Чугунов Юрий Николаевич

Должность: профессор
Ученая степень: нет
Ученое звание: профессор
Общий стаж работы: 48 лет
Стаж работы по специальности: 45 лет
Преподаваемые дисциплины: «Гармония», «Инструментоведение», «Основы композиции», «Аранжировка».
Наименование направлений подготовки и специальностей: 53.03.01 Музыкальное искусство эстрады. Инструменты эстрадного оркестра.

«Слова бледнее, чем звуки. Музыка Ю. Чугунова – это настроение. Она интимная, искренняя, светлая, непредсказуемая, чарующая. В этой музыке атмосфера и запах всех времен года. В ней много от жизни и много от символа. Преходящее и вечное слились в таинственных гармониях. Мозаика тонов, поверхностей, граней, оттенков и отражений света. Изящная, легкая, но порой загадочная, мистическая. Родилась Музыка. Гены родителя органично объединили джазовую и академическую традиции, а мы, слушатели, можем насладиться новым звучанием и новыми стилевыми возможностями».
Наталья Нагибина

Юрий Николаевич Чугунов родился в 1938 году в Москве.
Закончил МГПИ им. Гнесиных по классу композиции у А. И. Хачатуряна. Чугунов прошел школу музыкально-исполнительской практики в качестве саксофониста и руководителя различных эстрадных и джазовых оркестров. Работал саксофонистом и аранжировщиком в оркестре п.у. Ю.С.Саульского “ВИО-66”. Был участником нескольких джазовых фестивалей, где неоднократно становился лауреатом как саксофонист, композитор и руководитель ансамблей и биг-бэндов (начиная с 1965 г.).
Будучи еще студентом института им. Гнесиных, начал работать педагогом-теоретиком на открывшемся в 1974 году эстрадно-джазовом отделении Музыкального училища им. Гнесиных. В 1978 году им был создан первый в нашей стране учебник джазовой гармонии (“Гармония в джазе”), выдержавший ряд переизданий.
После окончания института Юрий Чугунов работал в сфере симфоджазовой музыки, записывая свои сочинения на радио в оркестре под управлением Юрия Силантьева.

Среди произведений для этого оркестра: Увертюра “Памяти Джорджа Гершвина”, “Болеро”, Танцевальная Сюита, Сюита “Путешествие по джазовым ритмам”, “Голоса весны”, “Павана”, “Мелодия заката”, Фуга, “Скрябиниана” (в 3-х частях), Рэгтайм и др. Эти сочинения можно отнести к так называемому “Третьему течению” (синтез джаза и академической музыки). Все они записаны в фонд Гостелерадио (дирижеры Юрий Силантьев и Виктор Петров). В 80-е годы композитор увлекся вокальным жанром и написал несколько десятков песен и романсов, которые также можно причислить к “третьему течению”. Симфоническая и джазовая музыка Юрия Чугунова звучала в исполнении оркестров и ансамблей под управлением Вероники Дударовой, Павла Сорокина, Игоря Головчина, Юрия Саульского, Анатолия Кролла, Михаила Финберга, Алексея Козлова, Игоря Бриля, Александра Осейчука, Сергея Гурбелошвили, Павла Григорьева, Аркадия Шилклопера, Владимира Данилина, Олега Степурко и многих других известных исполнителей и дирижеров.
Юрий Чугунов является профессором МГУКИ и РАМ им. Гнесиных (на отделении джазовой специализации), а также руководит биг-бэндом в эстрадно-джазовом колледже “Консорт”, который был создан 9 лет назад певицей и педагогом Ингой Яник.
Композитор выпустил шесть авторских компакт-дисков. В последнее время он перенес свое внимание на камерную и симфоническую музыку и написал 4-ю и 5-ю фортепианные сонаты, цикл из 24 прелюдий для фортепиано, несколько фортепианных альбомов для юношества, 4-ю сюиту для саксофона альта и фортепиано, две сюиты для флейты и фортепиано, Симфониетту, увертюру “Северная песня”, Симфонию “В городе звоны”. И разумеется, продолжает создавать джазовые композиции для биг-бэнда и различных ансамблей. Композиции Чугунова пользуются большой популярностью у студентов музыкальных училищ и ВУЗов, и на его авторских концертах молодые исполнители всегда в первых рядах. Недавние теоретические работы композитора: “Эволюция гармонического языка джаза” (первый опыт исторического подхода к предмету джазовой гармонии) и учебное пособие “Учитесь подбирать на слух”. Интересы мастера не ограничиваются композиторской и педагогической деятельностью.
Чугунов является автором пяти книг: “Семь кругов джаза”, “Музыкальные пути”, “Куда глаза глядят”, “Музыка и все остальное” (в жанре мемуаров) и эссе “Это город контрастов” (или “Скрябинская Москва”), посвященное жизни и творчеству Александра Николаевича Скрябина.

Повышение квалификации:
2013 год – курсы по теме: «Компетентностный подход к профессиональной подготовке специалистов музыкальной эстрады»
2018 год – курсы по теме: «Профессиональное педагогическое общение как ресурс повышения качества образования»

2019 год – курсы по теме: «Охрана труда»