RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

Алпатова Ангелина Сергеевна

Доцент кафедры теории музыки

Алпатова Ангелина Сергеевна
Образовательная деятельность
Преподаваемые дисциплины:
Музыкально-теоретические системы, Сольфеджио, Музыкальная педагогика и психология, Основы научных исследований, Научно-исследовательская работа
Реализация дисциплин в рамках образовательных программ:
53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство, 53.03.04. Искусство народного пения, 53.03.05. Дирижирование, 53.03.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство, 53.05.01. Искусство концертного исполнительства, 53.05.02. Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором, 53.05.05 Музыковедение, 53.05.06 Композиция
Образование
Уровень образования
Высшее образование
Наименование направления подготовки/специальности, в том числе научной
Музыковедение, Музыкальное искусство
Квалификация
Музыковед, преподаватель
Ученая степень
кандидат искусствоведения
Ученое звание
доцент
Стаж работы
Общий стаж работы
39 лет
Опыт работы в профессиональной сфере, соответствующей образовательной деятельности по реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
28 лет

Биография

Почетный работник высшего профессионального образования РФ, музыковед, педагог, литературный и научный редактор.

Родилась в семье музыкантов, ставших ее первыми учителями. С детства сочиняла стихи, песни, писала рассказы, сценарии.
В 1982 году поступила на теоретико-композиторский факультет Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского.
На формирование профессиональных интересов в дальнейшей деятельности оказали влияние педагоги консерватории Т.Э.Цытович, С.И.Питина, Н.С.Николаева, Е.М.Царева, Л.Н.Кокорева, Н.А.Гаврилова, И.В.Коженова, М.А.Сапонов (История зарубежной музыки), Ю.Н.Холопов, М.И.Катунян, Т.Б.Баранова, Е.И.Чигарева, В.Н.Холопова, А.С.Соколов (Гармония, Анализ музыкальных форм), Б.А.Алексеев (Сольфеджио), А.Н.Мясоедов (Методика преподавания музыкально-теоретических дисциплин), Е.М.Левашов, Е.Г.Сорокина (История русской музыки), В.М.Щуров, Н.М.Савельева, Н.Н.Гилярова (Народное творчество), Дж.К.Михайлов (Музыкальные культуры мира).
В 1987 году с отличием защитила дипломную работу по теме «Генезис ансамблевого инструментального музицирования в Юго-Восточной Азии» (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент Е. В. Васильченко).
В годы учебы в консерватории (1982-1987) и после ее окончания, до 1993 года работала в должности специалиста и преподавателя кафедры «Музыкальные культуры мира». Среди ее учеников – композитор и музыковед Хим Сопхи (Камбоджа). В 1994-1995 годах являлась слушателем факультета повышения квалификации «Гуманитарного центра» Московской консерватории. Под руководством основателя и научного руководителя центра – доктора искусствоведения, профессора Т.В.Чередниченко – была написана и в 1996 году защищена кандидатская диссертация по специальности «Музыковедение» на тему «Музыкальные традиции Южной и Юго-Восточной Азии: к проблеме диалога традиционных культур в период Древности и Средневековья». В качестве ведущей организации была утверждена РАМ имени Гнесиных (отзыв для защиты был написан кандидатом искусствоведения, доцентом Т.М.Джани-Заде).
В 1992-1998 годах преподавала в Московском педагогическом университете (Теория музыки, Сольфеджио), Институте журналистики и литературного творчества («Мировая художественная культура», «Музыка в истории культуры») и Российской Международной Академии Туризма («Музыкальные культуры мира»).
С 1998 по 2012 годы была заместителем декана факультета политики и культуры Института бизнеса и политики. В этот же период исполняла обязанности ученого секретаря Ученого совета института (1998-2005), работала в должности старшего преподавателя кафедры гуманитарных дисциплин (1998-2002), заведующей кафедрой культурологии и религиоведения (2002-2005), доцента кафедры социологии и политологии (2005-2013). В 2013-2014 годах заведовала кафедрой политологии и социологии факультета журналистики и средств массовых коммуникаций Института государственного управления, права и инновационных технологий. Во время работы в Институте бизнеса и политики подготовила учебные программы и учебно-методические пособия по дисциплинам «Музыка в истории культуры», «Культурология», «История мировой культуры», «Основы научной деятельности», «Религиоведение», «Музыкальное вещание» и другие. Там же была научным руководителем и научным консультантом более пятидесяти выпускных квалификационных работ по специальностям «Культурология», «Журналистика» и «Политология».
Автор идеи и проекта, организатор межрегиональной научной конференции «Грани культуры: актуальные проблемы истории и современности» (Москва, ИБП, 2005-2013; ИГУПИТ, 2014; ИМЦ, 2016-2017).
