Родился в 1949 году.
Действительный член Международной педагогической академии.
В 1969 году окончил Орджоникидзевское училище искусств (класс баяна В. Н. Дудкина) — ныне Владикавказский колледж искусств имени В. Н. Гергиева. В 1974 году окончил Саратовскую государственную консерваторию имени Л. В. Собинова, кафедру народных инструментов (класс баяна Б. И. Скворцова).
В 1974-1976 годах работал заведующим учебной частью Октябрьского музыкального училища Башкирской АССР, в 1976-1985 годах директором Балашовского музыкального училища Саратовской области, с 1986 года директором Тамбовского музыкального училища имени С. В. Рахманинова.
В 1996 году организовал Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С. В. Рахманинова и по 2010 год работал ректором данного института и заведующим кафедрой «Народные инструменты».
В 1997 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Педагогические условия формирования положительного эмоционального отношения учащихся к музыкальным занятиям. (На материале учебной работы в музыкально-исполнительских классах)» (специальность 13.00.02).
В 2003 году защитил докторскую диссертацию «Музыкальное образование в современной России: основные противоречия и пути их преодоления» на соискание ученой степени доктора педагогических наук (специальность 13.00.02).
С 2010 года являлся проректором Российской академии музыки имени Гнесиных и с 2016 года возглавляет кафедру Факультета фольклорного искусства и продюсерства «Национальные инструменты народов России».
Автор около 50 научных работ, в том числе монографий, учебно-методических пособий, научных статей по вопросам музыкального образования и воспитания, музыкальной психологии и методики обучения.
Научно-педагогическую и административную работу в вузе успешно сочетает с общественной деятельностью. Является членом Международного Рахманиновского общества и Международного союза музыкальных деятелей.
Монографии, учебные пособия, программы:
- Базиков А. С. Музыкальное образование в современной России: основные противоречия и пути их преодоления. Учебное пособие. // Изд-во ТГМПИ имени С. В. Рахманинова, Тамбов, 2002, С. 311;
-
Базиков А. С. Основные аспекты философии музыкального образования в современной России. Тамбов, изд-во ТГМПИ имени С. В. Рахманинова, 1999;
-
Базиков А. С. К проблеме создания положительного эмоционального фона на занятиях музыкой. Учебно-методическое пособие. Тамбов, изд-во ТГМПИ имени С. В. Рахманинова, 1997;
-
Базиков А. С. Активизация эмоционального фактора в процессе музыкальных занятий. Учебно-методическое пособие. Тамбов, изд-во ТГМПИ имени С. В. Рахманинова, 1996;
-
Базиков А. С. Качество образования как условие эффективного функционирования образовательных учреждений отрасли культуры. // Качество превыше всего // Играем с начала. — 2012 — № 5. — С. 3;
-
Базиков А. С. Философско-эстетические и психолого-педагогические обоснования музыкального воспитания и образования // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. № 5. С. 194;
-
Базиков А. С., Ушенин В. В. Методика обучения игре на баяне (аккордеоне). Учебно-методическая разработка. Тамбов, изд-во ТГМПИ имени С. В. Рахманинова, 1997;
-
Базиков А. С., Ушенин В. В. Класс ансамбля на факультете народных инструментов музыкально-педагогических вузов. Учебно-методическая разработка. Тамбов, изд-во ТГМПИ имени С. В. Рахманинова, 1997;
-
Базиков А. С., Ушенин В. В. Специальный класс баяна (аккордеона). Учебная программа для вузов по направлению «Музыкальное искусство» (народные инструменты). Тамбов, изд-во ТГМПИ имени С. В. Рахманинова, 1997;
-
Базиков А. С., Ушенин В. В. Примерная программа дисциплины «Ансамбль» по направлению «Музыкальное искусство» (народные инструменты). М., УМО по музыкальному образованию, 2001.
