Филиппова Ольга Андреевна

Профессор

Должность: профессор
Ученая степень: нет
Ученое звание: доцент
Общий стаж работы: 27 лет
Стаж работы по специальности: 27 лет
Преподаваемые дисциплины: «Генерал-бас и концертмейстерский класс», «Преддипломная практика», «Солирующий клавир эпохи Ренессанса и барокко», «Искусство исполнительства на родственных клавишных инструментах», «Родственные клавишные инструменты» (ознакомительный курс).
Реализация дисциплин в рамках образовательных программ:
 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство – Орган, 53.04.01 Музыкально-инструментальное искусство – Орган.
Наименование направления подготовки и специальности: Инструментальное исполнительство.

Ольга Андреевна Филиппова окончила с отличием МГК им. П. И. Чайковского по двум специальностям: «музыковедение» (класс профессора Ю. Н. Холопова, 1998) и «исторические клавишные инструменты» (класс профессора О. В. Мартыновой, 2002), а также аспирантуру МГК им. П. И. Чайковского (2001) и аспирантуру Венского университета музыки и исполнительских искусств (класс клавесина профессора В. Глюкзама, класс basso continuo профессора Ш. Готтфрида, 2013). Стажировалась в Летней барочной академии в Инсбруке (2002), Австрийской барочной академии в Гмундене (Австрия, 2000, 2009, 2010); участвовала в мастер-классах многих известных европейских музыкантов (2000-2013 – мастер-классы Давита Морони (клавесин, Великобритания), Марии Леонхардт (барочный камерный ансамбль, Нидерланды), Барта ван Орта (хаммерклавир, Нидерланды), Крис Верхельст (клавесин, Бельгия), Боба ван Асперена (клавесин, Нидерланды), Андреаса Штайера (клавесин, хаммерклавир, Германия), Кристофера Стембриджа (клавесин, Италия), Яспера Кристенсена (basso continuo и барочный камерный ансамбль, Дания), Джона Холлоуэя (барочный камерный ансамбль, Великобритания), Рейчел Поджер (барочный камерный ансамбль, Великобритания), Райнхарда фон Нагеля (настройка и обслуживание клавесина, Франция), Кетила Хаугзанда (клавесин, Норвегия), Джори Виникура (клавесин, Франция), Ника Парле (клавесин, Германия), Хиро Куросаки (барочный камерный ансамбль, Австрия) и др.

В 1995–2000 гг. О. А. Филиппова являлась художественным руководителем ансамбля старинной музыки «Homo Ludens», с которым подготовила свыше 30 концертных программ. Сотрудничала с российскими и европейскими коллективами, специализирующимися в области исторической исполнительской практики («Московское барокко», «Орфарион», «Оркестр Екатерины великой», «Musica Antiqua St.-Peterburg», «Musica Petropolitana», «Zefiro», «Венская барочная академия», «Basiliensis», «Tempo restauro» и др.), а также с современными оркестрами (Российский национальный оркестр, «MUSICA VIVA», Камерный оркестр МГК им. П. И. Чайковского, Государственный академический камерный оркестр России). Участвовала в постановке оперы «Геркулес» Г. Ф. Генделя под рук. К. Мулдса (Концертный зал им. П. И. Чайковского, 2013). Гастролировала в Австрии, Италии, Бельгии, Нидерландах, Латвии, Германии, Польше. Принимала участие в международных фестивалях в России («Декабрьские вечера», «Московский форум») и за рубежом. Выступала в ансамбле с А. Бернардини, Б. ван Аспереном, А. Любимовым, Д.  Синьковским, А. и П. Грацци, А. Схондервудом, П. Эссвудом, С. Кермес, Д. Йорк, С. Уоллисом, К. Мена, Ю. Ревичем. Осуществила записи на российском телевидении и радио, австрийском радио ORF и A-1, радио Нидерландов; принимала участие в записи альбома Ю. Ревича «Steps Through the Centuries» (компания «Odradek Records, Вена, Австрия).

О. А. Филиппова – лауреат международных конкурсов: Австрийской барочной академии (Гмунден, Австрия, 2009 и 2012, Гран-при), Имени Г. И. Ф. фон Бибера (Санкт-Флориан, Австрия, 2011); Фонда доктора Роберта и Линды Тиль-Дюр (Швейцария, 2011) и др.

В 1994–1995 гг. О. А. Филиппова преподавала в Музыкальном училище им. Гнесиных, в 2000–2005 гг. – в ГКА им. Маймонида, в 2004–2005 гг. в РАМ им. Гнесиных. С 2002 года преподаёт на кафедре клавишных инструментов ФИСИИ МГК им. П. И. Чайковского, с 2018 года – профессор классов специального клавесина, генерал баса и камерного ансамбля; с 2021 года – профессор кафедры и клавесина Российской академии музыки имени Гнесиных.  

О. А. Филиппова является автором-разработчиком РПД «Генерал-бас» для исполнителей на старинных клавишных инструментах и РПД «Специальный инструмент – клавесин»; автором-разработчиком четырёхлетнего курса дисциплины «Генерал-бас» для исполнителей на старинных клавишных инструментах; автором-разработчиком раздела «Клавирная интерпретация в эпоху Барокко» лекционного курса по истории исполнительского искусства для пианистов.

