RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

Говар Наталья Алексеевна

Профессор кафедры фортепиано

Говар Наталья Алексеевна
Образовательная деятельность
Преподаваемые дисциплины:
Фортепиано
Реализация дисциплин в рамках образовательных программ:
53.03.05 Дирижирование, 53.03.03 Вокальное искусство, 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство, 53.05.01 Искусство концертного исполнительства, 53.05.03 Музыкальная звукорежиссура, 53.05.02 Художественное руководство академическим хором
Образование
Уровень образования
Высшее образование
Наименование направления подготовки/специальности, в том числе научной
Фортепиано, Музыкальное искусство, Теория и история культуры, искусства
Квалификация
Преподаватель, концертмейстер, концертный исполнитель, солист камерного ансамбля
Ученая степень
доктор искусствоведения
Ученое звание
доцент
Стаж работы
Общий стаж работы
37 лет
Опыт работы в профессиональной сфере, соответствующей образовательной деятельности по реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
37 лет

Биография

В 1988 году окончила с отличием фортепианный факультет ГМПИ (ныне — РАМ) имени Гнесиных (класс профессора М. Н. Саямова). С 1988 по 1996 год работала преподавателем специального фортепиано и концертмейстером в Средней специальной музыкальной школе имени К. Байсеитовой при Алма-Атинской государственной консерватории.

В 2000 году окончила ассистентуру-стажировку РАМ имени Гнесиных по специальности «Фортепиано» (класс профессора М. Н. Саямова). С 2000 года работает на кафедре фортепиано РАМ имени Гнесиных.

Имеет лауреатские звания:

  • XXV Международного фестиваля-конкурса «Musica Classica» (I место в номинации «Фортепианный ансамбль», г. Руза, Россия, 2019);
  • Международного конкурса пианистов имени Рудольфа Керера (II место в номинации «Искусство концертмейстерского мастерства», г. Москва, 2021);
  • I Международного конкурса пианистов имени В. В. Нильсена (II место в номинации «Ансамбли», г. Киров, Россия, 2021);
  • II Международного фортепианного конкурса «Pianist» (I место в номинации «Концертмейстерское искусство», г. Санкт-Петербург, Россия, 2022);
  • XIII Международного конкурса музыкантов-исполнителей и композиторов «Романтизм: истоки и горизонты» памяти Елены Фабиановны Гнесиной (I место в номинации «Фортепианный ансамбль», г. Москва, Россия, 2022).

Была удостоена:

  • Почетной грамоты «За высокое концертмейстерское мастерство» на I Международном конкурсе исполнителей на струнных инструментах государств Средней Азии, Казахстана и Азербайджана (1993);
  • Диплома концертмейстера Первого Демидовского Международного юношеского конкурса скрипачей (1993);
  • Дипломов «Лучшему концертмейстеру» фестиваля детского и юношеского творчества «Юные таланты Московии» в номинации «Инструментальный жанр» (2008-2009, 2010-2011, 2011-2012).

Студенты класса Н. А. Говар показывают высокий уровень профессиональной подготовки, активно участвуют в различных творческих мероприятиях, в том числе в конкурсах по курсу фортепиано для учащихся разных специальностей.

Среди лауреатов последних лет:

  • Федорков Даниил — лауреат II степени в номинации «Сольное исполнительство» на V Открытом Всероссийском конкурсе по курсу фортепиано для студентов разных специальностей среднего профессионального и высшего образования культуры и искусства (г. Саратов, Россия, 2021 г.);
  • Азаров Максим — лауреат I степени в номинации «Фортепиано (соло)» на VI Международном фестивале-конкурсе «Волшебный мир искусства» (г. Москва, Россия, 2021 г.);
  • Алиева Сабина Нуру кызы — лауреат III степени в номинации «Учитель и ученик» на IX Международном конкурсе камерной музыки и фортепианных дуэтов «Музыка дуэта» (г. Москва, Россия, 2021 г.);
  • Головко Григорий — лауреат III степени в номинации «Фортепиано (соло)» на IV Международном конкурсе по курсу фортепиано для учащихся и студентов разных специальностей «Академия фортепиано» (г. Казань, Россия, 2021 г.);
  • Сахарова Дарья — лауреат II степени в номинации «Инструментальное исполнительство» на V Всероссийском фестивале-конкурсе по курсу фортепиано для учащихся и студентов разных специальностей средних и высших музыкальных учебных заведений (г. Петрозаводск, Россия, 2022 г.);
  • Румянцева Полина — лауреат III степени в номинации «Фортепианный дуэт» на ХII Международном фортепианном конкурсе «МУЗЫКА И СЛОВО» имени В. Д. Нырковой (г. Москва, Россия, 2024 г.);
  • Громаков Гавриил, Голубев Владислав, Ахмерова Анастасия, Лексунова Алина, Слудная Анна, Воронина Елизавета, Михлина Мария, Пономаренко Диана — лауреаты I степени в номинации «Коллективные музыкально-просветительские программы» на ХII Международном фортепианном конкурсе «МУЗЫКА И СЛОВО» имени В. Д. Нырковой (г. Москва, Россия, 2024 г., программа подготовлена совместно с М. Ю. Куинджи, С. С. Маториной и О. А. Якуповой).
В своей профессиональной карьере успешно совмещает педагогическую, научно-методическую, научно-исследовательскую, просветительскую и исполнительскую деятельность.
Н. А. Говар награждена дипломами «За педагогическое мастерство» (Казань, 2008; Петрозаводск, 2013; Саратов, 2014; Москва, 2014; Москва, 2016; Москва, 2021).

Среди наиболее значимых событий в исполнительской и творческой деятельности:

  • участие в серии концертов благотворительного фонда В. А. Маторина «Возрождение культуры и традиций малых городов Руси» (с 2014 по н. в.);
  • организация музыкально-просветительских программ в Малахитовом зале Дома Ученых в рамках проекта «Пречистенские пятницы имени В. Д. Нырковой» (с 2010 по н. в.);
  • цикл мастер-классов в рамках программ повышения квалификации, организованных Дирекцией образовательных программ в сфере культуры и искусства г. Москвы (апрель 2022 г.).

В 2013 году защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Фортепианная миниатюра в творчестве отечественных композиторов второй половины XX — начала XXI вв.: проблемы стиля и интерпретации» (научный руководитель — профессор, доктор искусствоведения Т. И. Науменко).
В период 2014-2017 гг. занималась научно-исследовательской работой в рамках поддержанного РГНФ проекта № 15-04-0228 «Русская фортепианная культура XX века (на примере миниатюры)». По итогам работы опубликована монография «Фортепианная миниатюра отечественных композиторов первой половины XX века» (Москва: Юрайт, 2018).
В 2024 году защитила докторскую диссертацию по специальности 5.10.1 «Фортепианная миниатюра отечественных композиторов XX — первой четверти XXI веков как историко-культурный и художественный феномен» (научный консультант — доктор искусствоведения, профессор А. Н. Соколова).

Является автором 50 статей (18 из них в журналах, рецензируемых ВАК), среди которых:

