Сидорова Елена Викторовна

Заслуженный работник высшей школы РФ
Кандидат искусствоведения
Доцент

Должность: доцент
Ученая степень: кандидат искусствоведения
Ученое звание: доцент
Общий стаж работы: 53 года
Стаж работы по специальности:  47 лет
Преподаваемые дисциплины: «Музыкальная форма», «Полифония».

Реализация дисциплин в рамках образовательных программ: 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (по видам), 53.03.03 Искусство народного пения – Хоровое народное пение, Сольное народное пение, 53.03.05 Дирижирование, 53.03.06 Музыкально-прикладное искусство (по видам),  53.05.01 Искусство концертного исполнительства (по видам).
Наименование направления подготовки и специальности: Музыковедение.

Выпускница академии по специальности «музыковедение» (класс профессора Ф.Г.Арзаманова), Е.В.Сидорова всю свою трудовую деятельность посвятила академии, проработав более 30 лет (1975 – 2007) руководителем Учебного отдела, совмещая административную работу с педагогической деятельностью.

Закончив аспирантуру РАМ им.Гнесиных, подготовила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения «Принципы претворения протестантского хорала в духовных кантатах И.С.Баха» (под руководством проф. Э.П.Федосовой). Защита диссертации состоялась в г. Ростов-на-Дону в декабре 2006 года. С 2007 года – доцент.

Е.В.Сидорова более 40 лет ведет авторские курсы «Полифонии», «Музыкальной формы», «Анализа музыкальных произведений» на исполнительских факультетах очной и заочной форм обучения. С 2013 года в учебный процесс бакалавриата оркестровых инструментов введен новый курс: «Практический анализ музыкальных произведений». Постоянно проводит обновление пакета учебно-методических материалов.

Педагогический опыт обобщен в учебно-методических работах:

  1. Полифония. Техника полифонического письма и полифонические формы: Учебное пособие по курсу «Анализ музыкальных произведений» (раздел «Полифония»): В 5-ти частях. М., РАМ им. Гнесиных, 2004. – ISBN 5-8269-0074-1.  Объем 65 п/л. Решением Президиума Совета Учебно-методического объединения высшего профессионального образования в области музыкального искусства от 01 декабря 2005 года присвоен гриф: Рекомендовано в качестве учебного пособия для высших учебных заведений по специальности 070101 «Инструментальное исполнительство». В настоящее время готовится к публикации 2-я редакция учебного пособия.
  2. Хорал и хоральная обработка в творчестве И.С. Баха: Лекция по курсу «Анализ музыкальных произведений». М.: РАМ им. Гнесиных, 2006. 64 с. – ISBN 5-8269-0119-5.  (4 п/л).
  3. Вокально-хоровые циклические формы: Конспект-лекция по курсу «Анализ музыкальных произведений». М.: РАМ им. Гнесиных, 2013. 40 с. (электронная версия).

Широк круг интересов Е.В. Сидоровой в области музыковедения. По материалам диссертации ведется работа над монографией. Научные изыскания Елены Викторовны реализовались в опубликованных работах, статьях (свыше 20 публикаций), лекциях, в выступлениях на симпозиумах, научных конференциях.

Доклады и публикации научных работ за последние 10 лет:

2010 год

1. Доклад/статья: Художественное претворение протестантского хорала в духовных кантатах И.С. Баха // Сборник статей по материалам научной конференции «Проблемы художественной интерпретации» 27-28 ноября 2007 года. Вып.1. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2010. – С. 116 – 126. (0,5 п/л). 

2. Доклад/статья: «Совершенная форма» цикла в духовных кантатах И.С. Баха // Проблемы художественной интерпретации: Материалы Всероссийской научной конференции 9 – 10 апреля 2009 года / РАМ им. Гнесиных. – М., 2010 года. – Сб. ст. Вып. 2. – С.  282 – 298. (0,5 п/л).

 2011 год 

3. Доклад/статья: «Вечность» в музыкальном пространстве духовных кантат И.С. Баха // Христианские образы в искусстве: Сб. тр. 181. Выпуск 3. Материалы Всероссийской научной конференции 20 – 21 апреля 2010 года / РАМ им. Гнесиных. – М., 2011 года. – С.  129 – 145. (0,75 п/л).

4. Доклад/статья: К вопросу о типологии духовных кантат И.С. Баха // И.С. Бах, Г.Ф. Гендель, А. Скарлатти: проблемы изучения творческого наследия: Сб. статей по материалам научной конференции 20-21 октября 2010 года / РАМ им. Гнесиных. – М., 2011. – С. 90 – 98. (0,25 п/л).

5. Доклад: Библейская Книга «Песни Песней Соломона» в цикле Д. Палестрины «Canticum Canticorum» на научной конференции РАМ им. Гнесиных «Христианские образы в искусстве» 27-28 апреля 2011 года;

Статья: Христианские образы в искусстве: Сб. тр. 183 (4). М.: РАМ им. Гнесиных, 2012. С. 124 – 135. (0,5 п/л).

2012 год  

6. Доклад/статья: К вопросу о художественной интерпретации протестантского хорала в музыке И.С. Баха // Органное искусство. Вып.2: Избранные материалы конференций «Гнесинские органные чтения» / РАМ им. Гнесиных. – М., 2012. –  С. 30 – 39. 

