Шеховцова Ирина Павловна

Кандидат искусствоведения
Доцент

Должность: доцент
Ученая степень: кандидат искусствоведения
Ученое звание: нет
Общий стаж работы: 19 лет
Стаж работы по специальности: 18 лет
Преподаваемые дисциплины: «История музыки», «История музыки (зарубежной, отечественной)», «История русской музыки», «Музыкальная палеография», «Научно-исследовательская работа», «Специальный класс».
Наименование направлений подготовки и специальностей: 53.05.01 Искусство концертного исполнительства (уровень специалитета), все специализации, 53.05.02 Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором (уровень специалитета), специализация Художественное руководство академическим хором, 53.05.03 Музыкальная звукорежиссура (уровень специалитета), 53.03.01 Музыкальное искусство эстрады (уровень бакалавриата), все профили, 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата), профили Оркестровые духовые и ударные инструменты, Оркестровые струнные инструменты, Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты, Национальные инструменты народов России, 53.03.03 Вокальное искусство (уровень бакалавриата), профиль Академическое пение, 53.03.04 Искусство народного пения (уровень бакалавриата), все профили, 53.03.05 Дирижирование (уровень бакалавриата), все профили, 53.03.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство (уровень бакалавриата), все профили, 53.05.05 Музыковедение (уровень специалитета), 53.05.06 Композиция (уровень специалитета), 53.04.01 Музыкально-инструментальное искусство уровень магистратуры), профили Инструменты эстрадного оркестра, Оркестровые духовые и ударные инструменты, 53.04.02 Вокальное искусство (уровень магистратуры), профиль Академическое пение, 50.06.01 Искусствоведение (уровень аспирантуры), направленность (профиль) 17.00.02 – Музыкальное искусство. 

Исследователь, педагог, музыкальный просветитель.

Окончила ГМПИ (ныне — РАМ) им. Гнесиных в 1993 году, аспирантуру там же в 1997 году (научные руководители — кандидаты искусствоведения С.П. Кравченко и Н.В. Заболотная). Защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Традиции греческой риторики в византийском гимнографическом искусстве (на материале певческих рукописей XI–XV вв.)» (1997).
С 1994 г. работает в РАМ имени Гнесиных. Возглавляет Научно-археографический совет, доцент кафедры истории музыки РАМ имени Гнесиных. Ведет курсы по русской и зарубежной истории музыки и основам православной музыкальной культуры.

С 2015 г. читает спецкурс по истории церковного пения в Свято – Тихоновском гуманитарном университете.
Возглавляла аспирантуру РАМ имени Гнесиных (2007–2014), много лет была сотрудником Мемориального музея – квартиры Ел.Ф. Гнесиной.

В 1999–2006 гг. преподавала музыкально – теоретические дисциплины в Высшем институте музыки г. Дамаска (Сирия).
Сфера научных и творческих интересов – византийское церковно-певческое искусство, история отечественной музыкальной культуры, современное музыкальное искусство, архивистика, источниковедение, общая и музыкальная палеография.

