Шак Федор Михайлович

Должность: доцент
Ученая степень: доктор искусствоведения
Ученое звание: доцент
Общий стаж работы: 21 год
Опыт работы в профессиональной сфере, соответствующей образовательной деятельности по реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей): 14 лет
Преподаваемые дисциплины: «История эстрадной и джазовой музыки», «Джаз в современной культуре», «Основы научных исследований», «Методика научно-исследовательской работы», руководство магистерскими диссертациями.
Реализация дисциплин в рамках образовательных программ: 53.03.01 Музыкальное искусство эстрады; 53.04.01 Музыкально-инструментальное искусствоа; 53.04.02 Вокальное искусство; 53.03.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство.
Наименование направления подготовки и специальности, в том числе научной: Музыкальная звукорежиссура, Музыкальное искусство.
Уровень образования, квалификация: высшее образование,Музыкальный звукорежиссер, преподаватель.

Родился в городе Таганроге Ростовской области в семье музыкантов. Обучался в музыкальной школе и Таганрогском музыкальном училище. Имеет два высших образования: Музыкальная педагогика, квалификация – учитель музыки; Музыкальная звукорежиссура, квалификация – музыкальный звукорежиссер, преподаватель. Окончил докторантуру Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова по научной специальности 17.00.02 Музыкальное искусство.

Работал в ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры» в должности преподавателя (2002–2007), доцента (2008–2013), заведующего кафедрой звукорежиссуры (2014–2021).

Область научных интересов: эстрадно-джазовая музыка, массовая музыкальная культура, музыкальная критика, философия и социология музыки, мультимедийные технологии, музыкальная звукорежиссура.

Кандидатская диссертация «Джаз как социокультурный феномен: на примере американской музыки второй половины XX века», защищена в 2008 году в ФГБОУ ВО «Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова». Научный руководитель – доктор искусствоведения, доктор философских наук, профессор – П. С. Волкова.

Докторская диссертация «Джаз и массовая музыка в социокультурных процессах второй половины ХХ – начала ХХI в.» (2018 г.). Научный консультант – доктор искусствоведения, профессор А. М. Цукер. Защита состоялась в ФГБОУ ВО «Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова».

Количество опубликованных научных работ – 85 (среди них 2 монографии, 24 статьи в изданиях ВАК, 1 Scopus).

Количество опубликованных учебно-методических работ – 5.

Участие в конференциях – 20 международных, 18 всероссийских и региональных

Осуществляет руководство аспирантами и магистрами по направлениям джазового искусства, массовых музыкальных жанров, музыкальной звукорежиссуры.

С 2020 года является членом двух диссертационных советов: Д 210.016.01 на базе ФГБОУ ВО «Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова» по специальности 17.00.02 – музыкальное искусство и объединенного диссертационного совета Д 999.224.03 на базе ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры», ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева», ГБОУ ВО РК «Крымский университет, культуры, искусств и туризма» по  специальности 24.00.01 – Теория и история культуры.

Выступил организатором конференций «Массовая музыка и джазовое исполнительство в современной культуре» (Краснодар 2016, 2018, 2020), собравших крупных отечественных специалистов в области массовой музыки и джазового искусства.

Основные публикации:

  • Монографии

Феномен джаза. – Краснодар, Краснодарский государственный университет культуры и искусств, 2009. – 157 с.
Джаз и рок-музыка в социокультурных процессах второй половины ХХ – начала ХХI в. – Краснодар: Краснодарский государственный институт культуры, 2018. – 342 с.

  • Учебно-методические пособия

Мультимедийный монтаж средствами Vegas. Руководство для опытных пользователей. – Краснодар: изд-во Краснодарского государственного университета культуры и искусств, 2011. – 196 с.
 Курсовые работы в системе подготовки эстрадно-джазовых исполнителей. – Краснодар, Краснодарский государственный университет культуры и искусств, 2014. – 30 с.
Стили фортепианного джаза. Мультимедийное обучающее электронное издание. – Краснодар: Краснодарский государственный университет культуры и искусств, 2013.