2014 год

 7. Доклад: Проблемы циклической формы: Д. Палестрина, И.С. Бах, А.Г. Шнитке» // Научная конференция «Музыкознание в XXI веке: прошлое и настоящее». Год Германии в России (апрель 2012 года).

Статья: Сб. статей по материалам конференции «Музыкознание в XXI веке. Россия – Германия: диалоги и параллели. М.: РАМ им. Гнесиных, 2014. С. 101 – 114. (0,5 п/л).    

2016 год

Открытие персональной страницы в Интернете на сайте А.Ю. Джангваладзе, размещение на ней статей, Приложения № 1 к монографии «Протестантский хорал в духовных кантатах И.С. Баха» (Хронограф духовных кантат И.С. Баха), ранее опубликованных работ (декабрь 2016).  http://www.piano.ru/sidorova.html

8. Доклад/статья: Шуберт Ф. Вокальный цикл «Зимний путь»: композиционные особенности крупной и малых форм / IV Международная интернет-конференция «Музыкальная наука в едином культурном пространстве» М.: РАМ им. Гнесиных, декабрь 2016. (1,5 п/л).

           http://gnesinstudy.ru

           http://www.piano.ru/sidorova.html  (ноябрь 2016) 

2017 год

9. Доклад: «Хоральная обработка – объект сочетания авторского и заимствованного тематического материала» на научной конференции «Техника музыкальной композиции». Конференция I. «Своё» и «чужое». РАМ им.Гнесиных (апрель 2017)

Статья: «Хоральная обработка – историческая ретроспектива метода и жанра» Журнал «Современные проблемы музыкознания» декабрь 2017.

http://gnesinsjournal.ru (0,5 п/л).

2018 год

10. Статья: «Музыкальная форма в камерно-вокальных циклах Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана» // http://www.piano.ru/sidorova.html  (март 2018) (0,75 п/л).

11. Статья: Принципы формообразования камерно-вокальных циклов Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана // «Музыка и время». 2018, № 12. –  С. 3 – 10. (0,25 п/л).

 2019 год

12. Comissioned Masterpieces. Beethoven’s Late String Quartets // Technique of Musical Composition. Musical Composition: from Intention to Opus. Materials of the 3d International Academic Conference, April 9–11, 2019 / ed. by I. Susidko, T. Tsaregradskaya, P. Lutzker, N. Pilipenko, Yu. Agisheva / Gnessins Russian Academy of Music. — Moscow: Gnessins Russian Academy of Music, 2019. — Р. 43. Шедевр на заказ. Поздние струнные квартеты Л. Бетховена // Тезисы доклада на 3-й международной научной конференции «Музыкальная композиция: от интенции к опусу. М.: РАМ имени Гнесиных, 9 – 11 апреля 2019. С. 43.

С 2015 года Сидорова Е.В. осуществляет руководство работой по подготовке магистерских диссертаций:

Успешная защита в 2017 году:

– Розанова О. Кларнет в концертной и камерной музыке В.Моцарта: особенности письма и исполнительской трактовки.

Успешная защита в 2018 году:

– Устьянцев В. А. Сонаты для саксофона и фортепиано Уильяма Олбрайта и Такаши Йошиматсу: вопросы стиля, композиции и исполнительской трактовки;
– Елкин М. О. Фагот в камерной и оркестровой музыке К.Сен-Санса;
– Машко Д.А. Развитие литаврового искусства во второй половине XVIII – первой   половине XX века.

Успешная защита в 2019 году:

– Байбаков А.К. Кларнет в произведениях Брайана Фернехоу: особенности  исполнительских приемов;
– Беликов Д.О. Основные аспекты профессиональной деятельности литавриста в симфоническом оркестре;
– Зарубин А.М. Рио Нода (Ryo Noda): произведения для саксофона – соло: особенности исполнительских приемов.

Магистранты 2-го года обучения (окончание 2020 г.):

–  Бокий И.А. Сочинения для саксофона в творчестве Фернанд Декрюк;
– Бокий П.В. Оригинальный репертуар для брасс-квинтета: основные стилевые тенденции, особенности исполнительской интерпретации;
–  Винтер Н.А. Концертные произведения для трубы А. Жоливе;
– Киселев А.П. Роль техники воспроизведения звука на литаврах в интерпретации оркестровых партий.

Повышение квалификации

2013 год – курсы по теме: «Инновационные подходы в преподавании музыкально-теоретических дисциплин в учреждениях высшего профессионального образования»
2016 год – курсы по теме: «Профессионально-педагогическое общение как ресурс повышения качества образования»
2019 год – курсы по теме: «Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе» (72 часа), РАМ им. Гнесиных.
2019 год – курсы по теме: «Охрана труда»

За долголетний, добросовестный труд Е.В.Сидорова награждена Правительством города Москвы медалью «Ветеран труда» (1991).

За многолетний и плодотворный труд, за заслуги в области сохранения и развития культуры и искусства награждена Министерством культуры Российской Федерации почетным знаком «За достижения в культуре» (2003).

За заслуги в производственной, педагогической и научно-методической работе Указом Президента Российской Федерации № 1490 от 20.12.2005 г. Е.В. Сидоровой присвоено почетной звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации».