RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

Енукидзе Натэла Исидоровна

Декан историко-теоретико-композиторского факультета | Почетный работник сферы образования РФ

Енукидзе Натэла Исидоровна
Образовательная деятельность
Преподаваемые дисциплины:
История музыки, История зарубежной музыки, Музыкально-издательское дело, Методика редактирования литературы в области искусства и культуры, История зарубежного театра, История русского театра, Редакторская практика, Научно-исследовательская работа
Реализация дисциплин в рамках образовательных программ:
53.05.05 Музыковедение, 53.03.03 Вокальное искусство, 53.03.05 Дирижирование, 53.03.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство, 53.04.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство, 55.05.04 Продюсерство, 53.04.01 Музыкально-инструментальное искусство, 50.06.01 Искусствоведение
Образование
Уровень образования
Высшее образование
Наименование направления подготовки/специальности, в том числе научной
Музыковедение, Музыкальное искусство
Квалификация
Музыковед, преподаватель
Ученая степень
кандидат искусствоведения
Ученое звание
доцент
Стаж работы
Общий стаж работы
34 года
Опыт работы в профессиональной сфере, соответствующей образовательной деятельности по реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
24 года

Биография

Музыковед, преподаватель, редактор.

В 1973 году закончила среднюю школу № 34 г. Тулы, в 1987 году — Тульское музыкальное училище имени А. С. Даргомыжского (отделение «теория музыки»).
С 1987 по 1989 год работала преподавателем теоретических дисциплин в Детской музыкальной школе г. Советска Щекинского р-на Тульской обл.
В 1994 году закончила РАМ имени Гнесиных (по специальности «музыковедение», класс профессора Л. Л. Гервер), в 1998 году — аспирантуру РАМ имени Гнесиных (класс профессора Л. Л. Гервер).

В 1999 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Тема: «Альтернативный музыкальный театр в России в первой трети ХХ столетия и его влияние на новую оперную эстетику».

С 2000 года — преподаватель на кафедре истории музыки РАМ имени Гнесиных; с 2006 года — доцент.
С 1997 по 2010 — заведующая литературной редакцией Издательского дома Классика-XXI.
С 2011 — декан Историко-теоретико-композиторского факультета РАМ имени Гнесиных.

В 2020 году Н. И. Енукидзе была вручена Благодарность Министра культуры РФ.

Публикации:

  • К прочтению «Победы над солнцем» А. Крученых // Материалы IV Хлебниковских чтений. Астрахань, 1992. С. 25-28;
  • «Победа над солнцем» наяву // Сб. ст. по материалам международной конференции «Искусство авангарда: язык мирового общения». Уфа, 1992. С. 81-89;
  • «Здравствует тьма»? // Экран и сцена. 1993. № 43. 28 октября — 4 ноября 1993 года (совм. с Г. Я. Пантиелевым);
  • Литературная опера «Победа над солнцем»: к проблеме жанра. Новое литературное обозрение. № 9. 1994;
  • Несколько замечаний к теме «Хлебников и опера» // Вестник общества Велимира Хлебникова. М.: Гилея, 1996;
  • Оперная пародия начала XX века и русский музыкальный театр 1920-30-х годов // Шостаковичу посвящается. Сб. ст. к 90-летию композитора. М., 1997;
  • Футуристическая опера «Победа над солнцем»: о литературности музыки и музыкальности слова // Музыка и незвучащее. Сб. ст. М., 2000. С. 274-288;
  • «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева на фоне кабаре // Русская музыкальная культура. Современные исследования. Сб. тр. РАМ имени Гнесиных. Вып. М., 2004. С. 127-148;
  • Адриан Пети Коклико и его трактат о музыке. Музыка и время. 2008. № 1;
  • Русские вампуки до и после «Вампуки»: некоторые наблюдения над историей оперной пародии // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2012. № 1. С. 37-58;
  • «Победа над солнцем»: несколько взглядов на первую футуристическую оперу / Сто лет русского авангарда. Сб. ст. Ред.-сост. М. И. Катунян. М., 2013. С. 42-51;
  • «Кривая из Портичи»: о мотиве гиньоля в русской оперной пародии // Опера в музыкальном театре: история и современность. М., 2016. С. 110-125;
  • Итальянские мотивы в русской оперной пародии // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2016. № 4. С. 64-74;
  • «Разочарованный лес» и его предшественники: некоторые наблюдения над историей балетной пародии в России второй половины XIX — начала ХХ веков // Современные проблемы музыкознания. 2017. № 4. С. 2-24. [Электронный ресурс]. Код доступа: http://gnesinsjournal. ru/archives/458 Дата доступа: 17.03.2020;
  • Оперная пародия в России в первой трети ХХ века и кабаре: точка схода // Современные проблемы музыкознания. 2018. № 1. С. 33-71. [Электронный ресурс]. Код доступа: http://gnesinsjournal. ru/wp-content/uploads/2018/04/2.-Enukidze-article. pdf Дата доступа: 17.03.2020;
  • Романтическая опера в кривом зеркале пародии: из истории комической вагнерианы // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2018. № 4. С. 75-85;
  • Рецепция театральной переделки в репертуаре «Кривого зеркала» 1920-х годов // Музыкальная наука в контексте культуры: к 75-летию Российской академии музыки имени Гнесиных. М., 2018. С. 280-292;
  • С. Ф. Сарматов-Опенховский — куплетист и оперный пародист // Опера в музыкальном театре: история и современность. М., 2019. С. 117-127;
  • Процедура гражданского судопроизводства в комической опере конца XIX — начала ХХ века: некоторые наблюдения // Опера в музыкальном театре: история и современность. Материалы Четвертой Международной научной конференции, 11-15 ноября 2019 г. / ред.-сост. И. П. Сусидко / Рос. акад. музыки. — Том 1. — М.: РАМ имени Гнесиных, 2019. С. 461-468;
  • Мои встречи с Рудольфом Дугановым: как, где и почему они состоялись // Гнесинские педагогические школы: история и современность. Сб. ст. по материалам Второй Международной научно-практической конференции. 27-28 февраля 2019 года. М., 2020. С. 225-232;
  • «Мавра» И. Ф. Стравинского: на грани стилизации и пародии // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2020. № 1. С. 21-31;
  • Музыка в «Летучей мыши»: по материалам архива из лондонского Музея Виктории и Альберта / Сб. ст. по материалам Международной научной конференции «Русская музыка в Великобритании, английская музыка в России». М., ГИИ, 2020. С. 218-225;
  • Мультфильм Гарри Бардина «Пиф-паф, ой-ой-ой»: в поисках исторических аналогов // Музыкальная наука в контексте культуры. Музыковедение и вызовы информационной эпохи. Материалы Международной научной конференции 27-30 октября 2021 года / Ред.-сост. Т. И. Науменко. М.: Издательство «Российская академия музыки имени Гнесиных», 2020. С. 478-386;
  • Владимир Георгиевич Эренберг. Судьба пересмешника / Научные школы в музыковедении XXI века: к 125-летию учебных заведений имени Гнесиных. Материалы Международной научной онлайн-конференции 24-27 ноября 2020 года / Ред.-сост. Т. И. Науменко / Рос. акад. музыки. М.: Издательство «Российская академия музыки имени Гнесиных», 2020. 814 с.: ил. С. 181-190;
  • «Автор в кругу своих произведений» как сценический сюжет в русских театрах малых форм («Смерть Бетховена», «Товарищ Пушкин») // Ученые записки РАМ имени Гнесиных. 2021. № 1(36). С. 19-32.

Учебные пособия и сборники:

  • Секреты фортепианного мастерства. Афоризмы и мысли выдающихся музыкантов (сост. совм. с В. В. Есаковым). М.: Классика-XXI, 1998;
  • Русская музыка конца XIX — начала XX века: П. Чайковский, А. Скрябин, С. Рахманинов. Книга для чтения + CD. (Серия «Стили. Композиторы. Эпохи»). Росмэн, 2002, 2005;
  • Популярные музыкальные жанры. Из истории джаза и мюзикла. Книга для чтения + CD (Серия «Стили. Композиторы. Эпохи»). М.: Росмэн, 2004. 125 с.;
  • Моцарт. — «Классика в квадрате». М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008. [Енукидзе Н. Н., ред.-сост.];
  • Рахманинов. — «Классика в квадрате». М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008. [Енукидзе Н. Н., ред.-сост.];
  • Гнесинская научная школа. Традиции и современность. Из истории отечественного музыкознания. М.: ИД «Композитор», 2008 [Енукидзе Н. И., ред.-сост.];
  • Из истории джаза и мюзикла: Книга для чтения по музыкальной литературе (с аудиоприложением). Минск: Пара Ла Оро, 2009. 130 с.

