Кирнарская Дина Константиновна

Проректор по связям с общественностью
Заведующая кафедрой
Доктор искусствоведения,  Доктор психологических наук
Профессор

Должность: заведующая кафедрой
Ученая степень: доктор наук
Ученое звание: профессор
Общий стаж работы: 37 лет
Стаж работы по специальности: 30 лет
Преподаваемые дисциплины: «Актуальные проблемы современной журналистики», «Методика преподавания профессиональных дисциплин», «Музыкальная педагогика и психология»,  «Музыкальная психология», «Научно-исследовательская работа», «Преддипломная практика».

Наименование направлений подготовки и специальностей: 53.05.03 Музыкальная звукорежиссура, 55.05.04 Продюсерство, 53.04.01 Музыкально-инструментальное искусство, 53.04.02 Вокальное искусство, 53.04.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство, 44.06.01 Образование и педагогические науки (уровень аспирантуры), направленность (профиль) 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (музыка),  (уровень магистратуры), профили Оркестровые духовые и ударные инструменты, Оркестровые струнные инструменты.

Педагог, музыковед, член Союза композиторов, член Союза журналистов.

Дина Константиновна Кирнарская — один из наиболее авторитетных специалистов в России в области музыкальной психологии. Получила образование в ГМПИ (ныне — РАМ) имени Гнесиных в качестве музыковеда (научный руководитель А.И. Тихонова, аспирантура — научный руководитель Ф.Г. Арзаманов), однако ее научные интересы затрагивают в том числе и области, смежные с музыкознанием, но не являющиеся для него центральными. Ее диссертационные исследования находятся на стыке психологии и музыкального искусства, и в качестве основной исследовательской темы Д.К. Кирнарская выбрала музыкальную одаренность: ее психодиагностику, структуру и методы изучения.

Д.К. Кирнарская — обладатель ученой степени доктора наук по двум специальностям: искусствоведению (диссертация защищена в Московской консерватории им. П.И. Чайковского в 1998 году) и общей психологии (диссертация защищена в Санкт-Петербургском университете в 2006 году).
В силу своего интереса к взаимодействию человеческой психики и музыкального искусства Д.К. Кирнарская разработала современную методологию преподавания истории музыки. Помещенная в контекст других искусств, философии и литературы эпохи, классическая музыка становится более доступной как для учащихся различных учебных заведений, в том числе детских и подростковых, так и для взрослых самого разного уровня образования. Книга Д.К. Кирнарской «Классическая музыка для всех» (1998) с предисловием выдающегося дирижера Владимира Ашкенази и сопровождаемая шестью компакт-дисками, стала популярным пособием для преподавателей художественных дисциплин.
Основной психологический труд Д.К. Кирнарской «Музыкальные способности» с предисловием дирижера Геннадия Рождественского, опубликованный в 2004 году, вскоре стал широко востребованным. Эта книга имеет гриф Министерства образования России в качестве учебного пособия для музыкальных колледжей и консерваторий. Научные разработки Д.К. Кирнарской, в частности, ее методика привлечения детей в музыкальные школы, также пользуется широкой поддержкой музыкальной общественности. На эту тему автор систематически проводит семинары с преподавателями музыкальных дисциплин во всех регионах России в течение десяти лет. Благодаря этой методике сотни детей по всей стране получили доступ к музыкальному образованию. Труд Д.К. Кирнарской о музыкальных способностях, переработанный и дополненный, опубликован в 2009 году в издательстве Oxford University Press под названием «The Natural Musician: on Abilities, Giftedness and Talent».
Д.К. Кирнарская имеет опыт международных научных обменов и других профессиональных контактов. Она дважды становилась участником программы Фулбрайт, по гранту которой вела научную работу в США — в Гарвардском университете (1997–1998) и в Бостон-колледже (2007–2008). По приглашению Британского совета в течение полугода Д.К. Кирнарская стажировалась в Лондонском педагогическом институте на кафедре музыки и драмы (1996). Она также выступала с докладами на зарубежных научных конференциях в Бари (Италия, 2001), Хайдельберге (Германия, 2011), Бергене (Норвегия, 2011), Банькой Быстрице (Словакия, 1995), Кракове (Польша, 1995), Осаке (Япония, 2013), Глазго (Шотландия, 2016) и дважды становилась участником международного Зальцбургского семинара, посвященного судьбе классической музыки в третьем тысячелетии (1997) и обновлению высшего образования (2003). Наряду с международными грантами Д.К. Кирнарская в течение ряда лет выполняла научные и образовательные проекты при поддержке Министерства культуры и Министерства образования России, была сопредседателем российско-голландского проекта MATRA по развитию арт-менеджмента в Российской Федерации, а также принимала участие в разработке российской Концепции развития образования в сфере искусства и культуры (2001) и аналогичной концепции для государств-участников СНГ (2008–2011). В 2013 году Д.К. Кирнарская разработала проект обновления музыкального образования «Музыка для всех» в Республике Саха-Якутия.

