Павлова Светлана Анатольевна

Кандидат искусствоведения
Доцент

Должность: доцент
Ученая степень: кандидат искусствоведения
Ученое звание: доцент
Общий стаж работы: 14 лет
Стаж работы по специальности: 14 лет
Преподаваемые дисциплины: «История музыки», «История музыки» (зарубежной, отечественной), «Научно-исследовательская работа».
Реализация дисциплин в рамках образовательных программ: 53.03.01 Музыкальное искусство эстрады 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство, 53.03.03 Вокальное искусство, 53.04.01 Музыкально-инструментальное искусство, 53.04.02 Вокальное искусство, 53.05.01 Искусство концертного исполнительства, 53.05.02 Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором.
Наименование направления подготовки и специальности: Музыковедение.

Педагог, исследователь, музыкальный критик, ведущая концертных программ

Образование:
В 1996 году с отличием окончила фортепианное и теоретическое отделения I-го Московского областного музыкального училища (колледжа) в городе Коломна.

Училась по классу специального фортепиано у Елены Дмитриевны Латыш, выпускницы класса проф. РАМ им. Гнесиных, канд. иск. Лины Борисовны Булатовой.  Уроки Е. Дм. оставляют впечатление занятий с автором произведения, удивительное чувство сопричастия большому искусству. Медленные части сонат Моцарта и Гайдна. Вариации Бетховена. Ансамбли Шуберта. Сонаты Метнера и мн. др. Под руководством Е. Дм. первая победа на областном фортепианном конкурсе.

Музыкальную литературу изучала в классе Заслуженного работника культуры РФ Наталии Михайловны Кочетковой (выпускницы Киевской консерватории). Ее имя на афише обеспечивало аншлаг. Приходили слушать вступительное слово, импровизации о казалось бы знакомых произведениях, композиторах и исполнителях. Н. М. и в классе рассказывала увлекательно и точно. Ее урок – законченное произведение искусства. Н. М. подарила возможность первой большой публикации.

В 2004 году окончила историко-теоретико-композиторский факультет РАМ имени Гнесиных, в 2006 году – аспирантуру. Научный руководитель — профессор, доктор искусствоведения Ю.К. Евдокимова. Тема кандидатской диссертации: «Теория и практика пения на подобен (на примере гимнографии святителю Николаю)».

Мировоззрение в области музыкального искусства, исследовательские интересы сформировались под влиянием родителей, учителей и старших коллег.  Рассматриваю свою научную и педагогическую деятельность как продолжение школы, которую прошла под руководством проф., докт. иск. Ю. К. Евдокимовой (класс специальности, полифония), Т. Ю. Масловской и Ю. В. Васильева (история русской музыки), И. С. Стогний (анализ музыкальной формы, сольфеджио), И. П. Сусидко (анализ музыкальной формы, история барочной оперы), Н. С. Гуляницкой (гармония), Т. В. Цареградской (современные музыкальные системы), Т. М. Джани-Заде (история внеевропейской музыкальной культуры), М. А. Енговатовой (фольклористика).

В творческой и научной жизни своими учителями также считаю палеографа, докт. ист. наук, проф. И. В. Левочкина; музыкального публициста, чл. Союза композиторов СССР Ю. С. Корева, музыковеда и телеведущую, Заслуженного деятеля искусств РФ О. И. Доброхотову.

Сфера научных интересов:
Литургическое музыковедение; История и теория музыкального содержания; Закономерности цивилизационного развития западноевропейской и русской музыки; История ранней инструментальной музыки; История жанра оперы; Творчество М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, Г. В. Свиридова.  

