Русанова Тамара Марковна
![]() |
Заслуженный деятель искусств РФ
Кандидат искусствоведения
Профессор |
Должность: профессор
Ученая степень: кандидат искусствоведения
Ученое звание: профессор
Общий стаж работы: 53 года
Опыт работы в профессиональной сфере, соответствующей образовательной деятельности по реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей): 51 год
Преподаваемые дисциплины: «Специальный инструмент», «Солирующий клавир эпохи Барокко», «Подготовка дипломной программы», «Искусство исполнения оркестровой партии фортепианного концерта», «Изучение концертного репертуара».
Реализация дисциплин в рамках образовательных программ: 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство, 53.04.01 Музыкально-инструментальное искусство, 53.05.01 Искусство концертного исполнительства, 53.09.01 Искусство музыкально-инструментального исполнительства.
Наименование направления подготовки и специальности, в том числе научной: Фортепиано, Музыкальное искусство.
Уровень образования, квалификация: высшее образование, Педагог, солист, ансамблист, концертмейстер.
Президент РОО « Шубертовское общество» в России.
Почётный член Общества Шуберта в США.
Художественный руководитель АНО «Центр поддержки и развития современного искусства имени Алемдара Караманова».
Художественный руководитель Международного форума искусств «Романтизм: истоки и горизонты».
Музыкант-исполнитель, исследователь, педагог, просветитель.
Родилась на Урале. Окончила ДМШ №2 г.Днепропетровска УССР в 1960 году, Днепропетровское государственное музыкальное училище имени М.И.Глинки в 1964 году – с отличием. Училась в классе по специальности у прекрасного музыканта и педагога, выпускницы ГМПИ имени Гнесиных класса Александра Наумовича Юровского Лидии Ивановны Евсевской (см. очерк на основе статьи Т.М.Русановой (по воспоминаниям Л.И.Евсевской в сб. Гнесинский Дом. История учебных заведений . – М.,2015. – 704с.86.илл. С.537-540). В классе камерного ансамбля – у выдающегося педагога-скрипача, выпускника Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского класса Д.Ф.Ойстраха Матвея Борисовича Либермана В числе 5% учащихся –выпускников музыкальных училищ Украины Т.М.Русанова ( Бердянская) получила право поступления в высшие учебные заведения Москвы и Ленинграда. По совету своего педагога-гнесинца выбрала и в 1964 году блестяще поступила в Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных,( о чем свидетельствует отзыв Приемной комиссии института, направленный в ДГМУ имени Глинки , см.архив ДГМУ имени Глинки)) в класс выдающейся пианистки, профессора, кандидата искусствоведения Лины Борисовны Булатовой, (любимой ученицы, ассистента , сподвижника Ел.Ф.Гнесиной , совершенствовавшей мастерство в аспирантуре в классе Г.Г.Нейгауза) в этом же классе Т.Русанова (Бердянская) окончила ассистентуру-стажировку и является, таким образом, продолжателем традиций гнесинской фортепианной школы.
В классах фортепианного и камерного ансамблей, концертмейстерской подготовки занималась под руководством замечательных музыкантов А.Д.Готлиба, Е.М.Славинской, Г.А.Федоренко.
Тамара Русанова начала выступать с сольными концертами в возрасте 15 лет, будучи учащейся музыкального училища . По окончании ГМПИ имени Гнесиных, в течение двух десятилетий будучи преподавателем, доцентом Уфимского государственного института искусств (ныне имени З.Г.Исмагилова) была солисткой Башгосфилармонии. Это были годы весьма насыщенной концертной деятельности. Наряду с сольными концертами во многих городах страны (Москва, Екатеринбург, Уфа, Орел, Калуга, Магнитогорск, Миасс, Октябрьский, Салават, Днепропетровск и др.) , систематически принимала участие в тематических концертах, проводимых Башгосфилармонией и УГИИ.
