Шинкарева Майя Изъяславовна

Заслуженный работник высшей школы РФ
Кандидат искусствоведения
Профессор

Должность: профессор
Ученая степень: кандидат искусствоведения
Ученое звание: доцент
Общий стаж работы: 50 лет
Опыт работы в профессиональной сфере, соответствующей образовательной деятельности по реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей): 49 лет
Преподаваемые дисциплины: «Полифония», «Научно-исследовательская работа», «Преддипломная практика». 
Реализация дисциплин в рамках образовательных программ: 53.05.03 Музыкальная звукорежиссура, 53.03.06 Музыкально-прикладное искусство, 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство,  53.05.01  Искусство концертного исполнительства, 53.03.01 Музыкальное искусство эстрады), 53.05.02 Искусство концертного исполнительства, 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство.
Наименование направления подготовки и специальности, в том числе научной: Музыковедение, Музыкальное искусство.
Уровень образования, квалификация: высшее образование, Музыковед, преподаватель.

Родилась в Halle  (Германия).
Закончила в 1971 году музыковедческий факультет Российской академии музыки имени Гнесиных (ГМПИ имени Гнесиных). Среди педагогов – известные музыковеды, композиторы, ученые  – С.С.Скребков, Г.И. Литинский, Ф.Е, Витачек, К.К. Розеншильд, Ф.Г. Арзаманов, Р.Н.Берберов, Н.И. Пейко, Г.И. Куницын, М.И. Дубровин и др.
В 1976 году завершила обучение в аспирантуре ГМПИ им. Гнесиных. Диссертация, посвященная полифонии камерной музыки Бетховена, была защищена во Государственном институте искусствознания (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Э.П. Федосова).
После окончания ГМПИ работала на кафедре теории музыки в Краснодарском государственном университете культуры (1971 – 1978), в Московском государственном университете культуры и искусств (1978 – 1993).
С 1993 года – в Российской академии музыки имени Гнесиных   на кафедре полифонии и анализа и  кафедре аналитического музыкознания. Читает курс полифонии, в том числе для аспирантов и слушателей ФПК.
Среди других форм профессиональной деятельности – научное  руководство дипломными работами студентов, теоретическими аттестационными работами аспирантов, диссертационными исследованиями.
Среди аспирантов – защитившие кандидатские диссертации.
Участник научных конференций в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону,  Международного форума «Гармония будущего», Международного конгресса «Наука, искусство, образование…» (Волгоград, 2000), Первого Конгресса Общества теории музыки (Санкт-Петербург, 2013) и др.  Участник церемонии презентации научных проектов студентов – Лауреатов международной премии «Student Piece Prize Conference», Science Po, Institut d’Études Politiques de Paris (Париж, 2011).
Оппонент в диссертационных советах вузов России – Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, Государственного института искусствознания, МГУКИ,  Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М.И. Глинки, РАМ имени Гнесиных и др.

Лауреат Гранта DAAD (Германская служба академических обменов); занималась научной и исследовательской работой в Боннском университете Фридриха Вильгельма (Rheinische Friedrich-Wilhelms-Universität Bonn, 1992), в Боннском бетховенском архиве (Beethoven-Archiv, 1992).
Редактор и автор публикаций и изданий (около 80 публикаций научно-исследовательского, учебно-методического, публицистического, научно-просветительского характера в академических и периодических изданиях, в том числе – в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ).
Член Диссертационного совета при Московском государственном университете культуры и искусств (1995 – 2000), председатель государственной аттестационной комиссии в Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М.И. Глинки по программам высшего профессионального образования по специальности «Музыковедение», «Композиция» (2006 – 2007), в музыкальных колледжах РФ.
В качестве приглашенного специалиста работала в Оргкомитете XXII Олимпийских игр в Москве в  отделе культурных программ (отмечена благодарственным письмом Председателя Оргкомитета XXII Олимпийских игр,1980); в составе экспертного совета Всероссийского конкурса на соискание премии «Окно в Россию», учрежденного газетой «Культура» (2000), в составе экспертной группы УМО по разработке Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлениям музыкальной подготовки (2000 -2001). Член Жюри международных конкурсов, в том числе – Национального гуманитарного конкурса Канады «Chaires d’excellence en recherche du Canada» (CERC), (2001 – 2002).
Автор музыкально-просветительских проектов в Российско-Немецком Доме в Москве (1999 – 2001).
Координатор (ответственный руководитель)  СНТО РАМ имени Гнесиных, научный и организационный руководитель Международного конкурса научных работ студентов в области музыкального искусства с 2001 года. Ранее проект возглавляла доктор искусствоведения И.П. Сусидко.
Инициатор и руководитель международной научной конференции студентов «Музыка в современном мире: культура, искусство, образование» (2010, 2012, 2013).

