Кафедра теории музыки

О кафедре

Заведующая кафедрой:
Науменко Татьяна Ивановна
Почетный работник сферы образования РФ
Проректор по научной работе
Доктор искусствоведения
Телефон:
+7 (495) 691-66-42
Электронная почта:
Вебсайт:
Местонахождение:
ул.Поварская, дом 30-36 стр.3, 1 этаж, каб. 107
Название структурного подразделения

О кафедре:

Кафедра теории музыки была образована в год основания института (1944), ее возглавил С.С.Скребков — выпускник Училища имени Гнесиных и Московской консерватории. В Гнесинском училище С.С. Скребков занимался по фортепиано у Е.Ф.Гнесиной, по теории композиции —  у М.Ф. Гнесина и Р.М. Глиэра. Окончив Московскую консерваторию в 1930 году, С.С. Скребков вскоре защитил кандидатскую диссертацию. Докторскую диссертацию «Принципы музыкальной формы в их историческом возникновении» С.С. Скребков защитил в 1945 году. С.С. Скребков — ученый с мировым именем и разносторонними интересами, автор книг, учебников, статей, изданных во многих странах мира. Выдающийся вклад в музыкознание представляет его исследование «Художественные принципы музыкальных стилей» (М., 1973). В институте он вел курсы гармонии, полифонии, руководил индивидуальным классом студентов и аспирантами. Среди его учеников Ф.Г.Арзаманов, В.А.Кириллова, В.А.Серединская, С.З.Трубачев. Под его руководством Ф.Г.Арзамановым и Е.В.Назайкинским, будущими видными учеными и в дальнейшем заведующими кафедрами Гнесинского института и Московской консерватории, были написаны и защищены первые в институте кандидатские диссертации.

В 1958 году в результате объединения кафедр теории музыки и композиции возникла теоретико-композиторская кафедра.

В первые годы работы института в состав кафедры теории музыки вошли опытные педагоги Училища имени Гнесиных: Е.В.Давыдова — видный специалист в области сольфеджио, автор методики преподавания этой дисциплины, а также учебников и пособий. П.Г.Козлов — специалист широкого профиля, выдающийся педагог в разных сферах теоретического образования; О.Л.Скребкова, которая вела курсы гармонии на исполнительских факультетах и, совместно с С.С.Скребковым, индивидуальные занятия по полифонии у музыковедов (1949-1963); Л.Г.Векслер, которая окончила в свое время  Гнесинское училище и вела теоретические предметы на общих курсах института и училища.

Работали на кафедре и педагоги, ранее не связанные с гнесинскими учебными заведениями. Несколько лет курс анализа и истории теоретических систем читал Л.А.Мазель — выдающийся ученый, профессор Московской консерватории. Работал на кафедре и другой выдающийся ученый Ю.Н.Тюлин — доктор искусствоведения, профессор. Под его руководством защитили диссертации педагоги кафедры Н.С.Гуляницкая и И.А.Истомин. Лекционный курс и практические занятия по гармонии, а также курс анализа и методику преподавания вел В.О.Берков, научный руководитель многих аспирантов. Его аспирантский класс окончили будущие профессора многих вузов: М.А.Этингер (Астрахань), Л.А.Карклиньш (Рига), З.И.Глядешкина (РАМ имени Гнесиных), Е.Д.Ершова (Саратовская консерватория) и другие.

В 50-е годы на кафедре появилось много талантливых и опытных педагогов. Среди них И.А.Марголина, которая вела курсы гармонии и сольфеджио на исполнительских факультетах; она же сменила С.С.Скребкова на посту декана; В.А.Таранущенко — педагог с огромным опытом, создавшая уникальную систему преподавания гармонии по методике А.С.Аренского. Специальный курсы гармонии вел А.Ф. Мутли. Долгие годы курс гармонии на общих и специальных курсах, а также методику преподавания музыкально-теоретических дисциплин, полифонию в вузе и училище преподавал А.А.Степанов, выпускник Гнесинского училища и Московской консерватории по классу И.В.Способина. В индивидуальном классе А.А.Степанов подготовил огромное количество (более 60) учеников-теоретиков, среди которых А.В.Ивашкин, члены кафедры теории музыки Т.Е.Лейе, Т.А.Енько, И.А.Истомин, Т.Н.Красникова, Е.С.Дерунец, многочисленные преподаватели теоретических кафедр и отделов отечественных вузов, училищ, школ-десятилеток.