Среди студентов и выпускников О. А. Филипповой – многочисленные лауреаты международных конкурсов, преподаватели консерваторий и солисты ведущих творческих коллективов России, Европы и США:

  • Софья Азен – лауреат Первой премии Международного конкурса «Музыка без границ» (Литва) в номинации «клавесин соло»;
  • Анастасия Антонова –лауреат Первой премии Международного конкурса «Пражская весна», Третьей премии Международного конкурса имени И. С. Баха в Лейпциге; Третьей премии Международного конкурса «Musica Antiqua» в Брюгге, Третьей премии Второго Международного конкурса клавесинистов им. А. М. Волконского, Второй премии Международного конкурса старинной музыки YAMANASHI в Кофу (Япония), преподаватель МГК им. Чайковского;
  • Клавесинный дуэт «А&A» в составе Анастасия Антонова – Анна Кискачи – обладатель золотой медали Международного конкурса камерных ансамблей в Словении;
  • Дарья Астафьева-Гуща – лауреат Первой премии и Приза зрительских симпатий международного конкурса Австрийской барочной академии, стипендиат «Académie musicale de Villecroze» (Франция), солистка ГАКОР;
  • Дарья Борковская – лауреат Третьей премии Всероссийского конкурса клавесинистов в Санкт-Петербурге, концертмейстер и преподаватель ФИСИИ;
  • Александр Бузлов (1983-2020) – лауреат международных конкурсов, солист МГАФ, преподаватель ФИСИИ;
  • Иван Бушуев – лауреат Второй премии Международного конкурса Австрийской барочной академии и Международного конкурса исторических камерных ансамблей в Троссингене (Германия);
  • Александр Гулин – солист оркестра «Pratum Integrum»;
  • Анна Кискачи – солистка программы Young Artists международной академии Accademia Villa Bossi (Италия), лауреат Третьей премии и специальной премии за исполнение концерта Б. Мартину Международного конкурса «Пражская весна»; преподаватель Университета музыки и исполнительских искусств Граца (Австрия);
  • Александра Коренева – лауреат Первой премии и Приза зрительских симпатий международного конкурса Австрийской барочной академии, преподаватель ФИСИИ;
  • Арсений Котляревский – лауреат международных конкурсов, концертмейстер группы виолончелей ГАБТ России;
  • Кирилл Прокопов – обладатель Гран-при Международного конкурса «Музыка без границ» (Литва) в номинации «клавесин соло»; Гран-при (премии Ванды Ландовской) Международного конкурса клавесинистов имени Ванды Ландовской (Руво ди Пулья, Италия);
  • Ксения Семёнова – лауреат Третьей премии Международного конкурса «Пражская весна», Первой премии Второго Международного конкурса клавесинистов им. А. М. Волконского;
  • Татьяна Чулочникова – солистка «The Four Nations Ensemble», «Handel and Haydn Society Orchestra», «Apollo’s Fire» (США);
  • Мария Шабашова – дипломант Первого Международного конкурса клавесинистов им. А. М. Волконского, солистка оркестра «Musica Aeterna» под руководством Т. Курентзиса.

О. А. Филиппова ведёт активную менеджерскую деятельность. Была одним из организаторов Международного фестиваля и научно-практической конференции «Искусство генерал-баса» (МГК им. П. И. Чайковского, 2002). Организатор многочисленных мастер-классов, лекций, творческих встреч и концертов в МГК им. П. И. Чайковского с участием известных российских и европейских исполнителей и ансамблей старинной музыки. Автор идеи и арт-директор Международного музыкального фестиваля «Антиквариум» (2005–2010); принимала участие в разработке и реализации программ фестиваля «Декабрьские вечера» 2019, приуроченного к выставке работ Томаса Гейнсборо.

О. А. Филиппова – автор ряда лекционных циклов в Мемориальной квартире Рихтера («Легенды исполнительского искусства»), ГМИИ им. А. С. Пушкина, московских концертных залах и региональных филармониях. В сфере научных интересов – история и теория исполнительства музыки Ренессанса и барокко.

Основные научные публикации:

  • BASSO CONTINUO // Из истории мировой органной культуры XVI – XX веков: учебное пособие. Издание второе, исправленное и дополненное. Рекомендовано Учебно-методическим объединением высших учебных заведений РФ по образованию в области музыкального искусства в качестве учебного пособия для педагогов и студентов высших учебных заведений по специальностям «Музыковедение», «Инструментальное исполнительство». М: ООО «Музиздат», 2008.
  • Basso continuo на клавесине: стилистика и приемы исполнения // Проблемы стиля и интерпретации музыки барокко. Сост. А. М. Меркулов. М.: Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 32, 2001.
  • «Новая музыка» композиции эпохи барокко // SATOR TENET OPERA ROTAS. Юрий Николаевич Холопов и его научная школа (к 70-летию со дня рождения): сборник статей. М.: Московская консерватория, 2003.
  • Особенности интерпретации клавирной музыки барокко // Проблемы фортепианной педагогики в современном аспекте: научно-методическая конференция памяти профессора Е. П. Макуренковой и доцента И. М. Ивановой. Ред. А. Е. Васильева. М.: РАМ им. Гнесиных, 2011.
  • Музыкальное окружение Томаса Гейнсборо // Каталог выставки Томаса Гейнсборо в ГМИИ им. А. С. Пушкина. Издательство ГМИИ им. А.С. Пушкина. М. 2019.

Повышение квалификации:

2016 год – курсы по теме: «Актуальные проблемы современного музыкального искусства»