Кафедра компьютерной музыки

О кафедре

Заведующий кафедрой:

Ульянич Виктор Степанович

Заслуженный деятель искусств РФ
Кандидат искусствоведения
Профессор
Телефон:

+7 495 695-80-22

Электронная почта:
Местонахождение:
ул.Поварская, дом 30-36 стр.1, 1 этаж, каб. 7
Название структурного подразделения

О кафедре:

К концу 90-х годов в музыкальных вузах России назрела необходимость в подготовке и формировании специалистов нового типа: композиторов, звукорежиссеров, музыковедов и исполнителей, – владеющих всеми видами новейших музыкально-компьютерных технологий для успешной профессиональной деятельности. Выпускник, прошедший инновационный курс подготовки, должен получать несравнимо больший диапазон приложения творческих сил благодаря глубоким знаниям в области современных направлений художественной деятельности, в особенности в сфере компьютерной музыки.

Современные требования к музыкальному образованию предполагают гармоничное сочетание фундаментального классического обучения с новыми информационными технологиями. Важнейшая задача сегодня – подготовка специалистов высокого класса, способных работать по-новому и отвечать современным темпам взаимодействия в мировом музыкально-социальном организме, складывающемся на наших глазах.

Из истории развития компьютерной музыки в Российской академии музыки имени Гнесиных

По установившейся традиции Российская академия музыки имени Гнесиных является ведущим музыкальным вузом страны, в котором постоянно, систематически и целенаправленно внедряются новейшие технические средства обучения в учебный процесс, и ведется плодотворная научная работа в этом направлении.

Достаточно вспомнить Лабораторию Музыкальных Технических Средств Обучения (ЛМТСО) и Автоматизированный Класс Музыкального Обучения (АКМО), созданные и организованные в 60-70-х годах усилиями доцента института П.В.Лобанова. Им же составлена Программа для музыкальных вузов «Технические средства обучения», утвержденная Министерством культуры СССР 23 февраля 1979 года.

Ознакомление будущих музыкантов с дидактическими возможностями обучающей электронной техники того времени, с новыми условиями их профессиональной деятельности в студиях радио и телевидения, обучение студентов грамотному использованию аппаратуры позволяло определенному числу выпускников нашего вуза ежегодно работать в качестве звукорежиссеров или музыкальных редакторов. Естественным результатом расширения этой программы явилось впервые в нашей стране открытие в 1986 году новой специальности «Музыкальная звукорежиссура».

С появлением в СССР первых персональных компьютеров Государственный музыкально-педагогический институт (ГМПИ) имени Гнесиных был первым музыкальным вузом, в котором интенсивно велась научная работа в области музыкальной информатики и компьютерной музыки. С 1984 года теоретическое развитие идей компьютерной музыки, акустики, информатики в музыкальном творчестве, науке и образовании, а также их внедрение в музыкальную и педагогическую практику связано с деятельностью композитора, ученого, и педагога – Виктора Степановича Ульянича.

После окончания композиторского факультета в 1983 году В.С.Ульянич получил приглашение от ректората ГМПИ на работу в ЛМТСО. Позднее по ходатайству Министерства культуры СССР перед Академией Наук СССР и рекомендации академика Н.Н.Моисеева был направлен в аспирантуру Вычислительного центра АН СССР с научной темой «Музыкальная информатика и компьютерная музыка», впервые официально утвержденной в 1984 году.

В 1986 году В.С.Ульянич принимал активное участие в составлении учебных программ для звукорежиссеров и предложил впервые в нашей стране ввести дисциплину «Электронная музыка и инструменты» для звукорежиссеров. В 1987 году ЛМТСО была реорганизована в Лабораторию музыкальной информатики, которая некоторое время находилась под руководством профессора Ю.Н.Рагса. В 1989 году по просьбе Ю.Н.Бычкова, декана историко-теоретико-композиторского (ИТК) факультета, а также заведующего кафедрой композиции и инструментовки, профессора К.Е.Волкова, В.С.Ульяничем был написан первый вариант программы по компьютерной музыке для звукорежиссеров. С 1990 года В.С.Ульянич преподает курс дисциплин: «Электронная и компьютерная музыка» и «Музыкальная информатика» для композиторов и звукорежиссеров на ИТК факультете.

