Сниткова Ирина Ивановна

Кандидат искусствоведения
Доцент

Должность: доцент
Ученая степень: кандидат искусствоведения
Ученое звание: доцент
Общий стаж работы: 39 лет
Стаж работы по специальности: 37 лет
Преподаваемые дисциплины: «Полифония», «Художественные категории постмодернизма», «Актуальные проблемы современного музыкознания», «Анализ музыки второй половины XX –  нач. XXI вв». 

Наименование направлений подготовки и специальностей: 53.03.01 Музыкальное искусство эстрады, 53.03.02 музыкально-инструментальное искусство, 53.03.04 Искусство народного пения, 53.03.05  Дирижирование,  53.03.06  Музыкально – прикладное искусство, 53.04.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство, 53.05.02 Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором, 53.05.05 Музыковедение,   53.05.06  Композиция, 50.06.01 Искусствоведение.

Педагог, исследователь.

Окончила в 1977 году ГМПИ (ныне – РАМ) им.Гнесиных (класс профессора Ф.Г.Арзаманова) и в 1982 году аспирантуру (класс профессора Ю.К.Евдокимовой).
В 1986 году защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Новые принципы фактурной организации в современной музыке» (научный руководитель – Ю.К.Евдокимова).
С 1983 года преподает в ГМПИ-РАМ им.Гнесиных, где ведет курс полифонии для музыковедов и дирижеров академического хора, а также руководит дипломными работами и диссертационными исследованиями.
1987-1988 – руководитель СНТО, организатор цикла научных конференций «Искусство в современном обществе» для студентов творческих вузов Москвы, член Художественного совета Центрального Дома работников искусств.

Является одним из авторов программной концепции Международного фестиваля авангардной музыки  «Московский форум», проводимого Центром современной музыки МГК им.П.И.Чайковского (1995-2019).

Выступает на научных конференциях, в том числе международных – в РАМ им.Гнесиных, МГК им.Чайковского, Санкт-Петербургской консерватории им.Римского-Корсакова, в Веймарской высшей школе музыки им.Листа (Германия, 2001), Оксфордском и Лондонском университетах (Великобритания, 2002, 2012) и др.

Член Научного комитета Российского общества теории музыки.

Сфера научных интересов – музыка второй половины ХХ – ХХI века.  Основные направления исследований:

новые принципы полифонии  («Бах-Веберн. Ричеркар из “Музыкального приношения”: идея структурного контрапункта»; «Техника канона как инструмент деконструкции в Concerti Grossi А.Шнитке»); «Фрактальный контрапункт  в Quartetti brevi Сальваторе Шаррино»;

когнитивная анропология («Картина мира в зеркале музыкальной структуры»; «Кризис экзистенции: “Terminus” et cætera  Фараджа Караева (посвящение А.Ивашкину)»;

музыкальная феноменология и концептуализм («Феномен “радикальной чувствительности” в музыке Х.Холлигера», «Категория niente в творчестве С.Шаррино»; «Музыка идей и идея музыки в русском музыкальном концептуализме»);

криптография («Веберн. Симфония ор.21: лирическая или символическая геометрия?»; «Криптофония: “немое” слово и “говорящая” музыка [очерк идей московских криптофонистов»]).

Один из авторов (совместно с Т.В.Цареградской) аспирантского курса «Новые методологии гуманитарных исследований (Лексикон постмодернизма)», который проводится в МГК им. Чайковского с 2010 года.

С 1995 года ведет спецкласс. Ее выпускники (около 20 человек) ныне работают в России, на Украине и в Германии – в музыкальных учебных заведениях разного уровня, а также в российском Государственном НИИ искусствознания, в московских музыкальных музеях и СМИ.

