Рыжинский Александр Сергеевич

Ректор Российской академии музыки имени Гнесиных
Лауреат Премии Правительства РФ
Почетный работник сферы образования РФ
Доктор искусствоведения
Профессор
Кафедра хорового дирижирования


Руководитель
Отдел хорового дирижирования

Должность: профессор
Ученая степень: доктор искусствоведения
Ученое звание: профессор
Общий стаж работы: 16 лет
Стаж работы по специальности: 12 лет
Преподаваемые дисциплины: «Дирижирование», «Вокальный ансамбль», «Фактурный анализ современной хоровой музыки», «Современная хоровая нотография».
Наименование направлений подготовки и специальностей: 53.03.05 Дирижирование, 53.05.02 Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором, 53.04.04 Дирижирование, 50.06.01 Искусствоведение, 53.09.05 Искусство дирижирования

После окончания Омского музыкального училища имени В.Я.Шебалина (класс Н.В. Статкевич) с 2000 по 2005 учился в РАМ им.Гнесиных на кафедре хорового дирижирования (класс доцента Е.Н.Байковой).
После окончания академии в 2005 году поступил в аспирантуру, которую окончил в 2008 году.
В ноябре 2008 года защитил кандидатскую диссертацию на тему «Хоровое творчество Арнольда Шёнберга» (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Т.В.Цареградская).

В 2016 году защитил докторскую диссертацию на тему «Л. Ноно, Б. Мадерна, Л. Берио: пути развития итальянской хоровой музыки во второй половине XX  века».

На кафедре хорового дирижирования РАМ им.Гнесиных преподает с 2009 года.

В 2010 году силами студентов кафедры А.С.Рыжинский организовал Ансамбль современной хоровой музыки «Altro coro» c целью пропаганды хоровых и вокально-ансамблевых сочинений XX и XXI веков. За недолгое время своего существования ансамбль успел наработать интересный концертный репертуар, в который вошли сочинения А.Шёнберга, С.Губайдулиной, А.Пярта, Л.Даллапиккола, Л.Берио, К.Штокхаузена, Х.Холлигера, Дж.Тавенера, Г.Свиридова, И.Мациевского, В.Кикты, А.Шнитке.
Большинство представленных сочинений исполнялись в России впервые.
Ансамбль является лауреатом Всероссийских и международных конкурсов.
Среди побед коллектива:

  • «Золотой диплом» (I премия) конкурса-фестиваля современной хоровой музыки «Canti veris Praga» (Чехия, 2012 год) в номинации «Камерные хоры»;
  • «Золотой диплом» (I премия) IV Международного конкурса-фестиваля хоровой музыки имени А. Брукнера (Австрия, 2013 год);
  • «Гран-При» конкурса-фестиваля современной хоровой музыки «Canti veris Praga» (Чехия, 2012 год);
  • «Гран-При» XXIX Международного хорового конкурса-фестиваля имени Ф. Шуберта (Австрия, 2014 год);
  • «Золотой диплом» и звание победителя в номинации «Камерные хоры» IX Международного хорового конкурса-фестиваля имени И. Брамса (Германия, 2015 г.);
  • Звание Чемпиона IX Всемирных хоровых игр в номинации «Камерные хоры» (Россия, г. Сочи, 2016 г.);
  • Гран-При европейского конкурса чемпионов «Grand Prix of Nations» в номинациях «Камерные хоры» и «Современная музыка» (Германия, г. Берлин, 2017 г.).
  • Две золотые медали X Всемирных хоровых игр в номинации «Камерные хоры» и «Современная хоровая музыка» (ЮАР, г. Претория, 2018 г.);
  • Гран-При европейского конкурса чемпионов «Grand Prix of Nations» в номинации «Духовная музыка a cappella» (Швеция, г. Гетеборг, 2019 г.).

Коллектив имеет дипломы и благодарственные письма Министерства культуры РФ, мэра Москвы С.С.Собянина, администраций московских музеев (среди них Музеи московского Кремля, музей современного искусства «Дом Бурганова»).

Хормейстерскую и педагогическую деятельность А.С.Рыжинский сочетает с исследовательской работой. Его интересы связаны с изучением хоровой фактуры и тембрики в сочинениях зарубежных композиторов второй половины XX века.

А.С. Рыжинский – автор монографии «Хоровое творчество Арнольда Шёнберга». Монография. – М., 2010, трех учебно-методических пособий: «Итальянская хоровая музыка (1930 – 1990 гг.): Очерки». – М., 2014, «Преподавание хоровой литературы в музыкальном колледже». – М.,2014, «“История хоровой музыки” как профильная дисциплина в вузовском курсе подготовки дирижера-хормейстера». – М., 2019, а также ряда статей.
Среди них:

  • Рыжинский А.С. «Шёнберг и Каббала: возможные точки соприкосновения» // Музыка и время. 2007. №3. С.14–18;
  • Рыжинский А.С. «Хоровая музыка Арнольда Шёнберга: специфика работы композитора с вокальными тембрами» // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2008. №1. С.225–235;
  • Рыжинский А.С. «Феномен итальянской хоровой музыки второй половины XX века: новый взгляд на знакомое искусство» // Театр. Живопись. Кино. Музыка, 2011. №1. С.174–188;
  • Рыжинский А.С. «Реально ли петь атональное? (Пути решения проблем интонирования атональной хоровой музыки Арнольда Шёнберга)» // Хоровое исполнительство /  РАМ им. Гнесиных: Сборник трудов 182. М., 2011;
  • Рыжинский А.С. «Понятие “Единство” как концептуальная основа организации “Coro” Л. Берио» // Музыковедение, 2012. №8. С.10–18;
  • Рыжинский А.С. «“Слой пыли на наших плечах”: диалоги прошлого и  настоящего в “Криках Лондона” Л. Берио» // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии.Материалы XI Международной научной конференции 29-31 октября 2012 года. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2013. С.90–103;
  • Рыжинский А.С. Преобразование хоровой звучности в сочинениях Л. Ноно 1950-х годов // Музыковедение. 2013. №7. С.3–10;
  • Рыжинский А.С. « “Al gran sole carico d’amore” Л. Ноно как образец сценического действа» // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2014. №2. С.42–56.
  • Рыжинский А.С. Звукосмысловые игры: слово и музыка в «Симфонии» Лючано Берио // Музыка и время. 2015. №1. С.39–47.
  • Рыжинский А.С. Фактурные и тембровые новации в итальянской хоровой музыке второй половины XX века // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2016. №3. С. 286–304
  • Рыжинский А.С. Фонетика как тембровая детерминанта в вокально-ансамблевых и хоровых сочинениях Л. Ноно, К. Штокхаузена, М. Кагеля и Д. Лигети рубежа 1950 – 1960 годов // Музыка и время. 2016. №10. С.38–44
  • Рыжинский А.С. “Ein feste Burg ist unser Bach”: Кагель в диалоге с Бахом // Вестник Академии русского балета имени А.Я. Вагановой. 2017. №4. С.132–144
  • Ryzhinskii A.S. Characteristics of Choral Writing of György Ligeti’s Late Work // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия Искусствоведение. 2018. Том 8. Выпуск 4. С. 578 – 592
  • Рыжинский А.С. От «Gesang der Jünglinge» к «Carré»: рождение фонемной композиции в творчестве К. Штокхаузена // Музыка. Искусство, наука, практика. 2019. №2 (26). С.19-25
  • Ryzhinskii A.S. The humanistic pathos of Iannic Xenakis’ choral musical legacy // Ars Inter Culturas. 2020. Vol.9. Pp. 81-93
  • Рыжинский А.С. Включение современной системы российского музыкального образования в единое мировое образовательное пространство: миф или реальность? // Искусствоведение в контексте других наук в современном мире: параллели и взаимодействия: сборник трудов Международной научной конференции, 21-26 апреля 2019 года / Российская государственная библиотека. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2020. С.88-103.
  • Рыжинский А.С. Кантаты Пьера Булеза в контексте основных тенденций развития хоровой композиции XXI века // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Искусствоведение. 2021. Т.11. №1. С.21-38 и др.

Ученый секретарь Ученого совета РАМ имени Гнесиных с 2013 по 2019 гг.

Проректор по стратегическому развитию профессионального музыкального образования РАМ имени Гнесиных с 2017 по 2019 гг.

Член редколлегии научно-аналитического журнала «Дом Бурганова. Пространство культуры».

Заместитель председателя федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по УГСН 53.00.00 Музыкальное искусство с 2016 года.

Заместитель председателя Координационного совета Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по области образования «Искусство и культура» с 2020 года.

Эксперт Рособрнадзора по проведению аккредитационной экспертизы организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Награжден Благодарностью Министра культуры Российской Федерации (2015 год).

Награжден Почетной грамотой Министерства культуры Российской Федерации (2021 год).

Награжден Медалью имени С.Я. Батышева Российской академии образования (2020 год).

В 2019 году Приказом Министерства культуры РФ №04-КФ-301019 от 30.10.2019 назначен ректором РАМ имени Гнесиных на основании протокола Общего собрания (конференции) научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся ФГБОУ ВО «Российская академия музыки имени Гнесиных» №1 от 29.30.2019.

Повышение квалификации:
2013 год – курсы по теме: «Новое в методике преподавания дирижирования хором в учреждениях высшего профессионального образования»
2016 год – курсы по теме: «Профессионально-педагогическое общение как ресурс повышения качества образования»
2017 год – курсы по теме: «Совершенствование деятельности аккредитованных экспертов в условиях реализации государственной услуги по аккредитации в электронном виде»
2018 год – курсы по теме: «Подготовка руководителей экспертных групп, привлекаемых к процедурам государственной аккредитации образовательной деятельности»
2019 год – курсы по теме: «Охрана труда»
2021 год – курсы по теме: «Экономическая безопасность и противодействие коррупции»