В репертуаре Т.Русановой целый ряд сочинений классиков и представителей барокко , однако, центральное место занимают произведения композиторов-романтиков. В репертуаре несколько Прелюдий и фуг и сюит И.С.Баха, Сонаты Скарлатти, некоторые сонаты Гайдна, Моцарта и Бетховена, которые звучали в многочисленных концертах в городах России и Украины. Фортепианная музыка романтизма главенствует в концертном репертуаре: Экспромты и последние сонаты , а также Фантазия f-moll и другие 4-х ручные сочинения Ф.Шуберта; , «Песни без слов», Рондо-каприччиозо и Блестящее каприччио для ф-но с оркестром Ф.Мендельсона; , Фантазия , «Фантастические пьесы», «Карнавал», Сонаты fis-moll №1 и g-moll №2, Танцы Давидсбюндлеров Шумана; некоторые Баллады , Скерцо, Прелюдии, Ноктюрны, Вальсы Концерт №1 e-moll, а также Рондо для 2-х ф-но Ф.Шопена; Трансцендентные этюды, Этюды по-Паганини , «Венеция и Неаполь» , «Мефисто-вальс» , Венгерская фантазия для ф-но с оркестром Листа; поздние сочинения Брамса,ор.76, 116,118 некоторые пьесы П.И.Чайковского, ряд Прелюдий, Этюдов-картин , Концерты fis-moll №1 и с-moll №2 С.В.Рахманинова. 24 Прелюдии ор.11 и Соната №9 А.Н.Скрябина, 20 Мимолетностей , 1й Des-dur и 3й C-dur концерты С.С.Прокофьева, Некоторые Прелюдии и фуги Д.Д. Шостаковича. Сочинения башкирских композиторов З.Г.Исмагилова и Л.З.Исмагиловой, Н.Р.Сабитова. Среди камерного репертуара некоторые виолончельные сонаты Бетховена, Соната Шопена, обе Сонаты Брамса, Соната К.Дебюсси, Соната С.С.Прокофьева, соната Д.Д.Шостаковича, соната Р. Штрауса, несколько скрипичных сонат Моцарта, Бетховена, Брамса и Прокофьева.
Главенствуют романтики и в записанных Т.Русановой CD и DVD: Шуберт Соната с-moll D958, Шуман «Карнавал»op.9, Лист «Мефисто-вальс» №1; Брамс 8 фортепианных пьес ор.76 и 7 фантазий ор.116. Скарлатти 6 сонат 2000 г.; 2006 г.; 2013 г. В фонде Башкирского радио хранятся записи сочинений башкирского композитора Лейлы Исмагиловой, записанные Т.Русановой. Редакторская работа. Среди увидевших свет фортепианных сочинений Л.Исмагиловой –центральное место занимает большая соната, вышедшая в редакции Т.М.Русановой. В настоящее время готовятся исполнительские редакции фортепианных сонат Алемдара Караманова.
Музыка романтизма стала ведущей в круге научных интересов Т.Русановой.
Опубликованы ряд статей по проблемам музыкального стиля, исполнительской интерпретации, фортепианной педагогики.
Среди них:
Т.М.Русанова «К проблеме создания творческой интерпретации»// Процессы музыкального творчества. Выпуск третий. Сборник трудов №155/ РАМ им. Гнесиных. – М.,1999. -236с. С. 217-235.
Т.М.Русанова «Поздние фортепианные сочинения Йоганнеса Брамса: исполнительское воплощение цикла»// Проблемы художественной интерпретации: Материалы Всероссийской научной конференции 27-28 ноября 2007 года/ РАМ им. Гнесиных. – М.,2010. – 180с. С.127-136.
Важное место занимает шубертовская тема:
Т.М.Русанова « Об особенностях фортепианной фактуры Шуберта»/ Франц Шуберт. К 200-летию со дня рождения. Материалы Международной научной конференции. – М.: Прест, 1997. -126 с. С.95-104. Т.М.Русанова « К проблеме интерпретации сонаты Шуберта до минор» /Фортепианное исполнительство: теория, практика. Сб. трудов. Выпуск 139/ РАМ им. Гнесиных. – М.,1998. -148 с.С.90-103. Т.М.Русанова «Sonata Oubliee» Франца Шуберта/ Романтизм: истоки и горизонты: Материалы Международной научной конференции памяти А.Караманова 24-26 февраля 2011 года/ Ред.- сост. Т.М.Русанова, Е.В.Клочкова. М.: РАМ им. Гнесиных, 2012. 400с.
Т.М.Русанова «О музыкальной драматургии, композиции и интерпретации «самой удивительной» сонаты Шуберта»// Традиции и перспективы искусства как феномена культуры: Сборник статей по материалам Международной научной конференции Академии имени Маймонида Российского государственного университета имени А.Н.Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) 11-15 апреля 2017 года/ под общ. науч.ред. Я.И.Сушковой-Ириной; ред.-сост. М.А. Казачкова, Е.В.Клочкова. – М.: Академия имени Маймонида, 2017. -486с. С.272-284.
Т.М.Русанова. « Соната или песня. Еще раз о «Божественных длиннотах» // Традиции и перспективы искусства как феномена культуры: Сборник статей по материалам Международной научной конференции Академии имени Маймонида Российского государственного университета имени А.Н.Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) 11-15 апреля 2017 года/ под общ. науч.ред. Я.И.Сушковой-Ириной; ред.-сост. М.А. Казачкова, Е.В.Клочкова. – М.: Академия имени Маймонида, 2018. с. С.
Подготовлена и защищена диссертация на соискание степени кандидата искусствоведения на тему: «Последние сонаты Франца Шуберта. Проблемы композиции и исполнительской интерпретации».
Вышла книга: * Русанова Т.М. Последние сонаты Франца Шуберта. Композиция и интерпретация. Монография. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. – 212с., ил., нот.ил. , которой присвоен гриф УМО РФ, как труду, рекомендованному в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений.
Особое место в настоящее время заняла тема : Гнесинская фортепианная школа. Ряд статей посвящен истории становления и развития гнесинской фортепианной школы, значении и роли в этом процессе профессора Л.Б.Булатовой: Педагогические принципы Ел.Ф.Гнесиной , их формулирование, совершенствование и внедрение в исполнительско-педагогическую практику , в жизнь кафедры специального фортепиано ГМПИ-РАМ имени Гнесиных и кафедр специального фортепиано консерваторий и институтов искусств нашей страны.:
Т.М.Русанова «Развитие гнесинских традиций в Уфе» // Традиции Дома Гнесиных в музыкальных учебных заведениях России и Зарубежья: Материалы научной конференции 26-29 октября 2004 года. РАМ имени Гнесиных. – М.,2004. – 80 с. С.16-28.
Т.М.Русанова «Л.Б.Булатова и фортепианная школа Е.Ф.Гнесиной» // Традиции и перспективы искусства как феномена культуры: Сборник статей по материалам Международной научной конференции Академии имени Маймонида) 13-19апреля 2015 года/ под общ. науч.ред. Я.И.Сушковой-Ириной; ред.-сост. М.А. Казачкова, Е.В.Клочкова. – М.: Государственная классическая академия имени Маймонида, 2015. – 366с. С.207-217
Т.М.Русанова «Принципы Гнесинской фортепианной школы и их осмысление в трудах Л.Б.Булатовой // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. М.: РАМ имени Гнесиных, Главный ред. И.С.Стогний, 2016 , №1 96с. С.33-55.
Т.М.Русанова. Лина Борисовна Булатова. Развитие гнесинской фортепианной школы // Гнесинские педагогические школы: история и современность. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции 1-2 марта 2017 года / РАМ им. Гнесиных.- М.: Пробел-2000, 2018. – 244 с. С.70-82.
Ряд работ Т.М.Русановой посвящен продолжению и развитию многих положений оригинального учения Л.Б.Булатовой о фортепианном исполнительстве, изложенного в работах «Стилевые черты артикуляции в фортепианной музыке XVIII -первой половины XIX века». Учебное пособие. – М., Музыка, 125 с.,нот.. «О прочтении стилевых особенностей музыкального времени. Учебное пособие. – М.,2000. -24с..и др.; дальнейшему разрабатыванию проблемы стиля и исполнительской интерпретации:
Т.М.Русанова «Принципы Гнесинской фортепианной школы и их осмысление в трудах Л.Б.Булатовой»/ Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных, – М., РАМ имени Гнесиных, 2016 № 1 (16) Главный редактор доктор искусствоведения И.С.Стогний, 96с. С. 33-55.
Т.М.Русанова « Исполнительское воплощение стилевых особенностей фортепианной фактуры» // Традиции и перспективы искусства как феномена культуры : Сборник статей по материалам Международной научной конференции Академии имени Маймонида 12-16 апреля 2016 года/ под общ. науч.ред. Я.И.Сушковой-Ириной; ред.-сост. М.А. Казачкова, Е.В.Клочкова. – М.: Государственная классическая академия имени Маймонида, 2016. -566с. С.271-285.
Значительное место в творческой деятельности Т.М.Русановой принадлежит проводимым ею в течение не одного десятка лет Научно-практическим семинарам по проблемам фортепианного исполнительства и педагогики в России и за рубежом ( США, Германия, Великобритания, Италия, Дания, Украина и др.) Семинары, включающие доклады, исполнение и мастер-классы , посвящены различным аспектам фортепианного искусства: «Стилевые черты фортепианной фактуры и особенности исполнительского воплощения», «Развитие виртуозности, как практической основы исполнительской интерпретации», «От Черни к Листу», «Шуберт. Диалог классического и романтического». «К проблеме исполнительской интерпретации», «Русская фортепианная школа и гнесинские традиции» и многие другие.
Семинары проводились неоднократно, как для слушателей курсов ЦППК в РАМ имени Гнесиных, так и в различных учебных заведениях городов страны: Орле, Туле, Новомосковске, Электростали, Калуге, Нижнем Новгороде, Астрахани, Нальчике, Уфе, Салавате, Миассе, Магнитогорске, Днепропетровске и др., а также в странах Зарубежья : Литве, Украине, Дании, Италии, .Польше. С 2002 года дважды в году проводит семинары, концерты, концерты-лекции и мастер- классы в США в Чикаго Штат Мичиган Chicago-university, Филадельфии штат Пенсильвания Ричмонде штат Вирджиния(Curtis institute, Berman school of Music,Virginia-university).
Принимает участие в работе Международных конкурсов и фестивалей в качестве члена или председателя жюри в России, Украине, Италии, Дании, Польше, Литве и других.
Основное направление деятельности Т.М.Русановой – фортепианная педагогика. Класс специального фортепиано Т.М.Русановой окончили более 120 музыкантов-пианистов, среди которых 40 лауреатов различных Международных конкурсов, таких, как : имени М.В.Юдиной в С-Петербурге, имени Веры Лотар-Шевченко в Екатеринбурге, « Русские сезоны» в Екатеринбурге, «Путь к мастерству» в Москве, памяти Прокофьева в Москве, имени Гайдна в Вене, « Citta di Barletta» в г. Барлетта, им. Don Vincenzo Vitti в г.Бари, Италия, Нови Сад, Сербия Макарска, Хорватия, имени Скрябина в Париже, имени Вайнюнаса в Вильнюсе, в Барселоне, Испания, имени Гершвина в США и многих других. Лауреаты ближайших лет :Алексей Вакер Дельфийские игры 2016 Тюмень – Эолотая медаль Virtuosos tomorrow 2016 Philadelphia USA – А Вакер Гран-при и Платиновая медаль, Борис Кривошеин- Золотая медаль, Анастасия Милованова –Серебряная медаль( фото диплома за подготовку 3-х .лауреатов) Русские сезоны 2016 Екатеринбург Наталия Феденко Диплом и Специальный Диплом «За лучшее исполнение сочинения Прокофьева; Варшава Международный конкурс пианистов-педагогов Grand –Prix; Конкурс пианистов в Чехии –Чжон Хендон (Южная Корея) –второе место. Конкурс музыкантов в Туле 2015 Б.Кривошеин –Первое место . «Романтизм: истоки и горизонты» памяти Е.Ф.Гнесиной 2016 – Тимощук –Первое место, Кривошеин –Первое место. 2017- «Романтизм: истоки и горизонты» К 220-летию Ф.Шуберта – А.Вакер- Первое место; «Романтизм: истоки и горизонты» памяти Ел.Ф.Гнесиной 2018 – Т.Ковалёва Первое место, Чен Пэй (Китай) Второе место, Чжон Хёндон –Второе место,… и ряд других.
