Кирьянова Светлана Александровна

Преподаватель
Отдел общеобразовательных и общегуманитарных дисциплин

Должность: преподаватель
Ученая степень: нет
Ученое звание: нет
Общий стаж работы: 14 лет
Опыт работы в профессиональной сфере, соответствующей образовательной деятельности по реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей): 3 года
Преподаваемые дисциплины: «История мировой культуры».
Реализация дисциплин в рамках образовательных программ: 53.02.02 Музыкальное искусство эстрады (по видам).
Наименование направления подготовки и специальности, в том числе научной: Искусствоведение.
Уровень образования, квалификация: высшее образование, Искусствовед.

Образование:

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (2010 г.), специальность: Искусствоведение В 2018 году получила диплом о профессиональной переподготовке по специальности «Религиоведение».

Трудовая деятельность:

С 2005 г. работает в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, в настоящий момент возглавляет отдел учёта и комплектования фондов. Выступала автором, сокуратором и участником рабочей группы крупных международных и общероссийских выставочных проектов, среди них выставки из цикла «Образы стихий в христианском искусстве», «Графические образцы русской иконы», «Успение Богоматери» и др.

С 2012 года работает в Музыкальном училище эстрадного и джазового искусства, преподаёт дисциплину «История мировой культуры».

Сфера интересов: история искусства, история религии.

Научная деятельность.

Участник ряда научных конференций, в том числе:

  • 2012 г. – Санкт-Петербург, Международная конференция молодых специалистов «Актуальные проблемы теории и истории искусства». Доклад «Об иконе “Богоматерь Упование всех концев земли»;
  • 2012 – Москва, Музей имени Андрея Рублёва, XI Филёвские чтения. Доклад “Три иконных образца с изображением сцен “Сказания о Богоматери Тихвинской” из собрания Музея имени Андрея Рублёва;
  • 2012 – Ярославль, XVII Научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой. Доклад: “Особенности изображения природы на поволжских иконах второй половины XVII века”; 2013 –Москва, Музей имени Андрея Рублёва, Атрибуция в Музее имени Андрея Рублёва. Доклад “К проблеме атрибуции иконных образцов (по материалам коллекции Музея имени Андрея Рублёва)”;
  • 2013 – Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, Актуальные проблемы теории и истории искусства: Международная конференция молодых специалистов. Доклад «Пейзажные фоны в иконах св. мученика Иоанна Воина конца XVII – первой половины XVIII в.»
  • 2013 – Москва, Музей имени Андрея Рублёва, Преподобный Сергий Радонежский и образ Святой Троицы в древнерусском искусстве. Доклад “Преподобный Сергий Радонежский у гробов родителей: история и варианты иконографии”;
  • 2013 – Москва, МГУ им М.В. Ломоносова, Европейское Возрождение и русская культура XV – середины XVII в.: контакты и взаимное восприятие. Доклад “К проблеме западноевропейских живописных образцов XVI-XVII вв. в пейзажных фонах русских икон XVII в.”;
  • 2014 – Великий Новгород, Новгородский государственный университет, Никитские чтения: духовные начала русского искусства и просвещения. Доклад “История и варианты иконографии “Преподобный Сергий Радонежский перед гробами родителей”;
  • 2015 – ст. Старочеркасская. Конференция “Церковь и музейное сообщество”. Доклад: “Иконостас Воскресенского собора Старочеркасска: художественное значение и история реставрации” (совместно с О.В. Смирновой, М.В. Казновым);
  • 2015 – Москва. ПСТГУ. XXV Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. Доклад: “Семь спящих отроков Эфесских: иконография и почитание в Новое время”;
  • 2015 – Москва. МГУ, Лазаревские чтения. Доклад: “Пейзажные мотивы в русских иконах конца XVII века и в поствизантийской живописи. Формы и их происхождение”
  • 2015 – Москва, Музей имени Андрея Рублёва, Атрибуция произведений древнерусского искусства, памяти В.М. Сорокатого. Доклад: “Иконы и иконные образцы на сюжет “Семь спящих отроков Эфесских” из собрания Музея имени Андрея Рублёва”;
  • 2015 – Москва, РГГУ, “Библейские и литургические темы и образы в искусстве Востока и Запада: диалог культур, традиция и современность”. Доклад: Икона “Распятие Христово, с Семью Таинствами и сценами Страстного цикла” из частного собрания: особенности иконографии;
  • 2015 – Москва, ГТГ, XX научная конференция “Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства”. Доклад: “Методика атрибуции иконных образцов в музейных собраниях”.
  • 2016 – Москва, Музей имени Андрея Рублёва, Годовая отчетная научная конференция, посвященная памяти первого научного сотрудника музея имени Андрея Рублева Н.П. Дёминой. Доклад “Иконные образцы-прориси мастеров Романова-Борисоглебска в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева”.

Автор более 40 научных и научно-популярных публикаций, в том числе в изданиях, входящих в перечень ВАК.

Основные публикации:

  • Мельникова [Кирьянова] С.А. Пейзаж в северной иконописи второй половины XVII – первой трети XVIII века // Культура Поонежья X–XXI веков: общерусские черты и региональные особенности: Материалы XI Каргопольской научной конференции. Каргополь, 2011. С. 303-310.\
  • Мельникова [Кирьянова] С.А. Феномен сложных пейзажных фонов в иконописи второй половины XVII – первой трети XVIII века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2011. № 7 (13), часть 1. С. 80-82.
  • Мельникова [Кирьянова] С.А. Проблема «мотивированного» и «немотивированного» пейзажа в иконописи второй половины XVII – первой трети XVIII вв. // XVI Научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой: Сборник статей. Ярославль, 2012. С. 90-100.
  • Кирьянова С.А. Пейзаж на иконах мастеров Оружейной палаты Московского Кремля // Пространство культуры. № 3. М., 2012. С. 117-133.
  • Кирьянова С.А. Иконные образцы мастеров Романова-Борисоглебска в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. Вып. 3 (9).М., 2012. С. 112-126.
  • Мельникова [Кирьянова] С.А. Особенности изображения природы на поволжских иконах второй половины XVII века // XVII Научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой: Сборник статей. Ярославль, 2013. С. 96-102.
  • Кирьянова С.А. Распятие Христово. СПб, 2013.
  • Кирьянова С.А. Композиционная роль пейзажа в русской иконе 2-й половины XVII — 1-й трети XVIII в. // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. Вып. 2 (11).М., 2013. С. 107-114.
  • Кирьянова С.А. К проблеме западноевропейских живописных образцов XVI-XVII вв. в пейзажных фонах русских икон XVII в.  // Европейское Возрождение и русская культура XV – середины XVII в.: контакты и взаимное восприятие.М., 2013.
  • Кирьянова С.А. Методика атрибуции иконных образцов-прорисей в музейных собраниях (на примере коллекции Музея имени Андрея Рублёва)., 2016. // XX научная конференция Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства. М., 2016. С. 22-26.
  • Образы воды в христианском искусстве. Памятники XV – начала XX века: Каталог выставки / Авт.-сост. С.А. Кирьянова. М., 2016.
  • Образы огня в христианском искусстве. Памятники XVII – начала XX века / Авт.-сост.: С.А. Кирьянова, О.В. Смирнова М., 2019
  • Графические образцы русской иконы: Graphic patterns oftherussianicon / Авт.-сост.: С.А. Кирьянова. М. .2019.

Сведения о повышении квалификации и профессиональной переподготовке:
2019 год – курсы по теме: «Профессионально-педагогическое общение как ресурс повышения качества образования»
2019 год – курсы по теме: «Охрана труда»