Енукидзе Натэла Исидоровна

Декан историко-теоретико-композиторского факультета
Кандидат искусствоведения
Доцент

Должность: декан
Ученая степень: кандидат искусствоведения
Ученое звание: доцент
Общий стаж работы: 28 лет
Стаж работы по специальности: 19 лет
Преподаваемые дисциплины: «История музыки», «История зарубежной музыки», «Музыкально-издательское дело», «Методика редактирования литературы в области искусства и культуры», «История зарубежного театра», «История русского театра», «Редакторская практика», Научно-исследовательская работа.
Наименование направлений подготовки и специальностей: 53.05.05 Музыковедение (уровень специалитета), 53.03.03 Вокальное искусство (уровень бакалавриата), профиль Академическое пение, 53.03.05 Дирижирование (уровень бакалавриата), профили Дирижирование оперно-симфоническим оркестром, Дирижирование академическим хором, 53.03.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство (уровень бакалавриата), все профили, 53.04.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство (уровень магистратуры), профили Музыковедение, Музыкальная журналистика и редакторская деятельность в СМИ, 55.05.04 Продюсерство (уровень специалитета), специализация Продюсерство исполнительских искусств, 53.04.01 Музыкально-инструментальное искусство (уровень магистратуры), профиль Оркестровые духовые и ударные инструменты, направление кадемическое пение, 50.06.01 Искусствоведение (уровень аспирантуры), направленность (профиль) 17.00.02 – Музыкальное искусство.

Музыковед, преподаватель, редактор.

В 1973 закончила среднюю школу № 34 г.Тулы, в 1987 – Тульское музыкальное училище им. А.С.Даргомыжского (отделение «Теория музыки»).
С 1987 по 1989 год работала преподавателем теоретических дисциплин в Детской музыкальной школе г.Советска Щёкинского р-на Тульской обл.
В 1994 году закончила РАМ им.Гнесиных (по специальности «Музыковедение», класс профессора Л.Л.Гервер), в 1998 – аспирантуру РАМ им.Гнесиных (класс профессора Л.Л.Гервер).

В 1999 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата  искусствоведения. Тема: «Альтернативный музыкальный театр в России в первой трети ХХ столетия и его влияние на новую оперную эстетику».

С 2000 года –  преподаватель на кафедре истории музыки РАМ им.Гнесиных; с 2006 года – доцент.
С 1997 по 2010 – заведующая литературной редакцией Издательского дома Классика-XXI.
С 2011 – декан Историко-теоретико-композиторского факультета РАМ им.Гнесиных.

Публикации:

  • К прочтению «Победы над солнцем» А.Крученых // Материалы IV Хлебниковских чтений. Астрахань, 1992.
  • «Здравствует тьма»? // Экран и сцена. 1993. № 43.
  • Литературная опера «Победа над солнцем»: к проблеме жанра // Новое литературное обозрение. 1994. № 9.
  • Оперная пародия начала XX века и русский музыкальный театр 1920–30-х годов //Шостаковичу посвящается. Сб. ст. к 90-летию композитора. М., 1997.
  • Футуристическая опера «Победа над солнцем»: о литературности музыки и музыкальности текста // Музыка и незвучащее. Сб. ст. М., 2000.
  • Русская музыка конца XIX — начала XX века: П. Чайковский, А. Скрябин, С. Рахманинов. Учебное пособие. М.: Росмэн, 2002.
  • «Любовь к трем апельсинам» С.Прокофьева на фоне кабаре // Русская музыкальная культура. Современные исследования. Сб. тр. РАМ им.Гнесиных. Вып. 164. М., 2005.
  • Из истории джаза и мюзикла. Учебное пособие. Минск: Пара Ла Оро, 2009.
  • «Здравствует тьма»? // Экран и сцена, № 43, 28 октября — 4 ноября 1993 года
  • «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева на фоне кабаре // Русская музыкальная культура. Современные исследования. Сб. тр. РАМ им. Гнесиных. Вып. 164. М., 2005.
  • «Победа над солнцем» наяву // Искусство авангарда: язык мирового общения. Уфа, 1992.
  • Адриан Пети Коклико и его трактат о музыке. Музыка и время. 2008. № 1.
  • Гнесинская научная школа. Традиции и современность. Из истории отечественного музыкознания. М.: ИД «Композитор», 2008. [Енукидзе Н.Н., ред.-сост.].
  • К прочтению «Победы над солнцем» А. Крученых // Материалы IV хлебниковских чтений. Астрахань, 1992.
  • Литературная опера «Победа над солнцем»: к проблеме жанра // Музыка и незвучащее: Новое литературное обозрение. № 9. 1994.
  • Моцарт. «Классика в квадрате». М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008. [Енукидзе Н.Н., ред.-сост.]
  • Несколько замечаний к теме «Хлебников и опера» // Вестник общества Велимира Хлебникова. М.: Гилея, 1996.
  • Оперная пародия начала века и русский музыкальный театр 20–30-х годов // Шостаковичу посвящается. Сб. ст. к 90-летию композитора. М., 1997.
  • Популярные музыкальные жанры. Из истории джаза и мюзикла. Книга для чтения + CD (Серия «Стили. Композиторы. Эпохи»). М.: Росмэн, 2004.
  • Рахманинов. — «Классика в квадрате». М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008. [Енукидзе Н.Н., ред.-сост.]
  • Русская музыка конца XIX — начала XX века: П. Чайковский, А. Скрябин, С. Рахманинов. Книга для чтения + CD. (Серия «Стили. Композиторы. Эпохи»). Росмэн, 2002, 2005.
  • Русские вампуки до и после «Вампуки»: некоторые наблюдения над историей оперной пародии // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2012. № 1.
  • Секреты фортепианного мастерства. Афоризмы и мысли выдающихся музыкантов (совм. с В.В. Есаковым). М.: Классика-XXI, 1998.
  • Футуристическая опера «Победа над солнцем»: о литературности музыки и музыкальности текста // Музыка и незвучащее. Сб. ст. М., 2000.