В 2000-2004 годах состояла в докторантуре кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор В. Н. Юнусова). По теме научного исследования «Архаика в мировой музыкальной культуре» были опубликованы десятки статей, в 2009 году вышла одноименная монография (выполнена в 2007-2009 годах в рамках фундаментальной НИР Института бизнеса и политики «Постгуманизм и поиски альтернативы: человек и культура, XXI век»).
В 2001 году находилась на стажировке по программе истории музыки Китая в Тяньцзиньской консерватории (Китайская Народная Республика). Изучала музыкальные традиции народов мира (в том числе исследовала материалы библиотечных и музейных фондов) для преподавания и научной работы во время пребывания в Греции (2002, 2003, 2014), Турецкой Республике (2004), Арабской Республике Египет, Швеции, Дании, Финляндии, Норвегии (2005), Индии (2006), Беларуси (2008, 2011), Испании, Мексике, Гондурасе (2011), Гватемале (2011, 2013), Италии, Австрии, Литве (2012), Польше (2014, 2015), Франции, Нидерландах, Чехии (2015), Бельгии (2016), Португалии (2016, 2017).
Сфера научных интересов – музыкальная антропология, музыкальная археология, семиотика музыки и музыкального творчества – отражена в многочисленных публикациях.
Имеет более ста семидесяти научных публикаций в сборниках научных трудов и материалов научных конференций, энциклопедических изданиях («Большая Российская энциклопедия» в издательстве «Большая Российская энциклопедия»; «Музыкальные инструменты народов мира»), музыкальной периодике (журналы «Музыкальная Академия», «Музыковедение», «Проблемы музыкальной науки», «Вестник МГУКИ», «Вестник ЧГАКИ», «PAX SONORIS», «Художественное образование и наука» и др.).
Принимает участие в международных и межрегиональных научных конференциях и заседаниях круглого стола в Московской государственной консерватории («Традиции и современность в индийской музыке», 1988; «Художественная культура США: страницы истории», 2012; «Музыка народов мира», 2005-2015), РАМ им. Гнесиных (2008-2016), Российском институте истории искусств («Благодатовские чтения», «Петербург и национальные музыкальные культуры», «Голос в культуре», «Проблемы когнитивного музыкознания», «Орловские чтения», «Звуковые ландшафты мегаполиса и искусство музыки», 2006-2016), Петрозаводской государственной консерватории (2007), Астраханской государственной консерватории (2008), Белорусской государственной академии музыки («Современное музыковедение в мировом научном пространстве», 2009), Университете Вальядолида («Звук и ритуал: оживление материальной культуры», Испания, 2011), Университете танца Гватемалы («Музыкальная археология Америк», 2011; «Пересекая границы: музыкальные изменения и взаимодействия сквозь время», 2013), Белорусском государственном университете культуры и искусства (2012), Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов (2012, 2013, 2015), Московском государственном университете («Феномен творческой личности в культуре», 2012-2014), Университете Вроцлава (Польша, 2014), Институте бизнеса и политики (2004 – 2013), Институте государственного управления, права и инновационных технологий (2014), Институте мировых цивилизаций (2016, 2017), Национальной ассоциации музыкальных инструментов (ANIMUSIC, Португалия, V Международный органологический конгресс, Томар, 2016; VI Международный органологический конгресс, Порто, 2017), на заседаниях ежегодной научной конференции «Григорьевские чтения» (Москва, 2004-2014).
С 1997 года по настоящее время выступает в качестве оппонента на защитах кандидатских диссертаций, является автором отзывов на авторефераты и отзыва ведущей организации РАМ имени Гнесиных (2017). Рецензирует монографии, учебные пособия и статьи в научных журналах, в том числе из перечня журналов, рекомендованных ВАК.
С 2015 года по настоящее время – член редколлегии журнала «Музыкальная культура Европейского Севера».
Редактор-составитель и научный редактор сборников материалов научных конференций «Грани культуры: актуальные проблемы истории и современности» (М., 2005-2017), «Григорьевские чтения» (сборник «Сознание и подсознание в искусстве и науке». М., 2015), научный редактор монографии С.П.Завизион «Эпоха и творчество: (феномен культуры в теоретическом наследии В. Кандинского) (М.: ИБП, 2007), учебно-методического пособия В. И. Лисового «Современная музыка. Этнические музыкальные традиции и творчество композиторов Центральной Америки» (М.: Экон-Информ, 2008).

В 2003 году ей было присвоено ученое звание доцента, в 2008 году – звание «Почетный работник высшего профессионального образования РФ». В 2008–2016 годах являлась членом Санкт-Петербургского Союза ученых (секция «Историческое музыкознание»). С 2016 по настоящее время – член Национальной ассоциации музыкальных инструментов «ANIMUSIC» (Португалия).

На кафедре теории музыки РАМ имени Гнесиных работает с сентября 2014 года.

СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ

Сведения о повышении квалификации

2019
  • курсы по теме: «Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе»