- После окончания Омского музыкального училища имени В.Я.Шебалина (класс Н.В. Статкевич) с 2000 по 2005 учился в РАМ имени Гнесиных на кафедре хорового дирижирования (класс доцента Е.Н.Байковой).
- После окончания академии в 2005 году поступил в аспирантуру, которую окончил в 2008 году.
- В ноябре 2008 года защитил кандидатскую диссертацию на тему «Хоровое творчество Арнольда Шёнберга» (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Т.В.Цареградская).
- В 2016 году защитил докторскую диссертацию на тему «Л. Ноно, Б. Мадерна, Л. Берио: пути развития итальянской хоровой музыки во второй половине XX века».
- Ученый секретарь Ученого совета РАМ имени Гнесиных с 2013 по 2019 гг.
- Проректор по стратегическому развитию профессионального музыкального образования РАМ имени Гнесиных с 2017 по 2019 гг.
- Член редколлегии научно-аналитического журнала «Дом Бурганова. Пространство культуры».
- Заместитель председателя федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по УГСН 53.00.00 Музыкальное искусство с 2016 года.
- Заместитель председателя Координационного совета Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по области образования «Искусство и культура» с 2020 года.
- Эксперт Рособрнадзора по проведению аккредитационной экспертизы организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
- В 2018 году удостоен звания Лауреата Премии Правительства Российской Федерации в области культуры за создание научно-творческой лаборатории современной хоровой музыки.
- В 2020 году присвоено звание «Почетный работник сферы образования Российской Федерации».
- Награжден Благодарностью Министра культуры Российской Федерации (2015 год).
- Награжден Почетной грамотой Министерства культуры Российской Федерации (2021 год).
- Награжден юбилейной Медалью «95 лет Военному университету» (2014 год).
- Награжден Медалью имени С.Я. Батышева Российской академии образования (2020 год).
- Награжден Медалью Федерального казначейства Российской Федерации «За содействие» (2022 год).
- Награжден юбилейной Медалью «В память 350-летия Нижегородской епархии» (2023 год).
- Награжден Специальным дипломом Постоянного Комитета Союзного государства России и Беларуси «За творческое воплощение идей дружбы народов Беларуси и России» (2023 год).
- В 2019 году Приказом Министерства культуры РФ №04-КФ-301019 от 30.10.2019 назначен ректором РАМ имени Гнесиных на основании протокола Общего собрания (конференции) научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся ФГБОУ ВО «Российская академия музыки имени Гнесиных» №1 от 29.10.2019.
- На кафедре хорового дирижирования РАМ имени Гнесиных преподает с 2009 года.
Ансамбль современной хоровой музыки «Altro coro»
В 2010 году силами студентов кафедры А.С.Рыжинский организовал Ансамбль современной хоровой музыки «Altro coro» c целью пропаганды хоровых и вокально-ансамблевых сочинений XX и XXI веков. За недолгое время своего существования ансамбль успел наработать интересный концертный репертуар, в который вошли сочинения А.Шёнберга, С.Губайдулиной, А.Пярта, Л.Даллапиккола, Л.Берио, К.Штокхаузена, Х.Холлигера, Дж.Тавенера, Г.Свиридова, И.Мациевского, В.Кикты, А.Шнитке.
Большинство представленных сочинений исполнялись в России впервые.
Ансамбль является лауреатом Всероссийских и международных конкурсов.
Среди побед коллектива
- «Золотой диплом» (I премия) конкурса-фестиваля современной хоровой музыки «Canti veris Praga» (Чехия, 2012 год) в номинации «Камерные хоры»;
- «Золотой диплом» (I премия) IV Международного конкурса-фестиваля хоровой музыки имени А. Брукнера (Австрия, 2013 год);
- «Гран-При» конкурса-фестиваля современной хоровой музыки «Canti veris Praga» (Чехия, 2012 год);
- «Гран-При» XXIX Международного хорового конкурса-фестиваля имени Ф. Шуберта (Австрия, 2014 год);
- «Золотой диплом» и звание победителя в номинации «Камерные хоры» IX Международного хорового конкурса-фестиваля имени И. Брамса (Германия, 2015 г.);
- Звание Чемпиона IX Всемирных хоровых игр в номинации «Камерные хоры» (Россия, г. Сочи, 2016 г.);
- Гран-При европейского конкурса чемпионов «Grand Prix of Nations» в номинациях «Камерные хоры» и «Современная музыка» (Германия, г. Берлин, 2017 г.).
- Две золотые медали X Всемирных хоровых игр в номинации «Камерные хоры» и «Современная хоровая музыка» (ЮАР, г. Претория, 2018 г.);
- Гран-При европейского конкурса чемпионов «Grand Prix of Nations» в номинации «Духовная музыка a cappella» (Швеция, г. Гетеборг, 2019 г.).
Коллектив имеет дипломы и благодарственные письма Министерства культуры РФ, мэра Москвы С.С.Собянина, администраций московских музеев (среди них Музеи московского Кремля, музей современного искусства «Дом Бурганова»).
Хормейстерскую и педагогическую деятельность А.С.Рыжинский сочетает с исследовательской работой. Его интересы связаны с изучением хоровой фактуры и тембрики в сочинениях зарубежных композиторов второй половины XX века.
А.С. Рыжинский – автор двух монографий «Хоровое творчество Арнольда Шёнберга». Монография. – М., 2010, «Хоровая музыка послевоенного авангарда: Италия, Германия, Франция». – М., 2021, четырех учебно-методических пособий: «Итальянская хоровая музыка (1930 – 1990 гг.): Очерки». – М., 2014, «Преподавание хоровой литературы в музыкальном колледже». – М.,2014, «“История хоровой музыки” как профильная дисциплина в вузовском курсе подготовки дирижера-хормейстера». – М., 2019, «Современная хоровая музыка» (в соавторстве с Д.И. Морозовым и М.С. Чихачевым). – М., 2022, а также более 60 статей.
Среди них:
- Рыжинский А.С. «Шёнберг и Каббала: возможные точки соприкосновения» // Музыка и время. 2007. №3. С.14–18;
- Рыжинский А.С. «Хоровая музыка Арнольда Шёнберга: специфика работы композитора с вокальными тембрами» // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2008. №1. С.225–235;
- Рыжинский А.С. «Реально ли петь атональное? (Пути решения проблем интонирования атональной хоровой музыки Арнольда Шёнберга)» // Хоровое исполнительство / РАМ им. Гнесиных: Сборник трудов 182. М., 2011;
- Рыжинский А.С. «Понятие “Единство” как концептуальная основа организации “Coro” Л. Берио» // Музыковедение, 2012. №8. С.10–18;
- Рыжинский А.С. «“Слой пыли на наших плечах”: диалоги прошлого и настоящего в “Криках Лондона” Л. Берио» // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии. Материалы XI Международной научной конференции 29-31 октября 2012 года. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2013. С.90–103;
- Рыжинский А.С. Преобразование хоровой звучности в сочинениях Л. Ноно 1950-х годов // Музыковедение. 2013. №7. С.3–10;
- Рыжинский А.С. « “Al gran sole carico d’amore” Л. Ноно как образец сценического действа» // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2014. №2. С.42–56.
- Рыжинский А.С. Звукосмысловые игры: слово и музыка в «Симфонии» Лючано Берио // Музыка и время. 2015. №1. С.39–47.
- Рыжинский А.С. Фонетика как тембровая детерминанта в вокально-ансамблевых и хоровых сочинениях Л. Ноно, К. Штокхаузена, М. Кагеля и Д. Лигети рубежа 1950 – 1960 годов // Музыка и время. 2016. №10. С.38–44
- Рыжинский А.С. “Ein feste Burg ist unser Bach”: Кагель в диалоге с Бахом // Вестник Академии русского балета имени А.Я. Вагановой. 2017. №4. С.132–144
- Ryzhinskii A.S. Characteristics of Choral Writing of György Ligeti’s Late Work // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия Искусствоведение. 2018. Том 8. Выпуск 4. С. 578 – 592
- Рыжинский А.С. От «Gesang der Jünglinge» к «Carré»: рождение фонемной композиции в творчестве К. Штокхаузена // Музыка. Искусство, наука, практика. 2019. №2 (26). С.19-25
- Ryzhinskii A.S. The humanistic pathos of Iannic Xenakis’ choral musical legacy // Ars Inter Culturas. 2020. Vol.9. Pp. 81-93
- Рыжинский А.С. Включение современной системы российского музыкального образования в единое мировое образовательное пространство: миф или реальность? // Искусствоведение в контексте других наук в современном мире: параллели и взаимодействия: сборник трудов Международной научной конференции, 21-26 апреля 2019 года / Российская государственная библиотека. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2020. С.88-103.
- Рыжинский А.С. Кантаты Пьера Булеза в контексте основных тенденций развития хоровой композиции XXI века // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Искусствоведение. 2021. Т.11. №1. С.21-38
- Рыжинский А.С. «Утреня» Кшиштофа Пендерецкого: к вопросу о влиянии музыкальных традиций Православия // Проблемы музыкальной науки. 2022. №1. С. 71–82. и др.
- Рыжинский А.С. British Choral Music at the Turn of the 19th and 20th Centuries: the Phenomenon of the English Musical Renaissance // Проблемы музыкальной науки. 2023. №2. С. 53–67 и др.
Повышение квалификации
- 2021 год — курсы по теме: «Экономическая безопасность и противодействие коррупции»
- 2022 год — курсы по теме: «Сохранение педагогических и исполнительских традиций в области хорового искусства в XXI веке»