Среди выпускников класса Т.М.Русановой 4 кандидата искусствоведения, член-корреспондент Российской академии естественных наук, лица, отмеченные различными государственными наградами. Выпускники класса Т.М.Русановой успешно трудятся в концертных организациях, учебных заведениях всех уровней в России и за рубежом, продолжая и развивая славные традиции отечественной фортепианной школы. Среди них: Е.Клочкова, О.Якупова, Т.Сотникова, Э.Ямалова, А.Милованова, Т.Свистунова, Ю.Симонова, М.Сасыкбаева, О.Невская, Е. Крутько, Та Куанг Донг, Чжен Линь, Ким Хюн Чжун, Л.Бриль, Т.Сизова , А.Григорян, А.Лаптев, А.Долгова, И.Рябикова, Я. Тимощук, А.Вакер, Т.Ковалева и многие другие. Активную концертную деятельность ведет А.Милованова -в Музее Скрябина дважды в году проводит экскурсию , завершая ее сольным концертом в 2-х отделениях. Выступала с Симфоническим оркестром Крымской филармонии. Дала множество концертов в городах страны. А.Вакер выступает с сольными концертами в Москве –РАМ имени Гнесиных, Русско-немецкий Дом, в филармониях Томска, Воронежа, Екатеринбурга, Тюмени , также в Париже (в Зале Корто) Страсбурге, Лионе, – Франция; Берлин и Байрейт-(Фестиваль немецкой музыки) Германия также с симфоническими оркестрами в Астраханском оперном театре , в Томской филармонии. А.Вакер и Б.Кривошеин выступали в Киммель-центре Филадельфия США 2017 г.
Продолжая и развивая направление работы своего учителя Л.Б.Булатовой по созданию Программ по специальности для студентов фортепианных факультетов, Русановой была подготовлена и опубликована Программа для студентов заочного отделения фортепианного ф-та, по которой студенты РАМ и других вузов учились более 20 лет. В продолжение этой работы в настоящее время Т.М.Русанова стала автором образцовых Учебных программ по Специальному фортепиано (направление подготовки: «Музыкально-инструментальное искусство», квалификации: «специалист», «бакалавр» и «магистр»), подготовленными ею в соответствии с современным Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.
Профессионально-просветительская деятельность . Будучи в течение многих лет членом Президиума РОО «Шубертовское общество» в России, возглавляя его концертно-просветительский отдел, а с 2010 года по просьбе Народного артиста РФ А.А.Наседкина ( являвшегося в тот период Президентом ШО) исполняя обязанности Президента общества, Тамара Марковна Русанова способствовала осуществлению целого ряда интереснейших событий, связанных, с популяризацией и изучением в России музыки Шуберта и других романтиков. .В 1997 году широко отмечалось 200-летие со дня рождения Франца Шуберта. В мероприятиях, организованных шубертовским обществом и его первым Президентом доктором искусствоведения Ю.Н.Хохловым участвовала Т.Русанова выступая с докладом на Международной конференции в Государственном институте искусствознания и в концертах ШО, посвященных юбилею. В концерте , состоявшемся в Шуваловской гостиной и организованном Т.М.Русановой ею была исполнена Соната с-moll D958. Далее, впервые в стране в течение одного концертного сезона (2000) был проведен фестиваль «Все (23) фортепианные сонаты Франца Шуберта», многие из которых московские слушатели услышали впервые. Участвовала в концертах цикла в качестве исполнителя и говорящего вступительное слово. Также систематически проводила другие концерты Шубертовского общества и участвовала в них.
