RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

Имханицкий Михаил Иосифович

Профессор кафедры баяна и аккордеона | Заслуженный деятель искусств РФ

Имханицкий Михаил Иосифович
Образовательная деятельность
Преподаваемые дисциплины:
История исполнительских стилей, История исполнительского искусства, Научно-исследовательская работа, Основы научных исследований, Преддипломная практика
Реализация дисциплин в рамках образовательных программ:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство, 53.04.01 Музыкально-инструментальное искусство, 53.05.01 Искусство концертного исполнительства, 53.09.01 Искусство музыкально-инструментального исполнительства
Образование
Уровень образования
Высшее образование
Наименование направления подготовки/специальности, в том числе научной
Музыковедение, Музыкальное искусство
Квалификация
Музыковед, преподаватель
Ученая степень
доктор искусствоведения
Ученое звание
профессор
Стаж работы
Общий стаж работы
52 года
Опыт работы в профессиональной сфере, соответствующей образовательной деятельности по реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
47 лет

Биография

Ученый, педагог, методист, исполнитель-баянист, композитор.

После окончания Харьковской средней специальной музыкальной школы в 1964 году в том же году поступил в Харьковский институт искусств, факультет народных инструментов, в 1965 — на историко-теоретико-композиторский факультет.

В 1969 году с отличием окончил ФНИ как концертный исполнитель-баянист (класс Л. М. Горенко), дирижер оркестра народных инструментов (класс В. Ф. Савиных). В 1970 году окончил ИТК (класс теории музыки М. Д. Тица, И. Н. Дубинина). На протяжении пяти лет учебы на факультете ИТК занимался в классе композиции у проф. Д. Л. Клебанова. С 1971 по 1973 год вел в Харьковском институте искусств, чтение и анализ партитур, инструментоведение, инструментовку.

В 1973 году поступил в аспирантуру ГМПИ (ныне — РАМ) имени Гнесиных (руководитель — профессор О. М. Агарков) и с этого года стал преподавать на факультете народных инструментов ГМПИ имени Гнесиных. В 1976 году окончил аспирантуру и в 1977 году защитил в ЛГИТМиК кандидатскую диссертацию «Музыка для оркестра русских народных инструментов на современном этапе».

С 1977 года — в штате на кафедре народных инструментов ГМПИ имени Гнесиных, с 1983 года — доцент, с 1990 года — профессор.

В 1989 году защитил в Киевской консерватории докторскую диссертацию «Формирование и развитие русской народной инструментальной культуры письменной традиции». В 1999 году стал Действительным членом Международной Академии Информатизации. С 1977 года по настоящее время М. И. Имханицкий — заместитель заведующего кафедрой народных инструментов по научно-методической работе.

Автор ряда музыкальных сочинений, в их числе: симфония, квартет, соната для баяна, концертино для баяна с фортепиано (вариант — для дуэта баянов), вокальные сочинения и т. д. Автор более 350 научных, научно-методических работ, статей в периодической прессе, учебных программ, методических разработок и т. д.

Среди наиболее значительных трудов – монографии:

  • «История баянного и аккордеонного искусства»;
  • «Музыка зарубежных композиторов для баяна и аккордеона»;
  • «История исполнительства на русских народных инструментах»;
  • «У истоков русской народной оркестровой культуры»;
  • «Новые тенденции в музыке для русского народного оркестра»;
  • «Творчество Юрия Шишакова», «Новое об артикуляции и штрихах на баяне»;
  • «Становление струнно-щипковых народных инструментов в России».

Статьи:

  • «Творчество А.Репникова для баяна»;
  • «Произведения А.Репникова в педагогическом репертуаре баянистов»;
  • «Артикуляция и штрихи в интонировании на баяне».

Серия сборников «Дуэт баянистов: вопросы теории и практики», которые включены в учебную программу всех вузов искусств и культуры России, а также Украины, Беларуси и других государств.

М. И. Имханицкий является также автором Программ для музыкальных вузов – по курсу истории исполнительства на русских народных инструментах, по классу баяна и т. д.

За время вузовской деятельности вел самые различные дисциплины: специальный класс баяна-аккордеона, ансамбля, концертмейстерской практики, инструментоведения, анализа и чтения партитур, руководство дипломными рефератами студентов, руководство диссертационными работами аспирантов, соискателей, руководство ассистентами-стажерами.

