Наталия Шамеева: «Игра на хороших инструментах – прекрасный стимул для студента»

Академия имени Гнесиных приобрела концертную арфу известнейшего бренда Lyon & Нealy и оркестровую арфу фирмы Salvi. О новых инструментах рассказала профессор кафедры виолончели, контрабаса и арфы Наталия Хамидовна Шамеева.


Вы довольны этими арфами?
Lyon & Нealy – хорошая концертная арфа, натуральная. Да, существуют золотые, бронзовые инструменты. Цены на некоторые модели иногда превышают 70 тысяч евро. Но у нас нет необходимости в эксклюзивных, супердорогих инструментах, мы вполне довольны теми арфами, которые нам приобрели.

Почему было решено купить новые инструменты? Старые пришли в негодность?
Многие наши инструменты были приобретены 40-50 лет назад. Это арфы Фабрики имени Луначарского, которая начала работать в 1949 году. Инструменты фабрики на порядок отличались от зарубежных по качеству – не в лучшую сторону. Однако отечественными арфами смогли обеспечить оркестры, школы, училища и вузы по всей стране. После перестройки фабрику закрыли, стало возможно приобретать арфы за границей (хотя появилась отечественная фирма «Резонанс», но пока качество ее инструментов оставляет желать лучшего). Стоимость заграничных инструментов неизмеримо выше российских, и у Академии долгое время не было средств для их покупки.
В 2004 году приобрели первую американскую арфу, еще один новый инструмент появился в 2007, но эта арфа, к сожалению, месяц назад вышла из строя. Дай Бог ее починят. Но мы все равно заволновались и заказали новую концертную арфу.
А в нашем оркестре арфы всегда были нужны. Там пользовались инструментами, которым лет по пятьдесят, и дирижеры жаловались на их строй.

Арфа Lyon & Healy имеет красивые орнаменты, оснащена большим количеством разнообразных материалов (ель, золото, палисандр). Влияет ли это на звук?
Естественно, хотя на звук влияет не только материал, но и процесс его производства. Раньше дерево сушили естественным путём: оно десятки лет лежало и сохло само по себе. Инструменты, сделанные таким образом, до сих пор живы и отлично служат – у меня, например, дома арфа, которой больше ста лет. Сегодня дерево сушат искусственным способом, и это чревато всякими неприятностями.

Как часто, на ваш взгляд, стоит обновлять инструменты в музыкальном учебном заведении?
У современных инструментов существует гарантийный срок службы – 10 лет, который мы, конечно, превышаем. Мы не жалуемся, если арфы хорошо служат, но все равно иногда вынуждены обращаться за помощью.
Благодаря ректору и администрации академии удалось получить финансовую поддержку – и появилась возможность приобрести эти два инструмента.

Играть на таких красивых и качественных инструментах – большая ответственность. Как вы оцениваете уровень наших студентов-арфистов в целом?
У нас очень хороший класс. Мильда Митревна Агазарян и я на своих студентов не жалуемся – они занимаются, стараются. Замечательно, что у них есть возможность играть на хороших инструментах, это помогает им стать профессионалами. Хотя каждый день студенты на концертных арфах играть не будут, это прекрасный стимул – услышать однажды, как ты звучишь на хорошем инструменте.

Полина Столярова