Научные статьи, тезисы докладов:
- Базиков А. С. Международные курсы высшего художественного мастерства музыкантов-исполнителей как форма развития международного сотрудничества в области образования. Тамбов, мат. межвузовской научной конференции, ТГУ, 1995;
-
Базиков А. С. Проблема эмоций и чувств в учебно-воспитательном процессе: к истории вопроса. М., ИТОП РАО, Вып. 2, 1996;
-
Базиков А. С. Значение эмоционального фактора в процессе обучения музыке. М., ИТОП РАО, Вып. 2, 1996;
-
Базиков А. С. Эмоциональный фактор в процессе музыкальных занятий. // Творческая педагогика накануне нового века. М., мат. I Межвузовской научно-практической конференции, МПГУ, 1997, С. 17-19;
-
Базиков А. С. О некоторых проблемах подготовки бакалавров музыкального искусства в условиях многоуровневого вуза. // Проблемы педагогической подготовки учащихся и студентов в контексте среднего и высшего музыкального образования. М., мат. межвузовской конференции, МПГУ, 1997, С. 6-8;
-
Базиков А. С. Опыт реализации концепции многоуровневого учебного заведения. // Музыкальное образование в новой России на пороге XXI века. Тольятти, мат. международной научно-практ. конфер., 1998, С. 56-57;
-
Базиков А. С. Проблема эмоций и чувств в учебном процессе. // Музыкальное воспитание: опыт, проблемы, перспективы. Вып. 3. Тамбов, изд-во ТГУ имени Г. Р. Державина, 1998, С. 32-44;
-
Базиков А. С. Проблема эмоций и чувств в учебно-воспитательном процессе (к истории вопроса) // Музыкальное воспитание: опыт, проблемы, перспективы: Межвуз. сб. науч. трудов.- Тамбов: Изд-во ТГУ имени Г. Р. Державина, 1998. — С. 30-41;
-
Базиков А. С. Музыкальное учебное заведение на современном этапе: многообразие и универсализм видов деятельности. // Актуальные проблемы музыкального воспитания и образования: история, теория, практика. Вып. 1. Тамбов, изд-во ТГМПИ имени С. В. Рахманинова, 1999, С. 29-54;
-
Базиков А. С. Эмоции и учебно-воспитательный процесс. // Эмоциональная культура музыканта: прошлое, настоящее, будущее. Тамбов, мат. международной научной конференции, ТГУ, 1999, С. 7-9;
-
Базиков А. С. Педагогические условия формирования положительного эмоционального отношения учащихся к музыкальным занятиям. Тамбов, мат. научно-практической конференции, ТГМПИ, 1999, С. 3-7;
-
Базиков А. С. Владимир Ушенин — исполнитель, педагог, исследователь. // В. Ушенин. Из истории баянного исполнительства на Дону. Ростов-Дон, изд-во РГК имени С. В. Рахманинова, 1999;
-
Базиков А. С. Содержание образования: историко-теоретический ракурс. // Актуальные проблемы музыкального воспитания и образования: история, теория, практика. Вып. 2. Тамбов, изд-во ТГМПИ имени С. В. Рахманинова, 2000, С. 3-19;
-
Базиков А. С. Содержание образования в российских музыкальных учебных заведениях. // Сб. трудов Московского педагогического государственного университета, вып. 4. М., изд-во МПГУ, 2000, С. 81-94;
-
Базиков А. С. Из истории отечественного музыкального образования (тридцатые годы XX столетия). // Исторические и дидактические аспекты обучения музыкальному искусству. Вып. 2. М., изд-во МГИМ имени А. Г. Шнитке, 2000, С. 39-47;
-
Базиков А. С. Российская музыкальная культура в первые послереволюционные годы: реформы и их последствия. // Сб. трудов Московского педагогического государственно;го университета, вып. 4. М., изд-во МПГУ, 2000, С. 94-103;
-
Базиков А. С. Некоторые проблемы внедрения государственных стандартов в системе высшего музыкального образования. // Сб. трудов Московского педагогического университета, вып. 5. М., изд-во МПГУ, 2000, С. 39-44;
-
Базиков А. С. Из опыта работы ТГМПИ имени С. В. Рахманинова на международном рынке образовательных услуг. // Региональная стратегия вхождения вузов в международное образовательное пространство. Тамбов, тезисы научно-практической конференции, ТГТУ, 2000, С. 77-79.
