RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

Белогурова Лариса Михайловна

Заведующая кафедрой этномузыкологии

Белогурова Лариса Михайловна
Образовательная деятельность
Преподаваемые дисциплины:
Музыкальная регионалистика и ареалогия, Народное музыкальное творчество, Научно-исследовательская работа, Обработка и систематизация фольклорно-этнографических материалов, Преддипломная практика, Преддипломная практика (научно-исследовательская работа), Расшифровка и анализ образцов музыкального фольклора, Специальный класс
Реализация дисциплин в рамках образовательных программ:
53.04.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство, 53.03.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство, 53.05.05 Музыковедение
Образование
Уровень образования
Высшее образование
Наименование направления подготовки/специальности, в том числе научной
Музыковедение, Музыкальное искусство
Квалификация
Музыковед, преподаватель, музыкальный критик
Ученая степень
кандидат искусствоведения
Ученое звание
доцент
Стаж работы
Общий стаж работы
32 года
Опыт работы в профессиональной сфере, соответствующей образовательной деятельности по реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
18 лет

Биография

Этномузыколог, педагог, редактор.

В 1984 году окончила теоретическое отделение Тамбовского музыкального училища им.С.В.Рахманинова. В 1989 – историко-теоретико-композиторский факультет ГМПИ им.Гнесиных (научный руководитель — профессор М.А.Енговатова), затем аспирантуру РАМ. В 2000 году защитила кандидатскую диссертацию «Мелогеография Смоленского региона и проблема реконструкции этнокультурного ландшафта».
Основные научные интересы связаны с географией народной музыкальной культуры. Л.М.Белогурова – один из ведущих в нашей стране исследователей в области Традиционное искусство смоленских скрипачей картографирования и ареалогического изучения явлений музыкального фольклора. Специалист по музыкальной культуре западнорусских и белорусских народных традиций. Стаж полевой собирательской работы ведет отсчет с 1985 года (экспедиционные выезды в Смоленскую, Брянскую, Псковскую, Орловскую, Воронежскую, Белгородскую, Московскую, Тамбовскую, Тверскую, Рязанскую области, Ставропольский край, Витебскую и Могилевскую области Беларуси).

Участник многих международных научных конференций — российских и зарубежных. Руководитель и участник научных проектов РФФИ и РГНФ. Автор более 60 научных публикаций. Среди основных — многотомное научное издание «Смоленский музыкально-этнографический сборник»: член постоянного авторского коллектива, ответственный редактор 4-го тома «Свадьба Днепровского левобережья: ритуал и музыка» и 6-го «Традиционное искусство смоленских скрипачей». В 2012 стала инициатором издания и главным редактором журнала «Вопросы этномузыкознания» – единственного в России специализированного периодического издания, посвященного проблемам этномузыкологической науки.

В 2021 г. награждена Почетной грамотой Министерства науки и высшего образования.

Среди работ, опубликованных в последние годы:

  • «Севернорусская причеть» Б.Б.Ефименковой: начало гнесинской этномузыкологической науки // Научные школы в музыковедении XXI века: к 125-летию учебных заведений имени Гнесиных. Материалы Международной  научной онлайн-конференции 24-27 ноября 2020 года /  ред.-сост. Т.И. Науменко / Рос. акад. музыки. М: РАМ имени Гнесиных», 2020. С. 594–602.

  • Календарные песенные традиции восточных славян: к проблеме типологии // Вопросы этномузыкознания. 2020. № 1 (16). С. 6–33.

  • Песенно-обрядовая культура Оршанщины в системе белорусских региональных традиций // Музыкальная культура Беларуси и мира: актуальные проблемы этномузыкологии, истории музыки, педагогики / сост. Т. Л. Беркович; Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Вып. 52. – Минск: БГАМ, 2021. С. 22–31.

  • Северо-западный тип равносегментных свадебных напевов (мелогеографический очерк) // Вопросы этномузыкознания. 2021. № 1 (17). С. 6–31.

  • Смоленский музыкально-этнографический сборник. Т.6: Традиционное искусство смоленских скрипачей: Экспедиционные материалы и исследование Т. Н. Казанской / Отв. ред. Л. М. Белогурова, И. А. Никитина. М.: Российская академия музыки им. Гнесиных, 2022. 346 с. (Автор вступит. статьи и научных комментариев к исследованию Казанской).

  • Главный песенный тип южноскопинской свадьбы: к вопросу структурной специфики // Opera musicologica. 2022. Т. 14. № 1. С. 58–73. (В соавторстве с Ю. С. Журавлевой)

  • Borislava Efimenkova’s Research of Northern Russian Lamenta-tions as the Beginning of the Eth-nomusicological Science of the Gnesins’ Institute // Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2023. No. 3, pp. 102–111.

  • Гнесинское этномузыкознание в персоналиях: Татьяна Николаевна Казанская // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2022. № 3(42). С. 37–50.

  • Проблематика научных исследований М. А. Енговатовой в свете становления и развития структурно-типологического направления в российском этномузыкознании // Вопросы этномузыкознания. 2023. № 19. С. 6–19.

Педагогическую деятельность начала в Тамбовском музыкальном училище (1989–1992) как преподаватель музыкально-теоретических дисциплин. В 1995 поступила на работу в РАМ им.Гнесиных: преподавателем кафедры истории музыки и специалистом Проблемной научно-исследовательской лаборатории (научный сотрудник).

С 2012 преподает на кафедре музыкально-прикладного искусства, с 2018 — заведующая кафедрой этномузыкологии, где читает курсы «Теория музыкального фольклора», «Народное музыкальное творчество», «Этнография восточных славян» и другие, ведет индивидуальные занятия по специальным дисциплинам у студентов-этномузыкологов, руководит фольклорно-этнографической (экспедиционной) практикой студентов ИТК факультета и научно-исследовательской практикой этномузыкологов бакалавриата и магистратуры.


Сведения о повышении квалификации

2019
  • курсы по теме: «Охрана труда»