М. И. Имханицким создан учебный курс «Введение в специальность», который на протяжении ряда лет преподавался в ГМПИ имени Гнесиных, с  1984 года разработан и ведется поныне курс «История исполнительства на русских народных инструментах».

Наиболее значительные научные достижения М. И. Имханицкого: впервые в музыкознании открыты изображения древнерусских домр XVI-XVII веков, дано историческое и теоретическое обоснование глубокой почвенности функционирования в России домрово-балалаечной культуры, выявлены особенности ее современного бытования и перспективы дальнейшего развития, обнаружено множество неизвестных ранее материалов по истории баяна и аккордеона, оркестров народных инструментов.

М. И. Имханицкий постоянно выступает с лекциями, мастер-классами, докладами, открытыми уроками, является официальным оппонентом на защитах диссертаций, член ряда ученых советов по защите диссертаций, в т. ч. в РАМ имени Гнесиных.

Среди воспитанников М. И. Имханицкого – 8 лауреатов международных конкурсов музыкантов-исполнителей (обучавшиеся в его классе студенты: Г. Гурьев, Я. Мейсл, К. Штыбин, ассистенты-стажеры А. Мищенко, И. Снедков, Я. Рамич, стажеры Е. Омельницкая, О. Парфентьева); под его научным руководством защищено 9 кандидатских диссертаций (С. Платонова, А. Мотузас, В. Галактионов, В. Новожилов, С. Кулибаба, В. Васильев, К. Юноки-Оиэ, З. Ракич; Р. Рахимов (последний – ныне доктор искусствоведения).
Многие его воспитанники – профессора и доценты различных музыкальных вузов.

Многие из его опубликованных работ, составленных им сборников научно-методических статей, вошли в учебную практику, постоянно используются в курсах истории исполнительства, методики обучения игре на баяне, инструментоведения, инструментовки, семинарах по современной музыке и т. д.

Список наиболее значительных публикаций:

  • История исполнительства на русских народных инструментах. Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ России – М, 2002. – 22 п. л.;
  • История баянного и аккордеонного искусства. Учебное пособие для высших и средних учебных заведений искусств и культуры. – М., РАМ имени Гнесиных. – 32,5 п. л.;
  • Музыка зарубежных композиторов для баяна и аккордеона. Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ России – М.: РАМ имени Гнесиных, 2004. – 29 п. л.;
  • Становление струнно-щипковых народных инструментов в России». РИО РАМ имени Гнесиных. Объем 23 п. л. (368 стр.);
  • Современная музыка для русского народного оркестра и задачи воспитания исполнителей // Вопросы музыкального исполнительства и педагогики. Труды ГМПИ имени Гнесиных, вып.24. – М.,1976. 3,1 п. л.;
  • Творчество Юрия Шишакова. Монография. – М., Советский композитор, 1976. 6 п. л.;
  • Новые тенденции в современной музыке для русского народного оркестра. – М., ГМПИ имени Гнесиных, 1981. 5 п. л.;
  • Переложения музыкальной классики в современном репертуаре русского народного оркестра // Музыкальная классика в современном исполнительстве и педагогике. Труды ГМПИ имени Гнесиных; вып. 53. Ред.-сост.А. В. Малинковская. М., 1981. 1,3 п. л.;
  • Работа над концертами А. Репникова в классе баяна // Музыкальная педагогика и исполнительство на русских народных инструментах. Труды ГМПИ имени Гнесиных; вып. 74. – М., 1984. 1,7 п. л.;
  • У истоков русской народной оркестровой культуры. Монография. – М.: Музыка, 1987. 12 п. л.;
  • Творчество Альбина Репникова для баяна // Баян и баянисты, вып.7. – М.: Сов. композитор, 1987. 2,5 п. л.;
  • Совершенствование ансамблевого мастерства баяниста – М.: Республиканский методический кабинет Министерства Культуры РСФСР, 1989. (В соавторстве с А. В. Мищенко). 2,5 п. л.;
  • Воспитание навыков интонирования на баяне. – М.: Республиканский методический кабинет Министерства Культуры РСФСР, 1989. (В соавторстве с А. В. Мищенко). 2,5 п. л.;
  • Юрий Казаков // Народник. 1994, № 4; 1995, № 1. – 1,5 п. л.;
  • Педагогическая деятельность В. А. Семенова // Народник, 1995, № 4; 1996, № 1. 2 п. л.;
  • Сколь народны народные инструменты? // Народник, 1998, № 1. – 1,1 п. л.;
  • Фридрих Липс (к 50-летию со дня рождения). Народник, 1998, № 2, № 3. 2 п. л.;
  • Двадцатилетие дуэта Александр Мищенко – Игорь Снедков // Народник, 1999, № 1 – 0,4 п. л.;
  • Борис Петрович Кравченко. // Народник, 1999, № 4. – 1 п. л.;
  • Роль оркестра русских народных инструментов в становлении народно-инструментальной культуры в государствах Восточной Европы, Средней Азии и Закавказья. // «Оркестры народных инструментов в межнациональном общении» – РАМ имени Гнесиных, 1999. 1 п. л. (совм. с Б.М. Вороном);
  • Новое об артикуляции и штрихах на баяне. М.: РАМ имени Гнесиных, 1997. – 2,8 п. л.;
  • Юрий Казаков // «Портреты советских баянистов». – М., «Сов. композитор», 2001. 1,7 п. л.;
  • Фридрих Липс // «Портреты советских баянистов». – М., «Сов. композитор», 2001. 2 п. л.;
  • Вячеслав Семенов (совместно с В. В. Ушениным) // «Портреты советских баянистов». – М., «Сов. композитор», 2001. 1,9 п. л.;
  • Так все же народны ли народные инструменты? // Народник, 2001, № 3, № 4. 1,5 п. л.;
  • Программа для музыкальных вузов «История исполнительства на русских народных инструментах». М., РАМ имени Гнесиных, 2005. – 2 п. л.;
  • Гусли в современном музыкальном пространстве // Гусли. Многострунные безгрифные инструменты, 2007, № 1. – 0,5 п. л.;
  • Артикуляция и штрихи в интонировании на баяне (по прочтении книги И. А. Браудо «Артикуляция») // «Вопросы современного баянного и аккордеонного искусства педагогики на баяне и аккордеоне» – Труды РАМ имени Гнесиных, вып. 178. М., 2010. – 7,1 п. л.