-
Базиков А. С. Активизация эмоционального фактора в процессе музыкальных занятий. // Журн. «Вести», вып. 9-10, 2000-2001 гг. М., Ассоциация «Образовательных учреждений искусств», 2000-2001;
-
Базиков А. С. Музыкальное образование в России: период перестрой;ки. (Конец 80-х-начало 90-х годов). // Актуальные проблемы музыкального воспитания и образования: история, теория, практика. Вып. 3. Тамбов, изд-во ТГМПИ имени С. В. Рахманинова, 2001, С. 3-13;
-
Базиков А. С. К спорам о бакалавриате и магистратуре в системе музыкального образования. // Актуальные проблемы музыкального воспитания и образования: история, теория, практика. Вып. 3. Тамбов, изд-во ТГМПИ имени С. В. Рахманинова, 2001, С. 13-22;
-
Базиков А. С. Плюсы и минусы отечественной музыкальной культуры: взгляд в прошлое (на материале сороковых-восьмидесятых годов). // Актуальные проблемы профессиональной подготовки педагога-музыканта. М., изд-во МПГУ, 2001, С. 28-35;
-
Базиков А. С. К проблеме стандартов в российских музыкально-образовательных учебных заведениях. // Актуальные проблемы профессиональной подготовки педагога-музыканта. М., изд-во МПГУ, 2001, С. 40-48;
-
Базиков А. С. ТГМПИ имени С. В. Рахманинова. Региональный опыт интеграции музыкальных учебных заведений. // Актуальные проблемы интеграции средней и высшей ступеней региональной системы непрерывного образования. Тамбов, тезисы Всероссийской научно-практической конференции, 2001, С. 185-186;
-
Базиков А. С. К проблеме стандартизации российского музыкального образования. // Формирование специалиста культуры и искусства в условиях региона: новые подходы. Тамбов, мат. I Всероссийской научной конференции вузов культуры и искусства, 2001, С. 48-50;
-
Базиков А. С. Плюсы и минусы отечественной музыкальной культуры: взгляд в прошлое. // Культура. Искусство. Образование: проблемы и перспективы развития. Смоленск, мат. международной научно-практической конференции, 2001, С. 291-294;
-
Базиков А. С. О некоторых противоречиях музыкальной педагогики в современной России. // Совершенствование российской музыкально-образовательной системы на современном этапе. М., мат. научно-педагогической конференции, МГИМ, 2001, С. 4-9;
-
Базиков А. С. Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С. В. Рахманинова: история и современность. // Искусство и образование во втором тысячелетии. Оренбург, мат. II Российской научно-практической конференции, 2001, С. 76-77;
-
Базиков А. С. С. В. Рахманинов и развитие музыкального образования в Тамбовском крае. // Учение Вернадского, музыка Рахманинова — путь в XXI век. Тамбов, тезисы III Вернадовской научно-практической конференции, 2001, С. 28-30;
-
Базиков А. С. К вопросу эволюции методов в истории мировой педагогики. // В. И. Вернадский: ноосферология и образование. Тамбов, тезисы международной научно-практической конференции, 2002;
-
Базиков А. С. Система отечественного музыкального образования в 40-80 гг. прошлого столетия: плюсы и минусы. // Исторические, психолого-педагогические аспекты обучения музыкальному искусству. М., изд-во МГИМ имени А. Г. Шнитке, 2002, С. 8-23;
-
Базиков А. С. О педагогическом авторитаризме, «натаскивании», музыкальных конкурсах и некоторых других приметах, характерных для отечественной музыкальной культуры второй половины XX века. // Межвузовский сборник научных трудов. М., изд-во МГИМ имени А. Г. Шнитке, 2002, С. 27-45;
-
Базиков А. С. С. М. Стариков и профессиональное музыкальное образование в Тамбове. // 120 лет музыкального образования в Тамбове: история, проблемы, перспективы. Тамбов, тезисы региональной межвузовской научно-практической конференции, ТГМПИ, 2002, С. 3-5;
-
Базиков А. С. О некоторых противоречиях в системе музыкального воспитания. М., Искусство в школе № 1, 2003, С. 9-15;
-
Базиков А. С. О педагогическом авторитаризме, музыкальных конкурсах и иных приметах отечественной музыкальной педагогики второй половины ХХ века. М., Музыка в школе № 1, 2003 г;
-
Базиков А. С. Особенности эволюции народной музыкальной культуры: проблемы и перспективы / А. С. Базиков // Сохранение национальных традиций в народно-инструментальном искусстве: проблемы и перспективы. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. М.: ПРОБЕЛ-2000, 2018 г., С. 4-9;
-
Базиков А. С. Музыкальная культура народов России в системе социально-духовных ценностей / А. С. Базиков // Сохранение национальных традиций в народно-инструментальном искусстве: проблемы и перспективы. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. М.: Издательство «Согласие», 2019. С. 3-8;
-
Базиков А. С. Традиционное народно-инструментальное искусство как фактор самобытности России / А. С. Базиков // Сохранение национальных традиций в народно-инструментальном искусстве: проблемы и перспективы. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. М.: Издательство «Согласие», 2020. С. 3-9.