Член ученого совета ИТК факультета РАМ имени Гнесиных, Общества теории музыки.

Обладатель звания и медали «Ветеран труда».

В 2007 году присвоено почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации».

Публикации:

Избранные публикации М.И. Шинкаревой в научных изданиях (включая статьи в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК)

1. Шинкарева, М.И. Фуга как искусство: между формой и метаморфозами / М.И. Шинкарева // Современные проблемы музыкознания. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2022 № 2.

2. Шинкарева, М.И. Формы современной полифонии: к вопросу о стабильном и мобильном в искусстве / М.И. Шинкарева // Музыкальная композиция: исторические метаморфозы. Сб. тезисов IV Международной конференции 13-15 апреля. – М.: РАМ. им. Гнесиных, 2021. – С. 138-139.

3. Шинкарева, М.И. Об основных тенденциях современной полифонии: художественная практика и теория / М.И. Шинкарева // Научные школы в музыковедении XXI века: к 125-летию учебных заведений имени Гнесиных. Материалы Международной научной онлайн-конференции 24-27 ноября 2020 года / ред.-сост. Т.И. Науменко / Рос. акад. музыки им. Гнесиных. М.: Издательство «Российская академия музыки имени Гнесиных», 2020. – С. 395- 407.

4. Шинкарева, М.И. От произведения к авторскому замыслу: вопросы верификации / М.И. Шинкарева // Музыкальная композиция: от интенции к опусу. Материалы III Международной̆ научной̆ конференции 9 – 11 апреля 2019 г. – М.: РАМ. им. Гнесиных, 2019. – С. 53 – 54.

5. Шинкарева, М. И. Методологические подходы к изучению современной̆ полифонии: вопросы дефиниции / М.И. Шинкарева // Термины, понятия и категории в музыковедении: тезисы докладов Четвертого международного конгресса Общества теории музыки (2-5 октября 2019 г.). – Казань: Казанская государственная консерватория, © Московская государственная консерватория, 2019. – С.98 – 99.

6. Шинкарева, М.И. Символизм в архитектуре оперного театра: к вопросу о социокультурном статусе жанра оперы / М.И. Шинкарева // Опера в музыкальном театре: история и современность. Тезисы Международной̆ научной̆ конференции 11–15 ноября 2019 г. / ред.-сост. Н. В. Пилипенко, под ред. И. П. Сусидко. — М.: РАМ имени Гнесиных, 2019. – С. 209.

7. Шинкарева, М.И. Символизм в архитектуре оперного театра: к вопросу о социокультурном статусе жанра оперы / М.И. Шинкарева // Опера в музыкальном театре: история и современность Материалы Международной̆ научной̆ конференции, 11–15 ноября 2019 г. / ред.-сост. И.П. Сусидко / Рос. акад. музыки. — Том 3. — М.: РАМ имени Гнесиных, 2019. – С. 92 – 99.

8. Шинкарева, М.И. Апроприация в визуальных искусствах, а что в музыкальном? /М.И. Шинкарева // Современные проблемы музыкознания. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2017 № 4. – С. 77 – 92.

9. Шинкарева, М.И. Роль и значение авторской ремарки для музыкальной аналитики // М.И. Шинкарева / Техника музыкального сочинения в разъяснениях автора. Материалы международной научной конференции 16-17 апреля 2015 г. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2016. – С.261-273

10. Шинкарева, М.И. Современная полифония как предмет музыковедения: кристаллизация новой дисциплины [Текст] / М. И. Шинкарева // Актуальные проблемы высшего музыкального образования [Текст]. – 2015. – №1(35). – С.35-41. Входит в Перечень рецензируемых научных изданий

11. Шинкарева, М.И. Современная полифония: теоретические и педагогические аспекты / М. И. Шинкарева // Теория музыки: актуальные вопросы методики преподавания. – М.: РАМ им. Гнесиных. 2015. – С. 84 – 97.

12. Шинкарева, М.И. В чем состоит сущность Бетховенской полифонии? / М. И. Шинкарева // Музыковедение в XXI веке. Россия – Германия: диалоги и параллели. Сб. статей по материалам конференции. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2014. – С. 83 – 89.

13. Шинкарева М.И. Эурику Каррапатозу – актуальная классика / М.И. Шинкарева // Материалы XI Международной научной конференции 29 – 31 октября 2012 года Музыкальное образование в контексте культуры: Вопросы теории, истории и методологии. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2013. – С. 215 -221.

14. Шинкарева, М. И. Идеи Г. Вёльфлина в музыковедении: к вопросу научной интеграции / М.И. Шинкарева// Музыкальное образование в контексте культуры: Вопросы теории, истории и методологии. Материалы X Международной научной конференции 1–3 ноября 2010 года. – РАМ им. Гнесиных. – М., 2012. — С. 41-48.

15. Шинкарева, М. И. Современное музыковедение как исследовательская практике (науковедческий ракурс) / М.И. Шинкарева // Музыкальная культуры и образование: актуальные проблемы и перспективы развития. Материалы международной научно-практической конференции. – М., МГУКИ. 2011. – С. 16 – 21.

16. Шинкарева, М.И. «Строгий» и «свободный» стиль полифонии: культурно-исторические смыслы /М.И. Шинкарева // Вестник Московского государственного университета культуры искусств, 2010, N23. – С. 227-232. Входит в Перечень рецензируемых научных изданий

17. Шинкарева, М.И. Ричеркар XVII века: искусство без правил? [Текст] / М.И. Шинкарева // Музыка и время, 2010. – N 9. – С. 17-21. Входит в Перечень рецензируемых научных изданий

18. Шинкарева М.И. Alter ego Татьяны Смирновой, или Жизнь в музыкальном измерении. К юбилею мастера // Музыка и время, 2010, № 4
Входит в Перечень рецензируемых научных изданий

19. Шинкарева, М.И. Музыкальное произведение: проблема музыковедческой интерпретации / М.И. Шинкарева // Проблемы художественной интерпретации. Материалы Всероссийской научной конференции 27-28 ноября 2007 года / Рам им. Гнесиных. – М., 2010. – С. 17 – 25.

20. Шинкарева М.И. Проблема «бесформенного» в музыке: историко-стилевой ракурс / М.И. Шинкарева // Музыкальное образование в России. Материалы Международной научно-практической конференции 26 ноября 2009 г. – М. МГУКИ, 2009. – С. 210 – 216.

21. Шинкарева, М.И. Понятие «живописное» Г. Вельфлина применительно к искусству полифонии XVII века//М.И. Шинкарева / «Вестник МГУКИ», 2009 № 6. – С. 256 – 261. Входит в Перечень рецензируемых научных изданий

22. Шинкарева М.И. Полифония XVII века: репрезентация стиля эпохи /М.И. Шинкарева //Вестник МГУКИ, 2008, №5. – С.238 – 243. Входит в Перечень рецензируемых научных изданий

23. Шинкарева, М.И. Ричеркар: лабиринты формы / М.И. Шинкарева // Музыкальное образование в контексте культуры: Вопросы теории, истории и методологии. Материалы Международной научной конференции 21 – 23 октября 2008 года. – М., РАМ им. Гнесиных, 2009. – С. 201 -212.

24. Шинкарева М.И. Ричеркарная композиция XVII века на фоне культурных и художественных процессов эпохи барокко // «Музыковедение», 2008. – № 8. – С. 1 – 9. Входит в Перечень рецензируемых научных изданий

25. Шинкарева, М.И. Ричеркар: к проблеме изучения старинных жанров / М.И. Шинкарева // Музыкально-эстетическое воспитание в России: традиции и новаторство. Материалы международной научно-практической конференции 18 – 19 ноября 2008 года. – М., МГУКИ, 2008. – С. 80 – 86.

26. Шинкарева, М. И. Методологические проблемы интерпретации музыкального текста / М.И. Шинкарева // Модернизация музыкального образования: теория и практика. Материалы международной научно-практической конференции. – М., МГУКИ, 2005.- С.47- 53.

27. Шинкарева, М.И. Конструкт «религиозное» в семантике полифонии / М.И. Шинкарева // Христианские образы в искусстве. СБ. трудов 170. – М. РАМ им. Гнесиных, 2007. – С. 239- 247.

28. Шинкарева, М. И. Культура как функция образования/ М.И. Шинкарева. //Гуманитарное образование: традиции и новации. Тезисы межвузовской научно-методической конференции. – СПб Гуманитарный университет профсоюзов. – Спб., 2007 – С.9.