Наиболее значительные из редактированных сборников:

  • сб. «В. В. Хватов. Воспоминания, статьи, письма». – М., «Сов. композитор», 1985. – 14 п. л.;
  • сб. «Музыкальная педагогика и исполнительство на русских народных инструментах». – Труды ГМПИ имени Гнесиных; вып. 74. – М., 1985. 9,5 п. л. (совм. с В. Кузовлевым);
  • сб. «Оркестр русских народных инструментов и проблемы воспитания дирижера». Труды ГМПИ имени Гнесиных; вып. 85. – М., 1986. 9,75 п. л. (совм. с  В. Чистяковым);
  • сб. «Народные инструменты в музыкальной культуре России». Тезисы конференции в Астрахани, апрель 1998 г. – Астрахань, 1998. – 1,5 п. л.;
  • сб. «Вопросы теории и истории исполнительства на русских народных инструментах». Тезисы конференции в Астрахани, май 1998 г. – Астрахань, 1998. – 2,8 п. л.;
  • сб. «Проблемы педагогики и исполнительства на русских народных инструментах». Труды ГМПИ имени Гнесиных; вып. 95. – М., 1987. 8,75 п. л.;
  • сб. «Портреты советских баянистов». – М., «Сов. композитор», 1991. – 19 п. л.;
  • В. Галактионов «Чарующая песнь его баяна» (о И. Паницком). – Саратов, 1985. 3 п. л.;
  • «Оркестры народных инструментов в межнациональном общении» – РАМ имени Гнесиных, 1999. – 9,5 п. л.;
  • сб. В. Брызгалин. Полифонический словарь юного музыканта. – Курган, 2000, – 20 п. л.;
  • сб. В. Брызгалин. Первая полифоническая школа. Тетради 1,2,3. – Курган, 2001, – 36 п. л.;
  • сб. В. Брызгалин. Радостное музицирование. Антология ансамблевой музыки. Т. 1. – 32,5 п. л.;
  • сб. «Вопросы современного баянного и аккордеонного искусства» // Труды РАМ имени Гнесиных, вып. 178. М., 2010.

Из значительных музыкальных сочинений опубликовано:
Имханицкий М. И. Соната для баяна в трех частях. М., 2008.

Сведения о повышении квалификации

2022
  • курсы по теме: «Сохранение педагогических и исполнительских традиций в области баянного и аккордеонного искусства в XXI веке»