Кирнарская Дина Константиновна

Проректор по связям с общественностью
Заведующая кафедрой
Доктор искусствоведения,  Доктор психологических наук

Должность: заведующая кафедрой
Ученая степень: доктор искусствоведения, доктор психологических наук
Ученое звание: профессор
Общий стаж работы: 38 лет
Стаж работы по специальности: 31 год
Преподаваемые дисциплины: «Музыкальная педагогика и психология»,  «Основы современной музыкальной психологии», «Научно-исследовательская работа», «Преддипломная практика».

Наименование направлений подготовки и специальностей: 53.05.03 Музыкальная звукорежиссура, 53.04.01 Музыкально-инструментальное искусство, профили Оркестровые духовые и ударные инструменты, Оркестровые струнные инструменты; 53.04.02 Вокальное искусство; 44.06.01 Образование и педагогические науки, направленность (профиль) 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (музыка).

Педагог, музыковед, член Союза композиторов, член Союза журналистов.

Дина Константиновна Кирнарская — один из наиболее авторитетных специалистов в России в области музыкальной психологии. Получила образование в ГМПИ (ныне — РАМ) имени Гнесиных в качестве музыковеда (научный руководитель А.И. Тихонова, аспирантура — научный руководитель Ф.Г. Арзаманов), однако ее научные интересы затрагивают в том числе и области, смежные с музыкознанием, но не являющиеся для него центральными. Ее диссертационные исследования находятся на стыке психологии и музыкального искусства, и в качестве основной исследовательской темы Д.К. Кирнарская выбрала музыкальную одаренность: ее психодиагностику, структуру и методы изучения.

Д.К. Кирнарская — обладатель ученой степени доктора наук по двум специальностям: искусствоведению (диссертация защищена в Московской консерватории им. П.И. Чайковского в 1998 году) и общей психологии (диссертация защищена в Санкт-Петербургском университете в 2006 году).
В силу своего интереса к взаимодействию человеческой психики и музыкального искусства Д.К. Кирнарская разработала современную методологию преподавания истории музыки. Помещенная в контекст других искусств, философии и литературы эпохи, классическая музыка становится более доступной как для учащихся различных учебных заведений, в том числе детских и подростковых, так и для взрослых самого разного уровня образования. Книга Д.К. Кирнарской «Классическая музыка для всех» (1998) с предисловием выдающегося дирижера Владимира Ашкенази и сопровождаемая шестью компакт-дисками, стала популярным пособием для преподавателей художественных дисциплин. В 2020 году книга вышла вторым изданием в сопровождении современной технологии QR-кодов. Это издание рекомендовано в качестве учебного пособия для музыкальных вузов.
Основной психологический труд Д.К. Кирнарской «Музыкальные способности» с предисловием дирижера Геннадия Рождественского, опубликованный в 2004 году, вскоре стал широко востребованным. Эта книга имеет гриф Министерства образования России в качестве учебного пособия для музыкальных колледжей и консерваторий. Научные разработки Д.К. Кирнарской, в частности, ее методика привлечения детей в музыкальные школы, также пользуется широкой поддержкой музыкальной общественности. На эту тему автор систематически проводит семинары с преподавателями музыкальных дисциплин во всех регионах России в течение десяти лет. Благодаря этой методике сотни детей по всей стране получили доступ к музыкальному образованию. Труд Д.К. Кирнарской о музыкальных способностях, переработанный и дополненный, опубликован в 2009 году в издательстве Oxford University Press под названием «The Natural Musician: on Abilities, Giftedness and Talent». В 2019–2020 годах Д.К. Кирнарская была участником национального проекта «Культура» в Федеральном проекте «Творческие люди» от РАМ имени Гнесиных.