29. Шинкарева, М. И. Музыковедение сегодня: новые методологические ориентиры [Текст] / М.И. Шинкарева // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии. Материалы международной научной конференции 26-29 октября 2004 г. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2004.- С. 81-87.

30. Шинкарева М. И. Культурогенез в семантической структуре музыкального текста // М.И. Шинкарева / Семантика музыкального языка. Материалы научной международной конференции 27-28 февраля 2002 года – М.: РАМ им. Гнесиных, 2004. – С. 41 – 46.

31. Шинкарева, М.И. Музыкальное образование и вопросы профессиональных компетенций / М.И. Шинкарева //Профессиональная практика в ССУЗ как основа Инновационных процессов подготовки специалиста. Тезисы научно-практической конференции 24 -25 апреля 2004 г. – Новомосковск, 2004. – С. 1 -8.

32. Шинкарева М. И. Традиции и перспективы междисциплинарного подхода в музыковедении // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии. Материалы научной конференции 20 – 22 ноября 2002 года. М., РАМ им. Гнесиных. _ М., 2004. – С.29 -36.

33. Шинкарева, М. И. Музыковедение сегодня: новые методологические ориентиры [Текст] / М.И. Шинкарева // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2004. – С. 81 – 87.

34. Шинкарева, М.И. Программа дисциплина «Полифония» специализированной подготовки бакалавров по направлению 530100 Музыкальное искусство / М.И. Шинкарева. – М., МГУКИ, 2004. – 23 с.

35. Шинкарева, М.И. Hammerklavir ор. 106 или бетховенская революция в полифонии / М.И. Шинкарева // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии музыкального образования.Материалы научно – практической конференции 25-27 октября 2000 г. – М., РАМ им. Гнесиных, 2003. – С. 210 – 217.

36. Шинкарева, М. И. Время и место музыковедения XXI века [Текст] / М.И. Шинкарева // Музыкальная педагогика и исполнительство: традиции, проблемы, перспективы. М.: МГУКИ, 2003. – С. 28 – 33.

37. Шинкарева М. И. Музыкальное образование и проблемы профессиональной компетентности / Педагогика и музыкальное искусство на рубеже XXI в. Материалы международной научно-практической конференции 15-16 декабря 2003 года МГОПИ. – Орел: 2003.

38. Шинкарева М. И. Наука и искусство: точки пересечения // Российская музыкальная газета М., 2003 №2

39. Шинкарева М. И., Музыкология: базовый курс для студентов музыкальных специализаций ИДО при МГУКИ // М.И. Шинкарева / Программа авторской школы фортепианного мастерства С. Карась. – М.: МГУКИ, 2002. -. С. 28 – 40.

40. Шинкарева, М. И. Междисциплинарная интеграция как методологическая и педагогическая проблема теоретического музыковедения / М.И. Шинкарева // Материалы Международной научно-практической конференции. – М.: МГУКИ, 2002.

41. Шинкарева М. И. Эвристический потенциал музыкологии как метадисциплины / М.И. Шинкарева // Созидательная миссия культуры. – М.: МГУКИ, 2002. – С. 179 – 185.

42. Шинкарева, М. И. Теоретико-методологические проблемы междисциплинарной интеграции применительно к практике изучения полифонии/ М.И. Шинкарева // Музыкальное творчество на рубеже третьего тысячелетия. Материалы Международной научно-практической конференции 24 – 26 апреля 2001 г. – Астраханская государственная консерватория, 2001. – С. 176 – 179.

43. Шинкарева М. И. Знание о музыке и культурологи / М.И. Шинкарева // К вопросу междисциплинарной интеграции // ХХ1 век: духовно-нравственное и социальное здоровье человека. Тезисы Международной научно-практической конференции 16 – 17 мая 2001 года. – М.: МГУКИ, 2001. – С. 96 – 98.

44. Шинкарева, М. И. О системном подходе к преподаванию полифонии в вузе // М.И. Шинкарева / Проблемы и перспективы музыкального образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 25- 26 декабря 2000 года / Министерство культуры РФ: Учебно-методическое объединение по музыкальному образованию, РАМ имени Гнесиных. Орловский государственный институт искусств и культуры. – Орел: ОГИИК, 2001. – С. 42 – 47.

45. Шинкарева, М.И. Знание о музыке и культурология: к вопросу о междисциплинарной интеграции / М.И. Шинкарева // XXI век: духовно-нравственное и социальное здоровье человека. Сборник тезисов докладов Международной научно-практической конференции. – М., МГУКИ, 2001. – С. 96 – 101.