В конце 60-х годов А.А.Степанов возглавил кафедру гармонии и сольфеджио. За годы существования кафедры ее статус значительно изменился. Если в начальные годы она напрямую «отвечала» только за педагогические, методические проблемы конкретных учебных дисциплин (теория музыки, гармония, сольфеджио, методики преподавания), то впоследствии постепенно стали осваиваться более широкие музыковедческие проблемы — стиля, содержания, музыкальных жанров, истории теоретических систем и многие другие.

В 1973 году заведующим кафедрой стал Ю.Н.Рагс, известный музыковед, доктор искусствоведения, профессор, автор статей и исследований по проблемам теории музыки, акустики, эстетики, методики и педагогики. Под руководством кафедры, прежде всего, усилиями П.В.Лобанова и Ю.Н.Рагса в начале 70-х годов была организована лаборатория технических средств обучения и открыт единственный в нашей стране класс, получивший название АКМО – автоматизированный класс музыкального обучения. АКМО позволял в условиях группового обучения сольфеджио добиваться повышения индивидуальных показателей в развитии слуха, навыков записи диктанта. Было создано много тембровых диктантов, пособий по слуховому анализу, заданий для заочников. В АКМО работали Т.А.Енько, Ю.П.Гонтаревская, О.Л.Берак. Научным руководителем лаборатории была Е.В.Давыдова.

В 1979 году кафедру возглавила Н.С.Гуляницкая – выдающийся ученый, в немалой степени способствовавший развитию научного потенциала кафедры. За годы ее руководства практически все члены кафедры защитили кандидатские и докторские диссертации; были написаны первые учебники и учебные пособия по важнейшим вузовским дисциплинам. Учебники по гармонии Н.С.Гуляницкой и Л.С.Дьячковой, материал которых охватывает период c IX по XXI век, прочно вошли в практику всех музыкальных вузов страны.

Коллектив кафедры объединяет специалистов со степенями докторов и кандидатов наук не только в сфере конкретных учебных дисциплин, но и различных важных областей музыковедения. Именно поэтому изменилось название – кафедра гармонии и сольфеджио вновь стала кафедрой теории музыки в соответствие с широким кругом вопросов, связанных с ее деятельностью.

Члены кафедры теории музыки всегда активно участвовали не только в деятельности своего вуза, но и в системе музыкального образования всей страны, в частности, в процессе создания и развития новых учебных заведений (вузов и училищ). Так, в 60 – 70-е годы ее выпускники работали в Уфе и Благовещенске в создававшихся новых вузах, укрепляя также деятельность местных музыкальных училищ.

Активная деятельность кафедры за все эти годы успешно направлялась ее руководящим составом — докторами наук С.С.Скребковым, Ю.Н.Рагсом, Н.С.Гуляницкой, Т.И.Науменко.
За последние годы кафедра была инициатором и организатором ряда международных и всероссийских конференций, в числе которых:

Христианская культура: прошлое и настоящее (2001);
Музыкальное образование в контексте культуры (каждые два года);
Музыковедение к началу века (каждые два года);
Исследования молодых музыковедов (ежегодно);
Михаил Иванович Глинка: тайны творчества, проблемы интерпретации (к 210-летию со дня рождения) (2014);
Музыкальная наука в XXI веке: пути и поиски. К 70-летию Российской академии музыки им. Гнесиных (2014).
На кафедре ежегодно издаются монографии, учебники и учебные пособия, сборники научных статей. Научные проекты кафедры неоднократно получали поддержку Министерства образования и науки РФ, Министерства культуры РФ, Российского гуманитарного научного фонда. Они запечатлены в следующих фундаментальных научных изданиях:
Гуляницкая Н.С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века (2002), Русская музыка: становление тональной системы XI – XX вв. (2005), Методы науки о музыке (2009), Музыкальная композиция: модернизм, постмодернизм (2014);
Науменко Т.И. Музыковедение: стиль научного произведения (2005), Текстология музыкальной науки (2013);
Дьячкова Л.С. Гармония в музыке ХХ века (2003), Гармония в западно-европейской музыке (IX – начало ХХ века) (2009);
Берак О.Л. Школа ритма. Ч. 1, 2, 3 (2003-2008);
Красникова Т.Н. Фактура в музыке ХХ века (2008), Музыкальная фактура в аспекте синтеза искусств (2012).

Музыкально-просветительская деятельность кафедры связана с организацией и проведением концертов в РАМ им. Гнесиных, ЦДУ при Российской Академии наук, ЦДА, участием ее членов в проектах Правительства Москвы, организации международных фестивалей за рубежом по линии контактов с Союзом композиторов России, постпредствами в г.Москвы, МГК им. Чайковского, Союзом православных деятелей России и Московским Патриархатом.

Преподаватели

Науменко Татьяна Ивановна
Почетный работник сферы образования РФ
Заведующая кафедрой
Проректор по научной работе
Доктор искусствоведения
Алкон Елена Мееровна
Доктор искусствоведения
Профессор
Гуляницкая Наталья Сергеевна
Заслуженный работник высшей школы РФ
Доктор искусствоведения
Профессор
Красникова Татьяна Николаевна
Доктор искусствоведения
Профессор
Алпатова Ангелина Сергеевна
Почетный работник высшего профессионального образования РФ
Кандидат искусствоведения
Доцент
Гундорина Анастасия Александровна
Кандидат искусствоведения
Доцент
Дерунец Елена Станиславовна
Кандидат искусствоведения
Доцент
Захарбекова Ирина Сергеевна
Кандидат искусствоведения
Доцент
Пантелеева Юлия Николаевна
Кандидат искусствоведения
Доцент
Преснякова Инга Александровна
Кандидат искусствоведения
Доцент
Глушаков Ярослав Владимирович
Кандидат искусствоведения
Старший преподаватель
Горбунова Мария Владимировна
Помощник проректора на научной работе
Преподаватель
Главный специалист Центра современных технологий в области науки, образования и педагогики

Новости

Международная научная конференция студентов и аспирантов «Исследования молодых музыковедов» – учреждена в 2008 году. Автором проекта является доктор искусствоведения, профессор, ...
Подробнее
[tab:2023] МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИКО-КОМПОЗИТОРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
СОВМЕСТНО С КАФЕДРОЙ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ ВСЕРОССИЙСКАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ...
Подробнее
[tab: 2022] Студенческое научно-творческое общество (СНТО) Российской академии музыки имени Гнесиных предлагает вам принять участие в XV Юбилейном сезоне ...
Подробнее
ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ XXX МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ СТУДЕНТОВ
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА – 2020
Хваль Дарью Сергеевну - Лауреата ( ...
Подробнее
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
125 лет Российской академии музыки имени Гнесиных
при поддержке
Российского фонда фундаментальных ...
Подробнее
Дата проведения: 16 декабря 2019 г., 11:00 Место проведения: РАМ имени Гнесиных, дом Шуваловой Вход свободный Трансляция Проект «Современные стратегии ...
Подробнее
Даты проведения: с 30 октября по 2 ноября 2018 г. Место проведения: РАМ имени Гнесиных (Музыкальная гостиная Дома Шуваловой) Министерство культуры ...
Подробнее
Дата проведения: 10-11 апреля 2018г. Срок подачи заявок – до 31 марта 2018 года включительно. Место проведения: Российская академия музыки имени ...
Подробнее

Версия страницы для слабовидящих доступна по кнопке справа