Список избранных редакторских работ:

  • (Эстер Мейнелл.) И. С. Бах. Хроника жизни. Пер. с англ. М., 2000.;
  • Акопян Л. Моцарт. Путеводитель. М., 2005;
  • Апфельбаум С., Игнатьева Е. Связи с общественностью в сфере исполнительских искусств. М., 2003;
  • Баззана К. Очарованный Странник. Жизнь и искусство Глена Гульда. М.: Классика-XXI, 2007;
  • Бандура А. Скрябин. Поэма экстаза. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008;
  • Баринова М. Воспоминания о Гофмане и Бузони. М., 2000.
  • Браудо И. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. М., 2000;
  • Воспоминания о Г. Г. Нейгаузе. (Серия «Музыкально-педагогическое и литературное наследие Г. Г. Нейгауза. Т. 3.) М., 2002;
  • Воспоминания о Листе (А. Бородина, А. Зилоти). М., 2000;
  • Вспоминая Софроницкого. М.: Классика-XXI, 2008..
  • Готсдинер М. А. Краткие очерки о скрипичном искусстве. М., 2002;
  • Грохотов С. Шуман. Карнавал. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008;
  • Дейрие Б., Лемери Д., Сэдлер М.. История музыки в картинках. М., 2005;
  • Джильи Б. Я не хотел жить в тени Карузо. М., 2001;
  • Дуков Е. Концерт в истории западноевропейской культуры. М., 2003;
  • Дюбал Д. Вечера с Горовицем. М., 2001.
  • История жизни Йозефа Гайдна, записанная с его слов Альбертом Дисом. Пер. с нем. М., 2000;
  • Как учить музыке одаренных детей. М., 2010;
  • Кендалл А. Хроника классической музыки. Пер. с англ. М., 2006;
  • Котлер Ф., Шефф Дж. Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнительских искусств. М., 2004;
  • Кременштейн Б. Постскриптум. Записки педагога. М., 2009;
  • Лебрехт Н. Маэстро, шедевры и безумие. Тайная жизнь и позорная смерть индустрии звукозаписи классической музыки. М., 2009;
  • Лебрехт Н. Кто убил классическую музыку? М., 2004;
  • Либерман Е. Фортепианные сонаты Бетховена. Записки пианиста-педагога. Вып. 1, 2. М., 1998;
  • Луцкер П. Моцарт. Реквием. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008;
  • Луцкер П., Сусидко И. Моцарт и его время. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008;
  • Лэндри Ч. Креативный город. Пер. с англ. М., 2005;
  • Мильштейн Я. «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха. М., 2002;
  • Монсенжон Бруно. Глен Гульд. Нет, я не эксцентрик! Пер. с франц. М., 2003;
  • Монсенжон Бруно. Рихтер. Дневники. Диалоги. М., 2002;
  • Наборщикова С. В. Видеть музыку, слышать танец: Стравинский и Баланчин. М., 2010;
  • Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. (Серия "Музыкально-педагогическое и литературное наследие Г. Г. Нейгауза. Т. 1). М., 1999;
  • Нейгауз Г. Г. Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи (Серия «Музыкально-педагогическое и литературное наследие Г. Г. Нейгауза. Т. 2). М., 2000;
  • Новоселова Е. Вивальди. Времена года. М.: Издательский дом «Классика-XXI». 2008;
  • Ноймайр А. Музыка и медицина: Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт. М., 2009;
  • Панова Ж. Орф. Кармина бурана. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008;
  • Панова Ж. Рахманинов. Колокола. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008;
  • Петрушанская Е. М. Михаил Глинка и Италия. М., 2009;
  • Попова Т. Верди. Реквием. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008;
  • Раку М. Вагнер. Путеводитель. М., 2008;
  • Сапонов М. Бах. Страсти по Матфею. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008;
  • Сапонов М. Менестрели. Книга о музыке средневековой Европы. М., 2003;
  • Синяева Л. С. Наглядные пособия на уроках сольфеджио. М., 2000;
  • Флорида Р. Креативный класс. Пер. с англ. М., 2005;
  • Хауг Пауль. Москва — Вена — Москва, или Хроника маменькиного сынка. М., 2009;
  • Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М., 2002;
  • Шнабель А. Ты никогда не будешь пианистом. Пер. с англ. М., 1999;
  • Щапов А. П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М., 2001;
  • Яворский Б. Сюиты Баха для клавира. В. Носина. О символике «Французских сюит» И. С. Баха. М., 2002.

Сведения о повышении квалификации

2021
  • курсы по теме: «Особенности управления в творческом вузе»