На рубеже 2000-2001гг необходимость организации Кафедры компьютерной музыки для всех стала очевидной. По инициативе В.С.Ульянича и при поддержке кафедры композиции и инструментовки, Совета ИТК факультета и ректората, решением Ученого Совета Академии от 3 июля 2001 года Кафедра компьютерной музыки была учреждена.

Необходимо отметить, что Кафедра компьютерной музыки исторически и генетически выросла из кафедры композиции и инструментовки. Идею В.С. Ульянича о необходимости создания новой кафедры активно поддерживали известные композиторы, в разные годы работавшие на кафедре композиции и инструментовки – Г.П.Дмитриев, А.А.Муравлев, а также ныне успешно преподающие профессора — К.Е.Волков, Г.В.Чернов.

Вначале основные направления деятельности кафедры были связаны с организацией систематического учебного процесса, направленного на освоение новейших средств компьютерной музыки, акустики, информатики с ориентацией на достижение творческих результатов; разработкой, написанием и изданием учебно-методических программ, учебников, пособий для обеспечения полноценного учебного процесса; организацией научных исследований, дипломных и диссертационных работ; созданием рабочей среды, объединяющей студентов-музыкантов различных специальностей, проявляющих интерес к использованию новейших компьютерных технологий в искусстве, с привлечением студентов немузыкальных вузов (программистов, конструкторов, художников и др.); организацией и проведением мастер-классов и стажировок для студентов и аспирантов других вузов (в том числе и зарубежных) на базе Академии и за ее пределами; организацией и проведением концертов, фестивалей, конференций; реализацией совместных научно-художественных проектов студентов Академии и других музыкальных и немузыкальных вузов; обменом информацией и установлением рабочих контактов с зарубежными центрами и студиями; расширением поля деятельности кафедры за счет распространения комплексной программы (рассматривая ее как базовую) для всех музыкальных специальностей с целью ее постепенной адаптации на всех иерархических уровнях образования: школа-училище-вуз.

За относительно небольшой период своего становления кафедра естественно и органично вошла в круг основных учебно-творческих подразделений Академии, развивая ее лучшие традиции и одновременно качественно обновляя учебно-методическую, творческую и научную работу. Компьютерный класс и Студия компьютерной музыки служат хорошей технической базой кафедре для обеспечения учебного процесса, а также проведения учебно-методической, научной и творческой работы с использованием средств мультимедиа, интернета, профессиональной аудио- и видеотехники.

Профессорско-преподавательский состав и инженерно-технический персонал кафедры обеспечивают высокопрофессиональную работу, направленную на выполнение учебных и творческих задач, указанных в ФГОС ВПО.

Кафедра компьютерной музыки сегодня

До 2011 года на кафедре студенты изучали три основных дисциплины – «Электронная и компьютерная музыка» (композиторы и звукорежиссеры), «Музыкальная акустика» (композиторы и музыковеды), «Музыкальная информатика» (все специальности, кроме менеджеров, у которых общая информатика), а также факультативный курс для композиторов «Интерактивное музицирование: электронный духовой инструмент». По данным дисциплинам впервые в отечественной практике были разработаны оригинальные учебные программы и методические руководства для студентов музыкальных вузов, написаны и частично опубликованы научные статьи и монография. Сочетание различных форм занятий – групповых (лекции и семинары по компьютерной музыке, акустике и музыкальной информатике) и индивидуальных (музыкальная информатика, интерактивное музицирование, компьютерное сочинение, компьютерная аранжировка), позволяло педагогам наиболее полно и адекватно передавать знания и практический опыт студентам.

Связь новейших технологий с традиционными дисциплинами и методиками дают практические результаты в творческой деятельности студентов еще на начальном этапе обучения, что позволяет им оперативно включаться в современную музыкально-профессиональную среду и способствует их востребованности. Так, уже ко второму курсу студенты всех специальностей умеют работать с музыкальным материалом в различных музыкально-компьютерных форматах (нотных, графических, звуковых, мультимедийных файлов). Студенты-композиторы выполняют профессиональные творческие заказы на создание музыки и аранжировки к спектаклям, аудиокнигам, кино- и телефильмам с применением средств компьютерной музыки, при этом нередко получают награды и премии за свои работы.

