Нагина Дана Александровна

Кандидат искусствоведения
Доцент

Должность: доцент
Ученая степень: кандидат  искусствоведения
Ученое звание: доцент
Общий стаж работы: 17 лет
Опыт работы в профессиональной сфере, соответствующей образовательной деятельности по реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей): 9 лет
Преподаваемые дисциплины: «Анализ оперного и балетного спектакля»,  «Музыкальная форма», «Полифония», «Современный музыкальный театр».
Реализация дисциплин в рамках образовательных программ:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство, 53.03.03 Вокальное искусство, 53.03.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство, 53.04.02 Вокальное искусство, 53.05.03 Музыкальная звукорежиссура, 53.05.05  Музыковедение, 53.05.06  Композиция.
Наименование направления подготовки и специальности, в том числе научной: Музыковедение, Музыкальное искусство.
Уровень образования, квалификация: высшее образование, Музыковед, преподаватель

Родилась в г. Волгограде.

Выпускница музыкального колледжа при Волгоградском муниципальном институте искусств им. П.А. Серебрякова (отделение теории музыки).

В 2010 году с отличием окончила Российскую академию музыки им. Гнесиных, где училась у И.П. Сусидко (специальность, анализ музыкальных произведений), Л.Л. Гервер (полифония, анализ литературных текстов), Л.С. Дьячковой, Н.С. Гуляницкой (гармония), М.Г. Раку, Н.В. Заболотной, Ю.В. Васильева (история музыки).

В 2013 году окончила аспирантуру РАМ им. Гнесиных и защитила кандидатскую диссертацию на тему «Концертные арии В.А. Моцарта в контексте вокального искусства второй половины XVIII века» (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор И.П. Сусидко).

Преподавательскую деятельность начала в 2004 году в детской школе искусств «Воскресение» (г. Волгоград).

В 2009–2013 гг. работала редактором в Московском международном Доме музыки.

С 2013 года ведет в РАМ им. Гнесиных следующие дисциплины:

  • Музыкальная форма и анализ музыкальных произведений
  • Полифония
  • История музыкального театра
  • Современный театр оперы и балета
  • Анализ оперного и балетного спектакля
  • Жанры и формы барочной музыки
  • Руководство дипломными работами и магистерскими диссертациями

Д.А. Нагина – автор монографии «Концертные арии В.А. Моцарта и вокальное искусство его времени» (2015), учебно-методических пособий «Опера и концертная ария в творчестве В.А. Моцарта» (2017) и «Простые формы в вокальной музыке классико-романтического периода: Учебно-методическое пособие по курсу музыкальной формы для преподавателей и студентов средних и высших учебных заведений (2019), а также более 20 научных статей, посвященных вокальным и инструментальным концертным жанрам классической эпохи, теории музыкальных форм.

Д.А. Нагина проводит мастер-классы и открытые лекции в рамках проекта «Университетские субботы». Принимает участие в организации ряда регулярных научных проектов РАМ им. Гнесиных – Международной научной конференции «Техника музыкальной композиции», Международной Интернет-конференции «Музыкальная наука в едином культурном пространстве» (http://gnesinstudy.ru/).

С 2017 года – ответственный редактор электронного научного журнала РАМ им. Гнесиных «Современные проблемы музыкознания» (http://gnesinsjournal.ru/).

Регулярно выступает с докладами на международных и всероссийских научных конференциях в Российской академии музыки им. Гнесиных, Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Государственном музыкально-педагогическом институте им. М.М. Ипполитова-Иванова, Волгоградской консерватории им. П.А. Серебрякова.

Сфера научных интересов – история оперы и балета, музыкальный театр на современной сцене, история и теория вокального искусства, музыкальная форма и анализ музыкальных произведений.

В 2021 г. награждена Нагрудным знаком «Молодой ученый» Министерства науки и высшего образования.

Данные о публикациях, участии в конкурсах, конференциях, фестивалях и т.д. преподавателя.
Публикации:

  1. a) научные работы
  2. Князева (Нагина) Д.А. Этические и эстетические идеалы Северного Возрождения и их воплощение в изобразительном и музыкальном искусстве эпохи // Сборник научных студенческих работ ВМИИ им. П.А. Серебрякова. Волгоград, 2006. С. 28–38.
  3. Нагина Д.А. Концертные арии для Алоизии Ланге: о феномене жанра // Музыка и время. 2009. № 9. С. 2–7. (0,7 п.л.)
  4. Нагина Д.А. Вокальный идеал В.А. Моцарта // Проблемы художественной интерпретации. Материалы Всероссийской научной конференции 9–10 апреля 2009 года. М.: РАМ им. Гнесиных, 2010. С. 104–114. (0,6 п.л.)
  5. Нагина Д.А. Концертные и оперные арии Моцарта: пути пересечений и расхождений [Электронный ресурс] // Вестник Российской академии музыки имени Гнесиных. 2011. Вып. 1. URL: http://www.vestnikram.ru/issue.php?Year=2011&Number=1. (0,8 п.л.)
  6. Нагина Д.А. Концертная сцена «Popoli di Tessaglia» В.А. Моцарта для Алоизии Вебер: покорить Италию // Исследования молодых музыковедов: сб. статей / ред. Т.И. Науменко. Вып. 5. М.: РАМ им. Гнесиных, 2011. С. 62–69. (0,4 п.л)
  7. Нагина Д.А. Концертные арии В.А. Моцарта: особенности жанра // Старинная музыка. 2013. № 2. С. 22–25. (0,5 п.л.)
  8. Нагина Д.А. Концертная ария: история представлений о термине и жанре // Музыковедение. 2013. № 8. С. 3–10. (0,8 п.л.)
  9. Нагина Д.А. В.А. Моцарт и концерт-академия в музыкальной культуре эпохи классицизма // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2015. № 4. С. 44–52. (0,6 п.л.)
  10. Нагина Д.А. Концертные арии В.А. Моцарта и вокальное искусство его времени. Монография. М.: РАМ им. Гнесиных, 2015. 180 с. (11,5 п.л.)
  11. Нагина Д.А. Интрига или традиция? (К истории вставных арий) // Опера в музыкальном театре: история и современность / сост. И.П. Сусидко. Рос. акад. музыки. М.: РАМ им. Гнесиных, Гос. Институт искусствознания, 2016. С. 61–70. (0,7 п.л.)
  12. Нагина Д.А. «…Отрезать можно в любое время, а прибавить не так легко»: В.А. Моцарт о сочинении арий // Техника музыкального сочинения в разъяснениях автора. Материалы международной научной конференции 16–17 апреля 2015 года / Ред.-сост. Л.Л. Гервер. М.: РАМ им. Гнесиных, 2016. С. 83–94.
  13. Нагина Д.А. Моцарт и итальянская оперная традиция // Профессиональная подготовка вокалистов: проблемы, опыт, перспективы: Сб. науч. тр. Вып. 9. / Ред.-сост. Е.В. Круглова. М.: Литера Скрипта, 2017. С. 41–55. (0,5 п.л.)
  14. Нагина Д.А. Вольфганг Амадей Моцарт и Алоизия Вебер: история любви в письмах и звуках // Актуальные вопросы музыкального образования и искусства: Сб. науч. статей / ред. О.Ю. Осадчая, О.В. Шмакова. Волгоград: МИРИА, 2017. С. 101–111. (0,5 п.л.)
  15. Сусидко И.П., Нагина Д.А. Всероссийская научная конференция «Техника музыкальной композиции: “свое” и “чужое”» в Российской академии музыки имени Гнесиных // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2017. №3(22). С. 89–93. (0,25 п.л.)
  16. Нагина Д.А. О музыкальных идеях Симфонии Кончертанте Es-dur В.А. Моцарта в контексте проблем «своего» и «чужого» [Электронный ресурс] // Современные проблемы музыкознания. 2017. № 2. С. 41–61. URL: http://gnesinsjournal.ru/archives/315. (0,6 п.л.)
  17. Нагина Д.А О проблемах и методах анализа вокального сочинения // Современные аспекты диалога литературы, музыки и изобразительного искусства в пространстве отечественной культуры: Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции 25 октября 2018 года. Краснодар, издательство КГИК, 2018. С. 417–423.
  18. Нагина Д.А. Сонатная форма в вокальной музыке – случайность или закономерность? // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. – 2019. – №1. – С. 27–43.
  19. Нагина Д.А., Захарбекова И.С. Музыкальная наука сегодня: взгляд молодого исследователя // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. – 2019. – №2. – С. 79–81.
  20. Нагина Д.А. Жанр концертной симфонии в творчестве Гайдна и Моцарта [Электронный ресурс] // Современные проблемы музыкознания. 2019. №3. С. 2–23. URL: http://gnesinsjournal.ru/archives/2040. (1 п.л.)
  21. Нагина Д.А. Моцарт – «итальянец»? Миф о мифе // Моцарт в пространстве и времени // Сборник статей по материалам научной конференции / Ред.-сост. С.Г. Мураталиева. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2019. С. 80–91. (0,8 п.л.)
  22. Нагина Д.А. Профессионалы и любители: о первых исполнителях «Волшебной флейты» В.А. Моцарта // Опера в музыкальном театре: история и современность Материалы Международной научной конференции, 11–15 ноября 2019 г. / ред-сост. И.П. Сусидко / Рос. акад. музыки. — Том 1. — М.: РАМ имени Гнесиных, 2019. С. 239–248. (0,6 п.л.)
  23. Нагина Д.А., Захарбекова И.С. Международный научный форум «Опера в музыкальном театре: история и современность» [Электронный ресурс] // Современные проблемы музыкознания. 2019. Специальный выпуск. URL: http://gnesinsjournal.ru/archives/2121. С. 3–80. (2,4 п.л.)

б) научно-методические работы

  1. Нагина Д.А. Опера и концертная ария в творчестве В.А. Моцарта: Учебно-методическое пособие. М.: Пробел-2000, 2017. 36 с. (2 п.л.)
  2. Простые формы в вокальной музыке классико-романтического периода»: Учебно-методическое пособие по курсу музыкальной формы для преподавателей и студентов средних и высших учебных заведений. – М.: Российская академия музыки имени Гнесиных, 2019. – 140 с. : ил.

Участие в научных конференциях

  1. Вокальный идеал В.А. Моцарта. Доклад на Всероссийской научной конференции «Проблемы художественной интерпретации». РАМ им. Гнесиных, 9–10 апреля 2009 года.
  2. Концертная сцена «Popoli di Tessaglia» В.А. Моцарта для Алоизии Вебер: покорить Италию. Доклад на Всероссийской конференции «Исследования молодых музыковедов». РАМ им. Гнесиных, апрель 2011.
  3. Вольфганг Амадей Моцарт о вокальном искусстве. Доклад на III Международной Интернет-конференции «Музыкальная наука в едином культурном пространстве». РАМ им. Гнесиных, 2014.
  4. «…Отрезать можно в любое время, а прибавить не так легко»: В.А. Моцарт о сочинении арий. Доклад на Международной научной конференции «Техника музыкального сочинения в разъяснениях автора». РАМ им. Гнесиных, 16–17 апреля 2015 года.
  5. Интрига или традиция? (К истории вставных арий). Доклад на Международной научной конференции «Опера в музыкальном театре: история и современность». РАМ им. Гнесиных, Гос. Институт искусствознания, октябрь 2015.
  6. Моцарт и концерт-академия в музыкальной культуре классической эпохи. Доклад на IV Международной Интернет-конференции «Музыкальная наука в едином культурном пространстве». РАМ им. Гнесиных, 2016.
  7. Моцарт и итальянская оперная традиция. Доклад на Международной научно-практической конференции «Профессиональная подготовка вокалистов: проблемы, опыт, перспективы». ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова, сентябрь 2016.
  8. «Моцарт-итальянец»? Миф о мифе. Доклад на Научной конференции «Моцарт и его время». МГК им. П.И. Чайковского, 10–11 ноября 2016.
  9. О музыкальных идеях Симфонии Кончертанте Es-dur В.А. Моцарта в контексте проблем «своего» и «чужого». Доклад на Всероссийской научной конференции «Техника музыкальной композиции. “Своё” и “чужое”». РАМ им. Гнесиных, апрель 2017.
  10. Вольфганг Амадей Моцарт и Алоизия Вебер: история любви в письмах и звуках. Доклад на Научной конференции «Актуальные вопросы музыкального образования и искусства». Волгоградская консерватория им. П.А. Серебрякова, май 2017.
  11. «О проблемах и методах анализа вокального сочинения». Доклад на Международной очно-заочной научно-практической конференции «Современные аспекты диалога литературы, музыки и изобразительного искусства в пространстве отечественной культуры» (г. Краснодар, 25–26 октября 2018 года).
  12. «”Современные проблемы музыкознания”: новое электронное научное издание РАМ им. Гнесиных». Доклад на Международной научной конференции «Музыкальная наука в контексте культуры: навстречу 75-летию Российской академии музыки имени Гнесиных». (2 ноября 2018 года).
  13. «Жанр симфонии кончертанте в австрийской традиции: Моцарт и Гайдн». Международная научная конференция «Музыкальная культура Австрии и России: диалоги и параллели» (РАМ им. Гнесиных, 29–30 ноября 2018 года).
  14. «Моцарт и Алоизия Вебер. История любви». Доклад на VI Всероссийской научно-практической конференции «Музыка Австрии: от истоков до современности» (Пенза, 8 ноября 2018 г.)
  15. «Первая Царица Ночи: между профессионализмом и дилетантством». Доклад на XII Международной научно-практической конференции «Профессиональная подготовка вокалистов: проблемы, опыт, перспективы». ГМПИ им. Ипполитова-Иванова. 23 сентября 2019 г.
  16. «Профессионалы и любители: о первых исполнителях «Волшебной флейты» В.А. Моцарта». Доклад на Международной научной конференции «Опера в музыкальном театре: история и современность». 11–15 ноября 2019 г., РАМ им. Гнесиных.

Сведения о повышении квалификации и профессиональной переподготовке:
2019 год – курсы по теме: «Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе»
2019 год – курсы по теме: «Охрана труда»