Д.К. Кирнарская является журналистом и общественным деятелем в области художественного образования. С 1992 года она опубликовала множество статей о различных музыкальных и других событиях культурной жизни в таких центральных газетах как «Московские новости», «Общая газета», в журналах «Итоги» и «Новое время». Некоторые ее публикации в журналах «Музыкальная жизнь», «Советская музыка», «Искусство в школе», а также в научных сборниках касаются вопросов организации, структуры и содержания музыкального образования, в том числе детского и подросткового.

С 1994 по 2002 годы Д.К. Кирнарская была обозревателем по культуре Русской службы ВВС, а с 2004 года она систематически выступает на федеральном телевидении в качестве эксперта и комментатора.

В 2012 году Д.К. Кирнарская опубликовала программную статью в ежегоднике Министерства культуры «Актуальные проблемы духовного возрождения России» по материалам ООН и ЮНЕСКО «Роль художественного образования в становлении креативной экономики».

С 2000 года по настоящее время в РАМ имени Гнесиных работает продюсерский факультет, созданный по инициативе Д.К. Кирнарской и готовящий организаторов и администраторов в области культуры. Карьера выпускников факультета развивается весьма успешно: они востребованы в качестве работников радио- и телеканалов, печатных СМИ, продюсерских и концертных организаций, музыкальных и театральных коллективов и филармоний.

Данные о публикациях преподавателя за последние 5 лет:

  1. Kirnarskaya, Dina. How to predict professional success in music and beyond? Constructing Universal Talent’s Structure for the Best Vocational Choices» // Материалы Азиатской конференции по психологии и поведенческим наукам. Osaka, Japan, 2013. С. 116–125
  2. Кирнарская Д.К. Секреты популярности Антонио Вивальди // Старинная музыка. 2013. № 3. С. 2–9
  3. Кирнарская Д.К. Психологический портрет композитора, написанный им самим // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2013. № 3 (6). С. 68–86
  4. Кирнарская Д.К., Масловская Т.Ю. Intermezzo // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2013. № 4 (7). С. 6–9
  5. Кирнарская Д.К. Зачем нужно массовое музыкальное образование // Материалы I Международного конгресса «Музыка для всех». Якутск, 2013. С. 3–12
  6. Кирнарская Д.К. Homo Musicus // Художественное образование и наука. 2014. № 1. С. 53–55
  7. Kirnarskaya, Dina. Human talents’ structure from musical prospective // Philarmonica. 2014. № 1. С. 98–104
  8. Кирнарская Д.К. Музыкальный талант как всеобщая модель одаренности // Philarmonica. 2014. № 1. С. 105–112
  9. Кирнарская Д.К. Актуальные проблемы современного художественного образования // Материалы конференции ЮНЕСКО по Обсерватории художественного образования стран СНГ. М., 2014.
  10. Кирнарская Д.К. Актуальные проблемы развития художественного образования в XXI веке // Педагогика искусства. 2014. № 3. С. 22–27
  11. Кирнарская Д.К. Зачем нужно массовое музыкальное образование? Доказательство «от противного» // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2014. № 2 (9). С. 3–21
  12. Кирнарская Д.К. Музыка для всех // Искусство в школе. 2014. № 3. С. 7
  13. Кирнарская Д.К. Музыкальные вундеркинды: «истинные» и «ложные» // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2014. № 3. С. 55–73
  14. Кирнарская Д.К. Национальный менталитет в музыкальной педагогике: Россия vs Запад // Музыка как национальный мир искусства. Материалы Международной научной конференции. Казань: КГК им. Н. Жиганова, 2015. С. 34–45
  15. Кирнарская Д.К. Зачем нужно массовое музыкальное образование? Основной вопрос: педагогика – наука или искусство? // Художественное образование и наука. 2016. № 3. С. 44–54
  16. Kirnarskaya, D. Marketing Music Education: Check-list-XXI (2016) // 32nd World Conference International Society for Music Education, Glasgow, UK, 24-29 July 2016, pp. 124–125
  17. Кирнарская Д.К. Как воспитать успешного музыканта? Self-efficacy — самоэффективность и ее формирование в семье // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2018. № 2-3