С момента избрания и утверждения Т.М.Русановой в должности Президента ООО «Шубертовское общество» работа Общества получила новое «дыхание» и новый вектор. В настоящее время Т.М.Русанова – соавтор (вместе с выпускницей своего класса кандидатом .искусствоведения Е.В.Клочковой) идеи и Художественный руководитель нового обширного совместного проекта РАМ имени Гнесиных, МГК имени Чайковского, Российского Шубертовского общества и Центра поддержки и развития современного искусства имени Алемдара Караманова.
Международный форум искусств «Романтизм: истоки и горизонты»
Учредители проекта: РОО «Шубертовское общество» в России и АНО «Центр поддержки и развития современного искусства имени Алемдара Караманова».
Дата основания проекта: декабрь 2009 года.
Культурно-просветительские цели Международного форума искусств «Романтизм: истоки и горизонты»: — Содействие взаимопониманию между народами благодаря направленности на взаимодействие классических традиций в искусстве с новыми прогрессивными тенденциями будущего; — Расширение культурных связей и углубление взаимопонимания между юными и взрослыми деятелями искусства Москвы и других регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья; — Обмен опытом между центральными и отдаленными регионами России в сфере профессионального музыкального образования; — Использование всего культурного потенциала современности во благо гуманитарного образования, направленного на эстетическое и духовное развитие будущих поколений; — Взаимодействие в искусстве классических традиций с новыми прогрессивными тенденциями; — Выявление и поддержка талантливых музыкантов-исполнителей и композиторов из Москвы и других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья; — Установление и углубление профессиональных контактов представителей различных жанров музыкального искусства; — Взаимообмен и использование опыта преподавания различных жанров музыкального искусства в педагогической практике; — Повышение профессионального мастерства и престижа труда в сфере столичной культуры и искусства молодых кадров региональных образовательных учреждений; — Обращение к романтической музыке прошлого и настоящего, к идеологии романтизма, выявление основных современных направлений в интерпретации музыки романтизма и примыкающих к нему предшествующих и последующих эпох в искусстве; — Представление и изучение творчества крупнейших композиторов XX-XXI веков, как феномена современной мировой музыкальной культуры.
Мероприятия Международного форума искусств «Романтизм: истоки и горизонты» (2010-2018)
Апрель 2010 г. Концерт-презентация Международного форума искусств «Романтизм: истоки и горизонты» (Москва, Российская академия музыки имени Гнесиных, Музыкальная гостиная дома Шуваловой). В концерте приняли участие известные российские исполнители. В программе звучала музыка Р. Шумана и А. Караманова. Состоялась мировая премьера Первого струнного квартета А. Караманова ; Февраль 2011 г. Международная научная конференция «Романтизм: истоки и горизонты» памяти Алемдара Караманова (Москва, Российская академия музыки имени Гнесиных, Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского).
В конференции приняли участие свыше 60-ти ученых из Москвы и других регионов России, представлены музыкальные вузы, вузы и колледжи искусств, музыкальные театры – Москвы и С-Петербурга, Татарстана, Башкортостана, Коми, Нижегородской, Кемеровской, Саратовской, Астраханской, Ростовской, Свердловской областей, Пермского, Красноярского и Краснодарского краев, а также Украины, Белоруссии, Литвы .По итогам конференции издан сборник: Романтизм: истоки и горизонты: Материалы Международной научной конференции памяти А. Караманова 24–26 февраля 2011 года / Ред./сост. Т.М. Русанова, Е.В. Клочкова. М.: РАМ им. Гнесиных, 2012. 400 с. Издание включено в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) и размещается в научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU.
Июнь 2011 г. I Международный конкурс музыкантов-исполнителей и композиторов «Романтизм: истоки и горизонты», памяти Алемдара Караманова (Москва, Детская хоровая школа «Весна», Детская музыкальная школа им. Г. В. Свиридова, Электросталь, Детские музыкальные школы № 1 и № 2 г. Электросталь). В конкурсе приняли участие свыше 70-ти исполнителей разных специальностей, композиторов, педагогов из Москвы, Московской области, Беларуси, Казахстана. (Приложение № 4: афиша и буклет данного мероприятия).
