Енукидзе Натэла Исидоровна

Декан историко-теоретико-композиторского факультета
Почетный работник сферы образования РФ
Кандидат искусствоведения
Доцент

Должность: декан
Ученая степень: кандидат искусствоведения
Ученое звание: доцент
Общий стаж работы: 30 лет
Стаж работы по специальности: 23 года
Преподаваемые дисциплины: «История музыки», «История зарубежной музыки», «Музыкально-издательское дело», «Методика редактирования литературы в области искусства и культуры», «История зарубежного театра», «История русского театра», «Редакторская практика», Научно-исследовательская работа.
Реализация дисциплин в рамках образовательных программ: 53.05.05 Музыковедение, 53.03.03 Вокальное искусство, 53.03.05 Дирижирование, профили Дирижирование оперно-симфоническим оркестром, Дирижирование академическим хором, 53.03.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство, 53.04.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство, профили Музыковедение, Музыкальная журналистика и редакторская деятельность в СМИ, 55.05.04 Продюсерство, 53.04.01 Музыкально-инструментальное искусство, профиль Оркестровые духовые и ударные инструменты, 50.06.01 Искусствоведение, направленность (профиль) 17.00.02 – Музыкальное искусство.
Наименование направления подготовки и специальности: Музыковедение.

Музыковед, преподаватель, редактор.

В 1973 закончила среднюю школу № 34 г.Тулы, в 1987 – Тульское музыкальное училище им. А.С.Даргомыжского (отделение «Теория музыки»).
С 1987 по 1989 год работала преподавателем теоретических дисциплин в Детской музыкальной школе г.Советска Щёкинского р-на Тульской обл.
В 1994 году закончила РАМ им.Гнесиных (по специальности «Музыковедение», класс профессора Л.Л.Гервер), в 1998 – аспирантуру РАМ им.Гнесиных (класс профессора Л.Л.Гервер).

В 1999 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата  искусствоведения. Тема: «Альтернативный музыкальный театр в России в первой трети ХХ столетия и его влияние на новую оперную эстетику».

С 2000 года –  преподаватель на кафедре истории музыки РАМ им.Гнесиных; с 2006 года – доцент.
С 1997 по 2010 – заведующая литературной редакцией Издательского дома Классика-XXI.
С 2011 – декан Историко-теоретико-композиторского факультета РАМ им.Гнесиных.

В 2020 году Н.И. Енукидзе была вручена Благодарность Министра культуры РФ.

Публикации:

  1. К прочтению «Победы над солнцем» А. Крученых // Материалы IV Хлебниковских чтений. Астрахань, 1992. С. 25–28.
  2. «Победа над солнцем» наяву // Сб. ст. по материалам международной конференции «Искусство авангарда: язык мирового общения». Уфа, 1992. С. 81–89.
  3. «Здравствует тьма»? // Экран и сцена. 1993. № 43. 28 октября — 4 ноября 1993 года (совм. с Г.Я. Пантиелевым).
  4. Литературная опера «Победа над солнцем»: к проблеме жанра. Новое литературное обозрение. № 9. 1994.
  5. Несколько замечаний к теме «Хлебников и опера» // Вестник общества Велимира Хлебникова. М.: Гилея, 1996.
  6. Оперная пародия начала XX века и русский музыкальный театр 1920–30-х годов // Шостаковичу посвящается. Сб. ст. к 90-летию композитора. М., 1997.
  7. Футуристическая опера «Победа над солнцем»: о литературности музыки и музыкальности слова // Музыка и незвучащее. Сб. ст. М., 2000. С. 274–288.
  8. «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева на фоне кабаре // Русская музыкальная культура. Современные исследования. Сб. тр. РАМ им. Гнесиных. Вып. М., 2004. С. 127–148.
  9. Адриан Пети Коклико и его трактат о музыке. Музыка и время. 2008. № 1.
  10. Русские вампуки до и после «Вампуки»: некоторые наблюдения над историей оперной пародии // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2012. № 1. С. 37–58.
  11. «Победа над солнцем»: несколько взглядов на первую футуристическую оперу / Сто лет русского авангарда. Сб. ст. Ред.-сост. М.И. Катунян. М., 2013. С. 42–51.
  12. «Кривая из Портичи»: о мотиве гиньоля в русской оперной пародии // Опера в музыкальном театре: история и современность. М., 2016. С. 110–125.
  13. Итальянские мотивы в русской оперной пародии // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2016. № 4. С. 64–74.
  14. «Разочарованный лес» и его предшественники: некоторые наблюдения над историей балетной пародии в России второй половины XIX – начала ХХ веков // Современные проблемы музыкознания. 2017. № 4. С. 2–24. [Электронный ресурс]. Код доступа: http://gnesinsjournal.ru/archives/458 Дата доступа: 17.03.2020.
  15. Оперная пародия в России в первой трети ХХ века и кабаре: точка схода // Современные проблемы музыкознания. 2018. № 1. С. 33–71. [Электронный ресурс]. Код доступа: http://gnesinsjournal.ru/wp-content/uploads/2018/04/2.-Enukidze-article.pdf Дата доступа: 17.03.2020.
  16. Романтическая опера в кривом зеркале пародии: из истории комической вагнерианы // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2018. № 4. С. 75–85.
  17. Рецепция театральной переделки в репертуаре «Кривого зеркала» 1920-х годов // Музыкальная наука в контексте культуры: к 75-летию Российской академии музыки имени Гнесиных. М., 2018. С. 280–292.
  18. С.Ф. Сарматов-Опенховский — куплетист и оперный пародист // Опера в музыкальном театре: история и современность. М., 2019. С. 117–127.
  19. Процедура гражданского судопроизводства в комической опере конца XIX — начала ХХ века: некоторые наблюдения // Опера в музыкальном театре: история и современность. Материалы Четвертой Международной научной конференции, 11–15 ноября 2019 г. / ред.-сост. И.П. Сусидко / Рос. акад. музыки. — Том 1. — М.: РАМ имени Гнесиных, 2019. С. 461–468.
  20. Мои встречи с Рудольфом Дугановым: как, где и почему они состоялись // Гнесинские педагогические школы: история и современность. Сб. ст. по материалам Второй Международной научно-практической конференции. 27–28 февраля 2019 года. М., 2020. С. 225–232.
  21. «Мавра» И.Ф. Стравинского: на грани стилизации и пародии // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2020. № 1. С. 21–31.
  22. Музыка в «Летучей мыши»: по материалам архива из лондонского Музея Виктории и Альберта / Сб. ст. по материалам Международной научной конференции «Русская музыка в Великобритании, английская музыка в России». М., ГИИ, 2020. С. 218–225.
  23. Мультфильм Гарри Бардина «Пиф-паф, ой-ой-ой»: в поисках исторических аналогов // Музыкальная наука в контексте культуры. Музыковедение и вызовы информационной эпохи. Материалы Международной научной конференции 27–30 октября 2021 года / Ред.-сост. Т.И. Науменко. М.: Издательство «Российская академия музыки имени Гнесиных», 2020. С. 478–386.
  24. Владимир Георгиевич Эренберг. Судьба пересмешника / Научные школы в музыковедении XXI века: к 125-летию учебных заведений имени Гнесиных. Материалы Международной научной онлайн-конференции 24–27 ноября 2020 года / Ред.-сост. Т.И. Науменко / Рос. акад. музыки. М.: Издательство «Российская академия музыки имени Гнесиных», 2020. 814 с.: ил. С. 181–190.
  25. «Автор в кругу своих произведений» как сценический сюжет в русских театрах малых форм («Смерть Бетховена», «Товарищ Пушкин») // Ученые записки РАМ имени Гнесиных. 2021. № 1(36). С. 19–32.

Учебные пособия и сборники:

  1. Секреты фортепианного мастерства. Афоризмы и мысли выдающихся музыкантов (сост. совм. с В.В. Есаковым). М.: Классика-XXI, 1998.
  2. Русская музыка конца XIX — начала XX века: П. Чайковский, А. Скрябин, С. Рахманинов. Книга для чтения + CD. (Серия «Стили. Композиторы. Эпохи»). Росмэн, 2002, 2005.
  3. Популярные музыкальные жанры. Из истории джаза и мюзикла. Книга для чтения + CD (Серия «Стили. Композиторы. Эпохи»). М.: Росмэн, 2004. 125 с.
  4. Моцарт. — «Классика в квадрате». М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008. [Енукидзе Н.Н., ред.-сост.]
  5. Рахманинов. — «Классика в квадрате». М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008. [Енукидзе Н.Н., ред.-сост.]
  6. Гнесинская научная школа. Традиции и современность. Из истории отечественного музыкознания. М.: ИД «Композитор», 2008 [Енукидзе Н.И., ред.-сост.].
  7. Из истории джаза и мюзикла: Книга для чтения по музыкальной литературе (с аудиоприложением). Минск: Пара Ла Оро, 2009. 130 с.