46. Шинкарева, М.И. Искусство контрапункта в контексте понятия «стиль эпохи» / М.И. Шинкарева. // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории истории и методологии музыкального образования. Материалы научно – практической конференции 27 – 29 октября 1998 г. – М., РАМ им. Гнесиных, 2000. – С. 66 – 77.

47. Шинкарева М.И. Природа и функции полифонического искусства Средневековья // Музыкальная педагогика и исполнительство. М.: МГУКИ. – 2000. -С. 107 -116.

48. Шинкарева, М. И. Культурологический компонент в музыкально-теоретических курсах высшей школы // М.И. Шинкарева / Новейшие технологии и современные методики в музыкальной педагогике. Материалы научно-практической конференции 23- 24 декабря 1999 г. – Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. Рахманинова, 2000 – С. 160 – 173.

49. Шинкарева, М. И. Гуманистические смыслы отечественного образования как уникальная культурная традиция / М.И. Шинкарева // Наука, искусство, образование на пороге III тысячелетия. Материалы II Международного научного конгресса. Том I. – Волгоград, 6-8 апреля 2000 г., Т. 1. – С. 73 – 276.

50. Шинкарева, М. И. Значение христианства как культурообразующего фактора и его влияние на развитие музыки // Музыкальная культура христианского мира. Материалы Международной научной конференции 17 – 21 апреля 2000 г. – Ростов-на-Дону, 2000. – С. 94 – 104.

51. Шинкарева, М. И. Культура как функция образования // М.И. Шинкарева / Гуманитарное образование: Традиции и новации. Материалы межвузовской научно-методической конференции. Санкт-Петербург 16 – 17 февраля 2000 г. Российская Академия образования, Росс. гос. пед. ун-т им. А. Герцена, СПб Гуманитарный университет профсоюзов, 2000.

52. Шинкарева, М. И. Программные материалы, методические указания и контрольные задания по полифонии. Учебно-методическое пособие. – М.: МГУКИ. – 20 с.

53. Шинкарева М.И. Искусство контрапункта в контексте понятия «стиль эпохи» // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии музыкального образования М., 2000.

54. Шинкарева М.И. Полифония в педагогическом ракурсе // Высшее образование в России. – 1999, № 2. – С. 48-53. Входит в Перечень рецензируемых научных изданий

55. Шинкарева М. И. О новых подходах к преподаванию полифонии в вузе // Человек в мире духовной культуры. Тезисы межвузовской научно-практической конференции молодых ученых 24- 25 марта 1999 г. – М.: МГУКИ, 1999. – С. 79 – 83.

56. Шинкарева М. И. Музыковедение и культурологическое образование: в поисках синтеза // Новейшие технологии и современные методики в музыкальной педагогике Тезисы научно- практической конференции 23-24 декабря 1999 г. – Тамбов: Тамбовский гос. муз-пед. институт им. С. Рахманинова, Институт «Открытое общество», 1999. – С. 32 – 34.

57. Шинкарева М. И. Музыковедение в контексте университетской модели образования / Российская культура накануне нового столетия: итоги и перспективы развития. (Тезисы международной научно-практической конференции, 25 – 26 февраля 1999 г. – М., МГУКИ. -1999.

58. Шинкарева, М.И. От теории элементов музыки к музыкологии / М.И. Шинкарева // Проблемы музыкальной педагогики в контексте художественной культуры XXI века. Материалы Международной научно-практической конференции 14 -15 мая 1998 года. – М: МГУКИ. 1999 – С. 79 -82.

59. Шинкарева М. И. Соловьева Л. А. Хрестоматия по анализу музыкальных произведений М.: Московский государственный институт культуры. – 1995.

60. Шинкарева М. И. «Неальтернативный» художник – композитор Т. Смирнова // Музыкальная академия. – 1994.-№5. – С.24 – 28. Входит в Перечень рецензируемых научных изданий

61. Шинкаерёва М.И. Хранитель традиции // Российский музыкант, 2010, № 3
Юбилеи // Радость, 1994, № 2-3

62. Шинкарева М.И. Бетховен. Большая фуга ор. 133: проблемы формы и стиля. Депонировано в НИО Информкультура Российской Государственной библиотеки. – 1993. – №2772. – 26 с.