Научно-педагогическая и концертная деятельность:
Научный сотрудник НИО рукописей РГБ (2003 – 2005).
Редактор БСО им. П.И. Чайковского (юбилейный сезон 75-летия оркестра 2005 – 2006).
Доцент кафедры истории музыки Российской академии музыки имени Гнесиных (2007 – по настоящее время).
Музыкальный критик (журналы «Музыкальная Академия», «Музыка и время» и др., «Российская музыкальная газета», «Литературная газета» и др.).
Участник международных научных конференций («Музыковедение в началу века: прошлое и настоящее», Москва; «История и теория монодии», Вена; «Рождественские чтения», Москва; «Христианские образы в искусстве», Москва; «Могилянские чтения», Киев; «Почитание святителя Николая Мирликийского в христианском мире», Санкт-Петербург, Москва, Бари и др.).
Ведущая концертных программ: Союз композиторов РФ (Фестиваль к 80-летию М.С. Вайнберга; Международный фестиваль «Музыка друзей»; Фестиваль «Московская осень» и др.), РАМ им. Гнесиных (Юбилейные концерты проф. А. А. Муравлева, В. Н. Левко, А. Л. Ларина; VII Международный симпозиум «Орган в XXI веке»; Фестиваля-конференции «Звучащий мир Древней Руси» памяти педагогов-гнесинцев А.А. Юрлова и С.З. Трубачева и др.) и др.

В период работы в Академии подготовлены и опубликованы авторские издания: учебно-методическое пособие по курсу истории русской музыки «Пение на подобен в русском певческом искусстве XIXVIII веков» и хрестоматия по курсу истории зарубежной музыки «Духовная музыка западноевропейского Средневековья в рукописный источниках IIIXIII веков». Также составлены музыкальные пособия к лекционным курсам «История зарубежной музыки (Средневековье, Возрождение, Барокко)» и «Барочная опера (Италия, Франция, Германия, Англия)».

Публикации:

  • «Живое дыхание эпохи». О творчестве А.А. Алябьева / Коломенский альманах. К 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Вып. 3. 1999. С. 175-185.
  • С весною в сердце. О программе международного фестиваля СК России «Музыка друзей» / Музыкальная академия ISSN 0869-4516. 2000. №2. С.38-40.
  • Слава на Руси святителя Николая / Музыкальная академия 2001. №1. С. 1-12. ISSN 0869-4516.
  • Имени Альфреда Шнитке / Музыкальная академия 2002. №1. С. 45-46. ISSN 0869-4516.
  • В. Казенин. Дорожные заметки (статья, интервью с председателем Союза композиторов РФ) / Музыкальная академия. 2003. № 4. С.77-82. ISSN 0869-4516
  • Русская гимнография святителю Николаю: проблемы ее изучения / Правило веры и образ кротости. Образ святителя Николая, архиепископа Мирликийского в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии / Сборник статей Международной конференции «Святитель Николай в византийской и славянский агиографии, гимнографии и иконографии. Москва. 1-3 апреля 2001 / М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. 2004. С. 356-369. ISBN 5-7429-0041-4
  • Русская гимнография святителю Николаю / Символ в философии и религии / Тезисы докладов и сообщений VI Крымской Международной научной конференции по религиоведению 17-19 мая 2004 /Национальный заповедник Херсонес Таврический. Краковский Ягеллонский Университет. Севастополь. 2004. С. 47-48.
  • «Есть имена и есть такие даты…». О фестивале МГК им. П. И. Чайковского «60 лет памяти» к юбилею Победы в Великой Отечественной Войне / Музыкальная академия. 2005. № 3. С.37-41. ISSN 0869-4516.
  • Гимнография святителю Николаю: к вопросу о традиции пения на подобен / Святитель Николай Мирликийский в памятниках письменности и иконографии. Сборник научных статей / Сост.: Г. С. Клокова, М. С. Крутова. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Университет. 2006. С. 126-149. ISBN 5-7429-0010-4
  • Система пения на подобен: ее философское, поэтическое и музыкальное содержание (научная статья) / Христианские образы в искусстве // Сборник трудов РАМ им. Гнесиных. Сост. И. С. Стогний. № 170, Вып. 1. М.: РАМ имени Гнесиных, 2007. С. 100-115. ISBN 978-5-8269-0148-9
  • Вера. Надежда. Любовь. Фестиваль к 75-летию БСО им. П. И. Чайковского. Буклет. Юбилейное издание / Автор текста и сост. С. А. Черкасова [Павлова]. М. 2007. 30 с.
  • Русские службы Рождеству свт. Николая / Альфа и Омега. №1 (51). М., 2008. С.285-298; №2 (52). М., 2008. С.195-214. ISSN 0203-3488
  • Великорецкий образ свт. Николая и русская гимнография / Почитание святителя Николая Чудотворца и его отражение в фольклоре, письменности и искусстве: материалы и исследования. Сборник научных статей / Сост. А. А. Рыбаков. М.: М-Сканрус, 2007. С. 73-80. ISBN 978-5-91340-004-8
  • Великорецкий образ и русская гимнография. Служба явлению Великорецкой иконы свт. Николая / Великорецкая икона святителя Николая. История и современность. Сборник научных статей. Вятка: Буквица. / Общ. ред. митр. Вятского и Слободского Хрисанфа. 2008. С.288-301. Книга победитель номинации «Книга года» областного конкурса «Вятская книга года 2008». ISBN 978-5-9901101-7-5
  • О русской гимнографии праздника на Перенесение мощей свт. Николая / Добрый Кормчий. Почитание святителя Николая в христианском мире. Cборник научных статей / Сост. А. В. Бугаевский. М.: Скиния. 2011. С.238-251. ISBN 978-5-86544-027-7
  • Теория и практика пения на подобен / Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее. Сборник трудов. По материалам конференции 30 октября-1 ноября 2007 / РАМ им. Гнесиных. М., 2007. С.45-51.
  • Тропарь и кондак архиепископу Мир Ликийских Николаю в контексте гимнографии святителям / Медиевистика. Сборник научных статей. Выпуск пятый / Сост. А.А. Александров. Одесса: Астропринт. 2009. С.62-83. ISBN 978-966-190-168-0
  • Die russische Hymnografie für den Hl. Nikolaus. Русская гимнография святителю Николаю / Theorie und Geschichte der Monodie.Теория и история монодии. Bericht der Internationalen Tagung. Доклады международной научной конференции (Wien, Вена, 2006) / Сост. М. Chernin M. Pischlöger . Band Brno. 2012. P. 573-581. ISBN 978-80-263-0224-7
  • Отечественная гимнография свт. Николаю: новые материалы / Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2015. №2(17). С.49-64. ISSN 2227-9997
  • «Постою за правду до последнего…» О премьере оперы Валерия Пьянкова «Степан Калашников» / Музыка и время. 2016. №6. С.7-11. ISSN 2072-9960
  • Российская академия музыки имени Гнесиных. Информационный альбом / Текст вступительной статьи и сост. С.А. Павлова. М. 2016. 75 с.
  • Содержание гимнографических текстов как основа их певческой интерпретации / Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2020. №2(17). С.49-64. ISBN 2227-9997
  • Гимнография Рождеству святителя Николая: вопросы музыковедения и эортологии / Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусства. 2020. №53. С.56-68. ISSN 2078 – 1768
  • Пение на подобен в русском певческом искусстве XI-XVIII веков. Учебно-методическое пособие по курсу истории русской музыки для музыкальных вузов. М.: «Издательство «Перо». 2020. 56 с., илл. ISВN 978-5-00171-755-3
  • Духовная музыка западноевропейского Средневековья в рукописных источниках III-XIII веков. Хрестоматия по курсу истории зарубежной музыки для музыкальных вузов. М.: «Издательство «Перо». 2020. 72 с., илл. ISВN 978-5-00171-792-8
Повышение квалификации
2013 год – курсы по теме: «Инновационные подходы в преподавании исторических и теоретических дисциплин в учреждениях высшего профессионального образования»
2019 год – курсы по теме: «Охрана труда»