Июль 2011 г. II Международный конкурс музыкантов-исполнителей и композиторов «Романтизм: истоки и горизонты», памяти Алемдара Караманова (Крым, г. Черноморск, Черноморская районная государственная администрация, Черноморская детская музыкальная школа). В конкурсе приняли участие свыше 50-ти исполнителей разных специальностей, композиторов, педагогов из Москвы, Крыма, Литвы.
Июнь 2012 г. III Международный конкурс музыкантов-исполнителей и композиторов «Романтизм: истоки и горизонты», памяти Алемдара Караманова (Москва, Детская хоровая школа «Весна», Детская музыкальная школа им. Г. В. Свиридова). В конкурсе приняли участие свыше 80-ти исполнителей разных специальностей, композиторов, педагогов из Москвы, Московской области, Беларуси, Казахстана.
Июнь 2013 г. IV Международный конкурс музыкантов-исполнителей и композиторов «Романтизм: истоки и горизонты», памяти Франца Шуберта (Москва, Детская хоровая школа «Весна»). В конкурсе приняли участие свыше 70-ти исполнителей разных специальностей, композиторов, педагогов из Москвы, Московской области, Беларуси, Казахстана.
Ноябрь, декабрь 2013 Концерты-лекции (Москва, Российская академия музыки имени Гнесиных: Малый зал). Участвовали лауреаты Международных конкурсов «Романтизм: истоки и горизонты»). Февраль, март, апрель, май 2014 Концерты-лекции (Москва, Российская академия музыки имени Гнесиных: Малый зал). Участвовали лауреаты Международных конкурсов «Романтизм: истоки и горизонты» Июнь 2014 г. V Международный конкурс музыкантов-исполнителей и композиторов «Романтизм: истоки и горизонты», памяти Елены Фабиановны Гнесиной, к 140 летию со дня рождения (Москва, Российская академия музыки имени Гнесиных: Концертный зал, Малый зал, Гостиная дома Шуваловой). В конкурсе приняли участие свыше 70-ти исполнителей разных специальностей, композиторов, педагогов из Москвы, Московской области, Беларуси, Казахстана. Ноябрь, декабрь 2014 Концерты-лекции (Москва, Российская академия музыки имени Гнесиных: Малый зал). Участвовали лауреаты Международных конкурсов «Романтизм: истоки и горизонты» . Февраль, март, апрель, май 2015 Концерты-лекции (Москва, Российская академия музыка имени Гнесиных: Малый зал). Участвовали лауреаты Международных конкурсов «Романтизм: истоки и горизонты» . Июнь 2015 г. VI Международный конкурс музыкантов-исполнителей и композиторов «Романтизм: истоки и горизонты» памяти Елены Фабиановны Гнесиной (Москва, Российская академия музыки имени Гнесиных: Концертный зал, Малый зал, Гостиная дома Шуваловой). В конкурсе приняли участие свыше 150-ти исполнителей разных специальностей, композиторов, педагогов из Москвы, Московской области, Беларуси, Казахстана, Литвы, Южной Кореи, Китая. Июль 2015 г. VII Международный конкурс музыкантов-исполнителей и композиторов «Романтизм: истоки и горизонты» в Черногории (Черногория, г. Бар, Музыкальная школа имени Петра II Петровича-Негоша). ). В конкурсе приняли участие свыше 40 исполнителей разных специальностей, композиторов, педагогов из Москвы, Московской области, Черногории. Ноябрь, декабрь 2015 Концерты-лекции (Москва, Российская академия музыка имени Гнесиных: Малый зал). Участвовали лауреаты Международных конкурсов «Романтизм: истоки и горизонты»