Данные о публикациях, участии в конкурсах, конференциях, фестивалях и т.д. преподавателя:

а) научные работы:

  1. «В ожидании Страделлы»: элиминация главного героя в опере «Ti vedo, ti sento, mi perdo»(«Вижу тебя, слышу тебя, теряю себя») Сальваторе Шаррино // Опера в музыкальном театре: история и современность. Материалы Международной научной конференции, 11–15 ноября 2019 г. / ред-сост. И.П. Сусидко / Рос. акад. музыки. — Том 2. — М.: РАМ имени Гнесиных, 2019. — С.441- 450
  2. «Феномен niente в творчестве Сальваторе Шаррино» // Ученые записки РАМ им.Гнесиных, 2019 – №4 (31). – С. 22-28
  3. Лаудация Фараджу Караеву» // «Российский музыкант» , 2019, №1, с. 2
  4. Кризис экзистенции: “Terminus” et cætera Фараджа Караева (посвящение А.Ивашкину) // Музыкальная наука в контексте культуры: К 75-летию Российской академии музыки имени Гнесиных. – М.: Пробел-2000, 2018. – с. 339-349
  5. Russisch – Deutsche MusikAkademie //Российско-Немецкая музыкальная академия // Hrsg. Dieter Rexroth, Irina Snitkova. – Berlin: RCCR Projects, 2018. – 25 S. (на нем. и русск.яз.)
  6. Феномен «радикальной чувствительности» и формы его отражения в партитурах Хайнца Холлигера // Техника музыкального сочинения в разъяснениях автора. – Ред.-сост. Л.Л.Гервер.- М.:РАМ, 2016 – С.207-226.
  7. Новые методы гуманитарных исследований // Московская консерватория 1866–2016: Энциклопедия. – М: Прогресс-Традиция, 2016 – т.1.
  8. Opus magnum Фараджа Караева: фестиваль как единый художественный текст//7th Global Forum Baku 2015: United Nation Alliance of Civilizations //Mэdэniyyt.az 4 (302), 2016. C.46-50.
  9. Новые методы гуманитарных исследований // Московская консерватория 1866–2016: Энциклопедия. – М: Прогресс-Традиция, 2016 – т.1.
  10. Фарадж Караев: Мир глазами «постороннего» // Музыкальная жизнь. – 2014, №1.- С.50-51.
  11. Техника канона как инструмент деконструкции в Concerti Grossi А.Шнитке // Музыковедение в XXI веке. Россия-Германия: Диалоги и параллели: Сб. статей – М.: РАМ им. Гнесиных, 2014. – С.195-213.      
  12. Webern: Symphony opus 21: “Lyrical” or “Symbolic” Geometry? // Eighth European Music Analysis Conference (EUROMAC VIII). – Leuven, 17-20 September, 2014 /Abstracts. – P.347. – 0,1 п.л.
  13. Бах-Веберн. Ричеркар из «Музыкального приношения»: идея структурного  контрапункта [Электронный ресурс] // Музыкальная наука в едином культурном пространстве: III Международная интернет-конференция. 2015.20.02. URL: http://gnesinstudy.ru/?cat=9.
  14. Бах-Веберн. Ричеркар из «Музыкального приношения»: идея структурного   контрапункта // Ученые записки РАМ им.Гнесиных. – М.: РАМ им.Гнесиных, 2015. – №2. – С. 29-37.
  15. Opus magnum Фараджа Караева: фестиваль как единый художественный текст // Музыкальная академия. – 2015. – № 3. – С.47 – 51.
  16. Great Russia Myth and the Bolshoi Theatre: Russian History in the opera productions of the 2000s // (M)other Russia: Evolution or Revolution: Twenty Years Since Collapse of Communism. An Inter-Disciplinary Conference and Festival. – London: Institute of Musical Research, Goldsmiths University of London. -26-27 April, 2012 / ABSTRACTS – P.17.
