Рякина Ольга Руфовна

Доктор педагогических наук, Кандидат филологических наук
Заведующая кафедрой
Профессор

Кафедра языковой коммуникации

Должность: заведующая кафедрой
Ученая степень: доктор наук
Ученое звание: профессор
Общий стаж работы: 39 лет
Стаж работы по специальности: 27 лет
Преподаваемые дисциплины: «Русский язык как иностранный», «Профессиональное общение на иностранном языке», «Организация научного текста», «Музыкально-педагогические системы».
Наименование направлений подготовки и специальностей:  53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство – все специальности и уровни подготовки, 53.03.05 Дирижирование – все специальности и уровни подготовки, 53.03.03 Вокальное искусство – Академическое пение и уровни подготовки, 53.03.01 Музыкальное искусство эстрады – все специальности и уровни подготовки, 53.03.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство – все специальности и уровни подготовки.

Закончила философский факультет Тартуского университета по специальности филолог-русист и Тартуское музыкальное училище по классу фортепиано. В 1998 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности 10.02.01 – русский язык на тему «Структурно-семантическая и функциональная специфика военной авиационной инженерной терминологии»; в 2007 году защитила докторскую диссертацию по специальности 20.02.02 – военная педагогика и военная психология на тему «Интенсификация обучения иностранных военнослужащих специальной военной речи в авиационных вузах ВС РФ». Ученое звание доцента по кафедре русского языка присвоено в 2012 году, ученое звание профессора по специальности «Теория и методика профессионального образования» присвоено в 2016 году.

Стаж преподавания лингвистических дисциплин 27 лет.
1991 – 2010гг. преподавала лингвистические дисциплины на кафедре русского языка в ВВИА им. профессора Н.Е. Жуковского.

С 2011 года работает на кафедре языковой коммуникации в РАМ им. Гнесиных. Преподает дисциплины лингвистического и педагогического циклов.
Автор более 100 научных работ, в том числе 2 монографий, учебников, учебно-методических комплексов, учебных пособий и научных статей по вопросам формирования профессиональной коммуникативной компетенции иностранных студентов:

  • – учебников по профессионально ориентированному русскому языку для иностранных студентов «Крылья» (2011), «Увертюра» (2012, 2014)
  • – учебно-методических пособий:
  • Русский язык как иностранный. Готовимся к профессиональному речевому общению. Дорога в космос. – М., 2011.
  • Из воспоминаний Юрия Гагарина. – СПб., 2011 (грант издательства Златоуст)
  • Русский язык как иностранный. Готовимся к профессиональному речевому общению. Им покоряется небо. – М., 2011
  • Читаем мировую классику. Пигмалион (по Д. Б. Шоу). (Учебное пособие по практической лексикологии). – М., 2015
  • Готовимся к профессиональному общению. О русской музыке, Гнесиных, Гнесинке, гнесинцах. – М., 2015
  • Изучаем музыкальные термины. – М., 2015
  • – научных статей.
  • Индекс Хирша по публикациям в РИНЦ – 7. Суммарное число цитирований из публикаций на elibrary.ru – 103.

Сфера профессиональных интересов: лингводидактика; методика формирования коммуникативной компетенции в сфере языка специальности; профессионально ориентированная межкультурная коммуникация, инновационные лингводидактические технологии обучения русскому как иностранному; функциональная грамматика, терминология.
Является научным руководителем аспирантов в области музыкально-педагогических исследований.
Входит в состав Рабочей группы по координации работ подготовительных отделений, факультетов федеральных государственных образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы, обеспечивающие подготовку иностранных граждан к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке при Минобрнауки России.

Повышение квалификации:
2016 год – «Современные аспекты реализации дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан или лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке (программ подготовительных факультетов для иностранных граждан)» (ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина»)
2017 год – профессиональная переподготовка по программе «Музыковедение» (ФГБОУ ВО РАМ им. Гнесиных)
2017 год – курс на тему: «Психолого-педагогическое общение как ресурс повышения качества образования»

2019 год – курсы по теме: «Охрана труда»