Выставка из фондов Мемориального музея-квартиры Ел.Ф.Гнесиной «Концертно-театральная жизнь в программах 1890-х – 1930-х годов»

Выставка продлится до 30 сентября 2018 г.


На выставке представлено 65 экспонатов – программы концертов и спектаклей. Большинство из них происходили в Москве, но есть и несколько петербургских, а также состоявшихся за границей – в Милане и Париже. Выбор программ определялся желанием представить, с одной стороны, события, связанные с участием легендарных артистов, а с другой стороны – достаточно редкие и ныне не слишком известные концерты и спектакли. 

Выставка состоит из четырех основных разделов. Два из них посвящены концертам – соответственно, 1898-1916 и 1917-1939 годов. Среди легендарных имен здесь – многие великие музыканты, представленные на  гастролях в Москве: это дирижеры А.Никиш и Э.Колонн, скрипачи П.Сарасате и Э.Изаи, пианисты И.Гофман, Л.Годовский и Э.д’Альбер, клавесинистка В.Ландовска, гитарист А.Сеговия… В послереволюционный период к ним добавляются и русские музыканты, приезжавшие на гастроли из эмиграции – Н.Метнер и С.Прокофьев. Не меньший интерес вызывают и концерты наших великих соотечественников: здесь можно увидеть и С.Рахманинова (выступающего и как дирижер, и как пианист, в том числе впервые исполняя свои Этюды-картины ор.39), и А.Брандукова, и К.Игумнова, и А.Нежданову, и «звездный» концерт к 50-летию Русского Музыкального Общества, в котором участвовали А.Глазунов, Л.Ауэр, А.Есипова, А.Вержбилович, И.Ершов. Программа цикла миланских концертов Ф.Бузони была подарена им своей ученице Ел.Ф.Гнесиной в Москве, где его гастроли состоялись непосредственно перед Миланом.

Что касается редких концертных событий, то среди них – весьма эпатирующая программа «Музыки новых созвучий» А.Аврамова, где известные музыканты демонстрируют «ультрахроматическую гармонию» 48 тонов в октаве, четвертитоновые каноны на темы народных песен и многое другое, предваряемое лекцией директора филармонии Б.Красина о современных путях новой музыки коммунистического будущего: этот концерт состоялся в 1929 году. Некоторые программы напоминают нам об уже забытых музыкальных учебных заведениях: техникумах имени А.Ярошевского и А.Глазунова, успешно работавших в Москве в 1920-е годы.

Большая часть экспонируемых театральных программ хранится в личном архиве З.И.Финкельштейна – первого директора Спецшколы-десятилетки имени Гнесиных (тогда как основная часть концертных программ – в архиве Ел.Ф.Гнесиной). Здесь также можно долго наслаждаться чтением легендарных имен в программах «императорских театров»: в Малом – Ермолова, Южин, Ленский, Садовская, Яблочкина, Пашенная, Остужев, в Большом – певец Хохлов, балерины Гельцер и Кандаурова… Не менее впечатляют и составы двух спектаклей Художественного театра – «Иванов» Чехова и «Дети солнца» Горького, где мы находим Качалова, Станиславского, Книппер-Чехову, Москвина, Леонидова и других великих артистов. Однако не менее интересно познакомиться с редкими свидетельствами спектаклей, известных далеко не всем, но представляющих большой исторический интерес: это гастроли знаменитой певицы М.Гальвани и уникальной японской артистки Ганако-Оота, представления театра-кабаре «Кривое зеркало» и труппы братьев Адельгейм, а также редкие названия в репертуаре Большого и Малого театров: «Волшебное зеркало» Корещенко, «Саломея» Уайльда и «Электра» Гофмансталя.

Наконец, большой раздел выставки посвящен тем событиям в концертно-театральной жизни, которые были связаны с творчеством семьи Гнесиных и близких ей музыкантов. Здесь имеются самые разные программы: концерт студентов Московской консерватории под управлением директора В.И.Сафонова из серии регулярных благотворительных концертов в пользу нуждающихся студентов – и консерваторский спектакль, включающий «Орфей» Глюка и «Тайный брак» Чимарозы, с участием замечательной певицы (тогда студентки) Е.Збруевой; это и благотворительный концерт в Туле с участием Ел.Гнесиной и певицы А.Книппер, и «Реквием» Моцарта в исполнении великолепного хорового коллектива – Московской симфонической капеллы под руководством В.А.Булычёва с участием Ел.Гнесиной. Целый ряд программ рассказывает об исполнении выдающимися артистами произведений М.Гнесина, в том числе – о премьере симфонического дифирамба «Врубель» певицей Н.Забелой-Врубель с оркестром под управлением А.Зилоти.  Много здесь и различных выступлений учащихся Училища и Школы Гнесиных в период 1898-1934 годов. Если их ранние программы привлекают внимание художественным оформлением, то в более поздних (например, в программах концертов, проходивших в Зале имени Моцарта, надолго забытом, но ныне восстановленном в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко) интересно почитать имена будущих известных музыкантов, тогда начинавших свой путь, а также узнать о полноценных оперных спектаклях, постоянно ставившихся силами учеников под руководством режиссера В.Книппер-Нардова.