Список избранных редакторских работ:

  • (Эстер Мейнелл.) И.С. Бах. Хроника жизни. Пер. с англ. М., 2000.
  • Акопян Л. Моцарт. Путеводитель. М., 2005.
  • Апфельбаум С., Игнатьева Е. Связи с общественностью в сфере исполнительских искусств. М., 2003.
  • Баззана К. Очарованный Странник. Жизнь и искусство Глена Гульда. М.: Классика-XXI, 2007.
  • Бандура А. Скрябин. Поэма экстаза. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008.
  • Баринова М. Воспоминания о Гофмане и Бузони. М., 2000.
  • Браудо И. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. М., 2000.
  • Воспоминания о Г.Г. Нейгаузе. (Серия «Музыкально-педагогическое и литературное наследие Г.Г. Нейгауза. Т. 3.) М., 2002.
  • Воспоминания о Листе (А. Бородина, А. Зилоти). М., 2000.
  • Вспоминая Софроницкого. М.: Классика-XXI, 2008..
  • Готсдинер М.А. Краткие очерки о скрипичном искусстве. М., 2002.
  • Грохотов С. Шуман. Карнавал. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008
  • Дейрие Б., Лемери Д., Сэдлер М.. История музыки в картинках. М., 2005.
  • Джильи Б. Я не хотел жить в тени Карузо. М., 2001.
  • Дуков Е. Концерт в истории западноевропейской культуры. М., 2003.
  • Дюбал Д. Вечера с Горовицем. М., 2001.
  • История жизни Йозефа Гайдна, записанная с его слов Альбертом Дисом. Пер. с нем. М., 2000.
  • Как учить музыке одаренных детей. М., 2010.
  • Кендалл А. Хроника классической музыки. Пер. с англ. М., 2006.
  • Котлер Ф., Шефф Дж. Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнительских искусств. М., 2004.
  • Кременштейн Б. Постскриптум. Записки педагога. М., 2009.
  • Лебрехт Н. Маэстро, шедевры и безумие. Тайная жизнь и позорная смерть индустрии звукозаписи классической музыки. М., 2009.
  • Лебрехт Н. Кто убил классическую музыку? М., 2004.
  • Либерман Е. Фортепианные сонаты Бетховена. Записки пианиста-педагога. Вып. 1, 2. М., 1998.
  • Луцкер П. Моцарт. Реквием. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008.
  • Луцкер П., Сусидко И. Моцарт и его время. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008.
  • Лэндри Ч. Креативный город. Пер. с англ. М., 2005.
  • Мильштейн Я. «Хорошо темперированный клавир» И.С. Баха. М., 2002.
  • Монсенжон Бруно. Глен Гульд. Нет, я не эксцентрик! Пер. с франц. М., 2003.
  • Монсенжон Бруно. Рихтер. Дневники. Диалоги. М., 2002.
  • Наборщикова С.В. Видеть музыку, слышать танец: Стравинский и Баланчин. М., 2010.
  • Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. (Серия «Музыкально-педагогическое и литературное наследие Г.Г. Нейгауза. Т. 1). М., 1999.
  • Нейгауз Г.Г. Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи (Серия «Музыкально-педагогическое и литературное наследие Г.Г. Нейгауза. Т. 2). М., 2000.
  • Новоселова Е. Вивальди. Времена года. М.: Издательский дом «Классика-XXI». 2008.
  • Ноймайр А. Музыка и медицина: Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт. М., 2009.
  • Панова Ж. Орф. Кармина бурана. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008.
  • Панова Ж. Рахманинов. Колокола. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008.
  • Петрушанская Е. М. Михаил Глинка и Италия. М., 2009.
  • Попова Т. Верди. Реквием. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008.
  • Раку М. Вагнер. Путеводитель. М., 2008.
  • Сапонов М. Бах. Страсти по Матфею. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008.
  • Сапонов М. Менестрели. Книга о музыке средневековой Европы. М., 2003.
  • Синяева Л.С. Наглядные пособия на уроках сольфеджио. М., 2000.
  • Флорида Р. Креативный класс. Пер. с англ. М., 2005.
  • Хауг Пауль. Москва — Вена — Москва, или Хроника маменькиного сынка. М., 2009.
  • Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М., 2002.
  • Шнабель А. Ты никогда не будешь пианистом. Пер. с англ. М., 1999.
  • Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М., 2001.
  • Яворский Б. Сюиты Баха для клавира. В. Носина. О символике «Французских сюит» И.С. Баха. М., 2002.
Повышение квалификации:
2013 год – курсы по теме: «Инновационные подходы в преподавании исторических и теоретических дисциплин в учреждениях высшего профессионального образования»
2016 год – курсы по теме: «Профессионально-педагогическое общение как ресурс повышения качества образования»
2019 год – курсы по теме: «Охрана труда»