Творческие достижения студентов-композиторов в области компьютерной музыки и аранжировки были отмечены победой студентов-гнесинцев на IX Молодежных Дельфийских играх России, обладателей всего комплекта медалей. На кафедре уделяется большое внимание тому, как будущий музыкант будет применять полученные знания и умения в области музыкально-компьютерных технологий в своей основной профессиональной деятельности.

В 2011 году с момента введения в учебный процесс Академии образовательных программ бакалавриата и магистратуры и получением лицензии на право ведения указанной образовательной деятельности, кафедра стала основным организатором учебной и воспитательной работы по профессиональной подготовке бакалавров и магистров по направлению 073000.62 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» профиль «Компьютерная музыка и аранжировка». В 2009 году совместно с другими кафедрами ИТК факультета кафедра активно включилась в процесс подготовки первого варианта ФГОС ВПО, а также разработки учебных программ, планов и вступительных приемных требований по образовательной программе «бакалавриат и магистратура».

В настоящее время кафедра является одним из основных успешно развивающихся учебно-творческих структурных подразделений ИТК факультета Академии, принципиально новым объединением специалистов, ведущих одновременно педагогическую, научно-исследовательскую и творческую деятельность в соответствующей области.

Профессорско-преподавательский состав кафедры систематически участвует в различных мероприятиях от вузовского до международного уровня с широкой географией в качестве организаторов и учредителей фестивалей, концертов и мастер-классов;участников и докладчиков научных конференций и семинаров; оппонентов и рецензентов диссертаций и научно-методических работ; разработчиков госстандартов и примерных программ высшего образования; председателей и членов жюри музыкальных конкурсов; экспертов аттестационной экспертизы вузов.

Наиболее крупные и значимые творческие проекты кафедры:

Фестиваль «Композиторы Гнесинского дома», 2001-2004 гг, совместно с кафедрой композиции и инструментовки; Московский ежегодный фестиваль «Арфовое искусство России», 2004-2014 гг, совместно с Русским арфовым обществом, кафедрой арфы, виолончели и контрабаса; Московский музыкальный фестиваль «Светозвоны», 2012-2014 гг, совместно с Петровской академией наук и искусств: Х-й Московский фестиваль «Арфовое искусство России», посвященный воссоединению Крыма с Россией и 50-летию Русского арфового общества, проходивший в Севастополе, Симферополе, Ялте, Феодосии и Евпатории с 8-го по 13 октября 2014 года в рамках акции по поддержке музыкальной культуры Крыма и г. Севастополя деятелями искусств.

Основные перспективные направления деятельности кафедры – расширение сферы преподавания новых форм сочинения и исполнения на электронных инструментах: электронный духовой инструмент, электронный клавишный инструмент, терменвокс и др.; проведение федеральных конкурсов и фестивалей компьютерной музыки в младших, средних и старших возрастных категориях по направлениям: компьютерная композиция, компьютерная аранжировка, аудиовизуальная композиция, электронно-музыкальное исполнительство; развитие заочных (дистанционных) форм обучения по дисциплинам кафедры; развитие послевузовских форм обучения (научная или творческая аспирантура); развитие различных форм стажировки и повышения квалификации специалистов из других учебных заведений; создание материально-технических условий для развертывания научно-исследовательской и инженерно-технической работы по созданию новых оригинальных программных продуктов в области музыкального творчества; создание в Академии информационного и творческого Центра компьютерной музыки федерального значения.

Преподаватели

Ульянич Виктор Степанович
Заведующий кафедрой
Заслуженный деятель искусств РФ
Кандидат искусствоведения
Профессор
Кикта Валерий Григорьевич
Заслуженный деятель искусств РФ
Заслуженный деятель искусств Украины
Профессор
Пешняк Владимир Григорьевич
Заслуженный деятель искусств РФ
Профессор
Довгань Владимир Борисович
Заслуженный деятель искусств РФ
Доцент
Новикова Ксения Андреевна
Старший преподаватель
Аверин Василий Борисович
Инженер-акустик

Новости

Александр Саржант "СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА" для струнного оркестра, кларнета, арфы и ударных (2018). Исп. камерный оркестр "ВРЕМЕНА ГОДА" художественный руководитель и ...
Подробнее
Мировая премьера, 8 мая 2018, Рахманиновский зал МГК им. П.И.Чайковского. VI Международный открытый фестиваль искусств "Дню Победы посвящается..." Ирина Кайнова ...
Подробнее

Версия страницы для слабовидящих доступна по кнопке справа