Кирнарская Д.К. Три источника и три составные части реформы российского образования: опыт музыкального искусства // Современное образование. 2017. № 4. С. 1–16Данные об участии преподавателя в конференциях и фестивалях за последние 5 лет:

  1. выступление с докладом «Психологические инновации в музыкальном образовании» на Международной конференции «Инновационные аспекты преподавания сольфеджио в ДМШ» (Астрахань, 28.02.2013 – 01.03.2013)
  2. выступление с докладом «How to predict professional success in music and beyond?» на Международной конференции «Asian Conference in Psychology and Behavioral Sciences» (Osaka, Japan, 28–31.03.2013)
  3. делегат конференции Министров культуры стран Совета Европы (Москва, 23–24.04.2013)
  4. выступление с докладом на конференции ЮНЕСКО по устойчивому развитию (Ханты-Мансийск, 22–24.05.2013)
  5. выступление с докладом «Как заниматься с музыкально одаренными учащимися» на Международной научно-практической конференции «Талант и одаренность в современной психологической науке» (Иркутск, 25-27.09.2013)
  6. выступление с докладом «Художественное образование и устойчивое развитие» на Всероссийской научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание личности в условиях глобализации. Роль культуры и искусства» (Заречный (Пензенская область), 04-06.12.2013)
  7. выступление на тему «Психология взаимоотношений педагога и учащихся в ДМШ» на Общемосковском собрании преподавателей ДМШ и ДШИ (Москва, 08.12.2013)
  8. выступление с докладом «Актуальные проблемы современного художественного образования» на Обсерватории по художественному образованию государств-участников СНГ UNESCO (Москва, 25.03.2014)
  9. выступление с докладом «Проблемы развития образования в сфере искусства и культуры Союзного государства России и Белоруссии» на Российско-белорусской парламентской ассамблее по культуре. (Минск (Белоруссия), 09.04.2014)
  10. участие в семинаре в рамках Открытой межрегиональной методической конференции по вопросам художественного образования детей «На пути к новой школе». (Архангельск, 05-08.11.2014)
  11. выступление с докладом «Актуальные проблемы современного музыкального образования» на XI Международной научно-практической конференции «Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство» (Тамбов, 06.02.2015)
  12. выступление с докладом «Методика работы с детьми младшего возраста в музыкальном образовании» на Всероссийской конференции «Актуальность и перспективы музыкального развития детей дошкольного возраста» (Красноярск, 06.04.2015)
  13. участие в дискуссии в рамках Всероссийской конференции «П.И. Чайковский в мировом культурном пространстве XXI века» (Клин, 29-30.04.2015)
  14. участие в дискуссии по проблемам художественного образования в личностном развитии детей и подростков в рамках круглого стола по проблемам артпрофилактики. (Москва, 22.05.2015)
  15. выступление с докладом «Эволюционно-исторический принцип в образовании в интересах устойчивого развития» на II Международной конференции по образованию в интересах устойчивого развития (Ханты-Мансийск, 08-11.06.2015)
  16. выступление с докладом «Десять заповедей для учителей музыки» на II Международном конгрессе «Музыка для всех: международный мастер-класс». (Якутск, 26-31.08.2015)
  17. выступление с докладом «Гнесинская школа и ХХ век в России и СССР» на II конгрессе Общества теории музыки «Школы и направления в музыкальной науке, исполнительском и композиторском творчестве» к 150-летию Московской консерватории (Москва, 26-29.09.2015)
  18. участие в дискуссии на семинаре-совещании руководителей и преподавателей образовательных организаций отрасли культуры «Актуальные вопросы развития системы художественного образования» в рамках Музыкального форума «Новые имена Красноярского края» (Красноярск, 23-24.10.2015)
  19. выступление с докладом «Музыкант XXI века: путь к признанию и процветанию» на Международном молодежном форуме «Гармония культур – гармония цивилизаций». (Нижний Новгород, 15-17.11.2015)
  20. выступление с докладом о деятельности кафедры UNESCO РАМ им. Гнесиных на III Всероссийском конгрессе кафедр UNESCO (Санкт-Петербург, 14-15.12.2015)
  21. участие в заседании координационного комитета кафедр UNESCO (Уфа, 24.03.2016)
  22. выступление с докладом на Форуме регионов Белоруссии и России (Минск – Несвиж (Белоруссия), 07-08.06.2016)
  23. выступление с докладом «Marketing Music Education: Check-list-XXI» на Международной конференции «32nd World Conference International Society for Music Education» (Glasgow, 23-29.07.2016)
  24. участие в работе Международного форума UNESCO «Сбережение человечества как императив устойчивого развития» (Казань, 14-16.09.2016)
  25. выступление с докладом «Как находить и развивать музыкальные способности и что делать с остальными» на Всероссийской научно-практической конференции «Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства» (Сургут, 28-29.10.2016)
  26. выступление с докладом «Музыкант будущего: кто он?» на Международной научной конференции «Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории, методологии и методики» (РАМ имени Гнесиных, 01-03.11.2016)
  27. выступление с докладом «Как заниматься с одаренными детьми» на Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития музыкальных способностей» (Минск (Белоруссия), 01-02.12.2016)
  28. участие в заседании Координационного комитета кафедр ЮНЕСКО (Белгород, 03.04.2017)
  29. выступление с докладом на Всероссийской конференции Российского психологического общества (Сочи, Красная поляна, 16-19.06.2017)
  30. участие в дискуссии на Международном форуме ЮНЕСКО, посвященном 25-летию Университета управления «ТИСБИ» и 25-летию программы УНИТВИН/кафедры ЮНЕСКО (Казань, 21.09.2017)
  31. выступление с докладом «Реформа системы музыкального образования: что, зачем и почему» на Международной научной конференции «Профессиональное музыкальное образование на современном этапе: традиции и новации. К 85-летию со дня основания Белорусской государственной академии музыки» (Минск (Белоруссия), БГАМ, 14.12.2017)
  32. участие в дискуссии на Международной выставке-конференции в рамках XI Зимнего международного фестиваля искусств «Кооперация. Создание уникального культурного продукта. Долгосрочное развитие культурного пространства» (Сочи, 16-18.02.2018)
  33. участие в дискуссии на Форуме научной и творческой интеллигенции стран СНГ (Астана (Казахстан), 18-20.06.2018)
  34. участие в Российско-Финляндском культурном форуме (Савонлинна (Финляндия), 26.09.2018 – 01.10.2018)

Повышение квалификации:
2013 год – курсы по теме: «Инновационные подходы в преподавании исторических и теоретических дисциплин в учреждениях высшего профессионального образования»
2016 год – курсы по теме: «Профессионально-педагогическое общение как ресурс повышения качества образования»
2019 год – курсы по теме: «Охрана труда»