Д.К. Кирнарская имеет опыт международных научных обменов и других профессиональных контактов. Она дважды становилась участником программы Фулбрайт, по гранту которой вела научную работу в США — в Гарвардском университете (1997–1998) и в Бостон-колледже (2007–2008). По приглашению Британского совета в течение полугода Д.К. Кирнарская стажировалась в Лондонском педагогическом институте на кафедре музыки и драмы (1996). Она также выступала с докладами на зарубежных научных конференциях в Бари (Италия, 2001), Хайдельберге (Германия, 2011), Бергене (Норвегия, 2011), Банькой Быстрице (Словакия, 1995), Кракове (Польша, 1995), Осаке (Япония, 2013), Глазго (Шотландия, 2016), Баку (ISME, 2018), Таллине (2019) и дважды становилась участником международного Зальцбургского семинара, посвященного судьбе классической музыки в третьем тысячелетии (1997) и обновлению высшего образования (2003). Наряду с международными грантами Д.К. Кирнарская в течение ряда лет выполняла научные и образовательные проекты при поддержке Министерства культуры и Министерства образования России, была сопредседателем российско-голландского проекта MATRA по развитию арт-менеджмента в Российской Федерации, а также принимала участие в разработке российской Концепции развития образования в сфере искусства и культуры (2001) и аналогичной концепции для государств-участников СНГ (2008–2011). При активном участии Д.К. Кирнарской в Российской академии музыки имени Гнесиных с 2014 года работает Кафедра ЮНЕСКО — Кафедра музыкального мастерства и современного исполнительства.

Д.К. Кирнарская является журналистом и общественным деятелем в области художественного образования. С 1992 года она опубликовала множество статей о различных музыкальных и других событиях культурной жизни в таких центральных газетах как «Московские новости», «Общая газета», в журналах «Итоги» и «Новое время». Некоторые ее публикации в журналах «Музыкальная жизнь», «Советская музыка», «Искусство в школе», а также в научных сборниках касаются вопросов организации, структуры и содержания музыкального образования, в том числе детского и подросткового.

С 1994 по 2002 годы Д.К. Кирнарская была обозревателем по культуре Русской службы ВВС, а с 2004 года она систематически выступает на национальном телевидении на телеканалах «Культура», Россия-1, Первом и ОТР, а также на радиостанции «Маяк» в качестве эксперта и комментатора. С 2016 года по настоящее время ее выступления на телевидении являются систематическими.

С 2000 года по настоящее время в РАМ имени Гнесиных работает продюсерский факультет, созданный по инициативе Д.К. Кирнарской и готовящий организаторов и администраторов в области культуры. Карьера выпускников факультета развивается весьма успешно: они востребованы в качестве работников радио- и телеканалов, печатных СМИ, продюсерских и концертных организаций, музыкальных и театральных коллективов и филармоний.

Данные о публикациях преподавателя за последние 5 лет:

  1. Кирнарская Д.К. Зачем нужно массовое музыкальное образование? Основной вопрос: педагогика – наука или искусство? // Художественное образование и наука. 2016. № 3. С. 44–54
  2. Kirnarskaya, D. Marketing Music Education: Check-list-XXI (2016) // 32nd World Conference International Society for Music Education, Glasgow, UK, 24-29 July 2016, pp. 124–125
  3. Кирнарская Д.К. Как воспитать успешного музыканта? Self-efficacy — самоэффективность и ее формирование в семье // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2018. № 2-3
  4. Кирнарская Д.К. Три источника и три составные части реформы российского образования: опыт музыкального искусства // Современное образование. 2017. № 4. С. 1–16
  5. Кирнарская Д.К. Как воспитать успешного музыканта? Self-efficacy — самоэффективность и ее формирование в семье // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2018. № 2-3
  6. Кирнарская Д.К. Национальный менталитет в музыкальной педагогике: Россия – Запад // Мир науки, культуры и образования. 2018. № 1. С. 52–54
  7. Кирнарская Д.К. Структурная модель музыкального таланта и её роль в диагностике детской одарённости // Мир науки, культуры и образования. 2018. № 4. С. 133–135
  8. Кирнарская Д.К. «Через игру в оркестре должны пройти тысячи, прежде чем появится один Ростропович». Интервью с ректором РАМ имени Гнесиных Г. Маяровской // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2019. №2. С. 4–10
  9. Кирнарская Д.К. Диагностика музыкальности в структуре музыкальной одаренности // Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 1. С. 124–132
  10. Кирнарская Д.К. Исследование аналитического слуха в структуре музыкальной одаренности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2020.  № 50.  С. 101–106
  11. Кирнарская Д.К. Исследование интонационного слуха в структуре музыкальной одаренности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2020.   № 50.  С. 106–110

Данные об участии преподавателя в конференциях и фестивалях за последние 5 лет:

  1. выступление с докладом «Десять заповедей для учителей музыки» на II Международном конгрессе «Музыка для всех: международный мастер-класс». (Якутск, 26-31.08.2015)
  2. выступление с докладом «Гнесинская школа и ХХ век в России и СССР» на II конгрессе Общества теории музыки «Школы и направления в музыкальной науке, исполнительском и композиторском творчестве» к 150-летию Московской консерватории (Москва, 26-29.09.2015)
  3. участие в дискуссии на семинаре-совещании руководителей и преподавателей образовательных организаций отрасли культуры «Актуальные вопросы развития системы художественного образования» в рамках Музыкального форума «Новые имена Красноярского края» (Красноярск, 23-24.10.2015)
  4. выступление с докладом «Музыкант XXI века: путь к признанию и процветанию» на Международном молодежном форуме «Гармония культур – гармония цивилизаций». (Нижний Новгород, 15-17.11.2015)
  5. выступление с докладом о деятельности кафедры UNESCO РАМ им. Гнесиных на III Всероссийском конгрессе кафедр UNESCO (Санкт-Петербург, 14-15.12.2015)
  6. участие в заседании координационного комитета кафедр UNESCO (Уфа, 24.03.2016)
  7. выступление с докладом на Форуме регионов Белоруссии и России (Минск – Несвиж (Белоруссия), 07-08.06.2016)
  8. выступление с докладом «Marketing Music Education: Check-list-XXI» на Международной конференции «32nd World Conference International Society for Music Education» (Glasgow, 23-29.07.2016)
  9. участие в работе Международного форума UNESCO «Сбережение человечества как императив устойчивого развития» (Казань, 14-16.09.2016)
  10. выступление с докладом «Как находить и развивать музыкальные способности и что делать с остальными» на Всероссийской научно-практической конференции «Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства» (Сургут, 28-29.10.2016)
  11. выступление с докладом «Музыкант будущего: кто он?» на Международной научной конференции «Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории, методологии и методики» (РАМ имени Гнесиных, 01-03.11.2016)
  12. выступление с докладом «Как заниматься с одаренными детьми» на Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития музыкальных способностей» (Минск (Белоруссия), 01-02.12.2016)
  13. участие в заседании Координационного комитета кафедр ЮНЕСКО (Белгород, 03.04.2017)
  14. выступление с докладом на Всероссийской конференции Российского психологического общества (Сочи, Красная поляна, 16-19.06.2017)
  15. участие в дискуссии на Международном форуме ЮНЕСКО, посвященном 25-летию Университета управления «ТИСБИ» и 25-летию программы УНИТВИН/кафедры ЮНЕСКО (Казань, 21.09.2017)
  16. выступление с докладом «Реформа системы музыкального образования: что, зачем и почему» на Международной научной конференции «Профессиональное музыкальное образование на современном этапе: традиции и новации. К 85-летию со дня основания Белорусской государственной академии музыки» (Минск (Белоруссия), БГАМ, 14.12.2017)
  17. участие в дискуссии на Международной выставке-конференции в рамках XI Зимнего международного фестиваля искусств «Кооперация. Создание уникального культурного продукта. Долгосрочное развитие культурного пространства» (Сочи, 16-18.02.2018)
  18. выступление с докладом «Эволюционный метод музыкальной педагогики» на 33th World conference of ISME (Баку (Азербайджан), 15-20.07.2018)
  19. участие в Российско-Финляндском культурном форуме (Савонлинна (Финляндия), 26.09.2018 – 01.10.2018)
  20. участие на Саммите THE (Москва, 07-09.11.2018, Казань, 29-30.08.2018)
  21. выступление с докладом на Международной конференции «Музыкальное образование. Настоящее и будущее» (Таллинн (Эстония), 24-25.10.2019)
  22. доклад «Зачем нужно массовое музыкальное образование?» на Сибирском музыкальном форуме «Акколада» (Кемерово, 17-20.10.2019)

Повышение квалификации:
2013 год – курсы по теме: «Инновационные подходы в преподавании исторических и теоретических дисциплин в учреждениях высшего профессионального образования»
2016 год – курсы по теме: «Профессионально-педагогическое общение как ресурс повышения качества образования»
2019 год – курсы по теме: «Охрана труда»