  17. Russlands Musiklandschaft der 90er Jahre // Zwischen Macht und Freiheit: Neue Musik in der DDR. Hrsg. Michael Berg, Albrecht von Massow, Nina Noeske. Köln – Weimar – Wien: Bohlau-Verlag, 2004.- 127-140.
  18. Пейзаж после битвы: Музыкальный авангард России и Германии во второй половине ХХ века // Страницы музыкальной истории ХХ века: музыка второй половины ХХ века.Россия – Германия.- Центр современной музыки МГК им. Чайковского.- М., 2003.- С.2-17. В соавторстве с В.Тарнопольским (на русск. и англ.).
  19. Музыка идей и идея музыки в русском музыкальном концептуализме// Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее: Сб.тр.по материалам конференции 24-26 сентября 2002 г. – РАМ им. Гнесиных.- М., 2002.- С.158-169.
  20. «Немое» слово и «говорящая» музыка (очерк идей московских криптофонистов) // Музыка ХХ века. Московский форум: Материалы международных научных конференций: Научные труды МГК им. Чайковского.- Сб.25. – М.,1999.- С.98-109.
  21. Веберн. Симфония ор.21: «лирическая» или «символическая» геометрия?// «И свет во тьме светит». О музыке Антона Веберна. 1945 – 1995 : Научные труды МГК им. Чайковского. – Сб.21. – М., 1998.- С.117-134.
  22. От «движения по кругу» и «блужданий по лабиринту» до «восхождения внутрь»: к проблеме архетипа/кенотипа в композиционных структурах современной музыки // Современное искусство в контексте культуры: Всероссийская научно-практическая конференция.- Астрахань, апрель 1994.-С.10-11.
  23. Картина мира, запечатленная в музыкальной структуре (о концептуально-структурных парадигмах современной музыки) // Музыка в контексте духовной культуры: Cб. тр.- Вып. 120.- Гос.муз.-пед.ин-т им.Гнесиных.- М.,1992. – С.8-31.
  24. Звуковой материал современной музыки и некоторые аспекты теории фактуры // Фактура в системе музыкально-выразительных средств: Межвуз.сборник / Под ред. И.В.Ефимовой. – Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1991. – С.3 -23.
  25. О новых принципах фактурной организации в современной музыке //Автореферат дисс.на соиск. уч.степ. канд.иск. – Вильнюс, 1986. – 22С.
  26. Специфика «полифонической» структуры сверхмногоголосия // Современное искусство музыкальной композиции. – Гос.муз.-пед.ин-т им.Гнесиных. – М.,1985. – Вып.81.- С.49-66.
  27. Полифония Баха сквозь призму оркестрового пуантилизма Веберна (о фактуре шестиголосного ричеркара из «Музыкального приношения» Баха-Веберна) // Полифоническая музыка. Вопросы анализа: Cб. тр.- Вып. 75.- Гос.муз.-пед.ин-т им.Гнесиных. – М.,1984 – С.137-151.
  28. К содержанию понятия «музыкальная фактура» // НИО Информкультура Гос. Б-ки СССР им.В.И.Ленина. – М.,1983. – 29С.
  29. О некоторых свойствах пуантилистической фактуры // НИО Информкультура Гос. Б-ки СССР им.В.И.Ленина. – М.,1983. – 36С.
  30. Новые принципы фактурной организации в советской музыке 1970-х гг. // Актуальные проблемы развития культуры и искусства: Третья Всероссийская научно-теоретическая конференция аспирантов вузов культуры и искусства. – Свердловск, 1981. – С.83-85.

