Носина Вера Борисовна

Профессор
Заслуженный деятель искусств РФ
Заслуженный деятель культуры Киргизии

Должность: профессор
Ученая степень: нет
Ученое звание: профессор
Общий стаж работы: 57 лет
Стаж работы по специальности: 52 года
Преподаваемые дисциплины: «Изучение венской классики», «Искусство исполнения оркестровой партии фортепианного концерта», «Солирующий инструмент эпохи Барокко», «Специальный инструмент».

Наименование направлений подготовки и специальностей: 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (фортепиано) – бакалавриат, 53.05.01 Искусство концертного исполнительства (фортепиано) – специалитет, 53.04.01 Музыкально-инструментальное искусство (фортепиано) – магистратура, 53.09.01 Искусство музыкально-инструментального исполнительства (Сольное исполнительство на фортепиано) – ассистентура-стажировка.

Заслуженный деятель культуры Киргизии. Лауреат Международных конкурсов.
Воспитанница ГМПИ (ныне – РАМ) им.Гнесиных (ВУЗ, аспирантура), ученица профессора Александра Львовича Иохелеса, выдающегося  представителя школы К. Н. Игумнова.

С 1965 года работает в ГМПИ (ныне – РАМ) им.Гнесиных. Параллельно ведёт класс специального фортепиано в МГИМ им. А. Г. Шнитке (с 2005  по 2013гг. – зав. Кафедрой), в Колледже  им. Ф.  Шопена, в течение ряда лет работала в ССМШ им. Гнесиных, постоянно проводит мастер-классы в России и за рубежом.
Класс В. Б. Носиной окончили более 160 выпускников. Среди них – много известных музыкантов, Народные и заслуженные артисты России и Киргизии, Заслуженные работники культуры РФ,  Почётные работники Высшей школы, обладатели учёных степеней кандидата искусствоведения и педагогических наук, Doctoral degree in Musical Arts (U.S.A.).
Многие из её учеников отмечены высокими наградами на престижных Международных конкурсах, таких как: им. В. Горовица и Памяти Э. Гилельса (Украина), им. К. Фильча (Румыния), им. Н. Рубинштейна (Франция), в Экс-ан-Прованс, в г. Хьюстон (Техас, США), в г. Цюрих (Швейцария), «Золотой Парнас» (Польша), «Путь к мастерству» и «Дельфийские игры» (Москва).
Концертирует в России, в странах Европы (Италия, Франция, Испания, Швеция, Польша и др.) и в США, имеет записи на CD и DVD.
Проводит семинары и мастер-классы, читает лекции по проблемам музыкальных стилей и исполнительского мастерства  во многих городах России, СНГ, Европы и США.
Научная работа В. Б. Носиной посвящена, главным образом, изучению музыки Барокко и, в частности, творчества И. С. Баха. Её авторству принадлежит ряд статей, в том числе переведённых на иностранные языки, и две монографии.

Публикации:

  • «Проявление музыкально-риторичес­ких принципов в клавирных сонатах К.Ф.Э. Баха» (статья) – Межвузовский тематический сборник -М.: ГМПИ им. Гнесиных – Вып. 104 – 1989;
  • «О композиции и содержании Французских сюит И.С. Баха» (статья) – Межвузовский тематический сборник -М.: ГМПИ им. Гнесиных – Вып. 109 – 1990;
  • «Символика музыки И.С. Баха и её интерпретация в «Хорошо темперированном клавире»» (Учебное пособие для слушателей ФПК) – М.: ГМПИ им. Гнесиных – 1991;
  • «О работе над Второй сонатой Прокофьева в классе профессора А.Л. Иохелеса» (статья) – Межвузовский сборник – Ростов-на-Дону: Ростовский-на-Дону Государственный педагогический университет – 1993;
  • «Александр Львович Иохелес – педагог и музыкант» (статья) – Тематический сборник РАМ им. Гнесиных. – Вып. 132 – М.: 1995;
  • О символике Французских сюит И.С. Баха – Сдвоенная монография: Б.Л. Яворский «Сюиты для клавира И.С. Баха», В.Б. Носина «О символике Французских сюит И.С. Баха» – М.: «Классика XXI» – 2002;
  • «Музыка была его судьбой» (статья) «ФОРТЕПИАНО» – М.: ЭПТА – 2002 – №2 (16) – с.13-15;
  • «Символика музыки И. С. Баха» Монография – М.: «Классика XXI» – 2006 (два издания);
  • «Загадка четырнадцатой инвенции И. С. Баха» (статья) – Сборник трудов: «Процессы музыкального творчества» Вып. 8 (166) – М.: РАМ им. Гнесиных, 2005, 254с.;
  • «Чародей звука». (статья) –  Сборник «Б.М. Берлин – музыкант, личность, педагог» – М.: РАМ им. Гнесиных, 2006;
  • Целостное мышление в музыкальном образовании – Сборник трудов III Международной конференции «Музыкальное образование и воспитание в России, странах СНГ и Европы в XXI веке. Состояние и перспективы» – С-Пб: С-ПбГК, 2008 – с.263-270;
  • Музыкальный стиль как выражение способа мышления – Тезисы межвузовской научно-практической конференции «Музыкальное образование в России» – М.: МГИМ им. А.Шнитке – 2008;
  • 24 сонаты для фортепиано Д. И. Кривицкого (предисловие) – 24 сонаты для фортепиано Д. И. Кривицкого», 2008;
  • Французские сюиты И.С. Баха как музыкально-философский трактат о природе движения – Сборник: «Триста лет фортепикно» М.: МГИМ им. А. Шнитке – 2009;
  • Мой учитель А. Л. Иохелес – Сборник: «Фортепианная педагогика России 1918 – 2008» М.: МГИМ им. А. Шнитке – 2008;
  • Музыкально-риторические принципы в сонатах К. Ф. Э. Баха – «Музыкальные эпохи и стили: От барокко к романтизму» Сборник статей – Вып. 1 – М.: МГК 2011;
  • Прочтение смысла произведения как инструмент преподавания – «Проблемы фортепианной педагогики» Сборник статей РАМ им. Гнесиных, 2011 – 8с.;
  • Symbolika w muzyce Jana Sebastiana Bacha – Zeszyty Naukowe “Forum” Zeszyt I – 2011 r. (на польском языке);
  • Скрытые смыслы музыки И.С. Баха – Музыкальная газета «Играем с начала» № 5 (99) 2012 г., с.14;
  • О моём учителе А. Л. Иохелесе – Журнал «Музыкант-классик»   № 3-4 1012 г. с.4-8;
  • Век Иохелеса – PianoФорум № 2 (10) 2012 с.48 – 52;
  • Музыка И. С. Баха в творчестве А. Б. Гольденвейзера – Наставник: Александр Гольденвейзер глазами современников, Университетская книга, М.-СПб.: 2014;
  • Музыкальная риторика в клавирных сонатах КФЭ Баха – М., Научно-издательский центр «Московская Консерватория» , 2017;
  • Игра чисел в двухголосной инвенции И. С. Баха B-dur № 14 – М., ООО «Издательство «Согласие», 2017;
  • «Музыкальная риторика и исполнительство» Звуковое методическое пособие – Библиотека МГИМ им. А. Шнитке 2011;
  • Цикл лекций по вопросам интерпретации – «Барокко, классическая соната» – Специальный класс I – IV курсы 2013.

В. Б. Носина является членом жюри многих международных конкурсов: в Германии,  Испании, Франции, Италии, Австрии, Польше, Литве, России.
Будучи вице-президентом двух общественных организаций: Международной ассоциации педагогов – музыкантов «Искусство и образование XXI века» и Фонда А. Т. Гречанинова, она организует международные форумы, фестивали и конкурсы в Греции, Португалии, Италии, Австрии, Литве, России: Фестиваль-конкурс «Musica Classica» (г. Москва, ДТК «Руза»), Фестиваль «Музыка без границ» (Литва, Друскининкай). 

Повышение квалификации:
2013 год – курсы по теме: «Инновационные методики преподавания фортепиано в учреждениях среднего и высшего профессионального образования»
2016 год – курсы по теме: «Профессионально-педагогическое общение как ресурс повышения качества образования»
2018 год – курсы повышения квалификации в МГИМ им. А.Г.Шнитке 

2019 год – курсы по теме: «Охрана труда»