Латышева Наталия Львовна

Должность: доцент
Ученая степень: нет
Ученое звание: доцент
Общий стаж работы: 32 года
Стаж работы по специальности: 25 лет
Преподаваемые дисциплины: «Камерный ансамбль», «Фортепианный ансамбль», «Клавир в инструментальных ансамблевых сочинениях XVIII в.»
Реализация дисциплин в рамках образовательных программ: 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (фортепиано, оркестровые струнные инструменты) – бакалавриат, 53.05.01 Искусство концертного исполнительства (фортепиано, концертные струнные инструменты) – специалитет, 53.04.01 Музыкально-инструментальное искусство (фортепиано, оркестровые струнные инструменты) – магистратура, 53.09.01 Искусство музыкально-инструментального исполнительства – ассистентура-стажировка (ансамблевое исполнительство на фортепиано).
Наименование направления подготовки и специальности: фортепиано.

После окончания Уфимского училища искусств по специальности фортепиано (класс Заслуженного работника культуры РБ Л.М. Горбуновой) поступила в РАМ им. Гнесиных (класс профессора, Народного артиста РФ А.Г. Скавронского), затем продолжила обучение в  ассистентуре-стажировке по специальности фортепиано у проф. А.Г. Скавронского. Камерным ансамблем занималась в классе доцента Т.Г. Поспеловой.

Начало педагогической деятельности связано с Уфимским государственным институтом искусств им. З.Исмагилова, где Латышева Н.Л. работала на кафедре камерного и концертмейстерского искусства с 1996 по 2006г.

С 2006г. преподает на кафедре камерного ансамбля и квартета РАМ им. Гнесиных.

Является лауреатом следующих конкурсов: Всероссийский конкурс-фестиваль камерных ансамблей (Сызрань, 1999), Международный конкурс «Искусство XXI века» (Украина, 2000),   Международный конкурс молодых пианистов (Италия, 2000), Международный фестиваль – конкурс «Надежды. Таланты. Мастера» (Болгария, 2003), Международный фестиваль – конкурс «Musica classica» (Руза, 2008). Кроме того, награждена дипломами лучшего концертмейстера Всероссийских конкурсов им. Н. Сабитова (2002, 2004, 2008) и отмечена грамотами за концертмейстерскую работу на Московских городских хоровых фестивалях (2010, 2011, 2013).

Активно концертирует в Москве и  городах России. Ее партнерами по ансамблю в разные годы были: А.Г.Скавронский, Я.Кашин (Израиль), П.Малюк-Литвин (США), профессор Е.Багрова, артист оркестра ГАБТ С.Ярошевский,  А.Танабэ (Япония), «Оскар-ансамбль» (Уфа) и др. В период с 2007 по 2015 гг.  имела свой ежегодный концертный абонемент в Башкирской государственной филармонии им. Х.Ахметова. В программах абонементных концертов с участием Латышевой  исполнялись шедевры камерной музыки разных жанров и инструментальных составов,  в том числе, состоялось несколько премьер сочинений, которые прозвучали в РФ впервые. Концертные выступления освещены в прессе, выходили в эфир телепередачи на каналах БТВ, БСТ,  U-TV.

Латышева Н.Л. постоянно организует на различных площадках г. Москвы концерты студентов своего класса, в том числе, тематические, в которых она выступает в роли лектора. Наиболее интересные из них: «Музыка венского классицизма», «Музыка романтизма и постромантизма», «От барокко до наших дней». Имеет благодарности  за многолетнее плодотворное сотрудничество и просветительскую деятельность от МИКЦ «Особняк купца В.Н. Носова», Выставочного зала «Тушино», библиотеки им. Данте и др. Неоднократно ее воспитанники  выступали на открытиях выставок и экспозиций таких как: выставка работ художника С. Андрияки «Святые места православия» в Выставочном зале «Тушино», участвовали в концертах Российско-немецкого Дома.  Студенты класса также принимают самое активное участие в концертах Общедоступной Гнесинской филармонии им. В.П. Самолетова.

Многие ученики Латышевой Н.Л. являются лауреатами Международных и Всероссийских конкурсов. Среди конкурсов, где победу одержали ее воспитанники:  Международный конкурс пианистов, фортепианных дуэтов и камерных ансамблей  им. М.В. Юдиной (2015), Всероссийский Открытый конкурс фортепианных дуэтов «За роялем вдвоем» им. А.Г. Бахчиева (2017) и др.

С 2013г. Латышева Н.Л. является председателем комиссии по переаттестации педагогов фортепиано Нижневартовского государственного университета, оказывает методическую помощь преподавателям кафедры музыкального образования.

Неоднократно принимала участие в работе конкурсов в качестве председателя и члена жюри таких как: Международный фестиваль-конкурс «Московская мозаика» (2016), Открытый окружной конкурс-фестиваль пианистов и ансамблей «Русская музыка. От истоков до наших дней» (Москва, 2014) и др. Имеет благодарности за профессионализм и активную работу в жюри.

Педагогическую и концертную деятельность Латышева Н.Л. успешно сочетает с исследовательской работой.

Является автором статей, посвященных проблемам интерпретации камерных сочинений:

Латышева Н.Л. «О художественной концепции цикла П. Чайковского «Времена года»».  // В Межвузовском сб. науч. трудов «Проблемы развития художественного мышления». Вып. 2.- Санкт-Петербург, 1997, с.62-67.

Латышева Н.Л. «Некоторые проблемы исполнения сонаты для скрипки и фортепиано С. Франка». // В сб. Наука, искусство, образование на пороге III тысячелетия. Материалы II Международного научного конгресса. Т. 2.-Волгоград: изд-во ВолГу, 2000,  с.100 -104

Латышева Н.Л.  «О работе над Сонатой ор. 12 №1 для скрипки и фортепиано Бетховена в камерном классе». //В сб. статей Вопросы камерного исполнительства. Уфа, РИЦ Уфимского государственного института искусств, 2001. с. 32-49.

Латышева Н.Л. «Камерно – инструментальная музыка эпохи романтизма в практике преподавания камерного ансамбля». // Тезисы региональной межвузовской научно-практической конференции. Тамбов, 2002. с. 44-46

Латышева Н.Л. «Дебюсси. Соната для скрипки и фортепиано. Исполнительский анализ». Уфа, РИЦ УГАИ, 2004, 26 с.

Латышева Н.Л. «Новаторство Клода Дебюсси в камерном жанре: Соната для скрипки и фортепиано». // В сб. статей: Ансамблевые дисциплины в музыкальных учебных заведениях. Уфа, РИЦ УГАИ, 2009, с.25-46

Латышева Н.Л. «Памяти Учителя». Созвучия. Алексей Григорьевич Скавронский 1931-2008. // В сб. статей. – Москва, 2014, с.70-73

Латышева Н.Л. «Ф. Пуленк. Камерные ансамбли с участием духовых инструментов. Опыт исполнительского анализа». // В сб. Научные перспективы ХХI века. Достижения и перспективы нового столетия. Х Межд. научно-практическая конференция. Межд. научный институт «Educatio», ежемес. журнал №3 (10) Новосибирск,2015,с.150-154

Латышева Н.Л.  «Франсис Пуленк. Соната для гобоя и фортепиано (проблемы интерпретации)». Проблемы художественного творчества в исполнительской интерпретации. //Сб. статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л.Яворскому, Саратов, 2015, с.51-60

Латышева Н.Л.  «Э. Григ. Соната  для скрипки и фортепиано № 2 в классе камерного ансамбля. Некоторые проблемы интерпретации». Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» № 2 (41). // Сб. статей по материалам XLV Межд. научно-практической конференции, Москва, Интернаука, 2016, с.42-51

Латышева Н.Л.  «Э. Григ. Соната для скрипки и фортепиано №1 в классе камерного ансамбля (некоторые аспекты интерпретации)». Исполнительское искусство и педагогика: история, теория, практика. К 100-летию со дня рождения С.Т. Рихтера. // Сб. статей по материалам Межд. научно-практической конференции, Саратов, 2016, с.55-63

Латышева Н.Л.  «Мир художественных образов скрипичной сонаты Клода Дебюсси». Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» № 3 (54). // Сб.статей по материалам LVIII Межд.научно-практической конференции,  Москва, Интернаука, 2017, с.6-15 

Латышева Н.Л.  «О некоторых стилистических и штриховых особенностях исполнения скрипичной сонаты Шимановского» // Сб.статей по материалам IХ Межд.научно-практической конференции Москва, Интернаука №3(8), 2018, с.19-26. 

Латышева Н.Л. «Клавир в инструментальных ансамблевых сочинениях XVIII века (Хрестоматия педагогического репертуара)» // ISMN  979-0-9003256-0-0/ М.: Пробел – 2000, август 2018. – 116С. 

Выступления с докладами на Международных научно-практических конференциях:

  1. Х Международная научно-практическая конференция «Научные перспективы ХХI века. Достижения и перспективы нового столетия», 17 апреля 2015г., г. Новосибирск. Тема доклада: «Ф. Пуленк. Камерные ансамбли с участием духовых инструментов. Опыт исполнительского анализа».
  2. Международная научно-практическая конференция «Исполнительское искусство и педагогика: история, теория, практика», посвященная 100-летию со дня рождения С. Т. Рихтера, 22 мая 2015г., г. Саратов. Тема доклада: «Э. Григ. Сонаты для скрипки и фортепиано №1 и 2 в классе камерного ансамбля (некоторые аспекты интерпретации)».
  3. XLV Международная научно-практическая конференция «Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии», 09 февраля 2016г., г. Москва. Тема доклада: «Э. Григ. Соната  для скрипки и фортепиано № 2 в классе камерного ансамбля. Некоторые проблемы интерпретации».
  1. LVIII Международная научно-практическая конференция «Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии», 17 марта 2017г., г. Москва. Тема доклада: «Мир художественных образов скрипичной сонаты Клода Дебюсси».
  2. IX Международная научно-практическая конференция «Культурология, искусствоведения и филология: современные взгляды и научные исследования» март 2018г., г. Москва. Тема доклада:  «О некоторых стилистических и штриховых особенностях исполнения скрипичной сонаты Шимановского». 

Повышение квалификации:
2016 год – курсы по теме: «Профессионально-педагогическое общение как ресурс повышения качества образования»
2019 год – курсы по теме: «Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе»
2019 год – курсы по теме: «Охрана труда»