б) научно-методические работы:

Полифония. Учебные задания и методические рекомендации для студентов фортепианного, дирижерско-хорового факультетов и факультета народных инструментов заочного отделения.- Гос.муз.-пед.ин-т им.Гнесиных. – М.,1990.- 92С. В соавторстве с Е.В.Вязковой, Л.Л.Гервер, Л.А.Скворцовой.

в) научные конференции, фестивали:

  1. «В ожидании Страделлы»: элиминация главного героя в опере «Ti vedo, ti sento, mi perdo»(«Вижу тебя, слышу тебя, теряю себя») С.Шаррино // Международная научная конференция «Опера в музыкальном театре: история и современность». М.: РАМ им. Гнесиных, ГИИ, 11-15 ноября 2019 г.
  2. Все о ничто: интенциональный материал современной композиции». Выступление на Gnesin contemporary music week //РАМ им. Гнесиных,12.10.2019 г.
  3. Эстетика niente Сальваторе Шаррино». Доклад на Международной научной конференции «Музыкальная композиция и новые методы гуманитарных исследований»// Московская консерватория имени П.Чайковского, 7-9.10 2019 г.
  4. Интенциональный материал современной композиции: niente Сльваторе Шаррино. Эстетика niente Сальваторе Шаррино». Доклад на III Международной научной конференции «Музыкальная композиция: от интенции к опусу». РАМ им. Гнесиных, 9-11.04.2019 г..
  1. Кризис экзистенции: “Terminus” et cætera  Фараджа Караева (посвящение А.Ивашкину). Доклад на Международной научной конференции «Музыкальная наука в контексте культуры. Навстречу 75-летию Российской академии музыки имени Гнесиных // Россия и Запад в судьбе отечественных музыкантов. Памяти докт.иск. А.В.Ивашкина». РАМ им.Гнесиных, 02.11.2016 г.
  2. Техника канона как инструмент деконструкции в Concerti Grossi А.Шнитке. Доклад на конференции «Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории, методологии» (Секция – Вопросы полифонии / Памяти А.Г.Чугаева). РАМ им.Гнесиных, 31.10.2012.
  3. Myth of the Great Russia and the Bolshoi Theatre: Russian History in the Opera Productions of the First Decade of the 21st Century (Русская история в оперных постановках Большого театра 2000-х годов). Доклад на  Междкнародном симпозиуме «Russia: Evolution or Revolution (To Celebrate 20 Years since the Collapse of Communism») // Лондонский университет, Голдсмит-колледж (совместно с Институтом музыкальных исследований, ВВС и Пушкинским домом), 26.04-2.05.2012  
  4. Russlands Musiklandschaft der 90er Jahre (Российский музыкальный ландшафт 1990-х годов). Доклад на Международном симпозиуме «Musik. Macht. Perspektiven – Neue Musik in der DDR im europaischen Kontext. – Weimar, 1-3.12.2001.
  5. Концептуально-структурные парадигмы современной музыки. Доклад на Первом Международном конгрессе ОТМ «Теория музыки – многоотраслевая современная наука. Инновации и дискуссионные проблемы» 30.09 – 2.10.2013, Санкт-Петербург.
  6.  Интенциональный мир Сальваторе Шаррино. Доклад на Международной научной конференции «Музыка – Философия   – Культура (к юбилеям А. Ф. Лосева и А. В. Михайлова)»  15-16 апреля 2013 года, МГК им.Чайковского.
  7.  Webern: Symphony opus 21: “Lyrical” or “Symbolic” Geometry?. Доклад на международном симпозиуме ОТМ «Eighth European Music Analysis Conference» – Leuven, Belgium 17-20 September, 2014.
  8.  Бах-Веберн. Ричеркар из «Музыкального приношения»: идея структурного контрапункта. III Международная интернет-конференция «Музыкальная наука в едином культурном пространстве». 2015.20.02. [Электронный ресурс]. URL: http://gnesinstudy.ru/?cat=9
  9.  Феномен «радикальной чувствительности» и формы его отражения в партитурах Хайнца Холлигера. Доклад на Международной научной конференции «Техника музыкального сочинения в разъяснениях автора» – РАМ им.Гнесиных, 16 – 17.04.15.
  1. История европейского многоголосия в теоретическом наследии Ю.К.Евдокимовой. Доклад на Втором Международном конгрессе ОТМ. 29.09.15, МГК им.Чайковского.
  1.  Категория «картина мира» в методологии музыковедческого анализа. Доклад на Международной научной конференции «Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории, методологии и методики» – 02.11.16.РАМ им.Гнесиных.
  2.  Концепция развития европейского многоголосия в «Истории полифонии» Ю.К.Евдокимовой / Доклад на Международной научно-практической конференции «Гнесинские педагогические школы: история и современность» 1-2 марта 2017 г. РАМ и. Гнесиных.
  3.  Работа в Пресс-центре Международного фестиваля современной музыки им. Кара Караева. Баку, 20–24 апреля 2015/ «Всё возможно — это только вопрос желания». Интервью с Екатериной Кичигиной. [Электронный ресурс].  и др.

Повышение квалификации:

2013 год – курсы по теме: «Инновационные подходы в преподавании музыкально-теоретических дисциплин в учреждениях высшего профессионального образования», РАМ имени Гнесиных
2016 год – курсы по теме: «Профессионально-педагогическое общение как ресурс повышения качества образования», РАМ имени Гнесиных
2017 год – курсы по теме: «Современные информационно-коммуникационные технологии» , МГК имени П.И.Чайковского
2017– 2018 – стажировка в  Wissenschaftskolleg zu Berlin / Institute for Advanced Study
2019 год – курсы по теме: «Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе», РАМ имени Гнесиных

2019 год – курсы по теме: «Охрана труда»