  • Некоторые статьи

Неолиберальные интерпретации теории индустрии культуры в специфике музыкального критицизма // Культурная жизнь Юга России. – Краснодар: КГИК. – 2017 – № 3. – С. 40-45.
Индивидуальные особенности звукорежиссерского стиля в современной джазовой звукорежиссуре (на примере работ Дж. Андерсона) // Южно-Российский музыкальный альманах. 2021. № 3. С. 32–41.
Джазовая стилистика и постмодернизм // Современный джаз в музыкальной культуре: сб. ст. / сост. Е. С. Барбан. – СПб.: Композитор, 2013. – С. 125–133.
Преодоление коммерциализации джазовых лейблов средствами цифровых технологий стриминга музыки // PHILHARMONICA International Music Journal. – М.: НБ-медиа, 2018. – № 3. – С.26-33.
К проблеме нормативности в джазе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена: Аспирантские тетради. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – № 38. – С. 391–394.
Академическое исполнительство и шоу-бизнес на пути к взаимной интеграции //Культурная жизнь Юга России. – Краснодар: КГИК, 2013. – № 51. – С. 23–27.
Джаз в контексте патографии: Pro et Contra // Социально-гуманитарные знания. – М., 2007. – №12. – С. 166–169.
Симфоджаз, третье течение и «мягкий джаз» в системе социалистических и капиталистических отношений // Вестник академии русского балета. им. А. Я. Вагановой. – СПб., 2014. – № 6. (35). – С. 108–117.
Советский джаз как феномен массовой культуры // Вестник Шэныгъэгъуаз Адыгейского государственного университета. – Майкоп, 2015. – С. 170–179.
Социокультурные особенности аудитории отечественного рока // Южно-российский музыкальный альманах. – Ростов н/Д., 2015. – Вып. 4. (21). С. 10 – 17.
Духовные коннотации в музыке Джона Колтрейна // Богослужебные практики и культовые искусства в полиэтническом регионе. – Майкоп: изд-во «Магарин О.Г., 2016. – С. 452-465.
Роль маркетинга в процессах структурной коммерциализации джазового искусства // Массовая музыка и джазовое исполнительство в современной культуре: II Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. –Краснодар, КГИК, 2018. С. 15-35.
К вопросу о роли авангардизма в джазовой музыке ХХ века // Размышляя о современном: сб. ст. по материалам пятой научной конференции Гуманитарного центра КГУКИ «Мировоззренческие и методологические проблемы преподавания гуманитарных наук». –Краснодар: КГУКИ, 2009. – С. 49-51.
Об исторической ограниченности термина «эстрада». – М.: Social Science. – № 6, 2012. – С. 340-347.
Научное осмысление джаза и массовой музыки в ССCР: социокультурная составляющая // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: параллели и взаимодействия: сб. ст. по материалам международной научной конференции. – М.: ГКА им. Маймонида, 2014. – С. 663-668.
О терминологических проблемах массовой музыки //Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. СПб: 2015. – № 2 (37). – С. 186–190.
Постмодернистские содержания в академической и лёгкой музыке первой половины XX века // Исторические, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: 2014. – C. 192–195.
Российское искусствоведение и массовая музыка. К постановке проблемы // Искусствознание и гуманитарные науки современной России. Параллели и взаимодействия.: сб. ст. по материалам международной научной конференции. – М.: ГКА им. Маймонида, 2012. – С. 155–158.
Коммерциализированные разновидности джазовой музыки: опыт социокультурного анализа // PHILHARMONICA International Music Journal. – М.: НБ-медиа, 2019. – № 1. – С.1–23

Сведения о повышении квалификации и профессиональной переподготовке: 
2019 г. – дополнительная профессиональная программа «Теория и история музыки». ФГБОУ ВО «Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова»
2019 г. – дополнительная профессиональная программа «Использование дистанционных образовательных технологий электронного обучения». ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»
2020 г. – дополнительная профессиональная программа «Инновационные подходы к организации учебного процесса в условиях трансформации образования и развития дистанционного обучения». ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»