Нагина Дана Александровна

Кандидат искусствоведения
Доцент

Должность: доцент
Ученая степень: кандидат  искусствоведения
Ученое звание: нет
Общий стаж работы: 13 лет
Стаж работы по специальности: 7 лет
Преподаваемые дисциплины: «Музыкальная форма», «Анализ музыкальных форм», индивидуальные занятия по музыкальной форме, «История театра оперы и балета», «История музыкального театра», «Современный театр оперы и балета», «Современные тенденции развития оперного театра». Специальность у музыковедов.
Наименование направлений подготовки и специальностей: 53.05.05 Музыковедение, 53.03.06 Музыкально-прикладное искусство, 53.04.02 Вокальное искусство, 53.05.03 Музыкальная звукорежиссура.

Родилась в г. Волгограде.
Выпускница музыкального колледжа при Волгоградском муниципальном институте искусств им. П.А. Серебрякова (отделение теории музыки).
В 2010 году с отличием окончила Российскую академию музыки им. Гнесиных, где училась у И.П. Сусидко (специальность, анализ музыкальных произведений), Л.Л. Гервер (полифония, анализ литературных текстов), Л.С. Дьячковой, Н.С. Гуляницкой (гармония), М.Г. Раку, Н.В. Заболотной, Ю.В. Васильева (история музыки).
В 2013 году окончила аспирантуру РАМ им. Гнесиных и защитила кандидатскую диссертацию на тему «Концертные арии В.А. Моцарта в контексте вокального искусства второй половины XVIII века» (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор И.П. Сусидко).
Преподавательскую деятельность начала в 2004 году в детской школе искусств «Воскресение» (г. Волгоград).
В 2009–2013 гг. работала редактором в Московском международном Доме музыки.
С 2013 года ведет в РАМ им. Гнесиных следующие дисциплины:

  • Музыкальная форма и анализ музыкальных произведений
  • Итория музыкального театра
  • Современный театр оперы и балета
  • Жанры и формы барочной музыки
  • Руководство дипломными работами и магистерскими диссертациямиД.А. Нагина – автор монографии «Концертные арии В.А. Моцарта и вокальное искусство его времени» (2015), учебно-методического пособия «Опера и концертная ария в творчестве В.А. Моцарта» (2017), а также ряда научных статей, посвященных вокальным и инструментальным концертным жанрам в творчестве В.А. Моцарта.Д.А. Нагина проводит мастер-классы и открытые лекции в рамках проекта «Университетские субботы». Принимает участие в организации ряда возобновляемых научных проектов РАМ им. Гнесиных – Всероссийской научной конференции «Техника музыкальной композиции», а также Международной Интернет-конференции «Музыкальная наука в едином культурном пространстве» (http://gnesinstudy.ru/). 3.6   Данные о повышении квалификации / профессиональной переподготовке преподавателя (не реже 1 раза в 3 года)
  • С 2017 года – ответственный редактор электронного научного журнала РАМ им. Гнесиных «Современные проблемы музыкознания» (http://gnesinsjournal.ru/).
  • Регулярно выступает с докладами на международных и всероссийских научных конференциях в Российской академии музыки им. Гнесиных, Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Государственном музыкально-педагогическом институте им. М.М. Ипполитова-Иванова, Волгоградской консерватории им. П.А. Серебрякова.
  • Сфера научных интересов – история оперы и балета, музыкальный театр на современной сцене, история и теория вокального искусства, музыкальная форма и анализ музыкальных произведений.

Данные о публикациях, участии в конкурсах, конференциях, фестивалях и т.д. преподавателя.
Публикации:

a) научные работы

  1. Нагина Д.А. Концертные арии для Алоизии Ланге: о феномене жанра // Музыка и время. 2009. № 9. С. 2–7. (0,7 п.л.)
  2. Нагина Д.А. Вокальный идеал В.А. Моцарта // Проблемы художественной интерпретации. Материалы Всероссийской научной конференции 9–10 апреля 2009 года. М.: РАМ им. Гнесиных, 2010. С. 104–114. (0,6 п.л.)
  3. Нагина Д.А. Концертные и оперные арии Моцарта: пути пересечений и расхождений [Электронный ресурс] // Вестник Российской академии музыки имени Гнесиных. 2011. Вып. 1. URL: http://www.vestnikram.ru/issue.php?Year=2011&Number=1. (0,8 п.л.)
  4. Нагина Д.А. Концертная сцена «Popoli di Tessaglia» В.А. Моцарта для Алоизии Вебер: покорить Италию // Исследования молодых музыковедов: сб. статей / ред. Т.И. Науменко. Вып. 5. М.: РАМ им. Гнесиных, 2011. С. 62–69. (0,4 п.л)
  5. Нагина Д.А. Концертные арии В.А. Моцарта: особенности жанра // Старинная музыка. 2013. № 2. С. 22–25. (0,5 п.л.)
  6. Нагина Д.А. Концертная ария: история представлений о термине и жанре // Музыковедение. 2013. № 8. С. 3–10. (0,8 п.л.)
  7. Нагина Д.А. В.А. Моцарт и концерт-академия в музыкальной культуре эпохи классицизма // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2015. № 4. С. 44–52. (0,6 п.л.)
  8. Нагина Д.А. Концертные арии В.А. Моцарта и вокальное искусство его времени. Монография. М.: РАМ им. Гнесиных, 2015. 180 с. (11,5 п.л.)
  9. Нагина Д.А. Интрига или традиция? (К истории вставных арий) // Опера в музыкальном театре: история и современность / сост. И.П. Сусидко. Рос. акад. музыки. М.: РАМ им. Гнесиных, Гос. Институт искусствознания, 2016. С. 61–70. (0,7 п.л.)
  10. Нагина Д.А. «…Отрезать можно в любое время, а прибавить не так легко»: В.А. Моцарт о сочинении арий // Техника музыкального сочинения в разъяснениях автора. Материалы международной научной конференции 16–17 апреля 2015 года / Ред.-сост. Л.Л. Гервер. М.: РАМ им. Гнесиных, 2016. С. 83–94.
  11. Нагина Д.А. Моцарт и итальянская оперная традиция // Профессиональная подготовка вокалистов: проблемы, опыт, перспективы: Сб. науч. тр. Вып. 9. / Ред.-сост. Е.В. Круглова. М.: Литера Скрипта, 2017. С. 41–55. (0,5 п.л.)
  12. Нагина Д.А. Вольфганг Амадей Моцарт и Алоизия Вебер: история любви в письмах и звуках // Актуальные вопросы музыкального образования и искусства: Сб. науч. статей / ред. О.Ю. Осадчая, О.В. Шмакова. Волгоград: МИРИА, 2017. С. 101–111. (0,5 п.л.)
  13. Сусидко И.П., Нагина Д.А. Всероссийская научная конференция «Техника музыкальной композиции: “свое” и “чужое”» в Российской академии музыки имени Гнесиных // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2017. №3(22). С. 89–93. (0,25 п.л.)
  14. Нагина Д.А. О музыкальных идеях Симфонии Кончертанте Es-dur В.А. Моцарта в контексте проблем «своего» и «чужого» [Электронный ресурс] // Современные проблемы музыкознания. 2017. № 2. С. 41–61. URL: http://gnesinsjournal.ru/archives/315. (0,6 п.л.)

б) научно-методические работы

  1. Нагина Д.А. Опера и концертная ария в творчестве В.А. Моцарта: Учебно-методическое пособие. М.: Пробел-2000, 2017. 36 с. (2 п.л.)

Участие в научных конференциях

  1. Вокальный идеал В.А. Моцарта. Доклад на Всероссийской научной конференции «Проблемы художественной интерпретации». РАМ им. Гнесиных, 9–10 апреля 2009 года.
  2. Концертная сцена «Popoli di Tessaglia» В.А. Моцарта для Алоизии Вебер: покорить Италию. Доклад на Всероссийской конференции «Исследования молодых музыковедов». РАМ им. Гнесиных, апрель 2011.
  3. Вольфганг Амадей Моцарт о вокальном искусстве. Доклад на III Международной Интернет-конференции «Музыкальная наука в едином культурном пространстве». РАМ им. Гнесиных, 2014. URL: http://gnesinstudy.ru/?p=153.
  4. «…Отрезать можно в любое время, а прибавить не так легко»: В.А. Моцарт о сочинении арий. Доклад на Международной научной конференции «Техника музыкального сочинения в разъяснениях автора». РАМ им. Гнесиных, 16–17 апреля 2015 года.
  5. Интрига или традиция? (К истории вставных арий). Доклад на Международной научной конференции «Опера в музыкальном театре: история и современность». РАМ им. Гнесиных, Гос. Институт искусствознания, октябрь 2015.
  6. Моцарт и концерт-академия в музыкальной культуре классической эпохи. Доклад на IV Международной Интернет-конференции «Музыкальная наука в едином культурном пространстве». РАМ им. Гнесиных, 2016. URL: http://gnesinstudy.ru/?p=637.
  7. Моцарт и итальянская оперная традиция. Доклад на Международной научно-практической конференции «Профессиональная подготовка вокалистов: проблемы, опыт, перспективы». ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова, сентябрь 2016.
  8. «Моцарт-итальянец»? Миф о мифе. Доклад на Научной конференции «Моцарт и его время». МГК им. П.И. Чайковского, 10–11 ноября 2016.
  9. О музыкальных идеях Симфонии Кончертанте Es-dur В.А. Моцарта в контексте проблем «своего» и «чужого». Доклад на Всероссийской научной конференции «Техника музыкальной композиции. “Своё” и “чужое”». РАМ им. Гнесиных, апрель 2017.
  10. Вольфганг Амадей Моцарт и Алоизия Вебер: история любви в письмах и звуках. Доклад на Научной конференции «Актуальные вопросы музыкального образования и искусства». Волгоградская консерватория им. П.А. Серебрякова, май 2017.
Повышение квалификации:
2015 год — курсы по теме: «Инновационные методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин»
2016 год — курсы по теме: «Профессионально-педагогическое общение как ресурс повышения качества образования»