После окончания с отличием Батумского музыкального училища (класс сольного пения) и одновременно музыкальной школы (класс фортепиано), три года был студентом музыкально-педагогического факультета Таганрогского педагогического института.
Высшее образование получил на вокальном факультете в Ростовской государственной консерватории имени С. В. Рахманинова (1978, класс А. П. Беляевой).
Все годы после окончания музыкального училища работал солистом-вокалистом ряда филармоний, много гастролировал по стране.
В 1973 году, в период обучения в ВУЗе, стал лауреатом I премии конкурса молодых музыкантов-исполнителей.
Завершив обучение в очной аспирантуре ГМПИ (ныне — РАМ) имени Гнесиных (научный руководитель — доктор искусствоведения, профессор Л. Б. Дмитриев), в 1983 году успешно защитил диссертацию и получил ученую степень кандидата педагогических наук.
Педагогическую деятельность начал в 1980 году в Москве в Государственном заочном педагогическом институте (ныне — Московской государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова), где несколько лет заведовал вокальным отделением. С этого же года стал работать в ГМПИ — РАМ имени Гнесиных на кафедре сольного пения.
С 2002 года — профессор РАМ имени Гнесиных. За время педагогической деятельности подготовил 82 выпускника, которые успешно работают в оперных и музыкальных театрах, солистами филармоний и концертных организаций, занимаются педагогикой. Четверо из них получили почетные звания народных и заслуженных артистов РФ, одна выпускница — заслуженная артистка Республика Абхазия, более половины стали лауреатами всероссийских и международных вокальных конкурсов и фестивалей, многие работают педагогами в музыкальных училищах и ВУЗах.
Среди выпускников класса, солисты театров и филармоний, лауреаты международных и всероссийских конкурсов и фестивалей: Г. Каменный, Т. Ханенко, Л. Ерохина. Э. Борейко, И. Чернов, И. Гуреев, А. Данилов, К. Симонов, И. Кожинов, М. Дядиченко, О. Семенова. Е. Ольховская, З. Аретова, С. Тарасов, С. Самойлов, Л. Просвирякова, Л. Юрьева, Н. Асриян, В. Федоткин, О. Головлева, И. Гадаева, К. Эшба, Е. Долгашева, Т. Крюков, Е. Тарусова, З. Кабардокова, Гандболд Энхнаран и др.
Одновременно с работой в РАМ имени Гнесиных М. С. Агин шесть лет работал профессором-консультантом на кафедре сольного пения в Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки, трижды выезжал в Южную Корею, где в Сеульской KBS консерватории вел класс сольного пения; проводил мастер-классы во Франции, Китайской народной республике.
М. С. Агин занимается большой научно-методической и исследовательской деятельностью. Он является автором 195 опубликованных работ (книги, статьи, программы, учебные пособия, нотные сборники, хрестоматии вокально-педагогического репертуара и др.).
Среди них:
- Агин М. С. «Вокально-энциклопедический словарь» в 5 томах. М., 1993-1995. (в 1996 году газета «Музыкальное обозрение» признала его лучшей книгой года в мире музыки; в настоящее время словарь выложен в интернете);
- Некоторые аспекты становления и развития мирового вокального искусства // Национальные вокальные школы России: Методические рекомендации. М. «Чебоксары: Министерство культуры РФ, 2001;
- Природа певческого голоса и его особенности // Вокальное образование начала XXI века. Материалы научно-практической конференции, посвященной пятилетию вокального ф-та МГУКИ. М., 2004. С. 46-56;
- Агин М. С. Вокальная школа Российской академии музыки имени Гнесиных (2004, монография);
- Агин М. С. Основы вокальной методики. Примерная программа дисциплины. М., 2004;
- Агин М. С. Репертуарная вокальная энциклопедия: Арии. М., 2007, 2019;
- Агин М. С. Репертуарная вокальная энциклопедия: Романсы и песни. М., 2007;
- Агин М. С. О роли фальцетно-микстовой манеры пения при формировании смешанного голосообразования // Вопросы вокального образования. — М., 2007. С. 114-125;
- Агин М. С. О связи теории с практикой в области вокальной педагогики // Современные проблемы музыкальной педагогики высшей школы. III выпуск. М., 2008. С. 27-34;
- Агин М. С. Основные недостатки голоса и причины, их породившие (из опыта педагогической работы) // Вокальное образование начала XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции вокального отделения Института музыки. Вып. 6. — М., 2009;
- Агин М. С. Мастера вокального искусства (2010) [книга];
- Агин М. С. Развитие вокальной техники // Голос и речь. 2010. № 2 (2). С. 29-37;
- Агин М. С. Современная система вокального образования — цели и задачи // Вопросы вокального образования. — М., Воронеж, 2011. С. 3-10;
- Агин М. С. Об эталоне звучания певческого голоса // Вопросы вокального образования. — М.-СПб, 2012. С. 39-45;
- Агин М. С. О произношении в пении // Вопросы вокального образования. — М.-СПб, 2012. С. 39-45;
- Агин М. С. Основные недостатки певческого голоса и речи и пути их преодоления (из опыта педагогической работы) // Профессиональная подготовка вокалистов: проблемы, опыт, перспективы. Сб. научных трудов. Вып. 4. М., 2012. С. 71-84;
- Агин М. С. О работе дыхания в пении // Вопросы вокального образования. — М.-СПб, 2013. С. 41-48;
- Агин М. С. Профессиональная подготовка современного оперного певца в образовательных организациях среднего и высшего звена // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2013. № 4 (7). С. 81-89;
