Васильев Юрий Вячеславович

Кандидат искусствоведения
Доцент

Должность: доцент
Ученая степень: кандидат искусствоведения
Ученое звание: доцент
Общий стаж работы: 43 года
Стаж работы по специальности: 35 лет
Преподаваемые дисциплины: «Архивно-библиографическая практика», «История музыки», «История музыки (зарубежной, отечественной)», «История русской музыки», «Источниковедение и текстология», «Методика преподавания профессиональных дисциплин», «Научно-исследовательская работа», «Педагогическая практика», «Музыкальная текстология и источниковедение», «Педагогическая практика».
Реализация дисциплин в рамках образовательных программ:  53.03.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство,  53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство, 53.03.03 Вокальное искусство, 53.04.02 Вокальное искусство, 53.04.04. Дирижирование, 53.04.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство, 53.04.01 Музыкально-инструментальное искусство, 53.05.05 Музыковедение, 53.05.06 Композиция.
Наименование направления подготовки и специальности: Музыковедение

Педагог, музыковед.

В 1973 закончил Псковское музыкальное училище (главные педагоги — И.М. Образцова (Лотман), Л.А. и И.С. Мальмберг), в 1978 — Ленинградскую консерваторию, в 1985 — аспирантуру (научный руководитель в консерватории и аспирантуре — Е.А. Ручьевская).
Педагогическую деятельность начал в 1977 году в Ленинградском музыкальном училище им. Мусоргского. Затем работал в Казанской консерватории и Тверском государственном университете.
В 1987 в Ленинградской консерватории защитил кандидатскую диссертацию «Становление художественного текста в творчестве П.И. Чайковского (на материале рукописей произведений 1890-х годов)».

С 1994 работает в РАМ имени Гнесиных на кафедре истории музыки (с 1999 — доцент). Ведет курсы «История отечественной музыки» (XIX — начало XX столетий) у музыковедов и исполнителей, спецкурс «Музыкальное источниковедение и текстология» у музыковедов (специалитет и бакалавриат), Методику преподавания музыкальной литературы (ИТК, все профили), архивную и педагогическую практику (у них же), спецкласс, руководит написанием магистерских диссертаций.
За время работы класс по специальности закончили 11 человек, написаны и защищены 4 аттестационных работы у аспирантов-исполнителей (Морковина, Котнова, Сайкович, Палазник) и 8 магистерских диссертации.
Круг основных научных интересов — русская музыка XIX — начала XX столетий и проблемы источниковедения и текстологии.
Являлся участником создания учебно-методических пособий для преподавателей и учащихся ДМШ, ДШИ и музыкальных училищ (колледжей) по музыкальной литературе: автор учебно-методических комментариев к аудиовизуальным клавирам опер «Снегурочка», «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила». М.: МИД Ландграф, 2007. 3,88 п.л.

Основные научные публикации:

  1. Этапы творческой работы П.И. Чайковского над произведениями 1890-х годов: (на основе текстологического анализа рукописей) // П.И. Чайковский. Наследие: [Сб. науч. статей]. СПБ, 2000. Вып. 2;
  2. Интонационный отбор в творческом процессе М.И. Глинки: На примере материала оркестровых произведений // Процессы музыкального творчества [Текст] / РАМ имени Гнесиных; ред.-сост. Е.В. Вязкова. М.: РАМ им. Гнесиных. Вып. 6: Сборник трудов № 162 / РАМ имени Гнесиных. 2003;
  3. Рахманинов и символизм: статья // Музыкальная академия. 2008. № 4;
  4. К реконструкции «Характерных танцев» П.И. Чайковского: статья // Процессы музыкального творчества: сб. трудов. Вып. 11. М.: РАМ им. Гнесиных, 2010;
  5. «Музыка эпохи» в юношеских сочинениях П.И. Чайковского (на примере «Анастасия-вальса») // Екатерина Александровна Ручьевская. К 90-летию со дня рождения: сб. статей / СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова. СПб, 2012;
  6. Парадоксы Второй симфонии Чайковского // Екатерина Александровна Ручьевская. К 90-летию со дня рождения: сб. статей / СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова. СПб, 2012;
  7. Феномен «Могучей кучки» в контексте русской музыкальной культуры середины 1850-х – 1860-х годов//Учёные записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2013. № 2;
  8. Элементы статистического метода при исследовании художественного стиля Чайковского (на примере романсовой музыки композитора) // Чайковский и XXI век: диалоги во времени и пространстве: материалы международной научной конференции / ВМОМК им. М.И. Глинки/ ред.-сост. А.В. Комаров. СПб, 2017.

Повышение квалификации:
2013 год – курсы по теме: «Инновационные подходы в преподавании исторических и теоретических дисциплин в учреждениях высшего профессионального образования».
2016 год – курсы по теме: «Профессионально-педагогическое общение как ресурс повышения качества образования»
2019 год – курсы по теме: «Охрана труда»