RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

Джани-заде Тамила Махмудовна

Доцент кафедры истории музыки

Джани-заде Тамила Махмудовна
Образовательная деятельность
Преподаваемые дисциплины:
История зарубежной музыки, История музыки, История неевропейских музыкальных культур, Специальный класс, Научное руководство магистерскими и кандидатскими диссертациями.
Реализация дисциплин в рамках образовательных программ:
53.05.05 Музыковедение, 53.05.06 Композиция, 53.05.03 Музыкальная звукорежиссура, 53.03.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство, 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство, 53.03.05 Дирижирование, 53.05.01 Искусство концертного исполнительства, 53.05.02 Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором, 53.04.01 Музыкально-инструментальное искусство, 53.04.02 Вокальное искусство
Образование
Уровень образования
Высшее образование
Наименование направления подготовки/специальности, в том числе научной
Музыковедение, Музыкальное искусство
Квалификация
Музыковед, преподаватель
Ученая степень
кандидат искусствоведения
Ученое звание
доцент
Стаж работы
Общий стаж работы
50 лет
Опыт работы в профессиональной сфере, соответствующей образовательной деятельности по реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
32 года

Биография

Исследователь, педагог.

После Казанского музыкального училища (педагоги — Р.С. Вайсер, О.К. Егорова, Л.В. Бражник, Я.М. Гиршман и др.) поступила в ГМПИ (ныне — РАМ) имени Гнесиных, который окончила с отличием в 1974 году (спецкласс – Р.Н. Берберов). Учителями, повлиявшими на формирование профессиональных интересов, стали любимые педагоги института (Р.Н. Берберов, Ф.Г. Арзаманов, М.С. Брук, Р.К. Ширинян, Б.В. Левик, Ю.Н. Рагс, Т.Е. Лейе), а также музыковед и литературовед М.Г. Харлап, философ и культуролог В.М. Розин. Во время учебы в институте была удостоена Ленинской стипендии, одержала несколько побед на конкурсах студенческих работ. В 1980 году окончила аспирантуру ГМПИ имени Гнесиных, защитила в Государственном институте искусствознания (Москва) кандидатскую диссертацию на тему «Азербайджанские мугамы: проблема музыкального мышления в искусстве ‘макамат’» (1983 г., научный руководитель — Ф.Г. Арзаманов), определив приоритет своих научных интересов в области изучения внеевропейских музыкальных культур.
С 1974 по 2011 работала научным сотрудником в Государственном музее музыкальной культуры им. Глинки (ВМОМК им. М.И. Глинки). Здесь было прочитано большое число лекций, разработаны тематические лекционные циклы («Восточный салон», «Образы истории в музыке», детский клуб «Девять муз», «Музыкальная география», «Клуб любителей музыкальной антропологии», «Голоса музыкальных эпох» и др.). На основе фондов музея была подготовлена и издана монография «Музыкальная культура Русского Туркестана. По материалам музыкально-этнографического собрания Августа Эйхгорна, военного капельмейстера в Ташкенте (1870–1883 гг.). Каталог-исследование» /ВМОМК им. М.И. Глинки, 2013. 336 с./.

Педагогическую работу в РАМ имени Гнесиных начала с 1992 года, разработав программы новых курсов для музыковедов: «Этномузыкология» и «Музыкальные культуры народов мира». С 2011 года ведет также курсы по «Истории зарубежной музыки». Среди тем дипломных и аспирантских работ учеников выделяются темы по музыке Ирана, Ливана, Судана, Кореи, Индии, Казахстана и Западной Европы. «Музыкальная география». Аудиопособие. (электронная аудиокнига – t =1.20; печатная версия – 51с.). – Издательские решения по лицензии Ridero, 2019.