- Агин М. С. «Ведущие педагоги-вокалисты Российской академии музыки имени Гнесиных», посвящена 70-летию РАМ имени Гнесиных. (2014, монография);
- Агин М. С. Развитие певческого голоса (теория и практика). М., 2015, 2021. (Уч. пособие);
- Агин М. С. Опора звука — основа звуковедения // Вопросы вокального образования. Вып. 44. — М.-СПб, 2017. С. 187-194;
- Агин М. С. Мышечные, резонаторные и дыхательные ощущения // Голососберегающие технологии: клинические, гигиенические и педагогические аспекты // Сборник трудов. М., 2017. С. 5-9;
- Агин М. С. А. П. Зданович «Некоторые вопросы вокальной методики». Диалоги с мастером // Страницы истории научно-творческих школ Ростовской консерватории. Диалог поколений. Ростов-на Дону, 2017. С. 254-263;
- Агин М. С. Опора звука — основа звуковедения // Вопросы вокального образования. — М.-СПб, 2017. С. 187-194;
- Агин М. С. Научно-педагогические взгляды профессора Л. Б. Дмитриева (К100-летию со дня рождения) // Перспективы развития вокального образования. М., 2017. С. 54-66;
- Агин М. С. Творческий путь великой камерной певицы Зары Александровны Долухановой (к 100-летию со дня рождения) Вопросы вокального образования. — М.-СПб, 2018. С. 80-87;
- Агин М. С. «...В звучности голоса есть что-то царственное (к 80-лнтию И. П. Богачевой) // Вопросы вокального образования. — М.-СПб, 2019. С. 18-24;
- Агин М. С. Проблема воспитания оперного певца // Опера в музыкальном театре: История и современность. Т. 3. — М., 2019. С. 127-137;
- Агин М. С. Из Истории развития русского оперного искусства // Вопросы вокального образования. Сб. научных трудов. — М.-СПб, 2020. С. 109-119;
- Агин М. С. Педагогическая деятельность профессора Г. Г. Адена (Воспоминания ученика) // Гнесинские педагогические школы: история и современность. М., 2020. С. 85-97;
- Агин М. С. Работа гортани в пении // Вопросы вокального образования. — М.-СПб, 2021. С. 70-77;
- Агин М. С. Педагогические идеи и принципы Н. И. Сперанского // Гнесинские педагогические школы: история и современность. М., 2022. С. 177-187;
- Агин М. С. Феномен Шаляпина и вокальное искусство XXI века (к 150-летию со дня рождения) // Вопросы вокального образования. Сб. научных трудов. — М.-СПб, 2023. С. 3-18;
- Агин М. С. Певческий голос, как барометр духовной и психической жизни человека // Вопросы вокального образования. Сб. научных трудов. — М.-СПб, 2023. С. 88-105;
- Агин М. С. Значение темпо-ритма в певческом процессе // Вопросы вокального образования. Сб. научных трудов. — М.-СПб, 2023. С. 138-150.
Профессор М. С. Агин является автором-составителем и редактором 42 научно-методических сборников.
Среди них:
- «Перспективы развития вокального образования»;
-
«Подготовка певца-профессионала»;
-
«Вопросы вокального образования» (некоторые выпуски подготовлены с участием известных музыкальных деятелей, среди которых — Л. Дмитриев, Н. Шпиллер, А. Алексеев, А. Малинковская, Л. Ярославцева, Ю. Барсов и др.).
С 1980 года М. С. Агин — член Совета по вокальному искусству при Министерстве культуры РФ. За это время подготовил и провел 25 Всероссийских научно-методических конференций (автор-составитель сборников научно-методических материалов вокальных конференций). Ежегодно выступает на разных вокально-методических конференциях и совещаниях, дает мастер-классы и открытые уроки (РФ, Корея, Финляндия, Китай и др.), оказывает методическую помощь.
На протяжении многих лет профессор М. С. Агин ежегодно приглашается в качестве председателя ГЭК консерваторий (Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Чебоксары, Уфа, Астрахань, Казань, Петрозаводск, Владивосток, Краснодар и др.), неоднократно входил в состав Государственных аттестационных комиссий по проверке деятельности консерваторий и музыкальных училищ.
Более 100 раз был членом жюри и председателем ряда Международных и Всероссийских вокальных конкурсов и фестивалей, проходивших в Италии, Финляндии, России — Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Нальчике, Владимире, Волгограде, Чебоксарах, Владивостоке и других городах и странах.
М. С. Агин является организатором проведения Международного конкурса вокалистов имени Наталии Шпиллер «Шедевры русской музыки», который проводится ежегодно с 2014 года на базе РАМ имени Гнесиных.
На кафедре проводит ежегодные конференции-семинары для педагогов Москвы и Московской области, внутривузовский конкурс «День Победы».
Являясь автором проекта «Мастера вокального искусства», М. С. Агин несколько лет знакомил москвичей с мастерами вокального искусства, выдающимися певцами и педагогами кафедры сольного пения РАМ имени Гнесиных (А. Эйзен, З. Долуханова, Н. Шпиллер, Г. Олейниченко, Е. Белов, Н. Юренева, С. Хромченко и др.) Девиз проекта — «Наши новации в наших традициях».
М. С. Агин — ответственный секретарь Совета по вокальному образованию при Министерстве культуры РФ (с 1980), с 1996 года — член президиума Российской общественной академии Голоса, стоял у истоков создания Междисциплинарного научно-практического журнала «Голос и речь».
В 2014 году профессор М. С. Агин вошел в состав координационного Совета по музыкальному образованию при МК РФ.
С 2022 года сопредседатель Совета по вокальному искусству РФ.
В 2017 году за выдающийся вклад в развитие музыкального искусства награжден Дипломом Международного союза музыкальных деятелей.