструменты в музыкальной культуре России». Тезисы конференции в Астрахани, апрель 1998 г. – Астрахань, 1998. – 1,5 п.л.
- Сб. «Вопросы теории и истории исполнительства на русских народных инструментах». Тезисы конференции в Астрахани, май 1998 г. – Астрахань, 1998. – 2,8 п.л.
- Сб. «Проблемы педагогики и исполнительства на русских народных инструментах». Труды ГМПИ им. Гнесиных; вып.95. –М., 1987. 8,75 п.л.
- Сб. «Портреты советских баянистов». – М., «Сов. композитор», 1991. – 19 п.л.
- В. Галактионов «Чарующая песнь его баяна» (о И. Паницком). – Саратов, 1985. 3 п.л.
- «Оркестры народных инструментов в межнациональном общении» – РАМ им. Гнесиных, 1999. – 9,5 п.л.
- Сб. В. Брызгалин. Полифонический словарь юного музыканта. – Курган, 2000, – 20 п.л.
- Сб. В. Брызгалин. Первая полифоническая школа. Тетради 1,2,3. – Курган, 2001, – 36 п.л.
- Сб. В. Брызгалин. Радостное музицирование. Антология ансамблевой музыки. Т. 1. – 32, 5 п.л.
- Сб. «Вопросы современного баянного и аккордеонного искусства» // Труды РАМ им. Гнесиных, вып. 178. М., 2010.
Из значительных музыкальных сочинений опубликовано:
Имханицкий М.И. Соната для баяна в трех частях. М., 2008.