  • Говар Н. А. Музыкальная миниатюра в коммуникативном пространстве эстетики постмодерна. Философия современного искусства: Материалы VI Овсянниковской международной эстетической конференции. Москва, 13–14.11.2014. // Философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. Москва: Издатель Воробьев А. В., 2014. С. 280-286;
  • Говар Н. А. К вопросу обоснования жанра фортепианной миниатюры. Дом Бурганова. Пространство культуры. 2014. № 4. С. 234-245;
  • Говар Н. А. О коммуникативной роли миниатюры в фортепианно-исполнительской деятельности. Музыка и время. 2015. № 1. С. 3-7;
  • Говар Н. А. Фортепиано или синтезатор? Опыт сравнения двух инструментов в эпоху постмодернизма. Музыка и время. 2015. № 5. С. 25-28;
  • Говар Н. А. Алексей Станчинский: между романтической экзальтированностью и строгой самоорганизацией. Ученые записки РАМ им. Гнесиных. 2016. № 3. С. 52-64;
  • Говар Н. А. «В зеркале времени»: тематика и жанровое своеобразие фортепианной миниатюры в русской культуре XIX — начала XX вв. // Человек и культура. 2017. № 6. С. 34-41; DOI: 10.25136/2409-8744.2017.6.22041.URL: http://e-notabene. ru/ca/article_22041.html;
  • Говар Н. А. Артур Лурье: всепоглощающий дух эксперимента... Вестник РФФИ. 2017. № 1 (86). С. 101-111;
  • Говар Н. А. Особенности воплощения литературной программы в фортепианных сюитах Н. Черепнина и В. Щербачева. Ученые записки РАМ им. Гнесиных. 2019. № 4. С. 63-78;
  • Говар Н. А. «Я и рояль»: размышления о фортепианных миниатюрах Валерия Гаврилина. Ученые записки РАМ им. Гнесиных. 2022. № 1. С. 87-97;
  • Говар Н. А. Новые формы популяризации фортепианной музыки: от традиционных концертов к концептуальным программам и мини-фильмам. Культурное наследие России. 2024. № 2. С. 45-50;
  • Говар Н. А. «Тихие смыслы» советской фортепианной миниатюры 1970-1980-х годов. Диалог искусств и арт-парадигм / Статьи. Очерки. Материалы // По материалам XVII Международного форума «Диалог искусств и арт-парадигм» «SCIENCEFORUM PAN-ART XVII». 28 сентября 2024 года. Саратов, 2024. Т. 73. С. 183-193.

Является автором статей по методологии предмета фортепиано, среди которых:

  • Говар Н. А. Из истории отечественной фортепианной педагогики: методические принципы Н. Я. Выгодского Методологические аспекты курса фортепиано / Cоставители: В. Д. Ныркова, О. А. Якупова. М.: РАМ им. Гнесиных, 2015. С. 66-74;
  • Говар Н. А. Фортепиано для разных специальностей: размышление о судьбе предмета в XXI веке (совместно с Нырковой В. Д.). Учитель музыки. 2014. № 3. С. 15-19; № 4. С. 27-31.

Автор 3 учебно-методических пособий, используемых в образовательном процессе.

Участвует в общероссийских и международных научных конференциях. Среди них:

  • VI Овсянниковская международная эстетическая конференция, 13-14 ноября 2014 г., Москва, МГУ (философский факультет);
  • IX конвент Российской Ассоциации Международных Исследований (РАМИ) 27-28 октября 2015 г., Москва, МГИМО (секция межкультурная коммуникация);
  • «Василий Кандинский: синтез искусств, синтез культур». Международная научная конференция к 150-летию со дня рождения художника (совместно с Э. Дейнекой и Г. Карто, Москва МГУ, РГГУ, ГМИИ им. Пушкина, 2016), http://fii. rsuh. ru/news. html? id=2636451;
  • Zjawisko nomadyzmu w kulturze, literaturze I komunikacji (aspekty filozoficzne, semiotyczne i antropologiczne), 26-28 czerwca 2017, Uniwersytet Warmińsko-Mazurski w Olsztynie, Centrum Nauk Humanistycznych (совместно с Э. Дейнекой и А. Леоне, Ольштын, Варминско-Мазурский Университет, 2017).
  • Международная научно-практическая конференция «Фортепиано сегодня», Санкт-Петербургская государственная консерватория, 2020, 2025 гг.
  • Ежегодные научно-практические конференции по проблемам развития курса фортепиано для учащихся разных специальностей, Москва, РАМ имени Гнесиных (с 2011 г. по н. в.).

Сведения о повышении квалификации

2024
  • курсы по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий в современном образовательном пространстве музыкального вуза»