Список избранных редакторских работ:

  • (Эстер Мейнелл.) И.С. Бах. Хроника жизни. Пер. с англ. М., 2000.
  • Акопян Л. Моцарт. Путеводитель. М., 2005.
  • Апфельбаум С., Игнатьева Е. Связи с общественностью в сфере исполнительских искусств. М., 2003.
  • Баззана К. Очарованный Странник. Жизнь и искусство Глена Гульда. М.: Классика-XXI, 2007.
  • Бандура А. Скрябин. Поэма экстаза. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008.
  • Баринова М. Воспоминания о Гофмане и Бузони. М., 2000.
  • Браудо И. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. М., 2000.
  • Воспоминания о Г.Г. Нейгаузе. (Серия «Музыкально-педагогическое и литературное наследие Г.Г. Нейгауза. Т. 3.) М., 2002.
  • Воспоминания о Листе (А. Бородина, А. Зилоти). М., 2000.
  • Вспоминая Софроницкого. М.: Классика-XXI, 2008..
  • Готсдинер М.А. Краткие очерки о скрипичном искусстве. М., 2002.
  • Грохотов С. Шуман. Карнавал. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008
  • Дейрие Б., Лемери Д., Сэдлер М.. История музыки в картинках. М., 2005.
  • Джильи Б. Я не хотел жить в тени Карузо. М., 2001.
  • Дуков Е. Концерт в истории западноевропейской культуры. М., 2003.
  • Дюбал Д. Вечера с Горовицем. М., 2001.
  • История жизни Йозефа Гайдна, записанная с его слов Альбертом Дисом. Пер. с нем. М., 2000.
  • Как учить музыке одаренных детей. М., 2010.
  • Кендалл А. Хроника классической музыки. Пер. с англ. М., 2006.
  • Котлер Ф., Шефф Дж. Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнительских искусств. М., 2004.
  • Кременштейн Б. Постскриптум. Записки педагога. М., 2009.
  • Лебрехт Н. Маэстро, шедевры и безумие. Тайная жизнь и позорная смерть индустрии звукозаписи классической музыки. М., 2009.
  • Лебрехт Н. Кто убил классическую музыку? М., 2004.
  • Либерман Е. Фортепианные сонаты Бетховена. Записки пианиста-педагога. Вып. 1, 2. М., 1998.
  • Луцкер П. Моцарт. Реквием. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008.
  • Луцкер П., Сусидко И. Моцарт и его время. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008.
  • Лэндри Ч. Креативный город. Пер. с англ. М., 2005.
  • Мильштейн Я. «Хорошо темперированный клавир» И.С. Баха. М., 2002.
  • Монсенжон Бруно. Глен Гульд. Нет, я не эксцентрик! Пер. с франц. М., 2003.
  • Монсенжон Бруно. Рихтер. Дневники. Диалоги. М., 2002.
  • Наборщикова С.В. Видеть музыку, слышать танец: Стравинский и Баланчин. М., 2010.
  • Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. (Серия «Музыкально-педагогическое и литературное наследие Г.Г. Нейгауза. Т. 1). М., 1999.
  • Нейгауз Г.Г. Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи (Серия «Музыкально-педагогическое и литературное наследие Г.Г. Нейгауза. Т. 2). М., 2000.
  • Новоселова Е. Вивальди. Времена года. М.: Издательский дом «Классика-XXI». 2008.
  • Ноймайр А. Музыка и медицина: Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт. М., 2009.
  • Панова Ж. Орф. Кармина бурана. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008.
  • Панова Ж. Рахманинов. Колокола. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008.
  • Петрушанская Е. М. Михаил Глинка и Италия. М., 2009.
  • Попова Т. Верди. Реквием. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008.
  • Раку М. Вагнер. Путеводитель. М., 2008.
  • Сапонов М. Бах. Страсти по Матфею. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008.
  • Сапонов М. Менестрели. Книга о музыке средневековой Европы. М., 2003.
  • Синяева Л.С. Наглядные пособия на уроках сольфеджио. М., 2000.
  • Флорида Р. Креативный класс. Пер. с англ. М., 2005.
  • Хауг Пауль. Москва — Вена — Москва, или Хроника маменькиного сынка. М., 2009.
  • Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М., 2002.
  • Шнабель А. Ты никогда не будешь пианистом. Пер. с англ. М., 1999.
  • Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М., 2001.
  • Яворский Б. Сюиты Баха для клавира. В. Носина. О символике «Французских сюит» И.С. Баха. М., 2002.
Повышение квалификации:
2013 год – курсы по теме: «Инновационные подходы в преподавании исторических и теоретических дисциплин в учреждениях высшего профессионального образования»
2016 год – курсы по теме: «Профессионально-педагогическое общение как ресурс повышения качества образования»
2019 год – курсы по теме: «Охрана труда»