Является членом Международного научного общества по изучению монодии (Verein zur Erforschung der Monodie (Вена, Австрия)).
С 2007 г. занимается проблемами выявления и каталогизации греческих музыкальных рукописей в архивах Москвы. Участвует во всероссийском проекте, объединяющем ученых-медиевистов ИРЛИ РАН, СПбГК имени Н.А. Римского-Корсакова, РНБ, РАМ имени Гнесиных, по каталогизации музыкальных памятников восточно-христианской традиции.
Выпускники: Карун Бахбударьян (преподаватель теории музыки Высшего института музыки в г. Дамаске), Александра Трушечкина (лектор-музыковед Тульской государственной филармонии), Дмитрий Гудимов (преподаватель Консерватории и солист симфонического оркестра г.Салоники (Греция)) – в 2015 г. под руководством И.П. Шеховцовой защитил кандидатскую диссертацию «Становление и развитие русской виолончельной школы в контексте европейской традиции».
Постоянный участник нескольких известных научно-творческих форумов: ежегодного Международного научно-практического симпозиума «Бражниковские чтения» (г. Санкт-Петербург), ежегодной Всероссийской богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Международной конференции «Теория и история монодии» (Internationale Tagung «Theorie und Geschichte der Monodie», Вена (Австрия)), Международной конференции по проблемам изучения церковного пения им. протоиерея Димитрия Разумовского Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, ежегодного Международного музыкального фестиваля имени Нуры Халмамедова «Звуки дутара» и др.
С 2008 г. совместно с доцентом кафедры истории музыки В.М. Келле ведет цикл концертов, посвященных творчеству композиторов-гнесинцев «Связуя поколения»; организатор концертов памяти А. Эшпая, Г.В. Свиридова и др.
В 2014 г. вместе с другими членами Научно-археографического совета организовала и провела в РАМ имени Гнесиных Международный фестиваль-конференцию «Звучащий мир Древней Руси», а в 2017 г. Международную научную интернет-конференцию «Русские судьбы и русская святость в гимнографии, певческой книжности и духовно-музыкальном творчестве».

Основные публикации:

  • Гимн и проповедь: две традиции в византийском гимнографическом искусстве // Музыкальная культура Православного мира: традиции, теория, практика. М., 1994.
  • Экзаменационные ведомости из фондов музея-квартиры Ел.Ф. Гнесиной // Гнесинский исторический сборник. К 60-летию РАМ им. Гнесиных. Записки Мемориального музея-квартиры Ел.Ф. Гнесиной. М., 2004.
  • Музыкальная риторика и византийская стихира XI–XIV веков (к проблеме теории фигур) // Звуковое пространство православной культуры: Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 173. М., 2008.
  • Византийская самогласная стихира XII–XIV вв. как объект композиционного анализа // Материалы международной конференции «Традиционные музыкальные культуры на рубеже столетий: проблемы, методы, перспективы исследования. К 50-летию Лаборатории народной музыки РАМ им. Гнесиных» 29.10 – 01.11.2008 г. М., 2008.
  • Греческие певческие рукописи Российской государственной библиотеки: опыт каталогизации // Музыковедение. 2012. № 4.
  • Грекоязычные нотированные рукописи Государственного исторического музея: предварительный обзор // Музыковедение. 2012. № 11.
  • Греко-русские певческие параллели в вузовском курсе истории музыки // Музыкальное образование в контексте культуры: Вопросы теории, истории и методологии. Материалы XI Международной научной конференции 29–31 октября 2012 г. М., 2013.
  • П.И. Севастьянов как собиратель византийских певческих рукописей (по материалам фондов НИОР РГБ) // Румянцевские чтения – 2013: Материалы международной научной конференции 16–17 апреля 2013: В 2 ч. М.: РГБ (Пашков дом), 2013. Ч. 2.
  • Греческие песнопения русским царям в московских собраниях // Музыковедение. 2013. № 9.
  • Греческие музыкальные рукописи в Москве (из фондов РГАДА) // Старинная музыка. 2013. № 4.
  • Предварительный список к каталогу греческих певческих рукописей московских собраний // Музыкальная археография – 2013: Сб. ст. (материалы Международной научно-практической конференции) / Сост. Н.В. Заболотная. М.: РАМ им. Гнесиных, 2013.
  • Греческие музыкальные рукописи в собирательской деятельности архимандрита Антонина (Капустина) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. Вып. 4 (16). М., 2014.
  • Греческие церковно-певческие рукописи в Москве в XVII веке: [в 2 ч.] // Старинная музыка. 2014, № 4. С. 9–22; 2015, № 1. С. 1–9.
  • «Звучащий мир Древней Руси» // Музыковедение. 2015. № 1.
  • Из истории московских собраний греческих певческих рукописей. Коллекция Д.В. Разумовского // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. Вып. 2 (18). М., 2015.
  • Гивенталь Ирина Александровна // Гнесинский Дом. История учебных заведений имени Гнесиных / Сост.: Е.П. Костина, В.В. Тропп; отв. ред. В.В. Тропп. М.: РАМ имени Гнесиных, 2015.
  • Композитор легендарной судьбы — Оразмухамед Курбан-Ниязов // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2016. № 4 (19).
  • Заметки по истории русской музыкальной византинистики // Музыкальная археография — 2015: Сб. статей (Материалы научно-практической конференции «Звучащий мир Древней Руси», 19–21 ноября 2014 г.) / Сост. и науч. ред. Н.В. Заболотная, И.П. Шеховцова. М.: РАМ имени Гнесиных, 2017.
  • По следам афонской экспедиции П.И. Севастьянова // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. Вып. 2 (26). М., 2017.
  • Отечественные источники византийской церковно-певческой традиции в учебных курсах музыкально-исторических дисциплин // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории, методологии и методики: Сб. статей (по материалам XII межвуз. науч.-практ. конф. РАМ им. Гнесиных, 1–3 ноября 2016 г.) / Сост. и отв. ред. Е.С. Дерунец. М.: «ПРОБЕЛ-2000», 2017.
  • Из истории отечественной музыкальной византинистики. Д.В. Разумовский (1818–1889) // Музыкальная письменность христианского мира: Книги. Нотация. Проблемы интерпретации: Материалы международной научной конференции 12–17 мая 2014 года: Сб. ст. / отв. ред. И.Е. Лозовая; ред.-сост. И.В. Старикова, ред. А.А. Елисеева, Н.В. Гурьева, О.В. Тюрина. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2017. — (Гимнология; вып. 7).
  • Владимир Васильевич Стасов и начало русской музыкальной византинистики // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2017. № 2 (21).
  • «Туркменский напев» и «Милая сердцу Флоренция» (о композиторе О. Курбан-Ниязове) // Взаимопроникновение национальных культур в контексте музыкального искусства: Материалы научно-практической конференции в рамках III Международного фестиваля «Звуки дутара» имени Нуры Халмамедова, 2 ноября 2017 года / Науч. ред. Г.П. Стулова. М.: ООО Издательство «РИТМ», 2017.
  • Из истории русской науки о церковном пении (о греческих изысканиях В.В. Стасова) // Материалы междунар. науч.-творч. симпозиума «Бражниковские чтения» 22–24 апреля 2015 / Сост. Н.В. Рамазанова. СПб.: СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова, 2017.
  • Über die Typologie griechischer Gesangshandschriften (anhand der Moskauer Sammlungen) // Theorie und Geschichte der Monodie: Sammelband-Periodikum. Bd. 9 / Herausgeb. M. Pischlöger. Brno: Verein zur Erforschung der Monodie, 2017.
  • Об одной неизвестной работе протоиерея Д.В. Разумовского (к 200-летию со дня рождения ученого) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории хри-стианского искусства. Вып. 1 (29). М., 2018.
  • Византийская экфонетическая нотация: экскурс и перспективы изучения // Палеография, кодикология, дипломатика: Современный опыт исследования греческих, латинских и славянских рукописей и документов: Материалы Междунар. науч. конф. в честь 80-летия докт. ист. наук, члена-корр. Афинской.
    Академии Б.Л. Фонкича (27-28 февр. 2018 г.) / Отв. ред. И.Г. Коновалова; сост. М.А. Курышева. М.:ИВИ РАН, 2018.
  • Отечественные источники по византийской музыкально-литургической традиции и становление русской науки о церковном пении // Специальные исторические дисциплины: Сб. науч. ст. Вып. 2 / Отв. ред. академик РАН Б.Л. Фонкич. М.: ИВИ РАН, 2018.

Повышение квалификации:
2013 год – курсы по теме: «Инновационные подходы в преподавании исторических и теоретических дисциплин в учреждениях высшего профессионального образования»
2016 год – курсы по теме: «Профессионально-педагогическое общение как ресурс повышения качества образования»
2019 год – курсы по теме: «Охрана труда»