Февраль, март, апрель, май 2016 Концерты-лекции (Москва, Российская академия музыки имени Гнесиных: Малый зал). Участвовали лауреаты Международных конкурсов «Романтизм: истоки и горизонты» . Ноябрь, декабрь 2016 Концерты-лекции (Москва, Российская академия музыки имени Гнесиных: Малый зал). Участвовали лауреаты Международных конкурсов «Романтизм: истоки и горизонты» .Июнь 2016 г. VIII Международный конкурс музыкантов-исполнителей и композиторов «Романтизм: истоки и горизонты» памяти Елены Фабиановны Гнесиной (Москва, Российская академия музыки имени Гнесиных: Концертный зал, Малый зал, Гостиная дома Шуваловой). В конкурсе приняли участие свыше 150-ти исполнителей разных специальностей, композиторов, педагогов из Москвы, Московской области, Беларуси, Казахстана, Литвы, Южной Кореи, Китая, Японии. Февраль 2017 Международная творческая школа музыкантов-исполнителей и композиторов «Романтизм: истоки и горизонты» памяти Елены Фабиановны Гнесиной к 220-летию Франца Шуберта. Школа прошла в Российской академии музыки имени Гнесиных (Малый зал, Гостиная дома Шуваловой). Были проведены мастер-классы, семинары, лекции по специальностям: фортепиано, камерный ансамбль, академический вокал, композиция. Преподаватели и лекторы – профессора и доценты Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, Российской академии музыки имени Гнесиных. Февраль, март, апрель, май 2017 Концерты-лекции (Москва, Российская академия музыки имени Гнесиных: Малый зал). Участвовали лауреаты Международных конкурсов «Романтизм: истоки и горизонты». Июнь 2017 г. IX Международный конкурс музыкантов-исполнителей и композиторов «Романтизм: истоки и горизонты» памяти Елены Фабиановны Гнесиной, к 220-летию Франца Шуберта (Москва, Российская академия музыки имени Гнесиных: Концертный зал, Малый зал, Гостиная дома Шуваловой). В конкурсе приняли участие свыше 200 исполнителей разных специальностей, композиторов, педагогов из Москвы, Московской области, Беларуси, Казахстана, Литвы, Южной Кореи, Китая, Японии. Октябрь, ноябрь, декабрь 2017 Концерты-лекции (Москва, Российская академия музыки имени Гнесиных: Малый зал). Участвовали лауреаты Международных конкурсов «Романтизм: истоки и горизонты». Январь 2018 Издано Озвученное учебное пособие. Авторы: Т. М. Русанова, Е. В. Клочкова. Название: Международная творческая школа музыкантов-исполнителей и композиторов «Романтизм: истоки и горизонты», памяти Е. Ф. Гнесиной (+DVD): Учебное пособие. — Москва: Научно-издательский центр «Академика», 2018. — 186 с.
Февраль 2018 Международная творческая школа музыкантов-исполнителей и композиторов «Романтизм: истоки и горизонты» памяти Елены Фабиановны Гнесиной. Школа прошла в Российской академии музыки имени Гнесиных (Малый зал, Гостиная дома Шуваловой). Были проведены мастер-классы, семинары, лекции по специальностям: фортепиано, камерный ансамбль, академический вокал, композиция. Преподаватели и лекторы – профессора и доценты Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, Российской академии музыки имени Гнесиных. Июнь 2018 X Международный конкурс музыкантов-исполнителей и композиторов «Романтизм: истоки и горизонты» памяти Елены Фабиановны Гнесиной (Москва, Российская академия музыки имени Гнесиных: Концертный зал, Малый зал, Гостиная дома Шуваловой.
Во всей просветительской работе активно с увлечением участвуют студенты класса Т.М. Русановой. Выступают в конкурсах, мастер-классах, в концертах и в концертах-лекциях ежегодного цикла «Романтизм: истоки и горизонты» как в залах РАМ , так и в выездных в качестве солистов, ансамблистов, ведущих, а также помогают в работе Оргкомитета Форума. Гнесинские традиции просветительства на высокопрофессиональной основе широко и постоянно внедряются в жизнь .
Сведения о повышении квалификации и профессиональной переподготовке:
2019 год – курсы по теме: «Охрана труда»
См.сайт проекта romantizmistokiigorizonti.ru и канал «Романтизм: истоки и горизонты» на You-tube.