Т.М. Джани-заде постоянно участвует в работе международных и всероссийских научных конференций, востоковедческих семинаров, проводимых как в нашей стране, так и за рубежом (более 50 конференций). С 1989 г. — член Международного совета по традиционной музыке (International Council for Traditional Music, UNESCO), активный участник нескольких его исследовательских групп (Maqām Study Group, Studies Groups on Folk Musical Instruments, on Musical Iconography, on Historical Sources). Была участником и членом оргкомитета Международных музыковедческих симпозиумов в г. Самарканде (1978, 1983, 1987). В 2004 году проходила искусствоведческую стажировку в Иране. В 2006 был издан компакт-диск «Классическая музыка Ирана. Ансамбль Моулави» (с развернутой аннотацией). В качестве ответственного редактора и одного из авторов подготовила к изданию сборники: Музыка в контексте ислама: традиции Ирана / Единство красоты. Ислам и музыка. Вып.1. – М., ООО Садра, 2019; История и антропология музыки мусульманского мира: традиции регионов  / Единство красоты. Ислам и музыка. Вып. 2. М.:Садра, [ 2021].

Т.М. Джани-заде опубликовано более 90 работ, многие изданы за рубежом: в Германии, Швеции, Дании, Финляндии, Голландии, США, Иране, Иордании, Турции, Азербайджане, Узбекистане, Таджикистане.

Основные научные направления исследований и публикации:

  • История, культурология, типология музыкальных цивилизаций [см.: Поэтика музыки в Исламе. К постижению ритуала и музыки в суфизме. Тело, вещь, ритуал. Институт восточных культур РГГУ. М., 1996; Azerbaijanian istrumental Mugamlar’ features in the context of Islamic civilization. Maqam Traditions of Turkic Peoples. Berlin, 2006. С. 57–75; Исламская музыка. Энциклопедия «Кругосвет», 2003; Проблемы развития внеевропейских музыкальных культур / Музыка. Обзорная информация. Вып. 2 / М., Информкультура, 1985. 23 с.; Djani-Zade Т. Music of Azerbaijan. Garland Encyclopedia of World Music. Vol. 6. New York, 2002; Музыка Исламской цивилизации / Вестник Российского гуманитарного научного фонда. № 1(30). Москва, 2003. С. 156–169; Dzhani-Zade T. The Current Usage of the Historical Music-Ethnographical Sources. (A Study of an Unpublished Page from the Ethnographical Collection of Middle Asian Music in the 19th Century by Military Conductor, A. Eichhorn). Historical Sources and Source Criticism. Ed.by S Ziegler. – Stockholm:  Svensk Visarkiv, 2010. Р. 289-306; Советский и цивилизационно-исламский пласты в музыкальной культуре Азербайджана / Традиционная культура тюркских народов в изменяющемся мире. Материалы I Международной научной конференции (12–15 апреля 2017). Казань, Ак Буре. С. 135–138; По следам Великого шелкового пути: исламская музыкальная классика узбекской и таджикской национальных культур и сарты Русского Туркестана / Оазисы Шелкового пути: современные проблемы этнографии, истории и источниковедения народов Центральной Азии. – М., Изд. дом Марджани, 2018]; Приближение к музыкальной истории Исламской цивилизации / Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. Гл. ред. И.С. Стогний. № 4 (31). – М., 2019. – С. 88-95 https://uz.gnesin-academy.ru/; Scholarly Discourse on the Central Asian Music in the Ethno-cultural Context of Pre-Soviet time / Folk Music Research, Folkloristics, and Anthropology of Music in Europe: Pathways in the Intellectual History of Ethnomusicology. Ed.: Ulrich Morgenstern and Thomas Nußbaumer. /2021/; Музыкальная категория макам в истории Исламской цивилизации (VII-XVII вв.) и в пост-цивилизационное время / История и антропология музыки мусульманского мира: традиции регионов  / Единство красоты. Ислам и музыка. Вып. 2. \ 2021\. 
  • Музыкальная этнография и компаративистика [см.: Этнический фактор в культуре Исламской цивилизации. (К вопросу о тюркской музыкальной субкультуре в исламе). Музыкальная культура в исламо-христианском контексте. Казань, 2009; The concept of radif in Azerbaijanian and Persian dastgah / Proceedings of the 5-th Meeting of the ICTM Study Group “maqam”. Samarkand, 2001. Ed. by J. Elsner and G. Jӓnichen // Berlin, 2010. P. 41–66; Из музыкальной ориенталистики: Генри Джордж Фармер и его переписка с В.М. Беляевым / Альманах ГЦММК им. Глинки № 2. М., 2003. C. 23–72; Перелистывая страницы архива М.Г. Харлапа. Альманах. Вып. 4. Сборник научных трудов ВМОМК им. Глинки. М.: Композитор, 2013. С. 490–502; Рефлексия понятия макам в культуре исламской цивилизации: генезис музыкального феномена / Культура и искусство № 1 (31) 2016. Москва, Nota Bene. С. 11–24; в соавторстве с Ли Цзяньфу. Традиционно-региональные черты китайской оперы в музыкальной драме байцзюй / Музыка и время. 2017. № 1. С. 13–20]; Tamila Dzhani-zade.Russia and Central Asia: Indigenous Music; Ancestral and Contemporary Practices.In: The SAGE International Encyclopedia of Music and Culture.Ed.by: Janet Sturman. Sociology of Culture, Social & Cultural Anthropology, Popular Music DOI: http://dx.doi.org/10.4135/9781483317731.n620;  Этнические, национальные и цивилизационные идентичности в музыкальной культуре досоветской и советской Центральной Азии / Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. Гл. ред. И.С. Стогний. № 4 (35). – М., 2020. – С. 74-81 https://uz.gnesin-academy.ru/ и др.
  • Музыкальная теория, семиотика и антропология [см.: Мугам – импровизация на лад / Современные методы исследования в музыковедении. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 31. – М., 1977.- С. 56-82; Тематизм мугамной импровизации/ Теоретические проблемы внеевропейских музыкальных культур. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 67. M., 1983. С. 36-84;  Художественный канон искусства ‘макамат’ как отражение эстетического опыта народов Ближнего и Среднего Востока / Внеевропейские музыкальные культуры: вопросы изучения традиций. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 100. М., 1988. – С. 6-23; Многоуровневая реализация художественного канона в исполнительской практике азербайджанских мугамов / Традиции музыкальных культур народов Ближнего и Среднего Востока и современность. М., 1987. – С. 106–112; Личность и канон в азербайджанских мугамах. Музыка народов Азии и Африки. Вып. 5. М., 1987. – С. 101-132; Хал-макам как принцип искусства «макамат» / Суфизм в контексте мусульманской культуры. ГРВЛ. М.: Наука, 1989. – С. 319-338; The Maqām-Idea by ‘Ajamīyān People and its Reflection in Musicological Researches Reported in Russian / Maqām Traditions Between Theory and Contemporary Music Making”. Proceedings of the Joint Symposium of the ICTM Study Groups Maqam and Music in the Arab World / Ankara. December 2014. Red. J. Elsner and G. Jaenichen. Istambul, 2016. P. 63–78; Звукоинтонационные и ладомелодические особенности городского репертуара ’аджамских народов / Ладовые коммуникации в евразийском музыкальном пространстве. Материалы Международной научной конференции. Казань, Казанская государственная консерватория, 2015. С. 120–134; The Maqām-Idea by ‘Ajamīyān People and its Reflection in Musicological Researches Reported in Russian / Maqām Traditions Between Theory and Contemporary Music Making / Proceedings of the Joint Symposium of the ICTM Study Groups Maqam and Music in the Arab World  (Ankara. December 2014). Red. J. Elsner and G. Jänichen. Istambul, 2016. P. 63–78; Природа исламской ритмики ика‘ / Музыка в контексте ислама: традиции Ирана /Единство красоты. Ислам и музыка. Вып.1.- М.: Садра, 2019. –С. 324-400 и др.]
  • Органология [см.: Арабский уд в музыкальной культуре Исламской цивилизации. Электронный журнал «Исследовано в России», 2002, с. 184; Типология «лютен» в культуре Исламской цивилизации. Антропология культуры. Вып. 4. Институт мировой культуры МГУ. М., 2010; 2 доп. изд. см.: Вопросы этномузыкознания № 1 (10), 2015. М.: РАМ имени Гнесиных. С. 66–113; Djani-Zade Т. Die organologische und ikonographische Gestalt der türkischen Lauten. Über das historische Zupfinstrument qupuz-i ozan. Studia instrumentorum musicae popularis XV. Stockholm, 2005: Прислушайся к голосу флейты. О символике муз инструментов в исламе / Культура и время. Вып. 4 (22), 2006. С. 126–49] и др.

Сведения о повышении квалификации

2019
  • курсы по теме: «Охрана труда»