63. Шинкарева М.И. О взаимодействии принципов сонатного и полифонического формообразования в камерно-инструментальной музыке Бетховена. – Депонировано НИО Информкультура Государственной библиотеки СССР имени Ленина. – 1990. – №2028. – 24 с.

64. Шинкарева, М.И. Изучение темы «Смешанные формы» на примере взаимодействия принципов фуги и сонатной формы» / М.И. Шинкарева. – Главное управление кадров, уч. заведений и научных учреждений Мин. культуры РСФСР. – М.,1990. – 21 с.

65. Шинкарева, М.И. Право на эксперимент // Музыкальная жизнь, 1990, № 5.

66. Шинкарева, М.И. Новое на сцене // Советский Союз, 1990, № 3.

67. Шинкарева, М.И. Стараюсь быть искренней (в гостях у композитора) // Музыкальная жизнь, 1990, № 19-20
Перечень рецензируемых научных изданий

68. Шинкарева, М. И. О взаимодействии принципов сонатного и полифонического формообразования в камерно-инструментальной музыке Бетховена [Текст]; М.МГИК. – [б. и.], 1989. – 26 л. – Деп. В НИО Информкультура Гос. Б-ки СССР им. В.И. Ленина 30.06.89. № 2028.

69. Шинкарева М.И. Некоторые вопросы трактовки фуги в камерно-инструментальной музыке Л. Бетховена / Депонировано в НИО Информкультура Российской государственной библиотеки СССР имени Ленина. – М.-1989. – №2005. – 24 с.

70. Шинкарева М. И. Программные материалы, методические указания и контрольные задания по полифонии для студентов заочного отделения специализации «Музыкальное образование». Учебно-методическое пособие. -М. МГУКИ. – 32 с.
71. Шинкарева, М.И. Взаимодействие формообразующих принципов фуги и сонаты в камерно-инструментальной музыке Бетховена: дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02 / М.И. Шинкарева; Российский ин-т искусствозн. – М., 1992. – 184 л.

72. Шинкарева, М.И. Взаимодействие формообразующих принципов фуги и сонаты в камерно-инструментальной музыке Бетховена: автореф. дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02 / М.И. Шинкарева; Российский
ин-т искусствозн. – М.:1992. – 18 с.

73. Шинкарева М. И. Проблемный метод в преподавании музыкально-теоретических дисциплин»/Совершенствование системы и методов преподавания музыкально- теоретических дисциплин в институтах культуры. – Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. М.-1990. – Депонировано в НИО Информкультура Государственной библиотеки имени Ленина. № 2376.

74. Шинкарева М.И. Новое на сцене// Советский Союз. -1990.- №3. – С.2-3.

75. Шинкарева, М.И. Изучение темы «Смешанные формы» на примере взаимодействия принципов фуги и сонатной формы» / М.И. Шинкарева. – Главное управление кадров, уч. заведений и научных учреждений Мин. культуры РСФСР. – М.,1990. – 21 с.

76. Шинкарева М.И. Профилизация не унификация. // Вестник высшей школы. 1990. №3, С. 92-93. Входит в Перечень рецензируемых научных изданий

77. Шинкарева М.И. Искусство и религия – проблема соотношения / Отечественная культура ХХ века и духовная музыка. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Министерство культуры СССР. – Ростов – на- Дону. – 1990.

78. Шинкарева М.И. В гостях у композитора //Музыкальная жизнь. – 1990.- №№19 – С.20-21.

79. Шинкарева, М. И. О взаимодействии принципов сонатного и полифонического формообразования в камерно-инструментальной музыке Бетховена [Текст]; М.МГИК. – [б. и.], 1989. – 26 л. – Деп. В НИО Информкультура Гос. Б-ки СССР им. В.И. Ленина 30.06.89. № 2028.

80. Шинкарева, М.И. Дисциплина «Анализ музыкальных произведений» – актуальные вопросы музыкознания // М.И. Шинкарева / Актуальные проблемы современной музыкальной культуры. – Материалы межвузовской научной конференции. – Куйбышевский государственный педагогический институт, 1989.

81. Шинкарева, М.И. Краткий обзор переложений, редакций, обработок и оригинальных сочинений П. Нечепоренко [Текст] / М. И Шинкарева / Павел Нечепоренко – исполнитель, педагог, дирижер – М.: Музыка, 1986. – С .46-60.

Сведения о повышении квалификации и профессиональной переподготовке: 
2019 год – курсы по теме: «Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе»
2019 год – курсы по теме: «Охрана труда»